В современных условиях
активизируется развитие гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность.
В связи с этим на первый план в работе воспитателя-мастера выходят такие понятия как «личностно-ориентированное обучение», «личностно- ориентированное воспитание» в основе которых находится личностно- ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия
индивидуальности личности в воспитании ребенка, означающий его признание в качестве активного субъекта этого процесса. Теоретиком личностного подхода является известный психолог С.Л. Рубинштейн.
По мнению другого психолога К.К. Платонова, личностный подход –
это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.
Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, а, следовательно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития физических умений, умственных способностей, индивидуальных, психических особенностей ребенка, от характера влияния на него окружения. Таким образом, индивидуальный подход включает в себя положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.
Реализация индивидуального подхода осуществляется в процессе
индивидуальной работы с учащимися, в процессе которой педагог- воспитатель осуществляет деятельность с учетом особенностей развития каждого ребенка. В свою очередь дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Дифференциация, как правило, направлена на изучение качеств личности, ее интересов, склонностей, уровня социальной зрелости. При дифференцированном подходе учащиеся группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне сформированности ведущих качеств, при этом работа ведется с группами учащихся. В современных условиях важно индивидуальную работу со школьниками поставить на научную основу, используя рекомендации по комплексной реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов.
Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от мастерства педагога-воспитателя, которое выражается в умении изучать личность и помнить, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, педагог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Все это требует от воспитателя-мастера не только знаний теории и методики воспитания, но и знаний общей и возрастной психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания, основ диагностики.
С целью успешной индивидуальной работы с учащимися на основе личностного подхода педагог-воспитатель должен руководствоваться следующими принципами (по Н.Е. Щурковой):
установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель – ученик – класс»;
уважение самооценки личности ученика;
вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в хорде избранной деятельности;
создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Индивидуальная работа педагога-воспитателя с учащимися
включает несколько этапов:
1 – изучение научно-методических основ личностно- ориентированного воспитания, установление дружеских контактов с детьми, организация совместной коллективной деятельности, проведение диагностирования личности каждого ребенка;
2 – продолжение наблюдения за учащимися и их изучение в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Использование методов психолого- педагогической диагностики как при изучении устойчивых свойств личности каждого школьника (способности, темперамент, характер), так и кратковременных (поступки и действия, психические состояния ребенка). Выявление названных свойств позволяет составить педагогу более объективное представление о характере, степени активности, работоспособности, коммуникативности и воспитанности каждого учащегося;
3 – проектирование педагогом на основе установленного уровня воспитанности учащегося процесса развития его ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств. При этом необходимо помнить, что проектирование развития личности школьника основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка. Показателями воспитанности школьника являются его конкретные действия, поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе;
4 – дальнейшее изучение педагогом учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с
индивидуальной программой ее развития. Вместе с этим широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, контроль, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание, воспитывающая ситуация, убеждение и внушение, переключение;
5 – корректирование, которое завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Корректирование используется при составлении характеристик школьников, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельности. Наиболее эффективные методы корректирования – наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы используются в комплексе, уточняя и дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися.
Роль воспитателя
Дата: 2018-12-21, просмотров: 270.