Убеждение и внушение бывают настолько взаимосвязаны, что в определенных ситуациях их трудно дифференцировать. Это обусловлено
существованием ряда общих для них черт, а именно:
основным средством влияния при убеждении и внушении является
слово;
коммуникативное воздействие на сознание ученика должно быть
комплексным, то есть убеждение должно иметь внушающий характер, а внушение должно быть убедительным и готовить почву для дальнейшего убеждающего воздействия;
и убеждение, и внушение воздействуют как на сознание, так и на чувства учащихся.
Отличие между этими методами заключается в том, что убеждение, как правило, не имеет косвенной формы и не может формулироваться кратко в виде команд и приказов.
При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу следует четко определить степень убеждающего или внушающего воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убедительным. По мнению Э.Ш. Натанзона, для этого целесообразно на протяжении определенного периода фиксировать, в каких случаях его слова, просьбы, требования, пожелания не встречали со стороны учащихся отпора, возражения, беспрекословно выполнялись, а затем проанализировать, чем это было обусловлено (безукоризненной логикой, увлекательностью содержания информации, четкостью и объективностью требований, техникой воздействия, экспрессивностью и эмоциональностью общения, собственным авторитетом, глубокой верой в представленные факты и т.д.) [4]. Если же ученики не понимают и не принимают позицию педагога, ему не следует делать поспешные негативные выводы об уровне их развития и воспитанности. Учитель должен понять, удалось ли ему соприкоснуться с проблемами, волнующими его подопечных, и проанализировать качество реализации им условий эффективного применения убеждения и внушения в педагогическом процессе.
Литература
1. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. – Ярославль: Изд-во Ярославл. пед. ин-та, 1982.
2. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания. – Мн., 1981.
3. Куликов В.Н. Психология внушения: Учеб. пособие. – Иваново: Изд-во Иванов. ун-та, 1978.
4. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1972.
5. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зязюна, М.: Просвещение.–1989.
6. Петровская Л.А. Воспитатель – подросток: пути развития диалога
// Учителям и родителям о психологии подростка. –М.: Педагогика, 1987.
7. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.
8. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: Учеб. пособие.
– Пермь, 1971.
8. Щуркова Н.Е. Воздействие на индивидуальность // Вы стали классным руководителем. – М.: Педагогика, 1986. – С. 67 – 92.
Раздел III. МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИУЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА
Актуальность проблемы формирования культуры педагогического труда
Учителя
Учитель – субъект культуры. Он живет и действует, учитывая социокультурную ситуацию и определенное культурное пространство, впитывая в себя новые и новейшие
достижения науки, техники и искусства, практической жизнедеятельности людей и их культуру. Он знает и уважает традиции, обычаи и обряды своего народа; проявляет глубокий интерес к чтению художественной и профессиональной литературы, к живописи, музыке, кино и другим видам искусства.
На современном этапе культура педагогического труда рассматривается как обязательное составляющее мастерства учителя.
Об этом свидетельствует анализ педагогической деятельности учителей разных специальностей, а также многочисленные публикации в периодической печати. Ярким примером является письмо директора одной из Московских школ, опубликованное в «Учительской газете»:
«Профессия педагога такова, что он постоянно учит… И тут иной раз возникает опасность: он перестает критически оценивать себя и незаметно превращается в оракула: он все знает, он непогрешим. Но ведь учить – не значит поучать. Наставляя, надо внимательно и чутко выслушивать другого. Почаще советоваться, размышлять… У ребят масса вопросов! Их интересует буквально все. В одном из 7 классов произошел такой разговор: – А кто написал «Алые паруса?»
– «Алые паруса?» Это что-то о флоте. Спросите лучше у Константина Георгиевича, он служил во флоте». В институте не было времени. В школе оказалось не лучше, и у вчерашней студентки появилась спасательная отговорка:
– Читать некогда.
И учитель не читает. Парадокс?
Верно, учитель очень занят. Но дело не только в недостатке времени. Причины, по которым иной педагог над собой больше не работает, не обогащается знаниями, кроются в нем самом, в его внутренней нетребовательности, а порой и в отсутствии, если хотите, его
внутренней культуры, а это неизбежно приводит к отсутствию культуры его труда».
Таким образом, во многих профессиях для успешного труда вполне достаточно увлеченности и знаний в этой области. Об учительской профессии мы не можем много сказать. Здесь можно любить свое дело, и даже знать его и, тем не менее, плохо справляться со своими обязанностями. Прежде всего, потому, что учитель формирует личность – неповторимую, индивидуальную в своих проявлениях, нравственную, эстетически развитую. Чтобы сформировать такую личность, учитель сам должен быть личностью, иметь широкий круг интересов и склонностей, интеллектуальных, нравственных и эстетических запросов, иными словами, обладать высоким уровнем культуры.
Сущность понятия
«культура» и ее пути формирования
Культура является важнейшей характеристикой человека и общества. Именно она отличает человека от всех живых существ. Кроме того, культура
выступает как форма взаимосвязи людей. Она неразрывно связана с деятельностью человека, поэтому в самом общем смысле слова под культурой понимают совокупный результат человеческой деятельности.
В современных концепциях культуры существуют различные подходы к определению ее сущности.
Качественный подход. Культура – это состояние общества, уровень, степень господства людей над природой, уровень реализации деятельности в различных сферах жизни: культура производства, быта, общения, чувств и т.д.
Ценностный подход. Культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей. Причем к подлинной культуре относятся те блага, которые соответствуют подлинным ценностям. Подлинные ценности – это все, что направлено на жизнь и созидание, а не на разрушение и смерть.
Креативный подход. Произведения культуры рассматриваются как следствие творческой деятельности людей в области техники, науки, искусства, т.е. культура – это научное, профессиональное, художественное и техническое творчество.
Нормативный подход. Культура – это совокупность норм и правил поведения людей, традиции, обычаи.
Духовно-личностный подход. Культура – это уровень образованности, воспитанности людей, степень их интеллектуального развития и духовности.
В рамках рассматриваемой проблемы наиболее актуальны креативный и духовно-личностный подходы. Ибо малообразованный,
плохо воспитанный, интеллектуально неразвитый учитель не может качественно выполнять свои профессиональные обязанности и быть творцом в процессе осуществления педагогического взаимодействия, что, безусловно, сказывается на уровне культуры его труда.
Формирование культурного уровня человека происходит под воздействием многих факторов:
1) процесса общения на разных уровнях;
2) достижений литературы, искусства, средств массовой информации;
3) восприятия всего богатства художественной, духовной и эстетической культуры.
Основным путем общекультурного совершенствования каждого
человека является самодеятельность (деятельность, в результате которой человек овладевает интеллектуальным и культурным уровнем не только путем заимствования готовых знаний в тех или иных областях, но и путем самостоятельного активного творчества). Такая деятельность требует интенсивного напряжения сил человека и, естественно, приносит наивысшее удовлетворение.
Эффективность самодеятельности возможна, если у личности развиты культурные запросы. Существует три психологических условия формирования культурных запросов:
1) человека интересует новое, которое вплетено в уже знакомое, опирается на него. Отсюда правило: хочешь интересоваться наукой – займись ее изучением; стремишься воспитать себя в области искусства – слушай музыку, читай книги, смотри картины, репродукции и т.д.;
2) всякое неинтересное занятие может стать интересным, если мы делаем его ради достижения поставленной цели. Что может быть более скучным, чем чтение расписания поездов? Но с каким вниманием мы его читаем, если нам надо выбрать удобный для себя поезд;
3) если то, что неинтересно, связать с тем, что нас интересует, то и первое, соединившись со вторым, приобретет для нас его качества, станет вызывать интерес. Кто любит театр, но не любит музыку, способен полюбить ее, если будет посещать оперы, оперетты и внимательно слушать.
Вторым путем общекультурного совершенствования является
самовоспитание. Структурно можно выделить в нем три компонента:
формирование ценностных ориентаций личности; формирование эстетических вкусов;
формирование идеалов личности.
Ценностные ориентации предполагают наличие у учителя установки на достижение в своем труде таких результатов, ради которых стоит жить и трудиться (формирование человека, развитие его склонностей и способностей, подготовка к жизни).
Эстетические вкусы человека проявляются в его внешнем виде, манерах, походке, поступках, в оформлении жилья, рабочего места, в отношениях к миру, окружающим, к своему труду, даже в том, что его радует и огорчает.
Идеалы включают в себя представления о совершенном образе жизни, о справедливых и красивых поступках людей.
Формы самовоспитания:
обогащение круга своих представлений и понятий (эстетического восприятия, мышления, фантазии);
самовоспитание чувств и переживаний;
формирование у себя умений и навыков, готовности действовать нравственно, эстетически.
Культура |
педагогического |
труда учителя как часть общей культуры педагога, ее структурные компоненты. |
содержание компонентов культуры педагогического труда.
1. Учет психологических аспектов урока.
Предполагает соблюдение учителем определенного психологического режима на основе хорошего знания своих учеников: степени их развития, интересов, склада характера каждого, индивидуально-психологических особенностей и др. В связи с этим учитель не должен делать в отношении школьников поспешные выводы, а должен стремиться узнать каждого ученика во всех его проявлениях и понять. Учитель по роду своей деятельности призван быть в то же время и хорошим психологом, что обязывает его в свою очередь:
1) учитывать определенное эмоциональное состояние класса в конкретной ситуации и умело влиять на него (например, возбужденное эмоциональное состояние учащихся в начале урока вследствие участия в спортивной игре на предыдущем уроке физкультуры; тревожное и психологическое состояние по причине предстоящего открытого урока и т.д.);
2) определять эмоциональное состояние ученика в процессе урока, умело корректировать его, действуя адекватно ситуации (например, подавленное психологическое состояние по причине тяжелой обстановки дома и т.д.);
3) устранять по ходу урока все, что мешает ученику сосредоточиться на учебной работе, отвлекает и раздражает в классной обстановке (поведение одноклассника, шум в классе или в коридоре и т.д.);
4) управлять вниманием учащихся по ходу урока, концентрировать внимание на определенных моментах урока, переключать внимание школьников в процессе взаимодействия (например, смена характера
заданий или использование интересной дополнительной информации с целью переключения внимания учащихся; использование шутки с целью психологической разрядки в классе, если проделанная работы вызвала напряжение и как следствие утомленность учащихся и т.д.).
Названные аспекты представляют далеко не полный перечень проблем, которые учитель должен решать по ходу урока, проявляя в полной мере свои перцептивные способности, эмпатию и знания возрастной психологии.
2. Характер требований учителя к учащимся.
За 45 минут урока учитель предъявляет, по мнению статистов, около 100 требований. Однако большая требовательность должна сочетаться с большим уважением к учащимся.
Предъявляя требования, учитель должен проявлять важнейшее нравственное качество – педагогический такт, который зависит от внутренней нравственной культуры педагога по отношению к людям и от культуры самовоспитания, внешне адекватного поведения.
В процессе предъявления требований необходимо помнить, что они должны иметь следующий характер:
быть четко и понятно сформулированы,
ориентированы на возраст и индивидуальные особенности учащихся, посильны для выполнения; конструктивны и позитивны для учебной
и воспитательной работы,
выполнение их должно быть проконтролировано и доведено до
конца
3. Создание эмоционально-интеллектуального фона урока.
Интеллектуально-эмоциональный фон урока создается:
благодаря использованию интересной информации в содержании изучаемого материала;
с помощью включения в урок сведений о тех или иных открытиях;
с помощью знания способов включения учащихся в интересную для них творческую работу;
учение должно сопровождаться положительными эмоциями, а это связано с формой выражения эмоционального отношения учителя к учебному материалу и к учащимся.
4. Темп урока
Правильная организация темпа урока помогает решать в классе проблемы дисциплины и качества учебной работы. Темп урока должен быть высоким и в то же время ориентированным на интеллектуальные возможности учащихся, явные и потенциальные. Для определения оптимального темпа урока учителю необходимо:
определить «средний» темп урока, удовлетворяющий всех учащихся; учитывать индивидуальные возможности школьников;
умело сочетать в ходе урока индивидуальные, групповые и коллективные формы работы;
использовать на уроке разнообразные виды деятельности учащихся; максимально сокращать непродуктивные затраты времени на уроке.
Темп работы учащихся на уроке следует наращивать постепенно.
5. Самоконтроль учителя на уроке
Самоконтроль ускоряет развитие педагогических способностей и шлифует мастерство опытного педагога. Самоконтроль учителя на уроке должен быть направлен на следующие характеристики его взаимодействия:
мимика, пантомимика, движения;
содержание речи, интонации, эмоциональность;
целесообразность применяемых методов и приемов взаимодействия
с учащимися;
собственное настроение и самочувствие;
эмоциональное состояние учащихся, их активность, самостоятельность и заинтересованность в ходе учебной работы;
регулирование и корректирование познавательной деятельности школьников (объема изучаемого материала и выполняемых заданий, уточнения и пояснения по ходу работы и т.д.);
продумывание целесообразности распределения на уроке индивидуальных и групповых заданий для учащихся.
Самоконтроль учителя в процессе деятельности должен опираться на самоанализ, который призван определить степень продвижения учащихся в знаниях, умениях и навыках, развитии в целом за время урока по сравнению с предполагаемым результатом. Для этого учителю следует сопоставлять то, что предполагалось сделать на уроке, с тем, что фактически осуществлено. Это в свою очередь помогает определить качественную сторону урока.
6. Качественная сторона урока
Определение качественной стороны урока позволяет учителю выявить, что удалось на уроке, а что – нет, каковы причины неудач и пути их преодоления, на что необходимо опираться в ходе своей работы, чтобы повысить педагогическое мастерство. Один из основных путей определения качественной стороны урока – анализ урока в соответствии с дидактическими категориями. Для этого педагогу после проведения урока необходимо ответить на следующие вопросы:
соответствует ли урок дидактическим принципам и требованиям к его содержательной, методической и организационной стороне;
соответствует ли структура и содержание урока его основной дидактической цели и требованиям учебной программы;
решены ли в ходе урока поставленные изначально задачи;
соответствовали ли применяемые учителем методы и средства обучения дидактическим задачам урока, обеспечили ли они высокий уровень познавательной активности школьников;
использовался ли на уроке индивидуальный и дифференцированный подходы к организации учебной работы школьников;
применялись ли на уроке методы проблемного обучения учащихся.
Анализ урока можно провести и по его структурным элементам. В этом случае будут определяться качество актуализации учебного материала, формирование новых понятий и способов умственных действий, формирование умений и навыков учащихся.
7. Чувство юмора на уроке
Чувство юмора – неотъемлемый компонент педагогической культуры, так как он демонстрирует остроумие и интеллигентность учителя, его добродушие, находчивость, смекалку. В то же время юмор позволяет педагогу решить ряд проблем, которые могут возникать по ходу взаимодействия с учащимися:
снимать усталость, однообразие, скуку в ходе взаимодействия; переключать внимание школьников при смене видов деятельности;
мирным способом решать возникающие в процессе общения конфликтные ситуации и устранять в классе психологическое напряжение; воспринимать чувство юмора авторов при изучении художественных произведений на уроках литературы, музыки и
изобразительного искусства.
Учитель, имеющий чувство юмора и владеющий им как профессиональным инструментом, всегда пользуется расположением учащихся, что также подтверждает его уровень мастерства.
Литература
1. Зубра А.С. Акмеология как путь самосовершенствования культуры личности // Сб. Акмеология – практике. – Гомель, 2000.
2. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М.,
1990.
3. Львова Ю.Г. Как рождается урок. – М., 1976.
4. Мастерство учителя на уроке / Методические рекомендации для
учителей средних школ. – М., 1991.
5. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. для пед. спец. высш. учеб. заведений / И..А. З Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. –302 С.
6. Рыбникова М.А. Учитель средней школы. Сб. «На распутьи».
– М., 1923.
7. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1985.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Условия развития творческого потен- циала личности школьника
Современный учитель – творческая личность. Он не приемлет рутины и однообразия, всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное. Он изначально мотивирован родом своей деятельности на творчество.
Созидать, творить, выдумывать, пробовать – это его обычное профессиональное состояние. Через творчество учитель пополняет свой багаж знаний и опыта, а самое главное, он стремится свое заинтересованное отношение к науке, культуре и творчеству сделать достоянием своих учеников.
Сегодня творчество на учебных занятиях рассматривается как обязательный компонент профессиональной деятельности учителя, призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных ситуациях. Творчество осознается субъектами педагогического процесса как личностная ценность, обеспечивающая внутреннюю свободу личности и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, предоставляющих каждому возможность для субъективного («открытие» для себя новых знаний) и объективного (создание нового продукта деятельности) творчества.
Формирование творческого потенциала личности ученика будет эффективным при наличии следующих условий:
1) учебно-познавательная деятельность обучающихся организуется как учебно-творческая;
2) в учебном заведении создается развивающая культурно- образовательная среда;
3) осуществляется систематическое обучение учащихся решению и составлению учебных задач;
4) уделяется внимание эмоциональному развитию школьников. Рассмотрим сущность каждого из представленных условий.
1. В ходе организации учебно-творческой деятельности школьников приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Личностно- деятельностный подход предполагает использование в процессе обучения
личностно-ориентированных технологий (технологии полного усвоения знаний, технологии разноуровневого обучения, технологии взаимного обучения, технологии модульного обучения и др.),
эвристических приемов и методов («мозговая атака», «мозговой штурм», «метод аналогий», «метод эвристических вопросов», «метод синектики», «прием завышения оценки» и др.),
определенных психологических механизмов развития личности (ассоциации как активизации ранее усвоенных знаний, анаксиоматизации как отбрасывания каких либо несущественных признаков для достижения решения),
нетрадиционных учебных занятий (урок-панорама, урок-игра, урок- портрет, урок-аукцион, урок-конференция, урок-посвящение, урок- спектакль, урок-суд и др.).
Представленный выше личностно-деятельностный подход в процессе обучения содействует более эффективному целостному развитию и саморазвитию обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт; способствует повышению степени мотивации и эмоциональности познавательной активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса; обеспечивает готовность школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач, повышение эффективности любого вида деятельности.
2. Проблему организации культурно-образовательной среды решает
адаптивная школа, под которой понимают организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, способного помочь каждому ученику достичь оптимального для него уровня общего и интеллектуального развития в соответствии с его природными склонностями и задатками.
Адаптивная школа действует на основе следующих принципов:
адаптивности (ориентация на индивидуальные особенности детей, в то же время гибкая реакция на социально-культурные изменения среды);
развития (создание школьнику условий для реализации его способностей);
психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов и создание в классе стимулирующей творчество атмосферы);
смыслового отношения к миру (осознанные знания учеников об окружающем мире);
ориентировочной функции знаний (опора на различные виды познавательной практико-ориентировочной деятельности школьников);
обучения деятельности (обучение учащихся постановке цели и задач деятельности, контролю и корректированию хода деятельности);
креативности (развитие у ребенка способностей к творчеству, самостоятельному нахождению решений нестандартных задач).
Реализация этих принципов обеспечивает целостное развитие личности обучающегося по «индивидуальной траектории» как субъекта жизнетворчества.
3. Одним из важнейших условий развития творческого потенциала школьников при обучении их решению и составлению учебных задач является высокая степень проблемности предлагаемых заданий. Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу, расчленять ее на условия, преобразовывая структурные компоненты в ходе решения – это и есть психолого- педагогические принципы составления заданий, представляющих трудность для учащихся и требующих от них творческого поиска.
Обучение учащихся решению и составлению учебных задач формирует у них умения и навыки разрабатывать проект деятельности и осуществлять ее рефлексию, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.
4. Кроме компонента интеллектуальной и практической готовности процесс обучения учащихся решению и составлению учебных задач включает еще и эмоциональный компонент, который реализуется на основе принципа трансформации когнитивного содержания образования в эмоциональное состояние учащихся. Это способствует обогащению эмоционального опыта школьников, что выступает условием развития их творческого потенциала. Эмоциональное развитие учащихся предполагает: анализ, учет, поддержку и безоценочное принятие педагогом
эмоциональных состояний обучающихся;
рефлексию учащимися собственных эмоциональных состояний; обогащения эмоционального, рефлексивного, коммуникативного
опыта обучающихся;
создание положительного эмоционального настроя на урок путем использования примеров из художественной и научной литературы (шуток, загадок, головоломок, интересных фактов и т.д.),
использование на уроке фрагментов конкурсов, соревнований, игр, блиц-турниров и т.д.
Все перечисленные способы, используемые учителем в ходе урока, способствует расширению интеллектуальных возможностей и формированию творческих способностей учащихся.
Реализация идей
Дата: 2018-12-21, просмотров: 494.