Культурология наполняется знаниями и открытиями и одновременно дает питательную почву широкому кругу наук. Как явление духовное она связана с философией, историей, этикой, эстетикой, теорией права и другими; как явление материальной жизни – с антропологией, этнографией, социологией, общественной психологией, этнопсихологией, демографией, семиотикой. Как метаязык культуры она рассматривает в единстве и взаимосвязи материальную и духовную культуру, а также культуру человеческих взаимоотношений.
Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени. Оно опиралось на философские концепции истории Дж. Вико, И.Г. Гердера и Гегеля. Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В.Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер, с которыми связан взлет широкого общественного интереса к культурологии. Идеи и концепции культурологии XX в. неразрывны также с именами 3. Фрейда К.Г. Юнга, Э. Фромма, М. Вебера, К. Ясперса, А. Тойнби, Л.А. Уайта, К. Клакхона, Г. Мак-Люэна, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, X. Ортеги-и-Гассета, К. Леви-Строса и др.
Наиболее значительных результатов собственно культурологические исследования достигли в социальной и культурной антропологии (как общей науке о человеке). В становлении теории выделяют этнографический (1800-1860), эволюционистский (1860-1895) и исторический (1895-1925) этапы.
Культурология одним из главных источником своего зарождения и развития имеет культурантропологию (антропологию культуры). Культурантропология – наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных («компаративистских») исследований.
Антропология культуры, в широком смысле, является разновидностью философской антропологии как учения о природе (сущности) человека. В узком смысле – культурантропология как теория ориентируется на учение о человеке как творце и носителе культуры, исходит из взаимозависимости человека и культуры, из учета изменчивости человеческой сущности под воздействием конкретно-исторического многообразия культур. Культурантропология выдвигает на первый план вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи от поколения к поколению.
Предшественником антропологии можно считать Жан-Жака Руссо (1712-1778), а его «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» – первым научным исследованием по общей антропологии. В работе «Опыт о происхождении языков» он показал, что для изучения людей нужно смотреть вокруг себя; чтобы изучать человека, нужно смотреть вдаль; а чтобы обнаружить свойства, нужно наблюдать различия. Это правило можно считать методологическим законом антропологии. Целью антропологии при изучении человека представляется задача увидеть «свой собственный образ, отраженный в других людях».
В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры, связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно-культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.
Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли Алвина Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Освальдом в 1909 г. и применен им во многих последующих работах. В. Освальд отличал культурологию от социологии и использовал термин «культурология» для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием «культура» и исследовано наукой под названием «культурология». Он определил и место культурологии в системе наук XX в.
В 1939 г. Лесли А. Уайт (независимо от Освальда) обращается к этому термину и вводит его в антропологические исследования. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э.Тайлор определил как «науку о культуре». Использование названия «Культурология» для науки о культуре должно было, по мнению Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. В своих работах «Наука о культуре» (1949 г.), «Эволюция культуры» (1959 г.); «Понятие культуры» (1973 г.) он рассматривал культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры.
А как развивалась культурологическая мысль в России? В качестве самостоятельной отрасли знаний она имела ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русского народа между Европой и Азией и его неповторимым духовным миром. «Противоречивость русской души, – подчеркивал Н.А. Бердяев, – определялась сложностью русской исторической судьбы и противоборством в ней восточного и западного элементов».
Отечественная культурология характеризовалась следующими особенностями. Во-первых, под влиянием таких авторитетов как Кант, Гегель и Шеллинг она делала первые шаги в недрах философии и художественной литературы, т.е. у истоков новой науки первыми были русские философы и вся классическая русская литература. Во-вторых, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира. В-третьих, культурологическая мысль часто носила патриотический характер и нередко переплеталась с политикой. В-четвертых, на нее оказывали огромное влияние происходившие в стране резкие социальные сдвиги и революционные катаклизмы, глубочайшими из которых стали события 1917 г. Ни в одной из стран Запада или Востока не существовало, например, таких длительных и устойчивых дихотомий, как славянофильство и западничество, «шлейф» которых тянется до наших дней; таких духовных движений, как религиозное подвижничество и народничество; таких социальных типов, как юродивые, «святые» старцы и странники; таких, уже более поздних, порождений идеологического фанатизма, как большевизм и сталинизм
Все повороты национальной судьбы самым непосредственным образом отражались на состоянии культуры и выдвигали людей, стремившихся ответить на вопросы, в чем неповторимость нашей духовной истории и куда мы идем?
Из всех русских мыслителей, ставивших перед собой подобную задачу, выделим лишь самых крупных. Это П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Л.И. Шестов, Г.Г. Шлет, А.Ф. Лосев. Что касается наиболее известных деятелей демократического лагеря, таких как Белинский, Писарев, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, то они в отечественной литературе представлены достаточно широко. Среди видных ученых, прославивших отечественную науку во второй половине XX в., следует назвать Л.Н. Гумилева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева.
Из современных российских ученых, кто активно разрабатывает проблемы культурологии, в процессе педагогической работы последовательно внедряет идеи гуманизма, просветительства, творчества, следует назвать А. И. Арнольдова, А.С. Ахиезера, П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, М.П. Капустина, И.В. Кондакова, Т.Ф. Кузнецову, СП. Мамонтова, В.М. Межуева, Э.А. Орлову, Г.С. Померанца, Э.В. Соколова и др. Структура культурологии как научного знания Общая система научного знания подразделяется на три основные группы: естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно взаимодействует с двумя другими группами наук, поскольку основывается на данных антропологии, социологии, психологии, истории науки и техники и пр.
Границы культурологии как научной дисциплины не могут быть определены достаточно четко, поскольку они охватывают не только необъятное поле взаимоотношений, например, науки и религии, но и рефлексию всех форм общественного сознания, культурологическому анализу подлежат многие вопросы философского осмысления бытия в каждую из эпох, проблемы политической, правовой, нравственной культур. И каждая сторона этого исследования имеет специфику и предстает относительно самостоятельной сферой человеческого бытия.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.