КУРС ЛЕКЦИЙ
Раздел 1. Предмет, структура, функции и методы культурологии
Основные категории: Культурология. Предмет культурологии. Структура культурологии. Функции культурологии. Культурология в системе наук. Методы культурологии. Категории культурологии. Артефакт культуры. Культурантропология. Культурогенез. Символ культуры.
План.
1. Предмет, структура и функции культурологии
2. Становление и развитие культурологии.
3. Культурология в системе наук
4. Методы и категории культурологии
Функции культурологии
1.Гносеологическая, познавательная, функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет специфику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии.
2.Эвристическая функция задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Подобное созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры.
3.С эвристической – тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данным обществом, сопровождается воспитанием индивидов через вхождение в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстетическая, этическая и правовая доминанты, ориентирующие на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т.е. то, что мы называем культурой поведения.
4.Мировоззренческая функция является принадлежностью философии культуры – составной части культурологии. Она служит выявлению как бы «духовного ядра», определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формированию художественной, религиозной, либо научной картины мира.
Таким образом, культурология рассматривает культуру в ее содержательной глубине и сложности, помогает философски осмыслить ее природу, происхождение и типологию.
В процессе изучения теории культуры раскрываются представления о ее основах (предмет, исходные понятая, структура и функции культурологии), ведущих школах, направлениях, концепциях в культурологии. К главным теоретическим понятиям относятся также культурантропология, философия культуры, символическая, игровая, психологическая концепции культуры, теория архетипов культуры, концепция «локальных цивилизаций», социология культуры и др. Кроме того, непременной частью культурологии является анализ развития искусства (его основных течений и стилей) как важнейшей сферы духовной деятельности.
ЛЕКЦИЯ № 4. Русская культура эпохи раздробленности
Культура Великого Новгорода
На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был "второй столицей" Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья "сажали" на новгородский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.
В Новгороде представлен самобытный вариант православного храма, и хотя он в меньшей степени, чем в Киеве, связан с воплощением византийского архитектурного сознания, по выразительности и лаконичности он родственен характеру северной природы.
Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. Город избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. Первыми возобновили традицию каменного строительства Тверь и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы начали строить церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Ильине улице (1374 г.).
Московское княжество
В Москве, возглавившей процесс собирания русских земель, велось активнейшее строительство. В центре Кремля, на Соборной площади, появилась колокольня Ивана Великого (достроена при Борисе Годунове).
Противоречивы сведения о первом каменном храме Москвы. Летопись называет Успенский собор, построенный в 1327 г. при князе Иване Даниловиче по прозвищу Калита. Но через полтора столетия после постройки здание собора сильно обветшало и в начале 70-х гг. XV столетия было разобрано при строительстве нового Успенского собора. Строительство велось без задержек, и спустя два года стены храма были почти готовы. Но ночью 20 мая 1474 г. неожиданно рухнула северная стена доведенного до сводов здания.
Существовало несколько версий причины катастрофы. Сохранилось известие, что собор разрушился из-за землетрясения. После падения стены заботу о продолжении строительства взял на себя великий князь Иван III. По совету Софьи, второй жены, долгие годы жившей в Риме, он остановился на Аристотеле Фиораванти из Боши. Через четыре года (1479 г.), строительство было завершено. На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор, напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси XII в.
Фиораванти сумел органично соединить традиции и принципы русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. В 1484-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него была сооружена усыпальница московских великих князей - Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, получившая свое название от "граней", украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.
В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями, золоченые прорезные кресты, производилась внутренняя и внешняя роспись стен.
Живопись XIV-XV вв
Живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской церкви, а позднее - в Москве в конце XIV - начале XV в. работал художник Феофан Грек. Он работал вместе с Симеоном Черным над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, а также участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев. Совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца он расписал Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произведение "Троица". Для творчества Рублева арактерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью, глубиной и правдивостью изображения людей. Большого развития в XIV-XV вв. достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.
Общая характеристика эпохи
Процесс складывания единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы, как это случилось, например, с тверской иконописью.
Искусство XVI в. тесно связано с интересами государства. В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Подобные меры, безусловно, наносили вред искусству, поощряя ремесленничество и бездумное повторение "образцов". Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. Из-за кризисов внутренней и внешней политики, а также бедствий конца XVI в. многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии.
Наука и грамотность
В этот период на Руси развивается грамотность. Знание письма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т. д.), надписи на ремесленных изделиях говорят о том, что грамотные люди никогда не переводились на Руси. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учетные книги. Появились руководства по:
1) грамматике;
2) арифметике;
3) лечению травами (азбуковники, травники и др.).
Накапливались:
1) практические наблюдения;
2) знания по строительной технике (необходимы были при возведении зданий);
3) знания по динамике (расчеты дальности полета камней, ядер).
Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Они оставили описания своих странствий. Таковы купцы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, 2-я пол. XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, "чертежи" новых земель; послы - статейные списки со сведениями о зарубежных государствах.
Обзор всемирной истории давали "Хронографы" XV-XVI вв., которые прославляли деятельность князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых, а также "Жития" (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.).
Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников, образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля и других философов и писателей.
Быт и общественная мысль
В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости "дешевой" церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспариваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозглашается равенство людей, народов, вер. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в.
Примечательная черта XVI в. - расцвет публицистики. Важнейшие вопросы общества становятся предметом широкого обсуждения не только церковных, но и светских авторов, которые развивают идеи:
1) централизации;
2) усиления великокняжеской и царской власти;
3) роли церкви;
4) о положении крестьянства и др.
В середине и 3-ей четверти века выступает со своими сочинениями целая плеяда публицистов. И. С. Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному.
Ермолай-Еразм, противник нестяжателей и еретиков, предлагает облегчить положение крестьян. Особенно ярко эту мысль он выразил в своем трактате "Благохотящим царем правительница и землемерие". Из убеждения в необходимости "праведного стяжания" (т. е. прибыли) исходит Сильвестр, духовник царя. Идеи эти развиваются и на страницах "Домостроя" (говоря современным языком - домоводства) - своде житейских, моральных правил, поучений, который он редактировал. Самые выдающиеся публицисты опричной поры - царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей Курбский. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, разоблачает его поведение, террористические методы правления. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: миловать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской "лютости", считает, что монарх должен править вместе с "мудрыми советниками", слушать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. Они относятся к государству как к творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван - о праве на самовластие, Курбский - о долге государя заботиться о своих подданных.
В "Сказании о князьях Владимирских" обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия, а род московских государей возводился к "Августу Кесарю".
Вопрос о характере власти обсуждался в полемике иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский (лидер нестяжателей) участия в полемике не принимал, но его ученик, бывший опальный князь Вассиан Патрикеев, уделял ей большое внимание.
Второй своеобразной академией в Москве был кружок митрополита Макария. Из его среды, в частности, вышло такое монументальное собрание древнерусской литературы, как "Великие Четьи минеи".
Идеология православной церкви разрабатывалась в таких публицистических произведениях, как послания старца Пскова-Печорского монастыря Филофея (в 20-е гг.), "Повесть о новгородском белом клобуке", время создания которой ряд исследователей относит еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всей католической веры и роли России как единственного центра истинного христианства после падения Константинополя в 1453 г. "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".
Живопись
В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру.
Никогда ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В связи с этим в художественное творчество все более проникают:
1) жанровость;
2) интерес к быту;
3) все чаще в композициях появляются русские реалии.
Так называемая условно "эллинистическая" архитектура постепенно сменяется на иконах русской. В то же время в живописи XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному "мудрствованию". Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение иконописные подлинники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.
Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми достижениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров - Дионисия и его школы. Он сам и его помощники украшали фресками соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровско-го, Ферапонтова монастырей и др. Их же трудами создан иконостас Успенского собора в Московском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницей Москвы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность, декоративность, которые потом станут отличительными чертами русской иконописи XVI-XVII вв. Творения Дионисия, искусного, по словам летописца, мастера, и других художников пронизаны атмосферой победного ликования, торжественности, уверенности. Они ярко отразили основные вехи своего времени:
1) завоевание независимости от Орды;
2) объединение русских земель;
3) создание единого государства во главе с Москвой.
На рубеже XV-XVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание московской живописной школы в России; с другой - усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.
Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон так называемой Строгановской школы. Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы соль-вычегодских богачей Строгановых. Их произведения, яркие, красочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия. Они оказали большое влияние на развитие русского искусства; например, их традиции до сих пор сохраняют мастера Палеха. То немногое из всего, что дала русскому искусству живопись конца XV-XVI вв., можно определить как:
1) мастерство в рисунке;
2) яркость красочной гаммы;
3) радостное ощущение бытия;
4) подъем национального духа.
Но одновременно наблюдаются известный отход от могучих образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского дыхания искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.
Архитектура
Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV-XVI вв. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми.
1. Успенский.
2. Архангельский.
3. Благовещенский соборы.
4. Храм-столп Ивана Великого.
Для торжественных приемов построили Грановитую палату. Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Наконец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).
В XVI в. строили с еще большим размахом. По всей стране возводили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли выдающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь - в черте города). Она построена (1532 г.) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Грозного. Образцом для здания послужили старинные деревянные церкви шатрового стиля.
Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой архитектуры, по существу - комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие - Барма и Постник в 1555-1560 гг. Первоначально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в.
Высокого совершенства достигают мастера сканого (филигранного), чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья. Расцвет переживали искусство басменного тиснения, эмали. Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу изделия из золота (например, золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, подаренное ей Иваном Грозным в 1561 г.).
В целом русская культура XVI в. имеет огромное значение. Во-первых, она в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его новыми требованиями к искусству. Далее, она смогла выдержать идеологический напор 2-й половины века и подготовить сознание русского человека к значительным изменениям и сдвигам, произошедшим в культурном развитии XVII столетия.
Живопись XVII в
В течение всего XVII в. русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает Строгановская школа с ее мелким письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.
В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626-1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров намечается стремление к реализму. Иосиф Владимиров написал своего рода теоретический трактат с обоснованием реализма в живописи: близости к природе, необходимости того, чтобы искусство стремилось к красоте и свету, не подавляло, а радовало человека. С. Ф. Ушаков, отвечая Владимирову, своему другу, проводит те же принципы: реализма, живости, точности, "зеркальности" изображения.
Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами прослеживались в работах русских мастеров и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках (авторы - Владимиров и Ушаков) в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (Г. Никитин, С. Савин) и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.
Портретный жанр
Черты реализма проявляются и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600 г.), князя М. В. Скопина-Шуйского (1610 г.) написаны в обычной иконописной манере, то работы середины и 2-й половины века говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. К ним относятся портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), Федора (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон). На иконах появляются реалистические пейзажи (например, у Тихона Филатьева, конец XVII в.), изображения зданий.
Но изобразительное искусство, преимущественно иконопись, сохранило и традиционно-консервативный стиль, так как находилось под пристальным надзором государства и церкви, за деятельностью живописцев осуществлялся контроль Оружейной палатой Кремля, которая с XVII в. стала художественным центром. Здесь выполнялись работы для царского двора: писались портреты, украшались рукописи, изготавливались мебель, игрушки.
Русская архитектура XVII в
В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. После Смутного времени каменное зодчество начинает возрождаться. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля; над главными его воротами, Спасскими, возводят красивую шатровую надстройку, что придает башне праздничный и торжественный вид. В облике башни появляется еще одна новая деталь - куранты.
Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный царский дворец в Коломенском (1667-1668 гг.), разобранный "за ветхостью" столетие спустя, при Екатерине П. Современники прозвали его восьмым чудом света. Здесь широко использовались принципы:
1) квадратной;
2) прямоугольной;
3) крестообразной;
4) восьмигранной опоры для основного здания;
5) высокой двускатной крыши;
6) шатра;
7) 5-главого завершения.
Царский дворец в Коломенском состоял из многосрубных хором, поставленных на подклетях (нижних этажах, имеющих хозяйственное значение). Фасады жилых парадных помещений были богато украшены резными наличниками и разнообразными завершениями в виде шатров, бочек, кубоватых и уступчатых крыш.
Общая характеристика эпохи
Культурная жизнь Советского Союза в 1920-30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры, идеологический пресс, борьба с любыми проявлениями инакомыслия, гонения на религию, выдворение из страны выдающихся деятелей культуры и репрессии в отношении оставшихся.
Продолжали творить писатели и композиторы, начавшие творческую жизнь в революционные годы. В стране одновременно существовали различные направления в литературе и искусстве: от классического реализма до модернизма в его самых разнообразных проявлениях.
Революция в октябре 1917 г. изменила направление развития русского искусства. В первой половине 20-х гг. художники еще продолжали эксперименты и поиски, однако художественная жизнь испытывала нарастающее идеологическое давление государства. Многие мастера были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати.
С середины 1920-х гг. разнообразие творческих направлений стало постепенно исчезать. Деятельность писателей, артистов, композиторов, художников контролировалась политической властью. При оценке произведений литературы и искусства на первый план выдвигалась их партийная принадлежность. В 1930-х гг. в искусстве СССР утверждается "Большой стиль". Совершенно ненужными новому обществу оказались авангардистские изыски. Поэтому уже с начала 1930-х гг. наблюдаются первые признаки возврата к внешне традиционному в культуре.
Государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода социалистический реализм - академическое искусство, призванное воспитывать людей в духе коммунистической морали. В 1932 г. специальным правительственным указом были запрещены все независимые объединения и создана госсистема творческих союзов - Союз художников СССР, Союз архитекторов СССР и т. п.
Образование и наука. Спорт
Теоретики русского марксизма в 1920-е гг. утвердили в идеологии штамп, согласно которому в этот период произошла "культурная революция". Перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных. Были созданы тысячи школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления большевистской идеологии. Руководил этой работой Главполит-просвет. Увеличивается сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Новой формой подготовки кадров рабочих стали школы ФЗУ. Кадры также подготавливались в техникумах, спецшколах, на краткосрочных курсах.
Серьезные изменения претерпела система высшего и среднего специального образования в стране. В оды гражданской войны было сделано многое, чтобы вузы стали доступными трудящимся. Были отменены вступительные экзамены, в вузы принимались все желающие.
В 1920-е гг. возникла особая форма высшего образования - рабочие факультеты (рабфаки). Принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах и университетах, удалению из университетов нелояльных к власти профессоров и преподавателей. В 1921 г. в Москве был создан Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских преподавателей высшей школы. К концу 30-х гг. во всех союзных республиках имелись высшие учебные заведения, а во всех их столицах - университеты. По количеству студентов, обучавшихся в вузах и техникумах, Советский Союз вышел на одно из первых мест в мире.
Большое строительство развернулось в годы первой пятилетки (1928-1933 гг.). В это время педагогические институты, училища и техникумы выпустили значительное количество специалистов.
Центром научной жизни была московская Академия наук, объединявшая в своих стенах лучших ученых. Советское правительство с целью развития науки, увеличения числа научных работников инициировало создание республиканских Академий наук, а также отраслевых академий (медицинских наук и др.). Была организована целая сеть конструкторских и проектных бюро, через которые идеи внедрялись в производство.
Следует отметить, что государство в пределенной степени поддерживало естественные и технические науки. Гуманитарные науки оказались в гораздо более трудном положении.
В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент - Н. И. Вавилов). До своей смерти в 1936 г. продолжал исследования известный русский физиолог И. П. Павлов. Больших успехов добился селекционер И. В. Мичурин. Видную роль в развитии мировой науки сыграли Институт генетики АН СССР, институт растениеводства (ВИР). Однако вскоре были репрессированы многие выдающиеся ученые, в их числе Н. И. Вавилов, С. П. Королев и др. Надолго прервалось развитие перспективных научных направлений (генетики и др.).
Был образован и Институт истории. В 30-е гг. XX в. развертывается преподавание истории в средней и высшей школе. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играл Московский институт истории, философии и литературы.
Руководители Советского правительства принимали меры и по развитию спорта: спортсменов награждали орденами, давали денежные премии, присваивали звания заслуженных мастеров спорта СССР. В 30-е гг. появилась целая плеяда выдающихся спортсменов, которые начали устанавливать мировые рекорды.
Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр
В 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. Спустя два года был создан Союз писателей СССР под руководством М. Горького, и соцреализм был провозглашен единственным официальным течением в советской литературе. Господство соцреализма в последующие годы изолировало советское искусство от достижений мировой культуры.
Массово создавались различные группы и объединения. Одна из влиятельных литературных групп "Серапионовы братья" (1921 г.) объединяла преимущественно прозаиков (К. А. Федин, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин). Литературная группа "Перевал" была создана при журнале "Красная новь" (М. Пришвин, В. Катаев). Члены группы выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы. В 1924 г. возникла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). В другую литературную группу "Левый фронт искусств" (ЛЕФ; 1922 г.) входили поэты В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков. Некоторые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.
В начале 20-х гг. XX в. в литературе лидировала поэзия. Из-за отсутствия бумаги распространилась форма "устной" поэзии:
1) литературные вечера;
2) концерты;
3) диспуты.
Появляются и новые повести и романы крупных мастеров прозы - например, А. Н. Толстого ("Хождение по мукам" (1921 г.)). На фоне революционной эпохи широкое распространение получили произведения символистского и формалистического характера. Проблема героя на некоторое время была оттеснена на второй план, а на первый вышли проблемы сюжета, формы и стиля. В прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов. Стали появляться книги интимного, детективного содержания, появилась и социальная проза.
Со второй половины 1920-х гг. литературные произведения стали наполняться одинаковыми штампами, круг сюжетных тем ограничивался. Широкое распространение получили сатирические романы, построенные на авантюрных социально-утопических сюжетах. Наиболее приближенным к власти писателям обеспечивались высокие гонорары, просторные квартиры и дачи, высококлассное медицинское обслуживание. Так тоталитарный режим приручил многих деятелей культуры. Стала формироваться "советская художественная интеллигенция".
Однако и в эти годы, как в рамках господствующего течения, так и вне его, создаются значительные произведения:
1) "Тихий Дон" и 1-я часть "Поднятой целины" М. А. Шолохова;
2) "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова;
3) стихи и поэмы А. А. Ахматовой, П. Н. Васильева, Н. А. Клюева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой;
4) романы и повести А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.
Переход к НЭПу вызвал к жизни движение "сменовеховцев", охватившее часть русской интеллигенции (от названия общественно-политического сборника из 6 статей авторов кадетской ориентации - Н. В. Устрялова, Ю. А. Ключникова и др. - "Смена вех"), которая признавала глубоко русский характер революции, отмечала совпадение интересов советской власти и потребностей Российского государства.
Церковь как носительница духовных ценностей народа не могла примириться с большевистским подходом к культуре и воспитанию масс, сопровождавшимся подменой общечеловеческих ценностей классовыми критериями. Отсюда беспощадная борьба с религией, развернутая советской властью в 1920-1930-е гг. Преследованиям подвергались все религиозные конфессии, распространенные в СССР:
1) православие;
2) протестантизм;
3) католичество;
4) униатство;
5) мусульманство;
6) буддизм;
7) иудаизм;
8) различные формы сектантства.
Важную роль по-прежнему играет кинематограф. Талантливейшие режиссеры, операторы, актеры создавали кинофильмы, оказывавшие неизгладимое воздействие на сознание людей ("Светлый путь", "Волга-Волга", "Свинарка и пастух"). Члены партийного руководства лично просматривали почти все выпускавшиеся киноленты и были высшими цензорами. На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 1920-е гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы.
Живопись
Развитие искусства также сопровождалось борьбой различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе "художественного документализма". Члены АХР создали немало прекрасных картин (работы И. А. Бродского, Е. М. Чепцова, К. Ф. Юона). АХР, как и РАПП, претендовала на монополию в искусстве.
Другое значительное объединение - "Общество художников-станковистов" (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным средствам (работы А. Е. Дейнеки, Ю. Н. Пименова и др.).
Общество художников "4 искусства" (1924 г.) сложилось из числа бывших членов объединений "Голубая роза", "Мир искусства". Безупречная профессиональная культура, артистизм, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов этой группы (работы П. Г. Кузнецова, К. С. Петрова-Водкина, М. С. Сарьяна и др.).
Плодотворно работали также основатель супрематизма К. С. Малевич и В. Кандинский.
Своеобразной является творческая манера К. С. Петрова-Водкина (1878-1939). В его картинах сложно переплелись впечатления от древнерусских икон и полотен итальянского Возрождения, русского модерна и французского фовизма. Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий шедевр - "Купание красного коня" (1912 г.). Очень важным для этого художника был образ матери. Одним из самых значительных произведений на эту тему стала картина "1918 год в Петрограде" ("Петроградская мадонна", 1920 г.).
Творчество Марка Шагала (1887-1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи. Он с легкостью освоил традиции разных стран, эпох и стилей, сохранив при этом свой неповторимый почерк. Изображение родного и удивительно дорогого его сердцу провинциального Витебска стало одной из тем творчества Шагала.
В. Е. Татлин (1885-1953) - художник русского авангарда, родоначальник конструктивизма, который называл процесс своего творчества: "конструирование материалов", "культура материалов", и т. п.
В 1920-х гг. целый ряд художественных направлений сохранил преемственность с искусством русского модерна и авангарда. С другой стороны, возникли новые виды художественной деятельности: кино, реклама, дизайн.
Живопись жестко контролировалась. Особенно ценились картины и скульптуры историко-революционного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Многие художники уходили в пейзажную живопись, в иные нейтральные темы, но и там они обязаны были строго соблюдать установленные формы. Уже в 1920-х гг. критики отмечали живописный "поворот к реализму".
Архитектура и скульптура
В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство. В первое послереволюционное десятилетие его идеологический диктат еще не сказывался на искусстве. Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили картину небывалого творческого подъема конца 1910-1920-х гг. Архитектура в период 1920-х гг. характеризовалась интенсивными поисками новых стилей, новаторских форм. В 1-й половине 20-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм. Самым грандиозным, хотя и неосуществившимся, замыслом было возведение Дворца Советов в Москве на месте взорванного храма Христа Спасителя. Дворец предполагалось увенчать огромной статуей Ленина.
Ярким примером технического новаторства служит московская радиобашня, возведенная в 1922 г. по проекту В. Г. Шухова (1853-1939). Он один из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны - гиперболоиды, имевшие большое будущее в мировой строительной практике. Проект развития столицы предвосхитил позднейшие градостроительные идеи Запада.
В 1929-1930 гг. развернулась оживленная дискуссия о расселении в социалистическом обществе - спор "урбанистов" и "дез-урбанистов". Первые (в их числе А. А. и Л. А. Веснины) выдвигали идею создания городов-коммун с жильем гостиничного типа и полным обобществлением всех форм культурно-бытового обслуживания, включая даже воспитание детей. Их оппоненты (М. Я. Гинзбург и др.) считали возможным заменить города сетью шоссе, вдоль которых непрерывной лентой тянутся жилые постройки, а за ними - промышленная и аграрная полосы. При этом каждую семью предполагалось наделить типовым домиком и автомобилем.
В начале 30-х гг. XX в. в развитии советской архитектуры произошел резкий перелом. В 1932 г. все объединения были слиты в Союз архитекторов СССР. Появилось немало построек, неприятно поражающих размерами и обилием украшений.
Одновременно в стране велось массовое строительство. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ: с 1927 г. стали применяться шлакобетонные блоки, в 1940 г. построены первые панельные дома.
В 1935 г. начались широкомасштабные работы по реконструкции Москвы (автор проекта В. Н. Семенов). К 1941 г. был заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены 9 новых мостов через реки Москву и Яузу и гранитные набережные, три линии метрополитена, разбиты зеленые массивы Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького.
Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г. приобрело искусство скульптуры. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи; сказки, которая на глазах становится былью.
Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Здесь впервые были показаны напряженно-драматичная композиция И. Д. Шадра (1887-1941) "Булыжник - оружие пролетариата"; величественная, навеянная образом русского ампира, группа А. Т. Матвеева "Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец" и статуи В. И. Мухиной (1889-1953) "Крестьянка" и "Рабочий и колхозница" (обе 1927 г.).
Общая характеристика эпохи
Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Отечественной войны, были очень тяжелыми. Не хватало всего: бумаги, красок, мрамора, тканей, строительных материалов. Вся промышленность срочно переводилась на военные рельсы, разрушались строения и города. Очень сильным было патриотическое начало в искусстве. Многие деятели культуры выполняли в годы войны важную миссию: их произведения создавали в странах-союзницах благоприятный фон поддержания СССР в борьбе с фашизмом.
Образование и наука
Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, и их число уменьшилось, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3 лет. Однако к концу войны численность студентов приблизилась к довоенному уровню. Важную роль играла Академия педагогических наук РСФСР (глава В. П. Потемкин, создана в 1943 г.).
Война изменила мирную направленность научных работ. 23 июня 1941 г. на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений.
В первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. При эвакуации они сохранили свои научные коллективы. Организующим ядром ученых страны оставался президиум АН СССР, эвакуированный в Свердловск. Тематика научных исследований была сосредоточена на следующих направлениях:
1) разработка военно-технических проблем;
2) научная помощь промышленности;
3) Мобилизация сырьевых ресурсов.
В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, медные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Благодаря геологам А. Е. Ферсману, В. А. Обручеву и другим, были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии.
Большие успехи были достигнуты и в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур.
Крупные проблемы решали ученые-медики. Но в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа продолжали томиться многие замечательные ученые. В годы войны там погибли Н. И. Вавилов, П. А. Флоренский и др.
С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, Ю. Б. Харитон начали закладку основ развития ракетной техники. Значительным был и вклад ученых-математиков:
1) П. С. Александрова;
2) И. М. Виноградова.
Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, химики Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский. Ученый А. П. Александров успешно решил проблему противоминной защиты кораблей.
В годы войны плодотворно трудились творцы замечательной советской боевой техники и вооружений. В ходе вооруженной борьбы шло качественное непрекращающееся совершенствование артиллерийских систем и самолетов (авторы В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров, Б. И. Шавырин и др). Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Березина, С. В. Владимирова, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения.
Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров Уральского "Танкограда", сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес насыщенности советских ВС танками и самоходно-артиллерийскими установками. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову и др.
Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2.
Литература. Музыка. Театр
В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Характерной чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию. И это не случайно. Фашизм с его делением народов на "полноценные" и "неполноценные" являл собою пример уничтожения культурного наследия многих народов.
В дни тяжелых испытаний на первое место вышла патриотическая публицистика. Авторы во многом освободились от стереотипов предвоенных лет, их произведения стали ближе, понятнее людям. Настоящий подъем переживала поэзия. Самое знаменитое стихотворение военной поры "Жди меня" К. М. Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки.
Выдающимся произведением стала поэма А. Т. Твардовского о Василии Теркине, главный герой которой сочетал черты многих реальных людей и персонажей народных сказаний. В войне побеждал человек самостоятельно мыслящий, человек независимых суждений, поступков, ощутивший глубокую связь с историей своего народа.
Обрели новый смысл стихи Пушкина и романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда Д. Шостакович создает гениальную Седьмую симфонию. Актеры драматических, музыкальных театров, артисты эстрады также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью у бойцов и командиров пользовались фронтовые театры. Большой размах приняла концертная деятельность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, К. И. Шульженко и др.
Патриотическая тема стала ведущей и в документальном и художественном кинематографе. На фронтах в годы войны находилось около 150 кинооператоров.
Живопись и архитектура
Живопись военных лет значительно отличается от довоенной. В ее развитии были свои этапы. В начале войны - в основном фиксация увиденного. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была большая искренность, страстность, восхищение людьми, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным.
Лаконизм, простота изобразительных средств, но и определенная прямолинейность характерны для сюжетных картин 1941-1942 гг. Светлым пятном на темном фоне воспринимается фигура женщины в картине С. Герасимова "Мать партизана" (1943 г.). Такую же цель преследует А. Дейнека в картине "Оборона Севастополя" (1942 г.). Хотя зрителю известно, что Севастополь был оставлен нашими войсками, но эти сражающиеся насмерть матросы воспринимаются как победители.
В жанре пейзажа в военные годы работают и старейшие мастера В. Н. Бакшеев, Н. Крымов, А. Н. Куприн, И. Э. Грабарь. Эти годы сохранили и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром, как "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г." К. Ф. Юона (1942 г.), запечатлевший тот памятный для всех советских людей день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение.
"Ленинград в дни блокады и освобождения" - так называется серия более чем из трех десятков автолитографий А. Ф. Пахомова (1908-1973 гг.), которую он начал в 1941 г. и завершил уже после войны. Пахомов сам пережил блокаду, и его рисунки полны трагического чувства и восхищения перед мужеством соотечественников. Весь мир обошел его рисунок "На Неву за водой", изображающий закутанных девочек, добывающих последними усилиями воду из Невы.
В первую очередь развивается портрет, потому что художники стремились передать героический характер нашего человека. Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фиксирующие черты человека военного времени, - белорусских партизан Ф. А. Модорова и воинов Красной Армии В. Н, Яковлева. Позже появились парадные, торжественные, иногда даже патетические изображения, как, например, портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина (1945 г.).
В жанре портрета в годы войны много работает П. Кончаловский. Он создает оптимистические, жизнелюбивые характеры в своей обычной декоративной манере.
Особой значительностью, монументальностью образа отличаются портреты интеллигенции, написанные в годы войны М. Сарьяном (академик И. А. Орбели, 1943 г.; композитор А. И. Хачатурян, 1944 г.; поэт М. Лозинский, 1944 г.; писательница М. Шагинян, 1944 г. и др.). В годы войны Сарьян занимался также и пейзажем, и натюрмортом. Следует отметить один особенный натюрморт, названный им "Армянам-бойцам, участникам Отечественной войны" (1945 г.), изображающий плоды и цветы Армении: как дар и благодарность воюющим и побеждающим и как память погибшим.
В 1941-1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову. Оба жанра объединены в его картине "Фашист пролетел" (1942 г.): молодые березы, серое небо, далекие, знакомые каждому из нас поля. На фоне этого мирного осеннего пейзажа еще более чудовищным кажется злодеяние фашистского летчика, убившего мальчика-пастуха. Кисти Пластова принадлежат также очень яркие, проникновенные пейзажи нашей родины. В последний год войны А. Пластов написал прекрасную картину "Жатва" (1945 г.): серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Б. Неменский изобразил женщину, сидящую над спящими бойцами, и назвал свое произведение "Мать" (1945 г.). В исторической живописи появляются образы героев прошлого.
В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944-1946 г.).
Монументальная живопись, конечно, имела мало возможностей для развития в годы войны. Но, несмотря на это, искусство "вечных материалов", фрески и мозаики, продолжало свое существование. Так, например, в блокадном Ленинграде набирались мозаики для метро по картонам Дейнеки.
Авторами самых известных плакатов стали художники-карикатуристы Моор (Д. С. Орлов) и Дени (В. Н. Денисов). Героический плакат времен Великой Отечественной войны воспринял лучшие традиции революционного плаката. В первые дни войны на улицах появился знаменитый плакат И. М. Тоидзе "Родина-мать зовет!" (1941 г.).
Если в начальный период войны главным героем плакатов был сражающийся советский воин, как, например, на плакате А. А. Кокорекина "За Родину!" (1942 г.), то с наступлением перелома в войне в пользу Советского Союза трагические сюжеты сменялись образами, вселяющими уверенность в победе.
Сложно говорить об архитектуре этого периода. Не хватало рабочих рук, материалов. Война несла с собой разруху, особенно в западных районах, близких к границам. Все строительные работы в этот период в основном были связаны с установкой эвакуированного оборудования, созданием зданий для нужд промышленности.
[1]Оствальд В. Принципы теории образования. // Антология исследований культуры. В 2 т. Т.1. СПб, с. 141
[2] Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1984, С. 21.
[3] Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998, с. 685.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Раздел 1. Предмет, структура, функции и методы культурологии
Основные категории: Культурология. Предмет культурологии. Структура культурологии. Функции культурологии. Культурология в системе наук. Методы культурологии. Категории культурологии. Артефакт культуры. Культурантропология. Культурогенез. Символ культуры.
План.
1. Предмет, структура и функции культурологии
2. Становление и развитие культурологии.
3. Культурология в системе наук
4. Методы и категории культурологии
Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.