Богослужения Великой Пятницы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Утреня Великой Пятницы даже отделена в Триоди специальным заголовком «Последование Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Т.е. это не просто рядовая Утреня и в Триоди есть специальный заголовок «последование святых Страстей». В Чин Утрени здесь включено особое последование воспоминания Страстей Господних. Откуда оно взялось? Вы все уже прекрасно знаете, что наше богослужение в своей основе константинопольское. Константинопольские Литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, константинопольский порядок Крещения и др. Таинств, константинопольский набор праздников. Но наше богослужение испытало и сильное влияние Палестинской традиции, порядок служб (Утреня, Вечерня, Часы) у нас палестинский, а не константинопольский. Бывает, что палестинские гимнографы звучат за богослужением, самый яркий пример Косьма Маюмский, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, т.е. наш Устав носит смешанный характер – он константинопольский, но имеет палестинское влияние. В некоторых службах это палестинское влияние ощущается сильнее других. К таким службам, в частности, принадлежит Утреня 12 Евангелий, Утреня Великой пятницы. Уже в Типиконе Великой Церкви IX века, в памятнике, который еще не носит на себе никакого палестинского влияния, отражает чисто константинопольскую кафедральную традицию, для Великой пятницы указывается обычная кафедральная Вечерня и Утреня, обычные кафедральные Часы с соответствующими тропарями, но не имеющих никаких отклонений в своем порядке (как Вечерня и Утреня других дней). Но в качестве примечания там говорится, что на пани хис (это особая служба) желающие поют Иерусалимское последование 12 Евангелий. То есть уже в такое раннее время эта иерусалимская служба завоевала себе популярность и использовалась в Константинополе, причем не на Утрене, а на другой службе. Истоки этой службы нужно искать в Иерусалиме. По сообщениям уже конца IV века «Паломничество Егерии» в эту ночь с четверга на пятницу все жители Иерусалима во главе с епископом ходили с места на место, вспоминая различные моменты Страстей Христовых. Ходили на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, в то место, где была Претория, и там читали соответствующие Евангелия, посвященные Страстям. А во время шествия с места на место пели специальные антифоны. Вот таким образом сформировалось это последование. Оно состоит из нескольких Евангелий, перемежаемых пением антифонов. Сейчас уже никакого шествия не происходит, все это происходит в храме, поскольку только в Иерусалиме такое шествие было бы актуально. В Иерусалиме и до сих пор подобное шествие устраивается. Тем не менее служба состоит из нескольких (а не из 12 Евангелий), а между ними поются антифоны и другие песнопения.

Разберем ее порядок.

Хотя это Утреня, Устав говорит: «во святыя великия четверток вечера». Это странно. Утреня начинается вечером. Это единственная Утреня, которая по Уставу начинается вечером. Все Утрени по Уставу начинаются ночью, а эта Утреня начинается вечером. На самом деле это не Утреня, а Всенощная. Что за служба, которая вечером начинается, а Утром заканчивается? Это Всенощная. «Во второй час нощи», т.е. около 8 вечера. В приходской практике всю ночь не поют эту службу, а поют ее вечером в четверг. После возгласа, двупсалмия и шестопсалмия и Мирной ектиньи поется Аллилуйя и тропарь великого четверга. Хотя это Утреня Великой пятницы, но начинается она вечером в четверг, поэтому поется тропарь Великого четверга «Егда славние ученицы…» трижды. Затем Малая ектинья, все зажигают свечи и читается первое Евангелие от Иоанна «Прощальная беседа Господа с учениками», т.е. крайне продолжительное Евангелие. По старому Уставу его должен читать епископ. Всего лишь 4 раза в году по древнему Уставу читал епископ Евангелие: это, первое из 12, Евангелие на Литургии на Пасху, Евангелие на пасхальной Вечерни и Евангелие на 1-ое сентября, на Новый год. Современный устав таких указаний не содержит, но в древнем были, т.е. очень важное Евангелие. Читается Евангелие по Уставу в Алтаре как воскресное Евангелие. Для удобства молящихся у нас его читают в храме. После «Слава тебе, Господи, слава Тебе» поется по окончании Евангелия «Слава долготерпению Твоему, Господи». И после первого Евангелия 3 антифона. Затем Малая ектинья, седален (первый и последний раз целиком, а в середине – только конец). Читается второе Евангелие от Иоанна о беседе Христа с учениками по дороге в Гефсиманский сад и о взятии Христа под стражу. И затем эта последовательность: антифоны, Малая ектинья, седален и Евангелие повторяется еще 4 раза (получается всего 5 раз). Во время седальна совершается каждение. Поскольку Евангелие в Алтаре, то Алтаря по Уставу, на практике – каждение храма малое. Поэтому Устав на этих седальнах запрещает сидеть (оказываются не седальнами). Третье Евангелие от Матфея о том как Христа повели к Каиафе. 4-е евангелие от Иоанна как Христа повели от Каиафы в преторию, 5-е Евангелие от Матфея – о самоубийстве Иуды и о том, как Христа повели на распятие. И, наконец, еще 3 антифона, Малая ектинья, седелен, он же тропарь Великой пятницы «искупил ны от клятвы закона…» и 6-е Евангелие от марка о распятии Христа. Можно отметить, что у греков принято на Страстной седмице в первые дни полагать на аналое в Храме икону «Христос в терновом венце». Во время 15-го антифона перед Евангелием о распятии эта икона заменяется иконой распятия (поскольку Евангелие о распятии).

После 6-го Евангелия поются Блаженны с тропарями. Устав знает только две Утрени с Блаженными. Обычно Блаженны – принадлежность Изобразительных или Литургии, но никак не Утрени. Все же есть две Утрени с Блаженными: Утреня в четверг 5-ой седмицы (Стояние Марии Египетской) и Утреня Великой пятницы. Обе эти службы – палестинские по определению. Во время Стояния Марии Египетской поется канон Андрея Критского (палестинского автора), читается житие палестинской святой – Марии, в Великую пятницу служба тесно связана с Иерусалимом. Так что, вероятно, каким-то образом появление Блаженных на Утрени связано с палестинским влиянием (видимо это было нормально для палестинской Утрени).

После Блаженных с тропарями прокимен «Разделивши ризы Моя…», 7-е евангелие от Матфея о крестной смерти Спасителя. Затем 50-й псалом, 8-е евангелие от Луки о разбойниках, которых распяли со Христом. Затем поется Трипеснец Косьмы Маюмского. После первой его песни, которая одновременно 5-я Малая ектинья, кондак и икос. И Синаксарь, где составитель его пытается примирить повествования разных евангелистов. 8-я песнь (Честнейшая не поется), обращаю ваше внимание на 9-ю песнь трипеснца, которая звучит так: Честнейшую херувим…Тя величаем. Вам должны быть эти слова знакомы. Это оказывается ирмос и автор его Косьма Маюмский. Согласно церковному преданию к этим словам позже (Косьма Маюмский жил одновременно с Иоанном Дамаскиным в VIII веке) уже в X-XI веке на Афоне один монах пел этот ирмос («Честнейшую херувим») у иконы Божией Матери, ему явился ангел и перстом на камне написал припев «Достойно есть». Можно отметить здесь, что этот припев «Достойно есть…Матерь Бога нашего» является древнейшим величанием Божией матери, так что на праздник многих икон, например, Казанской, он указывается в качестве величания, а певчие по неразумию своему поют все равно6 «Величаем Тя, Пресвятая Дево», хотя нужно петь «Достойно есть…». (текст в Часослове или Ирмологии – последовательность Литургии).

После 9-ой песни канона - Малая ектинья и эксапостиларий «Разбойника благоразумного …и спаси мя». Поется он, как и другие эксапостиларии, трижды: один раз – певец посреди храма, а 2 раза – по хорам, правый и левый. И читается 9-е евангелие от Иоанна о словах, которые сказал Господь Иоанну Богослову и Пречистой Своей Матери, о смерти Спасителя на Кресте и о прободении Его Пречистого ребра. Далее поется «Всякое дыхание», что необычно. Великого славословия в этот день нет и вроде бы Хвалитные псалмы должны начинаться со слов «Хвалите Господа с небес». Но они начинаются со слов «Всякое дыхание», чем подчеркивается торжественность момента. Здесь же отмечу, что в этих т.н. «Последованиях Страстной седмицы» (книжечках) неправильно указано «Хвалите Господа с небес», хотя здесь четко написано «Всякое дыхание». Надо это поправить. И стихиры на Хвалитех. Далее 10-е Евангелие от Марка о том, как Иосиф испросил у Пилата Тело Иисусово и о погребении Христа. Читается Вседневное славословие, Просительная ектинья. Затем 11-е Евангелие от Иоанна, снова о том. как Иосиф испросил Тело Христово и о погребении. Затем Стиховные стихиры. И 12-е Евангелие от Матфея о том, как на другой день иудеи утвердили камень с печатью со стражей (запечатали гроб и стражу поставили). Читается Благо есть, Трисвятое по Отче наш и тропарь Великой пятницы (служба начиналась с тропаря Великого четверга и заканчивается тропарем Великой пятницы): «искупил ны от клятвы закона…». Сугубая ектинья и отпуст. Первый час к Утрени не присоединяется.

Следующая служба должна совершаться (если Утреня заканчивается на рассвете) через непродолжительное время утром в пятницу. Это Царские или Великие часы. В то время как царь обычно приходил к Литургии во время Малого входа (Малый вход – вход царя и патриарха в храм), т.е. на Часах он отсутствовал, то здесь он приходил к Часам. На этих Часах читаются специальные псалмы, где говорится о Страстях Христовых, читаются особые стихиры, читаются паремии, Апостол и Евангелие. Отметим, что здесь мы читаем на каждом из Часов повествование о Страстях по одному из евангелистов (на Первом – от Матфея, на 3-м – от Марка и т.д.). Выходит, что мы на Утрени Великой пятницы читали из разных евангелистов, а здесь мы читаем все эти повествования на каждом Часе целиком по каждому евангелисту. И заканчивается это Изобразительными

Вечерня Великой пятницы.

Начинается по Уставу о десятом Часе дне (т.е. в 4 часа дня), бывает обычно часа в два дня. Начинается Обычным началом (Предначинательный псалом, Мирная ектинья) и сразу «Господи воззвах» (кафизм нет, т.к. на Страстной и Светлой седмицах кафизм не бывает) и стихиры на Господи воззвах на 6. Вход с Евангелием, поскольку на Вечерне читается Евангелие. Свете тихий и прокимен «Разделиши ризы Моя …» (тот же, что и на Утрени), чтение Исхода и чтение Иова. Обычные две паремии навечерия Страстной седмицы (Исход и Иов). Но к этим двум паремиям прибавлена третья: пророчество Исайи о страждущем Мессии. Знаменитые слова: «Как овча…». Затем прокимен и Апостол (Кор., 125 зачало): о смысле Креста для христиан. Далее Аллилуарий (большее, чем обычно число стихов). Евангелие от Матфея (составное, как на Вечерне в Великий четверг), рассказ о Страстях - уже третий способ рассказа. На этот раз одно целое Евангелие, в котором кусочки из разных евангелистов объединены последовательно. Тремя способами Церковь напоминает нам о Страстях. Мы читаем 12 отдельных Евангелий о Страстях, затем читаем каждого евангелиста по очереди и, наконец, читаем продолжительное составное Евангелие… С этим Евангелием связаны некоторые проблемы вот такого рода. Согласно одному из евангелистов разбойники сначала хулили Распятого, потом один разбойник раскаялся. А в другом почему-то наоборот: сначала рассказывается о покаянии этого разбойника, а потом из другого уже евангелиста читается фрагмент, где говорится «также и распятый с Ним поношал Его». Это двойственное число и сомнений быть не может - два разбойника. Получается ерунда – покаялся, а потом обратно покаялся. На эту ерунду уже давно обратили внимание всякие богослужебные комиссии, и давным-давно уже собор предписал исправить этот недочет, просто переставить эти два фрагмента местами. Это очень легко сделать без всякого ущерба для Евангелия. Но почему-то никак не могут напечатать.

Затем читается Сугубая ектинья «Рцем вси…». Сподоби Господи, Просительная ектинья. И поют стихиры на стиховне «Егда от древа Тя…». На Славу и ныне этих стихир специальная стихира «Тебе, одеящемуся светом, яко ризою…». Эта стихира поется на очень продолжительную мелодию, обычно болгарскую или греческую. Дело в том, что в практике греческих церквей во время этой стихиры бывает изнесение Плащаницы из Алтаря. Плащаница полагается на Престол заблаговременно уже в начале Вечерни и там лежит. Во время этой стихиры совершается каждение и износят Плащаницу из Алтаря на середину храма, что изображает снятие Господа со Креста и погребение Его. Поэтому такие продолжительные напевы. У нас в России во время этой стихиры Плащаницу не износят, а лишь совершают каждение вокруг Престола. Износят же ее несколько позже. Давайте прочтем ее текст. «Тебе, одеющемуся светом, яко ризою, сняв Иосиф с древа с Никодимом и видят мертва, нага, непогребенна, благосердный плач устремив, рыдая, глаголаша…». Затем Ныне отпущающе, Трисвятое по Отче на. Поются тропари Великой субботы «Благообразный Иосиф…» и «Мироносицам женам…». У нас во время пения этих тропарей бывает изнесение Плащаницы. В тропаре «Благообразный Иосиф» неправильно стоит знак препинания. Читается текст. «Благообразный Иосиф, с древа сняв Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистой обвив и вонями…» (Плащаницею и благоуханиями обвив) и дальше уже «во Гробе нове, покрыв, положил». Запятая стоит неправильно после слова «обвив». Не соответствует исторической действительности, потому что сначала помазывают благоуханиями. Затем обертывают плащаницей и затем только полагают во гроб, а не наоборот – сначала полагают во гроб, а потом сверху поливают благовониями. А второе, этот текст просто не соответствует греческому тексту. По-гречески здесь однозначно «Плащаницею чистой обвив и вонями». И отпуст.

Повечерие в этот день поется в келиях поскору ради продолжительных служб, которые совершались всю ночь. Пелась Утреня, длинные Царские часы, Вечерня. И на этом Повечерии поется канон (вовсе не Андрея Критского, как следовало бы ожидать, всю Страстную мы поем на Повечерии канон Андрея Критского) гораздо более позднего автора Симеона Логофета, все равно очень древнего. Это свидетельствует о позднем происхождении этого канона и позднем происхождении этой службы. Первоначально, видимо, Повечерие в этот день отменялось ради отдохновения.

Канон на плач Богородицы.

О том, что этот канон по отношению канона Косьмы Маюмского и Андрея Критского является второстепенным, говорит не только то, что он должен петься в келии, а не в храме, а также то, что Симеон Логофет даже не потрудился написать специальные ирмосы. Здесь используются ирмосы 6-го гласа «Яко посуху прошествовал Израиль…». Прекрасный канон, очень глубокий. Можно отметить, что ему придается обычно большое значение, его читают священники перед Плащаницей с большой торжественностью, что само по себе неплохо, а плохо то, что при этом те же самые каноны Андрея Критского прочитываются кое-как или вообще не прочитываются, хотя Устав уделяет им больше внимания. Они имеют свои собственные ирмосы, поются в храме, а не в келии, как этот канон. Нужно соблюдать субординацию. Если уж этот канон читают уж этот канон, то нужно читать и другие каноны на Страстной седмице.

Утреня Великой субботы

Начинается по Уставу в седьмой час (около часа ночи). Обычно Утреня на Афоне читается в 2-3 часа ночи, а эта немного раньше, чем обычно. Начинается как всегда с Двупсалмия, Шестопсалмия, Мирной ектиньи. Затем Бог Господь и тропари на Бог Господь. К двум тропарям, которые мы уже слышали на Вечерне «Благообразный Иосиф» и «Мироносицы жены» прибавлен воскресный тропарь второго гласа «Егда снизше еси к смерти…». В этом тропаре говорится о сошествии Христа во ад. Служба эта посвящена во многом сошествию Христа во ад. Хотя эта тема совсем не затронута в Евангелиях и лишь мимоходом затронута в Посланиях, скажем апостола Петра, но в богослужении Великой субботы она освящена. Во время тропарей обычно бывает полное каждение храма.

И затем начинается 17-я кафизма. Как же так, ведь, начиная с Великого четверга, все кафизмы отменены вплоть до Антипасхи. Исключение делается только для этой кафизмы. Это обычная субботняя кафизма, она же обычно и воскресная. Богослужение Великой субботы через покой этого дня, когда во гробе лежит Создатель вселенной (вселенский покой), уже просвечивает свет Воскресения. Эта кафизма воскресная поэтому не отменена, во-первых, а во-вторых она же бывает у нас во время заупокойных служб. Здесь она тоже поется, поскольку мы оплакиваем умершего Христа у Плащаницы. И с того момента, как Плащаница внесена, т.е. с уже Вечерни Великой пятницы, все ектиньи произносит дьякон перед Плащаницей. Кафизма не просто читается, а поется. Она разделена на 3 части, называемых статиями, т.е. во время нельзя сидеть, а нужно стоять. Причем первая поется на 5-й глас, вторая –тоже на 5-й, а третья – на 3-й. К каждому из стихов прибавлен тропарь, названный в Уставе «похвалой». Кафизма поется с похвалами. Обычно у нас хор поет всего несколько первых похвал, а затем начинают читать два священника. Один читает стихи, а другой читает похвалу. Для восприятия молящихся это обычно бывает трудно слушать. Продолжительное чтение, даже самых лучших чтецов, слушать все-таки тяжело. По Уставу все стихи и похвалы нужно петь на два хора. Но продолжительное пение может тоже утомлять. Поэтому можно, например, чередовать чтение и пение. Хор пел бы стихи или похвалы, а священник читал бы то, что останется. Конечно, нужно избегать сплошного безостановочного чтения, молящиеся через какое-то время перестают понимать, о чем идет речь. По Уставу все это поется. На Афоне, например, эти похвалы поют священники и монахи по очереди. Там каждый ждет своей очереди и получается интересно. Ходит по храму и дает книжку, у греков как-то более свободно. После первой статии повторяется первая похвала «Жизнь во гробе положил Христе» и Малая ектинья. Затем вторая статия начинается с малого каждения храма. Опять похвалы чередуются со стихами 17-ой кафизмы, в конце повторяется первая похвала второй статии «Достойно есть венчать Тебя, Жизнодавца» и снова Малая ектинья. Начинается третья статия – малое каждение храма, в конце третьей статии ничего не повторяется, а сразу добавляются воскресные тропари по Непорочных «Ангельский собор удивися». Всего два раза поются эти тропари в субботу – Великую и Лазареву. В Великую субботу уже мы предчувствуем воскресение – оно уже рядом. Кроме того, хотя кафизма заупокойная, но когда мы молимся о каком-то усопшем человеке грешном, то мы поем субботние тропари по Непорочных, где говорится о прощении грехов, вообще моление о упокоении. А здесь совершенно не нужно молиться о упокоении, мы верим, что Христос воскреснет, тем более безгрешный Богочеловек, поэтому вместо заупокойных тропарей по Непорочных поются победные воскресные тропари по Непорочных «Ангельский собор». Тем самым эта кафизма преображается, становится заупокойной воскресной. Затем Малая ектинья, седален. 50 псалом и канон.

Канон Великой субботы был написан по началу Косьмой Маюмским. Представляет из себя Четверопеснец – 6. 7. 8 и 9 песни. Эти песни написал Косьма. Затем канон был дополнен до полного канона монахиней Кассией, которую вы знаете. А затем еще Марк Одрантский (известный гимнограф, живший в Южной Италии – Одранта город, называется Идрунский по-русски, легендарный автор первых Марковых глав в Типиконе) оставил от произведения Кассии одни ирмосы, тропари написал свои. Получается, что у канона 3 автора. Первые 4 песни – тропари написаны Марком, а ирмосы Кассией, остальные 4 песни написаны Косьмой Маюмским. Тоже гениальный по своей поэтической красоте и по своей богословской глубине канон.

Разберем ирмос первой песни. «Волною морскою скрывшего древле гонителя мучителя..», т.е. Того, кто давно скрыл волною морской гонителя мучителя. Кто скрыл морскою волной гонителя мучителя? Господь. «Того, по землею скрыша спасенных отроцев» – погребают потомки спасенных Того, Кто в свое время утопил фараона. «Но мы, яко отроковицы (которые воспели Бога после перехода через Чермное море) и мы также вопиим «Славно Бог прославится». В этом ирмосе присутствует три разных времени. Исход, Погребение Христа и мы. Которые поем песни. По 3-ей песни канона – Малая ектинья, седален, по 6-ой песни канона – Малая ектинья, кондак и икос. И, как обычно, Синаксарь.

Вот что говорит Синаксарь об этом дне, о Великой субботе. «Во святую и великую субботу боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, еже во ад сошествие празднуем. Им же от тли наш род воззван был, к вечной жизни прииде. Сех бо дней превосходит святая четыредесятница всех дней года выше святая Четыредесятница), сия же паки святая Великая седмица больше (а Четыредесятницу превосходит Страстная седмица). И великия седмицы паки больше сия великая суббота…». Как велик этот день, Великая суббота, фактически день перехода от Ветхого завета к Новому. Воскресает Христос и начинается новая жизнь. Это исполнение заповеди о субботнем покое во все полноте, во всей полноте раскрывается смысл заповеди о субботнем покое. Заповедь о субботнем покое получается как прообраз самой великой тайны на земле – тайны искупления человечество Христом. Христос покоится во гробе по заповеди и одновременно это есть искупление человечества – Крестная смерть, сошествие во ад и воскресение.

По 9-ой песни канона Малая ектинья, эксапостиларий «Свят Господь Бог наш». Как в Лазареву субботу, это воскресный эксапостиларий. Затем Всякое дыхание, Хвалитные стихиры на 6, на И ныне Богородичен воскресни «Преблагословенная еси Богородице Дево» - еще один элемент воскресной службы (тропарь «Ангельский собор», «Свят Господь Бог наш» и воскресный Богородичен).

Вслед за Великим славословием за этим священник облачается во все священнические одежды и по Уставу совершается Вход с Евангелием. Па практике совершается совсем иное. Здесь необходимо опять вернуться ко времени формирования нашего богослужебного Устава и указать вот на что. В кафедральном богослужении Константинополя праздничная Утреня оканчивалась именно так, совершался Вход. Как на Вечерне бывает Вход, так и на праздничной Утрени в конце Великого славословия бывал Вход в Алтарь (с середины храма духовенство переходило в Алтарь). Студийский Устав (на котором основан Иерусалимский, т.е. на котором основано все наше богослужение) вместо этого торжественного окончания Утрени с Великим славословием и Входом стал использовать иерусалимское окончание Утрени, где просто все поется без всякого Входа. Но в Великую субботу студийский Устав Вход сохранил. Подобный Вход у нас бывает, когда износится Крест в Крестопоклонную неделю. В конце Великого славословия священник выходит, говорит «Премудрость прости» с Крестом, правда не входит в Алтарь, а полагает Крест в храме. Но все равно это вход по сути своей. Так и здесь, т.е. в Великую субботу сохранился торжественный праздничный Вход с Евангелием. Со временем Евангелие стали завертывать в воздух. Тем самым Евангелие изображает Христа. А воздух – Плащаницу, в которую было обернуто Его тело. Плащаницы в Византии были расшиты. На них могли изображать, в частности, погребение Христа, надгробный плач или еще что-то. И отсюда возник собственно обычай сооружать Плащаницу. Именно из этого. Плащаница на самом деле это ни что иное как евхаристический воздух. Она, скажете, велика по размеру. Но в Византии совершали Литургию сразу на многих Дискосах и Чашах в больших храмах, поэтому и воздухи были большие. И отсюда в свое время возник обычай в Великую субботу совершать шествие с Плащаницей. Настоятель храма или первый старший священник идет с Евангелием, а над ним, священником, Плащаницу несут другие священники. Евангелие изображает Христа (Слово Божие, самый яркий символ Христа в богослужении, потому что святые Тайны – это не символ, это реальность), Плащаница – плащаницу. Отсюда ясно, что когда у нас бывает обряд изнесения плащаницы Божией Матери, Евангелие там носить не нужно (Христос не символизируется ничем). Во время Великого славословия священник облачает во все одежды, кадит Плащаницу и в конце пения бывает обхождение вокруг храма с Плащаницей и Евангелием. Что символизирует? Часто говорят, что погребение Христа или даже погребение Плащаницы. Зачем Плащаницу погребать? Но на самом деле мы тут видели, что снятие с Креста и погребение изображено уже в том, что Плащаницы износится уже на Вечерне, ее вынесли все, уже все песнопения спеты. А здесь идет уже вовсю Великая суббота, погребали в пятницу, значит в Великую субботу погребения быть не может. Поэтому по толкованию других святых отцов XX века это шествие с Плащаницей изображает сошествие Христа во ад. Вот такие две символики есть (погребальное шествие – это немножко натянуто. И символическое сошествие во ад). Как мы видим, это шествие возникло первоначально из других соображений, поэтому символика эта достаточно натянута.

По возвращении в храм священник говорит «Премудрость» как при Входе и поется тропарь «Благообразный Иосиф», тропарь Великой субботы и совершается каждение Плащаницы. Затем тропарь пророчества, прокимен, пророчество Иезекииля, где пророку в видении является поле, полное иссохших костей. И вот они воскресают эти кости. Затем прокимен и Апостол о том, что Христос – наша новая Пасха. И Аллилуарий 5-го гласа с такими стихами «Да воскреснет Бог и расточатся враз Его», «Яко исчезает дым, да исчезнут»…, т.е. с пасхальными стихами, но без «Сей день, его же сотвори Господь», поскольку день Пасхи только приближается. Мы видим, что Аллилуарий поется на пасхальный 5-й глас, с пасхальными стихами. Тема Воскресения Христова уже прорывается в богослужении со всей силой.

Читается Евангелие от Матфея, предпоследнее зачало, о том, что произошло в субботу. Затем Сугубая и Просительная ектиньи. При этом Сугубая ектинья имеет прибавку «Рцем вси…». Единственный раз в году, когда не на Вечерне, а на Утрени сугубая ектинья читается со слов «Рцем вси», обычно на Утрени она начинается с «Помилуй нас, Боже». Здесь след студийского обычая только раз в году петь Великое славословие в эту субботу. Затем отпуст и целование Плащаницы с пением стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» и читается Первый час.

Утреня эта должна занимать целую ночь и заканчиваться на рассвете. В московской практике служат ее в пятницу вечером. В последние годы в некоторых храмах распространился обычай ночь с пятницы на субботу петь Утреню и сразу за ней Литургию. Он абсолютно антиканоничен, потому что, наоборот, Литургия Великой субботы должна совершаться вечером, потому что это день строгого поста. Как и Великая пятница. Так и Великая суббота – это дни строгого поста. В Великую пятницу Литургии совсем нет и трапезы никакой, в Великую субботу Литургия положена на Вечерне вечером и перед ней бывает, таким образом, строгое пощение. В храмах служат ее с утра. Все-таки это не так плохо, как служить ее ночью уже. Тем самым пост нивелируется полностью. Лишается всякого смысла этот пост, потому что Литургию уже отслужили. Литургия ночью, наоборот, служится только в самые большие праздники (Пасха, Рождество), а чем больше пост, тем позже Литургия откладывается. Поэтому с этой практикой никак нельзя согласиться, хотя она в последние годы становится популярной. Должна совершаться Утреня ночью, а Литургия уже вечером Литургию и Пасхальную службу посмотрим в следующий раз.

 

 

Литургика

29.04.02 (Л-20)

Вспомним еще раз, какие чины Великого Поста связаны с Таинством крещения. Во-первых, само то обстоятельство, что каждый день Великого поста читаются паремии (3 чтения каждый день Великого поста) для поучения оглашаемых. Затем с середины Великого поста износится крест, с которого начинается особенно усиленное оглашение, из-за чего установлен праздник Крестопоклонного воскресения и со среды этой недели начинает читаться ектинья о просвещаемых (о готовящихся ко святому крещению). Возглас «свет Христов просвещает всех» на Литургии Преждеосвященных Даров тоже связан с крещением. С Крестопоклонной недели, кроме того, что начинали усиленно готовить просвещаемых к принятию Таинства, над ними читали многократно во время Великого поста заклинательные молитвы, которые сейчас помещены в Чине оглашения (4 заклинания). В Великую Пятницу между службами патриарх совершал так называемый Чин оглашения Великой пятницы (катехизис Великой пятницы). В перерыве между службами патриарх собирал к себе всех просвещаемых, читал им поучения о высоте святого таинства, о том, как следует относиться к Таинству крещения. Это слово до XVII века перепечатывалось в русских требниках, правда не в Чине крещения, а в Чине принятия неправославных (до сих пор у старообрядцев перепечатано это слово) – «Огласительное слово Великой пятницы Иоанна Златоустого». С именем Иоанна Златоустого в Требнике связано три слова, причем все три этих слова отнесены к разряду спорных, потому что они скорее всего самим Иоанном не сочинены, а являются традиционными литургическими текстами константинопольской традиции, почему и называются именем Иоанна Златоустого. Это «Слово Великого четверга о Таинстве причащения», «Слово Великой пятницы о Таинстве крещения» и «Слово на Пасху», которое вы все знаете: «Аще кто благочестив…». После того, как было прочитано патриархом это Слово (из года в год одно и то же традиционное Слово), совершался Чин отрицания от сатаны и сочетания со Христом, который вы все прекрасно знаете по Требнику. Так что к началу службы Великой субботы уже все подготовительные чины были совершены над крещаемыми, поэтому во время паремии патриарх уходил в баптистерий, освещал здесь воду и совершал само крещение, т.е. погружение в воду, и затем облачение в крещальные ризы. Во время 15-ой паремии из кн. Пророка Даниила, которая заканчивается Песней трех отроков в пещи горящей, новокрещеные опять входили в храм и проходили по одному по очереди мимо патриарха, который стоял у дверей и помазывал каждого входящего Святым миром. В древности в Византии елеем помазывали все тело, буквально возливали на голову, а затем дьякон (мужчина) и дьяконисса (женщина) растирали этот елей по всему телу. А вот миром, в отличии от елея, помазывали только голову, поэтому было легко патриарху помазывать каждого проходящего, потому что нужно было поставить только одну печать Святого мира на голове (на лбу).

Итак, эта песнь во время 15-ой паремии, когда новокрещеные входят в храм. И эта песнь трех отроков в ранней христианской традиции считается прообразом совершенного Христом искупления, потому что в этой песни воспевается искупление, хвалебная песнь Богу. Первые христиане пели ее не отвлеченно, а вполне конкретно, как прославление Бога за совершенное Им искупление. Кроме этой песни среди 15-ой паремии есть еще песнь Моисея при переходе через Чермное море. Как раз чтение Исхода заканчивается Песней Моисея. Таким образом, среди паремий присутствуют две Песни. На самом деле там есть еще песнь Ионы. Книга пророка Ионы среди 15 паремий читается в полном объеме. Библейская Песнь Ионы в отличии от Песней трех отроков и Исхода, в современной практике не поется, а читается, нельзя ее называть Песней (хотя она является Библейской песней: молитва Ионы из чрева кита). Ничто не мешает эту добрую традицию возродить на приходах. Вполне можно во время паремий пойти покрестить желающих (чтение паремий обычно продолжаются более часа).

Вслед за этим возглашается Малая ектинья и поется «Елицы во Христа креститеся…» (крещальный гимн). Читаются прокимен, Апостол (о Таинстве крещения, хотя оно уже давно с Великой субботой не связывается), Аллилуйя и Евангелие от Матфея (два последних зачала), где говорится о событиях Великой субботы, о Воскресении Христовом и о заповеди Господа ученикам идти крестить все народы. То же Евангелие читается во время крещения, только сокращенное. Вся эта последовательность («Елицы во Христа креститеся…», прокимен, Апостол, Евангелие) практически в неизменном виде в неизменном виде вошла в Требник в чинопоследование Таинства Крещения (именно отсюда, из службы Великой субботы).

Далее совершается Литургия Василия Великого. На Литургии вместо Херувимской поется: «Да молчит всякая плоть человеческая…», вместо «Достойно» поется Задостойник (ирмос 9-ой песни канона Великой субботы) «не рыдай мене Мати…». Кстати на Литургии Великой Субботы между Апостолом и Евангелием вместо Аллилуария поется специальное песнопение «Воскресни Боже, Судия земли», во время которого духовенство переоблачается в белые одежды, указывая на Воскресение Христово. Только один раз в году на Литургии не бывает Аллилуария.

В конце Литургии совершается благословение хлеба и вина с той же молитвой, что и на Всенощной. Каких 2-х веществ не хватает? Пшеницы и елея. Елей в Великую субботу Устав не разрешает вкушать (на Страстной седмице Устав разрешает вкушать елей только в четверг ради Тайной вечери). В Великую субботу разрешается по Уставу вкушать хлеб, вино с водой и фрукты, поэтому отсутствует елей и пшеница. Когда мы говорили о происхождении обряда благословения хлеба и вина на Всенощной, мы, в частности, узнали, что пшеница благословляется на Всенощной в связи с тем, что когда-то монахи из этой пшеницы тут же варили себе простенькую кашу. Поскольку в Великую субботу положено сухоядение (вареная пища не дозволяется), поэтому пшеница здесь отсутствует, - благословляется только хлеб и вино.

После этого на практике все расходятся, служба заканчивается. Духовенство идет освящать куличи и пасхи. Остальные идут отдыхать. Но не так по Уставу. По Уставу после того как закончилась Литургия (а это, напомню вам уже достаточно поздний вечер, если служба начинается в 4 часа дня и продолжается почти 4 часа) все садятся тут же в храме и чтец начинает читать Деяния святых апостолов. В это время все вкушают благословенные хлеб, вино и фрукты. После прочтения Деяний совершается такое последование: «Приидите, поклонимся», 50-го псалма, затем поется канон Великой субботы с катавасией (в конце каждой песни ирмос повторяется) и со стихами песни, т.е. с Библейскими песнями. Канон здесь поется не просто с тропарями без ирмосов, как это бывает на Полунощнице или на Повечерии, а с катавасией и с библейскими стихами.

Давайте вспомним, на каких службах присутствует канон, кроме Утрени. На Повечерии, на воскресной Полунощнице, также на молебне, панихиде… На всех этих службах канон используется без Библейских песен, только на Утрени канон бывает с Библейскими песнями. Нам здесь указание (канон поется с катавасией, с Библейскими песнями), что на самом деле это краткая Утреня. По Третьей песне канона здесь седален, по Шестой песни кондак с икосом (как на Утрени, канон на Повечерии поется: по 3-ей песни ничего нет, по 6-ой – седален), в конце 9-ой песни во время катавасии обычно Плащаница уносится в алтарь и полагается на Святом Престоле до Отдания Пасхи. Затем читается Трисвятое, поется тропарь Великой субботы, Сугубая ектинья и отпуст. Все это напоминает краткую, сильно сокращенную Утреню. Вот такой порядок дает нам Устав.

Получается такое последование: Вечерня с воскресными стихирами, благословение хлеба и вина, великое чтение (чтение Деяний) и краткая Утреня. Все это нам напоминает последование Всенощной. Таким образом, это у нас оказывается не просто Вечерня Великой субботы, а Пасхальная Всенощная.

Почему читаются Деяния, вроде бы связи с Пасхой никакой нет. Понятно, что Деяния – это то, что произошло после Воскресения Христова. Оказывается, что это – вторая половина этой Всенощной, которую на практике называют Пасхальной Полунощницей, хотя она вряд ли является Полунощницей. Справедливости ради можно отметить, что в Дониконовском Типиконе на этой службочке пелся не канон Великой субботы, а Троичный воскресный канон первого гласа, т.е. она была действительно настоящей Полунощницей. Кстати, это единственный случай, когда на Страстной и на Светлой седмице канон поется с Библейскими стихами (на Страстной и на Светлой седмицах Библейские песни отменяются).

После этой службы Устав предлагает всем монахам идти по келиям и некоторое время отдохнуть перед Пасхальной службой. У нас же в московской практике после этой Пасхальной Полунощницы сразу уже начинается собственно уже Пасхальное последование. Получается, что по Уставу идут по порядку без разрыва: Вечерня с Литургией, благословение хлеба и вина, чтение Деяний, Полунощница, после этого все расходятся. У нас не так. Получается, что все расходятся после благословения хлеба и вина, зато после Полунощницы никто не расходится, а все участвуют в Пасхальном богослужении.

Само время начала Пасхальной службы. Поставу это «час утренний», т.е. это на полночь, а 7-8 час ночи. Если темнеет сейчас в 21.30, то значит седьмой час ночи – 4.30. Вот примерно в это время должна начинаться Пасхальная Утреня. У нас в России принято начинать ее в полночь, поскольку точное время Воскресения Христова неизвестно (Евангелия об этом ничего не говорят, говорят только, что среди ночи).

Начинается она с того, что духовенство трижды в алтаре поет: «Воскресение Твое, Христе Спасе…», бывает при этом троекратное каждение Престола обычно. Первый раз стихиру поют при закрытых Царских вратах и завесе, второй раз обычно завесу открывают, третий раз открывают уже Царские врата. И все исходят из храма с Пасхальным шествием. На этот Крестный ход берут фонарь и хоругви, а из священных предметов и икон берут всего три предмета: Евангелие, икону Воскресения Христова и Напрестольный крест. Напрестольный крест с Трехсвешником несет в руках настоятель, также он идет обычно с кадилом. Двое священников несут икону Воскресения Христова и Евангелие. Больше на этот крестный ход никакие предметы не износятся, в отличие от других Крестных ходов, когда берется множество икон и т.д. При этом следует отметить, что если в храме недостаточно священников, т.е. нет возможности дать одному священнику икону, другому – Евангелие, то икону и Евангелие несут благочестивые миряне. Все эти предметы оказываются не только единственными, но и обязательными. По Уставу шествие останавливается перед закрытыми дверями храма, про вхождение в храм Устав ничего не говорит. У нас в русской практике давным-давно храм принято обходить вокруг, затем останавливаться перед закрытыми дверьми. За это время, пока бывает шествие, в храме зажигают все свечи, вообще все, какие есть. Я здесь могу отметить, что на Афоне, где храм действительно освещается свечами и висит множество разного рода светильников, это единственный раз в году, когда зажигаются все свечи (даже в самые большие праздники на Афоне все-таки все свечи не горят). Зажигают несколько светильников в разной комбинации – несколько полиелеев, несколько хоросов, точнее один хорос, несколько полиелеев, несколько других светильников. Все свечи зажигают только раз на Пасху Кроме этого, Устав указывает на Пасху в это время поставить в храме сосуд с горящими углями и с ладаном, чтобы наполнить храм благоуханием.

Остановившись перед закрытыми дверями храма, изображающими камень, которым был запечатан гроб, все останавливаются и священник совершает каждение. Затем начинается Утреня с возгласа «Слава святей и животворящей и нераздельной Троице». При этом настоятель начертывает кадилом крест, не единожды, как в начале обычной Утрени, а трижды, как в начале Всенощной. И поется начальный пасхальный антифон, иначе называемый просто пасхальное начало. Поскольку это антифон, он поется поочередно. Сейчас в нашей практике он поется поочередно духовенством и хором. Запишите последовательность Пасхального начала:

1. Духовенство 3 раз тропарь Пасхи, хор трижды повторяет тропарь Пасхи.

2. Духовенство поет стих (кажется из 66 пс.): «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», хор отвечает тропарем.

3. Духовенство поет второй стих: «Яко исчезает дым…», хор отвечает тропарем.

4. Далее третий стих: «Тако да погибнут грешницы…», хор снова тропарь.

5. Затем четвертый стих: «Сей день, его же сотворил Господь», хор опять поет тропарь.

6. Затем «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», хор опять поет тропарь.

7. И шестой стих: «И ныне…»

Получается шесть стихов: три раза тропарь духовенства, три раза хор, затем духовенство поет 6 стихов (4 стиха из псалма и Слава и ныне) и на каждый из этих стихов хор отвечает тропарем.

И напоследок духовенство поет тропарь до середины и хор допевает вторую половину тропаря до конца. Это называется Начальный пасхальный антифон или просто Пасхальное начало. С этого Пасхального начала начинаются все крупные службы во время Светлой седмицы, а именно: Утреня, Вечерня, Божественная Литургия, молебен (Крестный ход во время Светлой седмицы - это ни что иное, как молебен), Таинство крещения, в отличие от малых служб, таких как Часы, Повечерие, Полунощница, которые начинаются просто с троекратного чтения тропаря Пасхи. Во время Пасхального начала бывает каждение. При этом обычно в практике делают так: во время первого стиха священник кадит западную сторону Престола, обращенную к народу, затем переходит на правую сторону Престола и кадит во время чтения второго стиха. Во время третьего стиха он кадит Престол с восточной стороны, во время четвертого стиха - с северной стороны, во время пятого стиха кадит Алтарь, во время шестого – кадит народ.

Поскольку Пасхальная Утреня в Первый день пасхи начинается не в Алтаре, а на улице, то священник переходит с места на место во время пения Пасхального антифона и каждения. Еще можно отметить такой момент, те же самые стихи, которые поют в Пасхальном начальном антифоне, те же самые припевы использованы в Пасхальных стихирах в качестве припевов, но там эти стихи употреблены в более краткой форме. В антифоне стих звучит так: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, да бежат от Лица Его ненавидящие Его», в стихирах припев будет просто: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Более краткий вариант. Можно здесь отметить, что в составе Пасхального начала стихи поются полностью, хотя некоторые священники поют их здесь в сокращенном виде, как они употребляются в стихирах. Но здесь есть различие, его нужно соблюдать.

Вслед за этим настоятель приветствует всех пасхальным приветствием: «Христос воскресе!» и все входят в храм, причем двери храма настоятель должен отворить своей рукой, должен изобразить Ангела, который сам отвалил камень от двери Гроба. Не всегда это соблюдается, но так указывается в Типиконе. Служится вся служба у нас в России в красных одеждах, называемых пасхальными, а в Греции принято служить в белых одеждах.

Все входят в храм, провозглашается Мирная ектинья и начинается Пасхальный канон, написанный Иоанном Дамаскиным в VIII веке. Если посмотреть как Устав предписывает петь Пасхальный канон, можно увидеть, что это самый продолжительный канон в году. Пасхальный канон поется следующим образом: 4 раза ирмос, тропари на 12 (в тех песнях, где 2 тропаря, они повторяются по 6 раз, в тех песнях, где 3 – по 4 раза), еще 2 раза ирмос, затем катавасия. Всего получается 19 текстов. Если это исполнить Знаменным или каким-нибудь Византийским напевом, то все это будет занимать длинные-длинные часы.

У нас у многих ассоциируется Пасхальная служба с чем-то таким кратким, что раз – и она закончилась (в отличие от длинных великопостных служб). На самом деле все наоборот оказывается. Пасхальная Утреня – самая продолжительная Утреня в году по идее, т.е. это легко понять с точки зрения здравого смысла: целый Великий пост люди готовились к этому событию, к празднованию Воскресения Христова: постились, молились, каялись… И вот оно наступило, это событие и, естественно, люди, которые к нему готовились, хотят насладиться им в полной мере, те самым служба удлиняется до невообразимых пределов. А у нас получается наоборот: люди готовились, готовились, готовились, а потом – бац, и все вроде бы закончилось, за полчаса Утреня прошла и все. Я не призываю вас петь с повторениями, а просто обращаю внимание ваше на некоторое несоответствие между практикой и уставными предписаниями. Сам напев Пасхального канона, московский напев, имеет достаточно спорное происхождение, которое мы сейчас не будем обсуждать. Когда приезжают люди из других епархий и слышат этот напев, им смешно становится, - уж совсем он краткий. Еще короче только на одной ноте все спеть. Вот как-то так повелось, что Пасхальная служба совершается максимально кратко. Нужно отметить, что греки здесь тоже не преуспели, они хотя канон поют подольше и на более сложную музыку и повторяют тропари, у них Пасхальный Крестный ход еще до начала службы заканчивается чтением воскресного Евангелия (у нас этого нет), после чего большая часть мирян идет спокойно разговляться. У них здесь на выбор – если хочешь, можешь остаться послушать Утреню. А хочешь – можешь сразу с чистой совестью идти разговляться. Читается Евангелие, сразу настоятель говорит «Христос воскресе!», все отвечают «Воистину воскресе!» и уходят на трапезу. Всю ночь танцы…То же самое у нас до революции было, - почитайте классику, Чехова… Пасхальная ночь – пушки палят, танцы, гулянки…

По Уставу каждую из песней канона начинает петь сам настоятель или духовенство в Алтаре. После каждой песни канона бывает Малая ектинья (всего 8). Во время пения каждой песни канона по Уставу совершается полное каждение всего храма, что вполне легко можно было бы осуществить, если бы канон пелся бы с повторениями. Но совершенно невозможно осуществить, когда канон поется на эту быструю музыку и без повторения, т.е. ирмос, 2 тропаря и катавасия сразу. За это время не только храм, даже алтарь невозможно как следует покадить, поэтому духовенство обычно очень быстро перемещается по алтарю и при этому ссылается на строку из канона «веселыми ногами» и еще переоблачается на каждой песни канона. Этого в Уставе нет, это русская традиция, чем указывает на то, что Пасха – праздников праздник. Поскольку Пасха не является Двунадесятым праздником, она выше всех других праздников, объединяет все праздники, поэтому во все цвета праздничные священник переоблачается во время канона. На Афоне, где канон поется с повторениями, на длинную музыку, совершается полное каждение храма на каждой из песен, а во время пения одной из песен пасхальное каждение заменяется таким своеобразным обрядом – ходит священник или монах с сосудом, называемым миродохион (мирохранительница). Туда, правда, налито не миро, а что-то вроде одеколона, густая маслянистая жидкость, очень сильно благоухающая. Поливают всем на руки, и им протирают лицо. Это неотъемлемый элемент Пасхальной службы на Афоне.

По третьей песни канона после Малой ектиньи поется ипакои. Ипакои во всех книгах обозначен как «ипакои, глас 4-й». Совершенно непонятно почему в Москве все его поют на 8-ой глас. Читается чтение святителя Григория Богослова»Слово на Святую Пасху», где, в частности содержатся слова «Воскресения день и просветимся людие…» и т.д., т.е. большинство выражений Пасхального канона заимствовано преподобный Иоанном Дамаскиным из «Слова Григория Богослова на Святую Пасху». Это Слово было источником для Иоанна Дамаскина, когда он писал свой канон. Жалко, что это Слово обычно не читается. Оно очень длинное, его читать невозможно, но можно как-то сократить может быть и все-таки прочитать. Замечательное Слово по своей глубине, но почему-то его совсем игнорируют. Так же, как на Рождество Христово тоже должно читаться Слово Григория Богослова после 3-ей песни канона, начинающееся словами «Христос рождается, славите…». По 6-ой песни канона и Малой ектиньи поется кондак и икос и читается по Уставу Синаксарь (обычно тоже опускается). После Синаксаря или сразу после икоса читается трижды «Воскресение Христово видевши…». Этот текст и на воскресных Всенощных по Уставу тоже читается, примерно как «Верую» перед Литургией – все молящиеся едиными устами его возглашают. Обычно он поется трижды. И затем 3 раза стихира «Воскрес Иисус от гроба». Продолжаются 7-я и 8-я песнь. 9-я песнь Пасхального канона поется не с припевом «Христос воскресе из мертвых», а со специальными припевами. С этими припевами бывает обычно путаница.

Как исполняется канон по Уставу: ирмос 4 раза, тропари на 12, ирмос 2 раза и катавасия. Еще одна особенность Пасхального канона – после катавасии еще 3 раза поется тропарь «Христос воскресе из мертвых». Из его особенностей отметим еще раз: исключительную длину, то, что он поется без Библейских стихов (как, впрочем, все другие каноны на Страстной и Светлой седмицах), каждую песнь начинает настоятель, после каждой песни Малая ектинья, прибавляется катавасия и 3 раза тропарь. Соответственно этому числу повторений в Цветной Триоди содержится 12 припевов: 2 припева к ирмосам и 10 припевов к тропарям, т.е как по идее все должно происходить. Первый припев ирмосной: «Величит душа моя воскресшаго три дня от гроба Христа Жизнодавца» и ирмос , затем снова тот же припев и ирмос еще раз. Затем второй припев: «Величит душа моя вольно страдавшего…» и опять ирмос, затем снова тот же припев и ирмос. Затем 10 припевов к12 тропарям.(первые два – 2 раза). Посмотрим что произойдет на практике. Если мы споем все как положено с повторами, то выйдет нелогично. Получится, что мы на 9-ю песнь поем с кучей повторов, а чем другие песни тогда хуже, первая, например, чем хуже? Тогда будем петь без повторов. И у нас получится, что тропарей здесь будет не 12, а 2, ирмос будет один. (рисунок на доске). Выйдет, что у нас на ирмос 2 припева и на 2 тропаря еще 10 припевов. Как тут быть? Можно спеть 2 припева, ирмос, затем по 5 припевов и на тропарь опять припев. А можно тропари повторить по дважды (сделать не на 2, а на 4), тогда сделать так: 3 припева, один тропарь, 3 припева, тропарь, еще 2 припева, еще тропарь, еще 2 припева и другой тропарь. Получится более-менее одинаковое число припевов: 2 припева, ирмос, 3 припева, тропарь, 3 припева, тропарь, еще 2 припева, второй тропарь, еще 2 припева, опять второй припев, затем катавасия и 3 раза тропарь. Так будет логично. Не всегда регенты справляются с несложными арифметическими задачами. Поют за раз все припевы, затем все тропари без припевов или еще как-то. В некоторых популярных изданиях, как, скажем, Кустовского, он как бы облегчил жизнь регента и выписал все по порядку как должно быть, т.е. припев, тропарь, припев…со всеми повторами, что делать никто не будет. Люди смотрят в эту книгу и начинают совсем голову терять – надо как-то сократить, а как? Надо просто грамотно разобраться, отделить сначала 12 припевов от тропарей сначала, затем правильно их расставить между собой: несколько припевов берем, поем тропарь, затем опять несколько припевов, поем тропарь…так по очереди все исполним.

Затем Малая ектинья и эксапостиларий Пасхи. Эксапостиларий «Плотию уснув яко мертв…». Обычно первый раз поет духовенство, затем по разу правый и левый клирос. Затем «Всякое дыхание» и Хвалитные псалмы, стихиры на Хвалитех 1-го гласа воскресные. После этого по идее должно было бы быть славословие. По Студийскому уставу весь год пелось будничное славословие, кроме Великой субботы и после него Стиховные стихиры. Иерусалимский устав, на который наша Церковь перешла на рубеже XIV – XV веков, будничное славословие оставил только для будней, почему оно стало называться будничным. По Студийскому уставу это было единственное славословие весь год, кроме Великой субботы (пелось в той редакции, которая сейчас называется будничной). А для праздничных дней иерусалимский устав назначает Великое славословие, кафедральное и выкидывает Стиховные стихиры. Но на Пасху выкинуть Стиховные стихиры оказалось невозможно, они слишком уж нужны для службы (это стихиры «Пасха священная нам днесь показался…» и т.д.). Это с одной стороны, т.е. заменить будничное славословие Великим оказалось невозможным из-за Стиховных стихир. С другой стороны, с точки зрения Иерусалимского устава это тоже нелепо – петь в такой праздник как Пасха будничное славословие. Поэтому славословие выкинули вовсе. Поэтому на Пасхальной Утрени после Хвалитных стихир сразу идут Стиховные без славословия. Парадокс, но это так. В Студийском уставе славословие на Пасхальной Утрени присутствует естественно, как неотъемлемый элемент Утрени, как Свете тихий на Вечерне присутствует и никуда не девается, так и славословие на Утрени не должно никак меняться, это важный элемент. Но вот с XV века оно из состава Утрени исключено к сожалению. Так что вслед за Хвалитными стихирами сразу поются Стиховные стихиры. Славник этих стихир звучит так: «Воскресения день…и друг друга обымем…Христос воскресе…», а вслед за этим поется трижды тропарь, который звучит так же. Получается 4 раза повторяется «Христос воскресе…». Некоторым бывает неясно почему 4 раза. На самом деле он входит сначала 1 раз в состав стихиры и затем уже 3 раза в качестве тропаря. У старообрядцев такой путаницы не происходи, потому что у них текст тропаря несколько отличается от нашего: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гребным жизнь даров». Или в книгах Иосифовского издания «… и гробным живот дарова». А в составе стихиры они поют как у нас. Поэтому путаницы не возникает

После этого бывает Чин христосования, лобызают друг друга и говорят Пасхальное приветствие. Поскольку Устав написан для монастырей, подразумевается, что все присутствующие мужчины монахи. При этом Устав подробно описывает Чин христосования. Получается, что все присутствующие на службе должны каждый друг с другом похристосоваться. Этот чин подобен Чину прощения в Прощенное воскресение. Выстраивается настоятель, духовенство, в руках держат иконы, кресты и все по очереди подходят, христосываются, затем друг с другом. Все это происходит очень небыстро, если совершать правильно. У нас в силу общей тенденции совершать службу как можно более скоро, христосывается обычно духовенство между собой на солее и все, хотя здесь должен совершаться чин христосования всех со всеми. Даже работницы монастырские встают в один ряд со священниками.

Затем читается Слово Огласительное Иоанна Златоустого «Аще кто благочестив» и тропарь Иоанну Златоустом. Затем возглашаются две ектиньи в праздничном порядке, сначала сугубая, затем Просительная. Все большие службы, все те, которые начинаются с начального пасхального антифона (Вечерня, Утреня, Литургия, молебен, отпевание), заканчиваются Пасхальным отпустом. Пасхальный отпуст произносится с Крестом и Трехсвешником в руках. При этом вместо возгласа «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе», которым отпуст открывается, этот отпуст начинается с того, что священник поет тропарь «Христос воскресе из мертвых» до половины, затем хор допевает этот тропарь и священник говорит полный отпуст «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ» и т.д. И далее возвышает Крест и говорит «Христос воскресе» трижды. Народ отвечает на эти слова и хор прибавляет трижды тропарь Пасхи и стих «И нам дарова живот вечный…».И затем многолетие.

Затем читаются (а у нас в Москве поются) Часы Пасхи. Порядок часов вы можете сами посмотреть в любом молитвослове. Это совсем небольшой набор текстов, которые заменяют собой все часы (1-й, 3-й, 6-ой, 9-ый), заменяют также Повечерие и Полунощницу, вследствие этого на Светлой седмице вместо вечерних и утренних молитв читаются эти Часы. Поскольку вы знаете, что уставные молитвы на сон грядущим это на самом деле Повечерие. И поскольку Повечерие заменяется Часами Пасхи, постольку и молитвы на сон грядущим заменяются на Светлой седмице Часами Пасхи (так же и утренние молитвы). Но не вместо Изобразительных. Если на Светлой седмице есть возможность каждый день совершать Литургию, то совершается Литургия и Изобразительных нет. Но если, вдруг нет священника, например в первый день Пасхи вы вдруг оказались на Чукотке и вам нужно как-то помолиться. Тогда совершается Чин Изобразительных пасхи (он указан в Типиконе специально под рубрикой «Аще великия ради нужды несть Литургии», т.е. возникла серьезная проблема, а не просто не захотел служить). Тогда совершается Пасхальный чин Изобразительных с чтением пасхального Евангелия и всего остального.

Литургия на Пасху начинается с Пасхального начала, как и Утреня, затем Мирная ектинья, затем обычный порядок Литургии. Отметим особенности:

1. Праздничные антифоны вместо Изобразительных антифонов, при этом поется специальный Водный стих.

2. Литургия совершается при открытых Царских вратах, как и все службы Светлой седмицы.

3. Вместо «Достойно» поется Задостойник. Это припев «Ангел вопияше» и ирмос 9-ой песни «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» (Новый Иерусалим – Церковь).

4. В Первый день Пасхи Евангелие читается на разных языках. Это древняя традиция. В Типиконе Великой Церкви IX века отмечается, что Евангелие читается два дьякона, один – по гречески, другой по латыни. Наш Типикон про разные языки ничего не говорит. Там говорится, что Евангелие читается в разных местах храма. настоятель читает Евангелие на Престоле в Алтаре, затем дьяконы, сколько их есть, читают в разных местах храма: один – на солее, один – где-нибудь на середине храма, другой – сбоку, наконец, самый последний дьякон – на паперти. Этим изображается проповедь Евангелия по все Вселенной. Одно и то же чтение повторяется многократно дьяконами, стоящими в разных местах храма. У нас вместо этого читается на разных языках (поочередно, по частям), что, как я отметил, является древней традицией (более 1000 лет). При этом во время чтения Евангелия бывает специальный перезвон в колокола. А в конце чтения Евангелия – краткий перезвон. Евангелие изображается специальным перезвоном в колокола. Во время чтения Евангелия никогда не бывает перезвона, только на Пасху. И этот перезвон тоже изображает собой проповедь по всему миру. Колокола разнообразные тоже на всю округу разносят эту радостную весть.

5. С этого дня начинается чтение деяний и Евангелия от Иоанна, поэтому на Пасху читается Первое зачало от Иоанна. Отчасти тоже ради новокрещеных. Пока они не приняли крещения, они не могут понять самого духовного из Евангелий. Теперь люди приняли крещение и начинают слушать Евангелие от Иоанна, как наиболее таинственное из четырех. И в Пасху читается о предвечном рождении Сына Божия. Удивительна эта разносторонность, с одной стороны, и спокойствие церковного устава, с другой стороны. Вместо того, чтобы читать воскресное Евангелие Устав указывает читать здесь Евангелие, которое совсем о другом говорит, о предвечном бытии Слова Божия, а вовсе не о Воскресении Христовом. Тоже указывает на то, что в Пасхе соединены все праздники.

6. На всей Светлой седмице на Литургиях поется «Елицы во Христа крестистеся…», тоже ради крещаемых, принявших крещение в Великую субботу. Кстати, в этом Евангелии говорится и о крещении, что тем, кто Его приняли, Христа, Он дал власть быть детьми Божиими, верующими во имя Его, которые не от крови, не от похоти плотские, не от похоти мужеские, но от Бога родились. Рождение от Бог, о крещении здесь говорится, в частности.

7. Во время причащения Устав указывает петь на Литургии первого дня Пасхи до отдания причастен «Тело Христово приимите…», тот причастен, который у нас поют весь год за Литургией, что не совсем правильно. На Литургии нужно петь причастен во время причащения, тот, который указывает Устав. Это пасхальный причастен, который должен петься на Пасху и до отдания. Греки так и делают, у них он поется только в это время года. В остальное время у них поется «Вечеря Твоея Тайная днесь…». Хотя должен петься этот причастен «Тело Христово приимите…» на Пасху (поскольку это именно Пасхальный причастен, самое место его как раз и петь), из-за того, что он и так весь год поется, в некоторых храмах возникло мнение, что здесь нужно петь тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых…». И в некоторых церквах в Москве поют почему-то во время причащения тропарь Пасхи. Традиция совсем недавняя, ей вряд ли более 10 лет даже. И она, во-первых совершенно противоречит Уставу, а во-вторых, здесь есть вот какая вещь. В конце пасхальной Литургии многократно возглашается тропарь «Христос воскресе из мертвых», все обычные песнопения в конце Литургии заменены тропарем. Если во время причащения мы пели этот причастен «Тело Христово приимите…», а причащение продолжалось длительное время (на Пасху сейчас, слава Богу, причастников хватает), причащаются, например 40 минут и в это время поют этот тропарь, как волынку, то исполнение тропаря в конце полностью теряет свою торжественность и красоту. Т. е. этот тропарь, наоборот, начинает даже приедаться… Поэтому следует, конечно, строго придерживаться указаний Типикона и ни в коем случае на Пасху не петь тропарь во время причащения, а петь указанный по Уставу причастен «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите». Это важно.

Какие же песнопения заменены тропарем? Собственно все те песнопения, которые хор поет в конце Литургии. Когда говорится: «со страхом Божиим…», то вместо «благословен Грядый…» поется тропарь. Затем на «спаси, Боже…» опять тропарь, на возглас «Всегда ныне и присно…» снова тропарь, вместо «Буди Имя Господне…» и 33 псалма тропарь многократно поется. Наконец, тропарь мы будем петь вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» как мы уже видели (пасхальный отпуст) и после отпуста три раза еще, т.е. тропарь звучит очень много раз во время Литургии и совершенно не нужно его достоинство принижать пением его многократно в течение еще 40 минут.

На Литургии первого дня Пасхи благословляется Артос. Зачем нужен Артос? По Уставу в праздничные дни в монастырях должен совершаться Чин о Панагии. В конце Литургии братия входит в трапезную, неся перед собой Богородичную просфору. Затем бывает трапеза и по окончании трапезы возвышается эта просфора и все от нее вкушают (причем частицы вкушаются после обеда, а не до). Эта просфора изображает присутствие Божией Матери за столом. На светлой седмице время особенной близости Богу. Вместо просфоры в честь Божией Матери на трапезу выносят просфору в честь Христа. Поскольку за Литургией просфора в честь Христа это ни что иное, как Святые Дары (собственно не в честь Христа, а это есть Тело Христово Самое настоящее), их на трапезу носить совершенно невозможно. Поэтому как замена Святым Дарам освящается Артос, специальная просфора, изображающая Христа на трапезе. Отсюда это мнение, что когда очень нужно причаститься и нет возможности, нужно вкушать Артос. Действительно это мнение, хотя оно не вполне обосновано, все-таки имеет какое-то основание. Артос хотя и не освящается как Святые Тайны, не становится Телом Христовым, все же он освящается как хлеб в честь Господа. В приходских храмах его в трапезу не носят, он стоит в храме до Светлой субботы, хотя на самом деле ничто не мешает его в трапезную относить. Артос не вкушают, а целуют. Его вносят на трапезу, как Панагию (но Панагию вкушают, а Артос целуют). А в Светлую субботу его раздробляют с молитвой и вкушают, но не после, а до трапезы (в отличие от Богородичной просфоры вкушают натощак). Антидор и Артос Устав предписывает вкушать натощак, а про другие просфоры Устав говорит ровно противоположное – они вкушаются после обеда (так Богородичная просфора вкушается после обеда). О хранении Артоса Устав ничего не говорит. У нас Артос – такой большой круглый хлеб, а вообще-то по Уставу Артос – это хлеб, размером с обычную просфору. У нас он большой, чтобы хватило всем.

 

Вечерня (вечером в Пасху)

совершается во всех священнических облачениях. Начинается с пасхального антифона, как мы уже видели, «Миром Господу помолимся» следует и «Господи воззвах». Стихиры на «Господи воззвах» уже второго гласа. На Светлой седмице каждый день поются воскресные песнопения разных гласов. В первый день Пасхи – первого, в понедельник – второго и т.д. до субботы. В субботу – восьмого гласа (один глас, седьмой, пропущен). Бывает вход. На Светлой седмице – с кадилом, в первый день Пасхи – с Евангелием, потому что в первый день Пасхи читается Евангелие. «Свете тихий» и Великий прокимен. На Светлой седмице Вечерня с Великим прокимном (каждый день разные Великие прокимны). Затем в первый день Пасхи читается Евангелие от Иоанна о явлении Господа ученикам вечером по Воскресении из мертвых (просто потому что это Вечерня). Затем ектинья «Рцем вси…», «Сподоби, Господи», Просительная ектинья, затем Стиховные стихиры, сначала Воскресные 2-го гласа, затем Пасхальные стихиры «Пасха священная нам днесь показася..». Далее тропарь трижды «Христос воскресе…» и отпуст. Вот, собственно, и все. Это Пасхальная Вечерня.

В этом году на Светлый понедельник попала память Георгия Победоносца, поэтому, видимо будет совершаться не просто Пасхальная Вечерня во всех храмах, а Всенощное под Георгия. Там уже будут какие-то отличия, будет соединяться служба Пасхи со службой великомученика Георгия. Именно в этом году будет немного не характерная служба.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.