В педагогике мастерство воспитателя как целостная структура подразделяется на три взаимосвязанные системы: социально-психологическую (специфика коммуникативной атмосферы в ходе взаимодействия с классом), информационно-
проектировочную (профессиональные и методические знания педагога,
планирование и прогнозирование воспитательного взаимодействия) и
технологическую (формы, методы, приемы и средства взаимодействия).
Отсюда педагог-воспитатель призван реализовывать в процессе взаимодействия с учащимися следующие функции:
диагностирующую, проектирующую, организационно-деятельностную, коммуникативную, ориентационную, развивающую, стимулирующую,
охранно-защитную, корректирующую, информационную, координирующую, аналитико-оценочную.
Мастерство воспитателя характеризуется эффективностью
реализации названных функций, которая определяется степенью владения им следующими профессиональными умениями:
Креативно-гностический блок. Содержит умения, позволяющие грамотно планировать, анализировать и контролировать процесс внеклассной воспитательной работы с учащимися старшего школьного звена в условиях общеобразовательного учреждения:
– креативные – творческий подход к планированию и осуществлению воспитательной работы в старшем школьном блоке, проявление перцептивных способностей (воображение, фантазия) в ходе внеклассной деятельности, привлечение учащихся к творческим видам работы в сфере свободного времени;
– проектировочные – планирование осуществляемого воспитательного процесса, постановка ближних, средних и дальних перспектив, определение целей и смысла внеклассной деятельности учащихся старших классов;
– прогностические – программирование и прогнозирование развития каждого школьника в процессе внеурочных занятий по интересам;
– аналитические – анализ осуществляемой воспитательной деятельности в старшем школьном блоке, выбор способов и средств воспитательного воздействия на учащихся, выявление потребностей и запросов каждой личности, реализуемых в сфере свободного времени;
– контрольные – контроль за осуществлением учащимися внеклассной деятельности, за ходом всей внеклассной воспитательной работы со старшими школьниками в целом, оценка результатов этой деятельности.
Организационно-координирующий блок. Содержит умения, способствующие мотивации действий учителя и действий учеников, рациональной организации воспитательной деятельности во внеурочное время и распределению обязанностей старшеклассников в классном коллективе. Этот блок характеризуется следующими умениями:
– организаторские – организация различных видов деятельности старших школьников в сфере свободного времени и взаимодействия школы с другими социальными институтами по вопросам воспитания учащихся;
– развивающие – развитие задатков, способностей и творческого потенциала каждого старшеклассника в процессе внеклассной деятельности, содействие более полной реализации его личностных стремлений и интересов через кружковую, студийную и клубную работу;
– корректировочные – коррекция влияний социума на ценностные ориентации старшего школьника в целях гармоничного развития последнего в рамках досуга, устранение причин нравственной деформации личности воспитанника путем приобщения его к интеллектуально- познавательным и социально значимым видам деятельности в сфере свободного времени;
– координирующие – согласование основных направлений воспитательной работы педагогов школы, общественности, работников внешкольных и культурно-просветительских учреждений и воспитательных усилий родителей учащихся старших классов по организации свободного времени школьников.
Коммуникативно-стимулирующий блок. Включает умения, основанные на перцептивных способностях педагога и позволяющие ему адекватно воспринимать психологию старших школьников, проявлять эмпатию, общительность, доброжелательность в педагогическом взаимодействии. Здесь рассматриваются такие умения, как:
– коммуникативные – организация общения с воспитанниками в ходе воспитательной деятельности с учетом их индивидуально- психологических особенностей, создание благоприятного психологического климата в классном коллективе старшеклассников в процессе внеклассного общения;
– стимулирующие – побуждение к самосовершенствованию, мобилизация юношей и девушек на достижение поставленных целей и реализацию задуманных планов в сфере свободного времени с указанием жизненных перспектив, внеклассное общение с воспитанниками, исходя из позиции оптимистического прогнозирования;
– управляющие – управление своим рабочим и творческим самочувствием, характером межличностного взаимодействия с учащимися в процессе внеклассной воспитательной деятельности, развитием педагогической ситуации в ходе внеклассного общения; логическое
убеждение и внушение, волевое воздействие на учащихся с целью приобщения их к развивающим видам деятельности в сфере свободного времени.
Система целеполагания и планирования в работе классного руководителя
Залогом успеха воспитательной работы является высокопрофессиональное целеполагание и планирование педагогом взаимодействия с учащимися.
Планирование работы – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач совей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.
Как правило, перед постановкой целей и задач воспитания педагог предварительно изучает с помощью диагностических методов свой классный коллектив (психологическую атмосферу, специфику межличностных отношений, уровень воспитанности каждого учащегося, интересы и склонности детей, способности учащихся к различным видам деятельности и т.д.). На основе полученных результатов диагностики, он приступает к определению воспитательных целей и задач.
При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог-мастер прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностных ориентациях коллектива. В диагностично сформулированных целях им отражаются те новообразования, которые будут присущи ученическому коллективу через определенный период его развития. Эти цели, как правило, связаны с развитием детей в различных областях:
эмоционально-ценностной (проявление чувств, сформированность отношений);
познавательной (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания и нормы);
психомоторной (навыки, действия, спортивные и трудовые
умения);
состоянии здоровья;
уровне развития способностей;
коммуникативных и творческих умениях; умениях самоанализа, самооценки, самовоспитания.
Воспитательные задачи, поставленные педагогом, конкретизируют, какие способности, качества, отношения будут развиты у школьников, какими знаниями, умениями и навыками овладеют учащиеся класса.
Намеченные цели и задачи воспитательной работы обусловливают выбор педагогом форм и методов взаимодействия с учащимися, что
составляет основу плана воспитательной работы. К такому плану предъявляются определенные требования:
1) целенаправленность содержания;
2) учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;
3) преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;
4) реальность выполнения задуманного; 5) разнообразие запланированных форм и методов; 6) творческий характер планирования.
Исходя из сказанного выше, структура плана воспитательной работы с классом выглядит следующим образом:
Структура плана воспитательной работы с классом
1. Характеристика классного коллектива (состав класса и его общая характеристика; сплоченность класса и его ценностные ориентации; связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы).
2. Воспитательные цели и задачи
3. Жизнедеятельность классного коллектива
4. Работа с родителями учащихся
5. Индивидуальная работа с учащимися
Раздел «Жизнедеятельность классного коллектива», как правило, представляет собой комплекс форм и методов работы с учащимися и их родителями. Существуют различные подходы к оформлению этого раздела плана. Среди них выделяются:
– планирование по ключевым делам (В.А. Караковкский)
– календарное планирование
– план-сетка
– планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова)
Приведем примерный образец оформления комплексного планирования воспитательной работы на основе использования различных видов деятельности:
№ п/п | Цели и формы воспитательной работы | Время проведения | Ответственные и исполнители |
Умственное воспитание школьников | |||
1. 2. | Беседа «Как работали над собой великие люди?» Цель: стимулирование учащихся к самосовершенствованию Проведение круглого стола для родителей «Как помочь детям учиться?» Цель: педагогическое | Сентябрь Октябрь | Классный руководитель, актив класса Классный руководитель, Учителя- предметники |
3. | просвещение родителей, содействие осознанию ими необходимости контроля учебных нагрузок и домашних занятий учащихся Тренинг «Как развивать свои способности?» Цель: сообщение учащимся методов и приемов, способствующих развитию памяти, внимания, логике мышления и т.д. Олимпиада по школьным предметам Цель: стимулирование и мотивация учащихся к учебной деятельности. и т.д. | Ноябрь | Школьный психолог, классный руководитель |
Декабрь | Завуч, учителя- предметники | ||
4. | |||
Эстетическое воспитание учащихся и.т.д. |
При желании педагог-мастер сам может разработать свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. Продуманный неформальный план воспитательной работы с классом окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития как всего коллектива, так и личности каждого школьника.
Личностно-
Дата: 2018-12-21, просмотров: 340.