Основные компоненты богослужения (вообще)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вся сложная богослужебная система (то, что мы называем обрядом Византийским и Римским) складывается из 4-х основных компонентов:

1) порядок совершения Таинств, т.е. формуляр литургии Таинств.

Напр. в Александрийской традиции основным формуляром литургии является формуляр литургии Марка (“формуляр” - это набор текстов). или, иначе, тексты Евхология “Евхологий” (по-греч.) - молитвослов, но это не то, что мы понимаем под молитвословом.

У нас молитвослов - это книга молитв для домашнего использования.

Евхология - это книга молитв литургии и Таинств, в первую очередь:

порядок литургии и Таинств.

В Византийском обряде - свой Евхологий, в Александрии был когда-то свой Евхологий.

2) порядок совершения суточного круга - Часослов - Орологий (по греч.): порядок Вечерни, Утрени и Часов.

3) система праздников

в каждом обряде - своя система праздников: напр. у католиков

- отделены друг от друга праздники Пятидесятницы и Троицы (у нас это один праздник)

- есть Рождество и Поклонение волхвов (у нас вообще нет такого праздника “Поклонение волхвов”). Обряды часто отличаются только системой праздников. [Мы и католики празднуем Рождество 25 декабря, только они - по старому стилю, а мы - по новому].

4) лекциональная система: “лекция” – чтение Как распределено чтение Евангелия, Ветхого Завета и Апостола в течение года. Напр., в Византийском обряде принято на Литургии 1-го дня Пасхи читать 1-е Евангелие от Иоанна. А в Иерусалиме в древности читали последнее зачало Марка на этой литургии, напр.

Теперь вернемся к истории.

Феодор Студит переехал жить в Константинополь (из Олимпийских гор) с большим количеством монахов. Феодор Студит имел огромный авторитет. Что он сделал? В Олимпийских горах жили монахи-беженцы из Палестины (это время арабских гонений); с собою они принесли свои порядки - Палестинский Часослов. [Часослов относится ко 2-му пункту Основных компонентов богослужения].

Феодор Студит привык с самого начала своей монашеской жизни молиться по Савваисскому Часослову. Приехав в Константинополь с этим Часословом, Феодор Студит все остальные компоненты богослужения, кроме Часослова, он взял Константинопольские, т.е. из устава Великой Церкви.

В Студийском монастыре произошел синтез - очень важный для истории Православного богослужения (не для истории литургии, а для истории Устава) - Студийский синтез. В Новом Студийском Уставе (Студийский синтез):

- Евхологий, система праздников, лекционарная система - Константинопольские

- Часослов - Палестинский.

Авторитет Студийского монастыря был настолько велик, а Устав Студийский (Студийский синтез) настолько всем понравился, что он стал распространяться по всей Малой Азии? (Евразии)

Со временем (в 1204 г.) Константинополь взяли крестоносцы и с этого времени перестал существовать Соборный Константинопольский Типикон - Типикон Великой Церкви (т.к. этот Типикон написан специально под храм Софию Константинопольскую и без нее не могут существовать).

Когда Константинополь восстановили (после ухода крестоносцев) везде стали служить по Студийскому Уставу.

Студийский Устав был со временем принят и в Палестине. Здесь он был немного отредактирован и превратился в так называемый Иерусалимский Устав. Их сейчас противопоставляют: Иерусалимский и Студийский Уставы. На самом деле, иерусалимский Устав - это редакция Студийского Устава: не той, древней традиции Иерусалимской (самостоятельной), а по редакции Студийского Устава. Она имеет в себе нечто Иерусалимское, а именно Часослов, но не непосредственно, а через посредство Студийского Устава.

Иерусалимский иначе называют Нео-(Ново)-Савваисский Устав. [В XI-XII вв. - после 1009 года (восстановления)]. В 1009 г. был погром. Через несколько лет после погрома, когда он забылся, началось восстановление Иерусалима - реставрация.

Эта реставрация осуществлялась в XI в. Устав называют Нео-Савваисским, чтобы не путать его с древним Уставом Саввы, лаврским ? или Лаврский Устав - Нео-Савваисский) [Мы указываем только годы окончания. Устав складывался постепенно, с годами].

В XIV в. на Нео-Савваисский Устав переходит Афон. И с этого времени основным уставом Православной Церкви становится Иерусалимский - это Устав, которым мы пользуемся и сейчас. [Иерусалимский Устав основан, как мы видим, на Студийском Уставе].

Дата: 2018-12-21, просмотров: 283.