Студийский и Иерусалимский Уставы в Византии и на Руси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература:

1) Арранц

2) Пентковский ЖМП № 4, 2001.

3) Пентковский ЖМП № 5, 2001.

Редакции Студийского Устава.

1-я редакция (IX, X, XI вв.)

Итак, с IX в. Студийский Устав - это самостоятельный Устав в Студийском монастыре, а со временем и в большинстве других монастырей Византийской Империи.

Редакция IX, X, XI веков - достаточно стабильная.

В древних памятниках - это I-я редакция Студийского Устава (древнейшая):

1) Ипостиписис пред. Феодора“Ипостиписис” – очертания Типикон - (от слова типос - образец) - главная книга, регулирующая Устав в нашей церкви. Ипотиписис имеет тот же корень “тип”

- очертания

- описание порядка совершения богослужения

- написан одним из учеников преп. Феодора Студита (IX в.)

2) Биопиписис - второй памятник

- написан был преп. Афанасием Афонским, игуменом 1-го на Афоне общежительного монастыря.

Монашество на Афоне существует задолго до Афанасия, но Афанасий открыл 1-й общежительный монастырь на Афоне и назвал его Великая Лавра (уже тогда началось неправильное употребление термина “лавра”).

Великая Лавра - это 1-й общежительный монастырь на Афоне. Ему преп. Афанасий дал Биопиписис. Афанасий умер в 1000 г. (Х в.).

Биопиписис мало отличается от ипотиписиса - что говорит о том, что традиция Студийская в IX-X вв. почти не изменялась. Памятник сер. IX и конца Х вв. - это почти одно и то же.

3) Третий важнейший Типикон 1-й редакции Студийского Устава - это Типикон патриарха Алексия Студита или Студийско-Алексиевский Типикон. Этот Типикон важен именно для русской церкви.

Патриарх Алексий, по прозванию Студит, - вселенский патриарх - до своего патриаршества был монахом (даже игуменом) Студийского монастыря; соответственно, он прекрасно знал Студийскую традицию.

Когда он стал патриархом, он основал свой собственный монастырь. (В поздней Византии это было общепринятой практикой: каждый уважающий себя человек основывал свой собственный монастырь - был ктитором монастыря (в конце жизни он обычно постригался в монахи в этом монастыре): он давал деньги на монашество.

В поздней Византии было популярным быть монахом: монашествующих в Византии было чуть ли не половина населения).

Итак, Алексий основал свой собственный монастырь “Успение Богородицы” - такой маленький монастырек, нет в нем ничего выдающегося. Но Алексий написал для него Типикон (20-е года XI века), который обычно называется Студийско-Алексиевский. (Позднее мы выясним, почему этот Типикон очень важен для нас, русских. Для греков он совершенно не важен).

 

2. 2-я редакция Студийского Устава.

Студийский Устав распространился (как уже было сказано) по всей Византии.

И со 2-й половины XI-го века образцовым монастырем Константинополя становится Евергикийский монастырь - монастырь Божией Матери Евергикийской (или Благодетельницы).Евергекция Этот монастырь имел свой собственный Типикон (этот Типикон содержит Синаксарь!), который достаточно сильно отличался от Типиконов 1-й редакции. Влияние неизвестно откуда, но, скорее всего, из Палестины. В древней Палестине формируется 1-я редакция Студийского Устава.

Отличие 2-й редакции от 1-й.

во 2-й редакции в 1-й редакции

Всенощные бдения:

Есть нет

Стихиры:

и т.д. пелись на одно число

много отличий в службах.

[2-я редакция - новая редакция].

На основе Евергикийского Типикона было создано множество ктиторских Типиконов (XI, XII, XIII вв.). Этот Типикон определял богослужение в Константинополе и Византии во 2-й половине XI в., XII и XIII веках.

Сохранилось достаточно большое количество этих ктиторских Типиконов. Некоторые из них Дмитриевский А. А. приводит в своем труде (в I-м томе “Описания”).

Дмитриевский Алексей Афанасьевич - знаменитый русский литургист (кон. XIX - начало ХХ в.):

- составил 3-томное описание литургических рукописей, хранящихся на Востоке

- один из самых главных трудов русской литургики в целом.

Ктиторские Типиконы: все они основаны на Евергикийском Синаксаре. И эта же самая редакция переехала в Палестину и породила Иерусалимский Устав.

[Иерусалимский Устав основан именно на 2-й редакции. Эта 2-я редакция переехала в Палестину и привела к возникновению Иерусалимского Устава (в Палестине он сформировался). Кроме того, эта 2-я редакция переехала на Афон и в Южную Италию, греко-язычную. Половина Южной Италии долгое время была греко-язычной и до сих пор там сохранились греко-язычные деревни, поселения].

Типиконы Южной Италии представляют собой своеобразную редакцию Студийского Устава - можно сказать 3-я редакция Студийского Устава.

1) Южно-италийские типиконы

2) Афонские Типиконы (XI-XIII вв.)

до XIV в.

- не сохранились

- сохранился грузинский перевод одного из таких Типиконов, сделанный святым Георгием Мтацминдоли (по-грузински, Святогорец) (3-м или 4-м ... Иверского монастыря на Афоне).

 

4-я редакция Студийского Устава:

- Иерусалимский Устав: не называется Студийским Уставом, но, по сути, это тоже одна из редакций Студийского Устава - можно сказать 4-я редакция.

В XIII веке Афон был захвачен тоже крестоносцами. После их ухода на Афоне приняли Иерусалимский Устав, т.к. этот Устав приняли на Афоне, то его приняли и везде.

С XIV в. Иерусалимский Устав используется везде на Востоке.  Это что касается Византийской части темы. Теперь, что было на Руси?

Русь.

Принятая дата крещения Руси - 988 год. Какой Типикон (Устав) был принят на Руси в это время - никто не знает. Но косвенные данные (их очень мало) говорят, что этим Уставом был Студийский Устав - естественно, его 1-я редакция (2-й редакции еще не существовало).

Историю Русского богослужения лучше всего прочесть в “Православной Энциклопедии” (нулевой том!): “Русская Православная Церковь”. Там есть такая статья “Богослужение в Русской Церкви Х-ХХ вв.”.

В 60-е годы XI века в игуменство преп. Феодосия в Киево-Печерском монастыре, по сообщению летописи, резко умножилось число братии: монахов стало очень много.

Преп. Феодосий был смиренным человеком и боялся организовывать такой большой монастырь по собственному усмотрению, а тот Типикон (неизвестный нам), который на Руси уже использовался более 50 лет (предположительно, Студийский), не содержал в себе Дисциплинарной части - части, где бы описывалось, как в монастыре нужно организовывать послушание, как нужно одеваться, обуваться и питаться...

Преп. Феодосий отправил (послал) гонца в Константинополь, чтобы такой Типикон разыскали. И такой Типикон нашелся - это был Студийский Алексеевский Типикон.

В отличие от других типиконов (собственно, 2 были известны, другие Типиконы не сохранились). Этот Типикон имел Дисциплинарную часть, что было так важно для преп. Феодосия.

Именно поэтому Типикон никому не известного монастырька был заимствован преп. Феодосием в его Киево-Печерскую Лавру, а из Лавры распространился по всей Руси.

Итак, на Руси:

Х - нач. XI в. - Студийский Устав - под вопросом.

С 60-х гг. XI в. - Студийско-Алексиевский Типикон.

Этот Типикон сохранился только в русских переводах (греческий текст не дошел до нас). Самая лучшая рукопись, содержащая этот Типикон - 330-я. Она издана в этом году, совсем недавно, Пентковским. Книгу со Студийско-Алексиевским Типиконом сейчас можно приобрести, она называется “Типикон патриарха Алексия Студита в Аизантии и на Руси”, М., 2001.

Впервые в мире издан этот Типикон - событие для литургики.

Этот Типикон существовал на Руси до конца XIV в.

В конце XIV в.:

- Куликовская битва (1380 г.). Реставрация Руси фактически.

- на Русь в огромных количествах бегут балканские жители (в самом конце XIV в.): экспансия турок.

[К середине XV в., кроме Константинополя, фактически никакой Византии уже не было: когда брали Константинополь, почти все было захвачено турками (Константинополь был последним оплотом Православия.

С Балкан очень много бежало сербов, болгар и т.д. Это время 2-го южно-славянского влияния на Руси. 1-е было, как считается, при князе Владимире, а это - 2-е].

С собой эти самые сербы и болгары несли книги и высокую культуру, на Руси уже утраченную (из-за нашествия татарского ига).

Под влиянием южных славян (при митрополите Киприане) появляется на Руси Иерусалимский Устав.

[Выдающийся митрополит Киприан был как раз болгарином на Руси: он всю свою жизнь враждовал со святителем Алексием, пока тот не умер].

Почему свт. Киприан привез на Русь Иерусалимский Устав: потому что все уже давно перешли на этот Устав, кроме Руси. На Руси до XIV в. был Студийский Устав.

С самого начала XV в. на Руси - Иерусалимский Устав. Эта мощнейшая реформа Киприана прошла, как ни странно, незамеченной. Мы знаем потрясения середины XVII в., связанные с Никоном: старообрядство...

Здесь произошла смена всей традиции (радикальная смена одного Устава другим), и она прошла незаметно.

Никон в Уставе вообще почти ничего не менял. Меняли после Никона некоторые правщики. Особенно много изменили книг при последующих патриархах. Они изменили, в основном, язык. Когда язык изменяется, это слышно более явно. И хотя слова поют те же, но они звучат по-другому, потому что заново переведены с греческого - новый перевод. Во многом поэтому были потрясения в середине XVII в., хотя никакой смены Устава не было вообще.

При самом Никоне Типикон вообще не выходил, т.е. Никон руководствовался старым Типиконом.

Издания Типикона XVII в. не так уж сильно друг от друга отличались: как дониконовский, так и послениконовский.

Мы видим, как на Руси все стабильно:

до XV века - один Типикон,

потом - другой Типикон.

Это не сравнить с Византией, где все сложно кипело и изменялось в течение веков.

 

Отличие Студийского и Иерусалимского Уставов.

Вообще, не совсем корректно ставится проблема, т.е. можно сказать: в чем отличие такой-то редакции Студийского Устава от Иерусалимского.

Более точно выделенную проблему можно сформулировать так:

отличие Студийско-Алексиевского и Иерусалимского Устава, т.е. сравнивают русскую традицию (1-ю редакцию Студийского Устава и Иерусалимский Устав).

Самое главное отличие, которое нужно запомнить: Иерусалимский Устав гораздо строже Студийского. Он выражается в том, что:

- службы по Иерусалимскому Уставу значительно длиннее

- в Иерусалимском Уставе есть всенощная (т.е. вечерня и утреня могут объединяться в одну службу)

- по Иерусалимскому Уставу строже Посты, напр. Великим Постом:

Студийский Устав разрешал рыбу Иерусалимский Устав не разрешал даже елей
- в субботу и в воскресенье - на Преполовение Поста - Среда Крестопоклонной седмицы - в среду Крестопоклонной седмицы (нет даже такого праздника - Преполовение Поста).

- в Студийском Уставе не было поста в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи;

- не было Успенского Поста;

- Студийский Устав разрешал в Петров Пост по воскресеньям и субботам молоко есть.

- Студийский Устав не знает так называемого праздничного окончания Утрени (в Иерусалимском Уставе есть два вида окончания Утрени: - праздничное и будничное);

- по Студийскому Уставу: в Великую Субботу (1 раз в году) Утреня заканчивалась по праздничному (по Иерусалимскому, праздничную, по славословному;

- по Студийскому Уставу гораздо больше пелось, чем читалось (по Иерусалимскому Уставу мы читаем: 6-псалмие, кафизмы. По Студийскому Уставу все это поется;

- по Студийскому Уставу: - кафизм меньше на Утрени (не 2, а 1 - в 1-й период года).

Самые основные (главные) отличия:

- Студийский Устав менее строгий,

- нет всенощных,

- Утреня оканчивается всегда одинаково, кроме Великой Субботы.

Еще важное отличие:

- в Студийском Уставе поются преимущественно песнопения Константинопольской гимнографической школы (т.к. сам монастырь - Константинопольский). В Иерусалимском Уставе преимущество отдается песнопениям Палестинской школы.

Собственно, когда менялся Типикон, менялись с ним и Минеи, и Триоди (песнопения).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 406.