Педагогики     сотруд- ничества в школьном классе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О педагогике сотрудничества впервые заговорили в 1980-х г. благодаря деятельности учителей-новаторов, которые популяризировали свои педагогические идеи, направленные на демократизацию школы и


создание условий для раскрытия личности каждого ученика.

Представим наиболее известных педагогов-новаторов, их ведущие идеи и основные педагогические работы:


Новаторы Основная идея
В.Ф. Шаталов – учитель физики и математики, г. Донецк Успешное обучение всех учащихся с помощью опорных конспектов «Куда исчезли тройки». – М.,1979
Е.Н Ильин – учитель русского языка и литературы, г. Санкт-Петербург Литературный анализ                      художественного текста, урок как произведение искусства «Искусство общения». – М.,1982
С.Н. Лысенкова – учитель начальных классов, г. Москва Управление познавательной деятельно- стью учеников с помощью четко алгоритмизированных условных знаков, схем, карточек, таблиц «Когда легко учиться». – М.,1981
И.П. Волков – учитель черчения, изобразительного искусства, г. Реутово, Московская обл. Развитие природных задатков детей посредством творческой деятельности «Учим творчеству». – М.,1982
Т.И. Гончарова – учитель истории, г. Санкт-Петербург Привлечение учащихся к активному, творческому изучению истории, обеспечение единства обучения и самообразования «Уроки истории – уроки жизни». –М.,1986
М.П. Щетинин – директор центра комплексного форми- рования  личности,        ст. Азовская, Краснодаркий край Повышение интереса к знаниям, активности учащихся путем смены видов деятельности; организация коллективной творческой работы школьников «Объять необъятное». – М.,1986
Ш.А. Амонашвили – учитель начальных классов, г. Тбилиси Личностный и гуманный подход к детям, опора на учащихся, сотрудничество с ними «Единство цели». – М.,1987

 

Среди идей педагогики сотрудничества выделяются:

учение без принуждения (снятие чувства страха, исключение давления на школьника, обращение к ученику как к равноправному партнеру в процессе поиска знаний);

идея трудной цели (воспитание у учащихся веры в возможность преодоления трудностей);

идея опоры (зашифровка предметно-словесной информации в опорные сигналы);

идея свободного выбора (предоставление учащимся возможности выбора задания из числа представленных);


идея опережения (обращение на уроке к материалу, который будет изучаться в будущем);

идея соответствующей формы (форма урока должна соответствовать содержанию деятельности учеников на уроке);

идея самоанализа (обучение учащихся приемам индивидуального и коллективного самоанализа);

идея личностно-ориентированного подхода к учащимся.

Представленные идеи широко используются и сегодня в ходе современного урока. При этом учитель-мастер, будучи личностью творческой, обладающей гуманистической направленностью, реализует идеи педагогики сотрудничества в ходе учебно-воспитательного процесса, демонстрируя следующие профессиональные качества и умения:

способность к целостному самосовершенствованию, обладание широким кругом интересов и умений, живым и активным характером, творческим мировоззрением;

признание в качестве приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления ее индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой, обществом, самим собой;

установка на диалог с учащимися и взаимопонимание;

умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;

готовность создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям;

умение преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство творческого развития школьника;

уважать мнение ребенка, его желание работать самостоятельно.

 


Мастерство учителя в развитии познавательных интересов и умственной самостоятельности






Учащихся


 Познавательный интерес проявляется как избирательная направленность личности на объекты, явления или процессы   окружающей действительности. Он демонстрирует интеллектуальные            умения, эмоциональное состояние и волевые


усилия личности, являясь базой развития ее творческого потенциала.

Познавательный интерес учащихся проявляется и как их стремление (потребность) заниматься определенной областью знаний, деятельности, и как побудитель (мотив) активности личности, и как стимул к действию, к преодолению трудностей, и как чувство удовлетворенности, радости от процесса познания.


Педагогу необходимо учитывать, что познавательные интересы школьников формируются в ходе урока по двум каналам: 1) средствами

 отбора и использования информации и 2) средствами включения

 школьников в познавательную деятельность.

Приступая к реализации первого пути формирования познавательных интересов учащихся, учитель должен помнить, что информация должна иметь следующий характер:

заставлять учеников задуматься, удивляться, поражать их воображение, вызывать желание поиска;

мобилизовать внимание учащихся на осмысление темы, проблемы; подводить учащихся к видению чего-то нового, являться основой

формулирования понятий, правил, законов и т.д.;

нацеливать на внутри- и межпредметные связи;

ориентировать на использование знаний в жизни, в практической деятельности.

При реализации второго пути формирования познавательных интересов учащихся педагог учитывает следующие требования, предъявляемые к процессу деятельности школьников:

деятельность вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны, развивает смекалку и воображение;

нацеливает на разрешение противоречий, заставляет посмотреть на задачу, проблему и т.д. с другой стороны;

ориентирует на применение знаний в новых условиях;

основана на индивидуальном и дифференцированном подходе педагога к учащимся;

включает элементы усложнения заданий и задач, предполагает элементы исследования;

является мощным стимулом в духовном и интеллектуальном развитии школьников (ориентирует на дополнительный поиск информации);

вызывает заметный эмоциональный отклик (учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы);

стимулирует волевое напряжение (развивает потребность учащихся всесторонне разобраться в изучаемых явлениях);

пронизана духом соревнования (использование нестандартных форм урока: конкурс, игра, викторина и т.д.):

сопровождается творческим поиском (выявление более рациональных способов решения задач и т.д.);

приближает школьников к самообразованию (вызывает желание больше знать, глубже осмысливать материал);

предполагает самостоятельные формы работы, повышающие любознательность учащихся.


 Умственная самостоятельность определяется как способность, которая состоит в том, что ученик в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, приобретения знаний, творческого их применения в сложившейся и новой ситуациях.

Чтобы сформировать умственную самостоятельность учащихся, учителю необходимо самому владеть умениями и навыками умственной самодеятельности, а также систематически осуществлять на уроке привитие учащимся следующих умений и навыков:

расчленять учебный материал на логически целостные части, составлять план, обосновывать переходы от одной составной части к другой;

формулировать вопросы к учебному материалу по ходу его осмысления;

строить логически законченный рассказ с представлением собственного отношения к изложенным фактам, привлекать и использовать первоисточники;

решать познавательные задачи в процессе изготовления наглядных пособий по теме материала;

решать познавательные задачи в условиях созданной педагогом учебной ситуации, самостоятельно ориентироваться в новой ситуации;

проявлять целеустремленность в поиске способов решения и обоснования сложных учебных задач и заданий; проводить элементарные исследования в процессе решения поисковых задач;

аргументированно сопоставлять явления по существенным признакам, выделять главные признаки и особенности явлений, процессов и т.д.;

использовать методы анализа при характеристике собственных ответов и ответов одноклассников;

делать обоснованные выводы и заключения, соотносить результаты исследования с изучаемыми явлениями, проверять их достоверность;

применять полученные знания в жизни.

Самостоятельная учебная деятельность учащихся на уроке может выражаться в виде работы с учебником и учебными пособиями, конспектирования, выполнения лабораторных, творческих и исследовательских заданий и др.

Эффективность самостоятельной учебной работы учащихся во многом зависит от применяемой учителем методики обратной связи в процессе общения с учениками. Данная методика должна позволять осуществлять объективный контроль за самостоятельной учебной деятельностью школьников и анализ ее результатов.


Работа учителя с творчески одаренными учащимися


В современных условиях учителю на уроке приходится ориентироваться на «среднего» ученика, хотя ни для кого не секрет, что в каждом классе есть ученики более способные и менее способные. И что особенно важно –


ученики творчески одаренные.

Что же в педагогике принято понимать под творческой

 одаренностью? Это креативные представления человека о себе, своих возможностях и способах их проявления в совокупности с генетическими предпосылками, которые определяют его творческий потенциал. При этом творческий потенциал принято рассматривать как проявление заложенной природой духовности личности, ее уникальности и неповторимости.

Творческий потенциал личности ученика должен осознаваться учителем как ценность гуманистической педагогики, обусловливающая ее восприятие как цели, объекта, субъекта и результата педагогической деятельности. Таким образом, творческое развитие учащихся становится проблемой учителя, решаемой им в ходе учебного процесса.

Первостепенная задача учителя в этом отношении – выявить в классе учащихся, имеющих высокий уровень общих (к различным видам деятельности) и специальных (к определенным видам деятельности) способностей. Однако процесс диагностирования творческой одаренности ребенка довольно сложен. Его следует осуществлять в соответствии со следующими правилами:

   при изучении способностей учащихся необходимо опираться на длительное наблюдение и изучение школьников в различных ситуациях и в ходе выполнения ими различных видов деятельности;

   целесообразно сочетать применение тестовых методик с целенаправленными наблюдениями за деятельностью учащихся;

   при отборе тестовых творческих задач и заданий, применяемых для диагностики, нужно ориентироваться на такой уровень их сложности, который позволит учащемуся справиться с ними самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Объективный вывод об уровне и характере творческой одаренности ученика учитель может сделать только после применения комплекса методик (целенаправленных длительных наблюдений, тестов, анкет, творческих задач и заданий, специальных контрольных работ, участия в конкурсах и олимпиадах, наблюдения за учеником дома и в школе, в процессе внеурочной деятельности и т.д.).

О наличии творческого потенциала учащегося педагог может судить по проявлению им таких личностных новообразований, как:

   способность открытия нового знания и владение новыми (для личности) способами деятельности;

   динамика мотивов и целей познавательной деятельности;


 

проблем; решение;


критичность ума и потребность в нестандартном  решении

импровизационность как способность внезапно принимать продуктивное                           самосознание,    расширение             поля


интеллектуальной активности;

   плодотворность в учебно-познавательной деятельности. Работа с творчески одаренными учащимися строится, как правило,

по специальным программам, которые реализуются в специализированных школах. Однако обычный способ решения таких проблем – это создание в условиях школы профильных классов, где учащиеся обучаются также по специальным программам, ориентируясь на более углубленное изучение отдельных предметов. Нужно отметить, что даже в условиях специализированного класса выделяются дети просто способные и действительно творчески одаренные. Работа учителя с творчески одаренными учащимися в условиях массовой школы требует систематической дифференциации и индивидуализации их обучения и воспитания. Если темп развития ученика опережает своих сверстников, и ученик за год обучения способен осваивать более объемную программу, то у учителя будет главная трудность – загрузить ученика, подобрать ему такие задания, чтобы удовлетворить его познавательные интересы и создать реальные условия для обучения в быстром темпе.

Учителю, работающему с данной категорией учащихся, необходимо разбираться в особенностях психики одаренных детей, иметь творческое, возможно нетрадиционное мировоззрение, а также владеть на высоком уровне следующими профессиональными умениями и навыками:

умениями проблемного изложения учебного материала; навыками               ведения эвристической беседы и создания

дискуссионных ситуаций;

   умениями создавать на уроке интеллектуально-творческую атмосферу с применением методов мозгового штурма и мозговой атаки;

   навыками       организации     учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Для учеников, проявляющих выдающиеся способности к математике или предметам гуманитарнного, естественного-научного цикла будет особенно ценным общение с деятелями, представляющими интересующие их области науки. Подобное общение организуется и в рамках урока, и в ходе внеклассной работы. В этом отношении педагогам стоит ориентироваться на поддержание творческих и профессиональных связей с преподавателями вузов и колледжей, учителями лицеев, гимназий. Характер занятий с такими учениками должен быть максимально разнообразен и иметь проблемно-развивающую основу


(научные диспуты и дискуссии; творческие конкурсы; задания, ориентирующие школьников на работу в библиотеках и музеях; организация и участие учеников в школьных и городских конференциях и семинарах, проведение собственных научных исследований и др.).

Сложные педагогические проблемы могут возникнуть при работе с детьми, у которых ярко выражены специальные способности (к живописи, театру, спорту и т.д.), так как ведение в школах факультативных занятий и участие во внеурочной деятельности часто не удовлетворяет в полной мере творческие потребности таких учащихся. Развитию их способностей может помочь участие в спортивных играх и состязаниях, театральных постановках, конкурсах технического творчества, разработке оригинальных творческих проектов («Дизайн современной школы»,

«Общение языком танца», «100 настроений в одной мелодии» и др.), которые можно проводить в рамках нестандартного урока «мастер-класс». Необходимо                отметить, что важнейшее условие эффективности взаимодействия учителя с творчески одаренными учащимися – создание педагогом собственной творческой лаборатории на основе разработки комплекса специального дидактического материала и активного использования в обучении аудио-, видео-, компьютерных и др. технических средств. Ибо ни одна из современных концепций обучения – ни    личностно-ориентированного, ни развивающего, ни блочно- модульного и др. не даст желаемого результата, если учитель не будет интегрировать их системой дидактических и технических средств

обучения и воспитания.

 

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Стимулирование педагогического творчества: Учеб.-метод. Пособие для педагогов школ, организаторов образования. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 1997. – 144 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: «Юрайт», 1999. – С. 312 – 319.

4. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – С. 226 – 251.

5. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зязюна, М.: Просвещение. –1989.

– 302 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с.

7. Яковлев Н. М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. – М.: Просвещение, 1985.














МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ


Сущность мастерства воспитателя


Становление мастерства воспитателя является для многих учителей более трудным процессом, чем мастерство


обучения. Причины этого кроются, прежде всего, в том, что воспитание – процесс более широкий, чем обучение, так как оно предполагает не только интеллектуальное, но и нравственное и эстетическое развитие личности, сообщение учащимся экологических и валеологических знаний, совершенствование трудовых навыков и навыков социального взаимодействия и др. Другой не менее важной причиной являются субъективные установки педагогов на понимание сущности и технологических основ процесса воспитания.

Как отмечает И.Ф. Кривонос, «…Мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей. Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации, стимулирующие эффективное развитие школьников» (Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Зязюна, М.: Просвещение. –1989).

Профессиональный идеал воспитателя-мастера может быть сформирован при условии развитой положительной Я-концепции, которая определяется тремя ведущими факторами:

– твердой уверенностью в импонировании другим людям;

– уверенностью в способности к педагогической воспитательной деятельности;

– чувством собственной значимости.

В качестве критериев, позволяющих оценить мастерство воспитателя, целесообразно выделить следующие:

личность самого воспитателя (личностные характеристики, определяющие демократический стиль отношений с воспитанниками; систему педагогических методов и приемов его взаимодействия с учащимися, позитивно влияющих на характер его общения с учениками класса; уровень педагогической культуры учителя),

знание и понимание педагогом основных социально- психологических феноменов класса (адекватность представлений классного руководителя о классе; уровень восприятия педагогом личности каждого учащегося; знание учителем неформальной структуры классного коллектива и специфики внутриколлективных отношений);

степень включенности классного руководителя в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива; близость и частота эмоциональных и духовных контактов с учащимися; проектирование и


организация жизнедеятельности ученического коллектива, требующие проявления соответствующих профессиональных умений).

В отношении личностных характеристик, проявляемых воспитателем-мастером, необходимо сделать акцент на следующих качествах:

– любовь к людям, умение общаться с ними; доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;

– высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;

– твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;

– разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, создающие оптимистический настрой и способствующие развитию его волевой активности);

– высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т.д.

Знания педагога-воспитателя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:

– знания особенностей развития личности и детского коллектива;

– психолого-педагогические знания, позволяющие осуществлять в ходе взаимодействия личностно-ориентированный подход;

– общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).

Воспитатель-мастер, как правило, демонстрирует в процессе работы высокий уровень развития педагогических способностей, среди которых на первое место выходят:

– перцептивные способности (профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция); суггестивные способности (способности к внушению, волевому влиянию на воспитанника);

– эмоциональная устойчивость, умение владеть собой;

– коммуникативные         способности,         оптимистическое прогнозирование;

– креативные способности.

 


 

Структура мастерства воспитателя.






Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.