Профессиональные умения воспитателя в структуре его мастерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В педагогике мастерство воспитателя как целостная                 структура подразделяется на три взаимосвязанные системы: социально-психологическую (специфика            коммуникативной атмосферы в ходе взаимодействия с классом),                информационно-


 проектировочную (профессиональные и методические знания педагога,


планирование и прогнозирование воспитательного  взаимодействия) и

 технологическую (формы, методы, приемы и средства взаимодействия).

Отсюда педагог-воспитатель призван реализовывать в процессе взаимодействия с учащимися следующие функции:

диагностирующую, проектирующую, организационно-деятельностную, коммуникативную, ориентационную, развивающую, стимулирующую,

охранно-защитную, корректирующую, информационную, координирующую, аналитико-оценочную.

Мастерство воспитателя характеризуется эффективностью

реализации названных функций, которая определяется степенью владения им следующими профессиональными умениями:

Креативно-гностический блок. Содержит умения, позволяющие грамотно планировать, анализировать и контролировать процесс внеклассной воспитательной работы с учащимися старшего школьного звена в условиях общеобразовательного учреждения:

креативные – творческий подход к планированию и осуществлению воспитательной работы в старшем школьном блоке, проявление перцептивных способностей (воображение, фантазия) в ходе внеклассной деятельности, привлечение учащихся к творческим видам работы в сфере свободного времени;

проектировочные – планирование осуществляемого воспитательного процесса, постановка ближних, средних и дальних перспектив, определение целей и смысла внеклассной деятельности учащихся старших классов;

прогностические – программирование и прогнозирование развития каждого школьника в процессе внеурочных занятий по интересам;

аналитические – анализ осуществляемой воспитательной деятельности в старшем школьном блоке, выбор способов и средств воспитательного воздействия на учащихся, выявление потребностей и запросов каждой личности, реализуемых в сфере свободного времени;

контрольные – контроль за осуществлением учащимися внеклассной деятельности, за ходом всей внеклассной воспитательной работы со старшими школьниками в целом, оценка результатов этой деятельности.


Организационно-координирующий блок. Содержит умения, способствующие мотивации действий учителя и действий учеников, рациональной организации воспитательной деятельности во внеурочное время и распределению обязанностей старшеклассников в классном коллективе. Этот блок характеризуется следующими умениями:

организаторские – организация различных видов деятельности старших школьников в сфере свободного времени и взаимодействия школы с другими социальными институтами по вопросам воспитания учащихся;

развивающие – развитие задатков, способностей и творческого потенциала каждого старшеклассника в процессе внеклассной деятельности, содействие более полной реализации его личностных стремлений и интересов через кружковую, студийную и клубную работу;

корректировочные – коррекция влияний социума на ценностные ориентации старшего школьника в целях гармоничного развития последнего в рамках досуга, устранение причин нравственной деформации личности воспитанника путем приобщения его к интеллектуально- познавательным и социально значимым видам деятельности в сфере свободного времени;

координирующие – согласование основных направлений воспитательной работы педагогов школы, общественности, работников внешкольных и культурно-просветительских учреждений и воспитательных усилий родителей учащихся старших классов по организации свободного времени школьников.

Коммуникативно-стимулирующий блок. Включает умения, основанные на перцептивных способностях педагога и позволяющие ему адекватно воспринимать психологию старших школьников, проявлять эмпатию, общительность, доброжелательность в педагогическом взаимодействии. Здесь рассматриваются такие умения, как:

коммуникативные – организация общения с воспитанниками в ходе воспитательной деятельности с учетом их индивидуально- психологических       особенностей, создание             благоприятного психологического климата в классном коллективе старшеклассников в процессе внеклассного общения;

стимулирующие – побуждение к самосовершенствованию, мобилизация юношей и девушек на достижение поставленных целей и реализацию задуманных планов в сфере свободного времени с указанием жизненных перспектив, внеклассное общение с воспитанниками, исходя из позиции оптимистического прогнозирования;

управляющие – управление своим рабочим и творческим самочувствием, характером межличностного взаимодействия с учащимися в процессе внеклассной воспитательной деятельности, развитием педагогической ситуации в ходе внеклассного общения; логическое


убеждение и внушение, волевое воздействие на учащихся с целью приобщения их к развивающим видам деятельности в сфере свободного времени.

 


Система целеполагания и планирования в работе   классного руководителя


Залогом успеха воспитательной работы является высокопрофессиональное целеполагание и планирование педагогом    взаимодействия с учащимися.


Планирование работы – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач совей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Как правило, перед постановкой целей и задач воспитания педагог предварительно изучает с помощью диагностических методов свой классный коллектив (психологическую атмосферу, специфику межличностных отношений, уровень воспитанности каждого учащегося, интересы и склонности детей, способности учащихся к различным видам деятельности и т.д.). На основе полученных результатов диагностики, он приступает к определению воспитательных целей и задач.

При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог-мастер прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностных ориентациях коллектива. В диагностично сформулированных целях им отражаются те новообразования, которые будут присущи ученическому коллективу через определенный период его развития. Эти цели, как правило, связаны с развитием детей в различных областях:

эмоционально-ценностной (проявление чувств, сформированность отношений);

познавательной (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания и нормы);

  психомоторной (навыки, действия, спортивные и трудовые

умения);

состоянии здоровья;

уровне развития способностей;

коммуникативных и творческих умениях; умениях самоанализа, самооценки, самовоспитания.

Воспитательные задачи, поставленные педагогом, конкретизируют, какие способности, качества, отношения будут развиты у школьников, какими знаниями, умениями и навыками овладеют учащиеся класса.

Намеченные цели и задачи воспитательной работы обусловливают выбор педагогом форм и методов взаимодействия с учащимися, что


составляет основу плана воспитательной работы. К такому плану предъявляются определенные требования:

1) целенаправленность содержания;

2) учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;

3) преемственность,    систематичность,    последовательность запланированных дел;

4) реальность выполнения задуманного; 5) разнообразие запланированных форм и методов; 6) творческий характер планирования.

Исходя из сказанного выше, структура плана воспитательной работы с классом выглядит следующим образом:

 Структура плана воспитательной работы с классом

1. Характеристика классного коллектива (состав класса и его общая характеристика; сплоченность класса и его ценностные ориентации; связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы).

2. Воспитательные цели и задачи

3. Жизнедеятельность классного коллектива

4. Работа с родителями учащихся

5. Индивидуальная работа с учащимися

Раздел «Жизнедеятельность классного коллектива», как правило, представляет собой комплекс форм и методов работы с учащимися и их родителями. Существуют различные подходы к оформлению этого раздела плана. Среди них выделяются:

– планирование по ключевым делам (В.А. Караковкский)

– календарное планирование

– план-сетка

– планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова)

Приведем примерный образец оформления комплексного планирования воспитательной работы на основе использования различных видов деятельности:

 

№ п/п Цели  и  формы воспитательной работы Время проведения Ответственные и исполнители

Умственное воспитание школьников

1.   2.  Беседа «Как работали над собой великие люди?»  Цель: стимулирование                        учащихся к самосовершенствованию Проведение      круглого  стола для родителей «Как помочь детям учиться?»  Цель: педагогическое Сентябрь   Октябрь Классный руководитель, актив класса     Классный руководитель, Учителя- предметники

  3.

просвещение родителей, содействие осознанию ими необходимости контроля учебных нагрузок и домашних          занятий учащихся

 Тренинг «Как развивать свои способности?»

 Цель: сообщение учащимся методов и приемов, способствующих развитию                           памяти,

внимания,            логике мышления и т.д.

 Олимпиада по школьным предметам

 Цель: стимулирование           и мотивация учащихся к учебной деятельности.

и т.д.

  Ноябрь   Школьный психолог, классный руководитель
    Декабрь   Завуч, учителя- предметники
4.    

Эстетическое воспитание учащихся и.т.д.

 

При желании педагог-мастер сам может разработать свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. Продуманный неформальный план воспитательной работы с классом окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития как всего коллектива, так и личности каждого школьника.

 

 


Личностно-












Дата: 2018-12-21, просмотров: 288.