ЛЕКЦИЯ № 6. Русская культура XVII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие тенденции русской культуры XVII в

XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, - начало нового периода. В это время происходит обмирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский человек в бурные годы Смуты, народных мятежей и войн, продвижения в Сибирь и на Дальний Восток осознал себя как личность.

2. Литература, образование, наука

Расцвет русской общественной мысли 1-й четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смутного времени. Самым ярким представителем в официальной литературе XVII в. был монах Симеон Полоцкий. Народно-обличительное направление представляет "Житие протопопа Аввакума", написанное им самим. Автор был вдохновителем движения старообрядцев и проповедовал идеи древнего благочестия. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении - к концу века каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. При этом обучение грамоте перестало быть церковной привилегией. Обучались мужчины. Грамотных женщин было немного. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковникам. В 1634 г. был опубликован и в течение столетия неоднократно переиздан букварь В. Бурцева. Встал вопрос о заведении школ. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был греческий язык; в 1687 г. - Славяно-греко-латинское училище, а затем академия, где преподавались как светские, так и духовные дисциплины.

Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них наряду с церковными все больше светских:

1) летописей и хронографов;

2) повестей и сказаний.

У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.

Приезжало в Россию и много иноземцев, сведущих в разных областях научных, технических знаний. Они жили на окраине Москвы в Немецкой слободе, которую столичные жители прозвали Кукуем (Кокуем). Смотрели на них с жадным любопытством и страхом: танцы, курение, свободная манера общения мужчин и женщин были непривычны для русского человека.

Развивалось и научное знание. Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Хорошо в России отливали колокола, по всей стране славился их "малиновый звон".

Столь же успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий.

При устройстве водяных мельниц и, что особенно показательно и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Расширялись географические знания, представления о России, ее территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока.

Живопись XVII в

В течение всего XVII в. русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает Строгановская школа с ее мелким письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.

В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626-1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров намечается стремление к реализму. Иосиф Владимиров написал своего рода теоретический трактат с обоснованием реализма в живописи: близости к природе, необходимости того, чтобы искусство стремилось к красоте и свету, не подавляло, а радовало человека. С. Ф. Ушаков, отвечая Владимирову, своему другу, проводит те же принципы: реализма, живости, точности, "зеркальности" изображения.

Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами прослеживались в работах русских мастеров и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках (авторы - Владимиров и Ушаков) в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (Г. Никитин, С. Савин) и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

Портретный жанр

Черты реализма проявляются и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600 г.), князя М. В. Скопина-Шуйского (1610 г.) написаны в обычной иконописной манере, то работы середины и 2-й половины века говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. К ним относятся портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), Федора (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон). На иконах появляются реалистические пейзажи (например, у Тихона Филатьева, конец XVII в.), изображения зданий.

Но изобразительное искусство, преимущественно иконопись, сохранило и традиционно-консервативный стиль, так как находилось под пристальным надзором государства и церкви, за деятельностью живописцев осуществлялся контроль Оружейной палатой Кремля, которая с XVII в. стала художественным центром. Здесь выполнялись работы для царского двора: писались портреты, украшались рукописи, изготавливались мебель, игрушки.

Русская архитектура XVII в

В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. После Смутного времени каменное зодчество начинает возрождаться. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля; над главными его воротами, Спасскими, возводят красивую шатровую надстройку, что придает башне праздничный и торжественный вид. В облике башни появляется еще одна новая деталь - куранты.

Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII в. является роскошный царский дворец в Коломенском (1667-1668 гг.), разобранный "за ветхостью" столетие спустя, при Екатерине П. Современники прозвали его восьмым чудом света. Здесь широко использовались принципы:

1) квадратной;

2) прямоугольной;

3) крестообразной;

4) восьмигранной опоры для основного здания;

5) высокой двускатной крыши;

6) шатра;

7) 5-главого завершения.

Царский дворец в Коломенском состоял из многосрубных хором, поставленных на подклетях (нижних этажах, имеющих хозяйственное значение). Фасады жилых парадных помещений были богато украшены резными наличниками и разнообразными завершениями в виде шатров, бочек, кубоватых и уступчатых крыш.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 199.