III. Гражданское и торговое законодательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Кодекс Наполеона; подготовительные работы. До установления Консульства потерпели неудачу четыре проекта гражданского кодекса, и данное в 1790 году Учредительным собранием обещание создать единообразное законодательство осталось невыполненным. Его выполнил первый консул. 24 термидора VIII года (12 августа 1800 г.) он вместе со своими коллегами издал указ, которым назначались четыре комиссара для составления нового проекта, а именно: председатель кассационного суда Тронше, правительственный комиссар при том же суде Биго де Преаменё, уполномоченный в комиссии о морских призах Порталис и член кассационного суда Мальвиль. Работа подлежала окончанию «в последнюю декаду брюмера IX года (октябрь 1800 г.) и представлению министром юстиции консулам». Воля Бонапарта была исполнена: «Упорно работая, – говорит Мальвиль, – мы успели составить Гражданский кодекс в четыре месяца; печатание его окончилось 1 плювиоза IX года (21 января 1801 г.)». Правительство отдало эту первую редакцию на рассмотрение кассационной и апелляционной палат; на основании сделанных ими часто важных замечаний проект подвергся некоторым существенным изменениям.

Обсуждение проекта высшими государственными учреждениями началось еще в том же году: известно было, что первый консул торопился с этим делом. Согласно довольно сложной законодательной процедуре, которую создала конституция VII года (1799), окончательную редакцию проекту должен был дать Государственный совет. Проект подвергся здесь чрезвычайно основательному пересмотру. В те дни, когда председательствовал Бонапарт, заседания кончались в 8 или 9 часов вечера, начинаясь в полдень. Существует много рассказов о той роли, которую играл в этих совещаниях первый консул. Будучи самым молодым из участников и совершенно неподготовленным своими предшествовавшими занятиями к пониманию сложных юридических вопросов, он удивлял всех изумительной способностью быстро усваивать суть дела. Стоя выше пристрастия к тем или иным системам, привычкам и предрассудкам, он бесспорно играл первенствующую роль, хотя и предоставлял всякому полную свободу в изложении мнений и под влиянием дельных аргументов легко допускал решения, противоположные своим первоначальным намерениям. Бонапарт внушил множество, часто весьма удачных, постановлений. Правда, его можно упрекнуть в том, что он не всегда руководился бескорыстными мотивами. Уже теперь озабоченный желанием обеспечить себе преемника и потеряв надежду иметь от Жозефины потомство, он настойчиво, хотя и безуспешно, добивался того, чтобы несходство характеров было признано законным поводом к разводу и чтобы из римского права был заимствован искусственный и странный институт усыновления, сопряженного со всей полнотой прав, какие принадлежат законному сыну. Более разумными мотивами руководился он, когда настаивал на повышении возрастной нормы, дающей право вступать в брак, на более деятельной охране прав лица, находящегося в безвестной отлучке, на сужении сферы представительства при наследовании по боковой линии и т. п.

Отредактированный Государственным советом проект затем должен был поступить на чтение в Законодательный корпус, потом представлялся в Трибунат, который должен был снова обсудить его и выразить суждение о принятии или непринятии его, после чего трем членам Трибуната поручалось поддерживать это суждение в Законодательном корпусе. Здесь произошло несколько серьезных инцидентов, которые едва не погубили всего дела. Известное число трибунов, относившихся враждебно к политике первого консула, подвергли резкой критике первую статью проекта, доказывая, что она – не что иное, как лишенная оригинальности компиляция из римского и обычного права, и что она восстанавливает ненавистные институты вроде гражданской смерти. По предложению Трибуната Законодательный корпус отверг первую статью (24 фримера X –15 декабря 1801 г.). Та же участь готовилась и второй статье, когда Бонапарт, ввиду оборота, который принимало дело, взял назад проект следующим заявлением: «Законодатели, правительство решило взять назад проекты Гражданского» кодекса. Оно с грустью видит себя вынужденным отсрочить до другого времени издание законов, с нетерпением ожидаемых нацией; но оно убедилось, что еще не наступило время, когда можно было бы вести прения по этому важному делу с тем спокойствием и единодушием, которых они требуют».

Но Бонапарт хотел провести свой кодекс и потому не отчаялся и не сложил рук. 18 яерминаля X года (8 апреля 1802 г.) он вопреки конституции создал новую форму официозного сообщения Трибунату. Отныне Трибунат приглашается изъявлять свое мненце о законопроектах до чтения их в Законодательном корпусе, и в случае разногласил с Государственным советом он образует вместе с последним смешанную комиссию, которая и вносит в проект необходимые изменения. Исправленный проект проходит затем всю требуемую конституцией процедуру, которая, таким образом, превращается в чистую формальность. Этим путем и был проведен кодекс. В течение одного года, с марта 1803 по март 1804, все 36 статей были вотированы и, по мере принятия, обнародованы. Последний закон, изданный 30 вантоза XII года (21 марта 1804 г.), окончательно объединил все эти статьи в один кодекс г заключающий в себе 2281 статью, И объявил отмененными «все римские законы, ордонансы, общие и местные обычаи (кутюмы), статуты и регламенты по всем вопросам права, о которых идет речь в настоящем Уложении».

Гражданский кодекс – труд замечательный и при всех своих неизбежных недостатках делающий большую честь своим творцам. Из числа последних следует отметить особенно Тронше, которому Наполеон официально пожаловал титул первого юрисконсульта Франции, Порталиса, Камбасереса, Трейльяра и самого первого консула. Кодекс – не оригинальное произведение, а скорее компиляция из римского права, обычаев, королевских ордонансов, судебной практики старых парламентов, из учений старинных правоведов (Дома, Потье), из революционных законов, – компиляция, сведенная хотя и не в методическую, но в ясную систему. Именно этому своему эклектическому характеру Кодекс обязан своей живучестью. Наполеон справедливо гордился им. «Моя истинная слава, – сказал он на острове св. Елены, – не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно, – это мой Гражданский кодекс»..

Этот Кодекс выдержал несколько официальных изданий. Первое было выпущено в трех различных форматах в X и XI годах (1802 и 1803). Второе было напечатано по постановлению Законодательного корпуса 3 сентября 1807 года с целью согласовать терминологию Кодекса с новым политическим режимом[67] и дать ему в общем заслуженное наименование Кодекса Наполеона. Докладчик упомянутого сейчас постановления 1807 года Биго де Преаменё мотивировал эту перемену наименования тем любопытным соображением, что некоторые иностранные нации, введя у себя этот новый Кодекс и не имея возможности сохранить за ним название Французского гражданского уложения, сами переименовали его в Кодекс Наполеона – «справедливая дань уважения тому, кому этот великий памятник обязан своим происхождением»[68].

Кодекс Наполеона за пределами Франции. Биго де Преаменё привел точный факт: Кодекс Наполеона уже перешел границы Империи. История его распространения не лишена интереса. Он был введен сначала в главных французских колониях – Реюньоне, Гваделупе, Мартинике и Гвиане – в 1806 году, затем в странах, присоединенных к Империи: в Италии – в 1806, в Голландии и ганзейских департаментах– в 1810, в великом герцогстве Берг – в 1811 году. Некоторые другие страны средней Европы добровольно ввели его у себя: королевство Вестфальское, великие герцогства Баденское, Нассауское и Франкфуртское, несколько швейцарских кантонов, вольный город Данциг, великое герцогство Варшавское и Иллирийские провинции.

По видимому, Германия обрела бы в Кодексе Наполеона единообразное гражданское законодательство, если бы не пала Империя. Когда она пала, ряд стран, в том числе все итальянские государства, за исключением Неаполя, с нарочитой поспешностью отвергли его; другие ограничились внесением в него значительных поправок. Голландия тотчас предприняла пересмотр его, законченный только в 1838 году. Бельгия, которая, как и вся Французская республика, ввела у себя Кодекс тотчас по его появлении, ограничилась затем частичными поправками; важнейшей среди них является закон 15 декабря 1851 года об ипотечной системе. В Неаполитанском королевстве Бурбоны сохранили Кодекс Наполеона с некоторыми изменениями и распространили его действие на Сицилию (1819). То же случилось и в Рейнских провинциях, в великих герцогствах Берге, Люксембурге и Бадене, в Женевском кантоне, французской части Бернского кантона и в русской Польше.

После падения Империи Кодекс Наполеона был распространен еще на некоторые французские колонии: на французские владения в Индии (1819), Сенегал (1830), Кохинхину (1864), Новую Каледонию (1866) и Таити (1868). Кроме того, он послужил образцом для многих иностранных кодексов, часто воспроизводящих его дословно; таковы, между прочим, кодексы нескольких швейцарских кантонов: Ваадта (1818), Тессина, Валлиса, Фр°йбурга, Неыпателя (1855); кодекс Ионических островов (1841), часто воспроизводящий текст Кодекса Наполеона с буквальной точностью; румынский кодекс (1864), расходящийся с ним только в законоположениях о браке, для которого румынский кодекс требует церковного благословения; итальянский кодекс 1866 года; мо-накский кодекс 1 января 1885 года. Влияние наполеоновского Кодекса отразилось даже в Америке – на гражданском законодательстве Луизианы (1825), Гаити (1826), Боливии (1845) и Сальвадора (1880), за исключением в общем той части его, которая касается форм заключения брака. Нижняя Канада ввела у себя 1 августа 1865 года кодекс, представляющий собой. смесь постановлений, заимствованных из «парижского кутюма» и наполеоновского Кодекса, с английскими законами. Таким образом, не прибегая к иносказаниям, можно утверждать, что творение первого консула обошло весь мир. И этим оно опять-таки обязано своему эклектическому характеру.

Кодекс Наполеона и предшествовавшее ему гражданское законодательство. Мы не имеем возможности анализировать здесь Гражданский кодекс; мы ограничимся лишь некоторыми общими указаниями, чтобы дать понятие о тех основных пунктах, в которых он подтвердил или изменил предшествовавшее ему законодательство.

Принципом, определяющим положение личности в обществе, остается по прежнему равенство перед законом. Однако Кодекс не отменил указа 30 флореаля X года (20 мая 1802 г.), которым консулы восстановили рабство в колониях. Наперекор несколько опрометчивому либерализму Учредительного собрания в отношении к иностранцам Кодекс предоставляет им известные права лишь на условиях установленной дипломатическим путем взаимности или специальных гарантий. В 1808 году Наполеон нарушил принцип равенства восстановлением дворянства, и именно имперского дворянства, окончательно установленного сенатским указом 1 марта. Дарованием дворянства он хотел вознаграждать людей за преданность, увеличить блеск своего двора и, как он выражался, «привести в гармонию французские установления с европейскими». Высшие сановники получили титулы князей и наименование «высочеств», низшие – герцогов, графов и баронов. Как форму дарений, сопряженных с этими титулами, Наполеон создал институт майоратов – неотчуждаемых поместий, передаваемых по мужской линии в порядке старшинства. Это был открытый поворот назад, к старому порядку.

В вопросе о браке Кодекс придерживается прежнего порядка, установленного законами 1792 года. Он сохраняет гражданский брак, но повышает возрастную норму для вступающих в брак до восемнадцати и пятнадцати лет; сохраняет и развод, причем «для католиков» допускается лишь прекращение сожительства между супругами; вопреки воле Бонапарта Кодекс отменяет одностороннее расторжение брака под видом развода из-за несходства характеров. В эпоху Реставрации развод был совершенно отменен законом 1816 года.

Составители Кодекса довершили упразднение феодального строя и реальных повинностей, некогда тяготевших над земельной собственностью, постановив согласно мнению первого консула, но после долгих и бурных прений, что поземельная рента, исчезнувшая благодаря брюмерскому закону VII года (ноябрь 1798 г.) об ипотечной системе, не может быть восстановлена и должна отныне носить такой же характер долгового обязательства, как и всякое долговое обязательство, касающееся имущества движимого. Этим они совершили последний шаг по пути освобождения земельной собственности.

Напротив, в области наследственного права Кодекс устранил излишества нивозского закона II года (январь 1794 г.), смягченные уже раньше законом от 4 жерминаля VIII года (25 марта 1800 г.). Принцип равенства между наследниками остался в силе, но представительство по боковой линии было ограничено; размер той части имущества, которой вправе распоряжаться наследодатель, был увеличен; ассигновки из наследственных сумм в пользу посторонних лиц признаны подлежащими сокращению, но не лишенными законной силы; наследственные права внебрачных детей уменьшены.

В области ипотечного права Кодекс Наполеона санкционировал начала, установленные брюмерским законом VII года (1798), но, к сожалению, отказался от системы транскрипции, организованной этим законом для обеспечения гласности сделок по отчуждению земельной собственности. После долгих отсрочек ее пришлось восстановить в 1855 году.

Торговое уложение (1807). Регламентация частного права в духе нового времени, начатая Гражданским кодексом, была закончена Торговым уложением, обнародованным в 1807 году. Все еще действовавшие ордонанс 1673 года для сухопутной торговли и ордонанс 1681 года для морской торговли оказались недостаточными. Узаконения о банкротствах требовали особенно спешного пересмотра. Эта работа, признанная неотложной уже в 1787 году и поставленная на очередь Учредительным собранием, была фактически начата лишь при Консульстве.

Указом от 13 жерминаля IX года (3 апреля 1801 г.) была назначена комиссия из девяти лиц – частью законоведов, частью коммерсантов – для составления проекта Торгового уложения. Проект был составлен менее чем в девять месяцев и сообщен кассационной и апелляционной палатам, коммерческим судам и советам. Вторую редакцию составили в 1803 году три члена комиссии: Горно, Ле Гра и Виталь-Ру, и она была внесена в секцию Государственного совета по внутренним делам. Проект пролежал под сукном до 1806 года, пока несколько скандальных банкротств, происшедших в Париже, не побудили Наполеона, находившегося тогда в Пруссии, распорядиться, чтобы Государственный совет возобновил работу, не дожидаясь его возвращения. Обсуждение проекта возобновилось 4 ноября 1806 года и, заняв 60 заседаний, окончилось 29 августа 1807 года. Вотирование проекта прошло ту же процедуру, как и вотирование предшествовавших ему Гражданского кодекса и Устава судопроизводства; 1 января 1808 года Торговое уложение вошло в силу.

Оно состояло из пяти законов, объединенных в одну серию статей, и представляло собою лишь переработку ордонансов 1673 и 1681 годов, откуда многие статьи были перенесены в него с дословной точностью. Поэтому Торговое уложение устарело несравненно быстрее, чем остальные императорские кодексы; впрочем, это было неизбежно уже ввиду необычайно быстрого развития торговли и изменения ее характера. С 1817 года приходилось исправлять Торговое уложение – и исправлять часто. То же случилось и в странах, введших его у себя добровольно, как Греция и Испания, или принужденных ввести его у себя, как Италия, Голландия, Бельгия и Люксембург.

 

IV. Народное образование.

 

Организация народного образования в начале Империи. В момент установления Империи действовал закон от 11 флореаля X года (1 мая 1802 г.) о народном образовании. Этот закон упразднял старые центральные школы, созданные Конвентом, и устанавливал три степени обучения: низшую – начальные школы, устраиваемые коммунами, вторую – средние школы и лицеи и высшую – специальные школы. Но если были определены основы, то на деле еще ничего не было организовано, и до основания императорского Университета (1808), которое открыло новую эру в истории народного просвещения во Франции, Наполеон неустанно работал над проведением в жизнь закона от 11 флореаля.

Для обучения правоведению до той поры не существовало никаких школ. Закон 11 флореаля уполномочивал правительство открыть десять специальных школ правоведения; но в XII году (1804) ни одна из них не была открыта. Только что был обнародован Гражданский кодекс, а для истолкования его не было назначено ни одного профессора. Первый консул поспешил восполнить этот пробел законом от 22 вал-тоза XII года (13 марта 1804 г.), за которым вскоре последовал императорский декрет от четвертого дополнительного дня (22 сентября) того же года. Эти два законодательных акта указали предмет преподавания, определили продолжительность обучения, установили ученые степени, форму и содержание экзаменов, наконец, организовали управление школами. Всюду в этой системе дает себя чувствовать недоверчивый и властный дух императора. В школах правоведения должно быть преподаваемо только то, что строго необходимо для практических потребностей: «французское гражданское право в порядке, установленном гражданским кодексом, римское право в его отношениях к французскому, уголовное законодательство и судопроизводство гражданское и уголовное, французское государственное право и гражданское право в его отношении к государственному управлению». «Чистой и самодовлеющей науке здесь не было места» (Лиар). Что касается административного устройства школ правоведения, то в состав каждой школы входило пять профессоров и два помощника, назначаемых императором после публичного конкурса, дававшего право не на занятие вакантной кафедры, а только на то, чтобы быть предложенным на выбор правительства. Один из профессоров заведывал школою под именем директора; он назначался на три года. При нем состоял главный секретарь, также назначаемый императором. Сверх того, школа состояла под надзором генерального илспектора, административного бюро и дисциплинарного совета. Всю эту регламентацию можно охарактеризовать немногими словами: новые школы были подчинены военному режиму. Впрочем, слушатели набирались довольно быстро: в 1807 году их было уже 2000.

Существовавшие медицинские и фармацевтические школы были сохранены. В этой области Империя ограничилась учреждением наряду со степенью доктора, даваемой школами, звания санитарного чиновника (officier de sante), которое присуждалось в каждом департаменте особым жюри; кроме того, была установлена двоякая форма фармацевтического диплома: диплом первого разряда, даваемый школами, позволял практиковать на всем протяжении Империи; диплом второго разряда, присуждаемый специальными жюри, давал право практиковать лишь в одном департаменте. Музей естественной истории был сохранен без изменений. Политехническая школа превратилась в интернат или, вернее, в казарму, подчиненную военному режиму. Курсы живых восточных языков были сохранены. Коллеж де Франс (Gollege de France) продолжал процветать. Для нужд высшего богословского образования, о котором закон X года умалчивал, были устроены в 1805 й 1806 годах католические семинарии и протестантские академии.

Среднее образование давали лицеи и средние школы. Лицеи представляли собою казенные заведения, и число их было невелико; по закону на каждый округ апелляционного суда полагался один лицей. Во главе лицея стояло административное бюро, состоявшее, кроме директора, из городского мэра, префекта департамента и двух членов апелляционного суда. В программе лицеев преобладали точные науки; словесные стояли на заднем плане, сообразно духу времени, хотя все же им было уделено здесь больше места, чем в прежних центральных школах. В этом отношении лицеи являлись известным прогрессом. Средние школы были не казенными, а общественными или частными учебными заведениями; учебная программа их была сходна с лицейской, но она была несколько сокращена, сравнительно с лицейской программой.

Организация начального обучения была всецело предоставлена коммунам под надзором супрефектов. Каждая коммуна. или группа коммун должна была иметь свою школу. Выбор преподавателей принадлежал, как и раньше, мэрам и муниципальным советам. В этом пункте закон 11 флореаля сохранял автономию коммун.

Основание императорского Университета. Описанная сейчас организация народного просвещения не удовлетворяла Наполеона: она была еще недостаточно сконцентрирована. Преподавательский персонал не был слит в одну корпорацию, и члены его оставались независимыми друг от друга. Наполеон решил создать настоящую гражданскую педагогическую корпорацию совсем нового рода, которой он предполагал дать и доктрину, и устав, и начальника. Устройство этой корпорации было в принципе решено законом от 10 мая 1806 года, который отсрочивал окончательную ее организацию до 1810 года. Но император спешил: в 1808 году был создан особым декретом (от 17 марта) императорский Университет. О основанием этого Университета должен был осуществиться тип государства, возглавляющего дело преподавания, что и было идеалом Наполеона. Университет должен был сочетать единство теории с единством практики и, являясь монополистом в преподавании, направлять все усилия на моральную поддержку государства. Этим обусловлены были известные обязательства, возложенные на университетских профессоров; так, основами их преподавания должны были являться «правила католической религии, верность императору и императорской монархии, на которых покоится народное благополучие, и наполеоновской династии, хранительнице единства Франции и всех либеральных идей, провозглашенных конституцией». С этой же целью профессорам предписывалось при исполнении своих обязанностей подчиняться «статутам педагогической корпорации, которые имеют целью установить единообразие в преподавании и стремятся воспитать для государства граждан, преданных своей вере, своему государю, своему отечеству и своей семье» (декрет 1808 г.). Эти предначертания вытекали, очевидно, не из надобности науки, а из политических соображений.

По уставу 1808 года во главе императорского Университета стояли великий магистр (grand maitre)[69] и университетский совет, «обсуждающие наиболее важные дела и имеющие попечение обо всех средствах к улучшению обучения». Далее шли канцлер и казначей, старшие и младшие инспектора, затем директора и профессора специальных школ, директора, цензоры и профессора лицеев, директора и профессора коллежей, репетиторы и адъюнкты; все эти должностные лица s были в строго иерархическом порядке подчинены великому магистру, и каждое из них имело свою специальную функцию и, так сказать, свой порядковый номер в этой громадной корпорации, с правильным продвижением по службе, как у армейских офицеров. Эта последняя идея исходила от Наполеона. Исключение составляли только специальные школы, где кафедры замещались конкурсным порядком. Университет, единый для всей Империи, был разделен на округа, называемые академиями. В районе каждого апелляционного суда существовала академия; во главе ее стояли ректор и академический совет.

Преподавание в Университете. Университет охватывал все учебные заведения как общественные, так и частные: «Вне его и без разрешения его главы не могла быть устроена ни одна школа». Общественные учебные заведения учреждались и управлялись Университетом, частные открывались с его разрешения и контролировались им. Музей и Коллеж де Франс были в виде исключения изъяты из его ведения. Все эти учебные заведения по прежнему делились на три категории: высшего, среднего и начального образования.

В области высшего образования на первом плане стояли факультеты. Их было пять видов: богословские (католические и протестантские), юридические, медицинские, физико-математические и словесные. При новой организации народного просвещения юридические и медицинские факультеты являлись теми же старыми специальными школами, лишь под другим наименованием. Напротив, физико-математические и словесные факультеты представляли собою совершенно новые органы, предназначенные почти исключительно для присуждения ученых степеней, вследствие чего их роль, естественно, была скромной. В Париже в их штат входили, кроме лицейских профессоров, некоторые профессора Коллеж де Франс, Музея и Политехнической школы; но в провинции их штаты формировались почти исключительно из профессоров местного лицея. Отдельные факультеты представляли собою совершенно независимые корпорации; теперь они не были сгруппированы, как прежде, в областные университеты. Таким образом, Империя только распространила на университетское преподавание систему специальных школ; возможность другой организации высшего образования не представлялась уму Наполеона.

Напротив, средняя школа должна была, по его мысли, давать общее образование и готовить молодых людей, сообразно их вкусам, к вступлению затем в одну из специальных школ. Органами этого общего образования являлись лицеи и разрешенные правительством коллежи, программа которых также носила утилитарный характер. В видах пополнения профессорского персонала был основан в Париже Нормальный пансион, рассчитанный на триста воспитанников; из него возникла позднее Высшая нормальная школа.

Что касается начальных школ, то декрет 1808 года, подчинив их Университету, тем самым связал их с центром. Великий магистр был обязан следить за подбором учителей.

Для облегчения этого подбора декрет предписывал открыть «при каждой академии, в лицеях и коллежах по одному или по нескольку нормальных классов, предназначенных для подготовки учителей начальных школ». Декрет присовокупил, что монахи конгрегации «Братья христианских школ» «должны быть уполномочиваемы на открытие школ и поощряемы великим магистром, которому принадлежит надзор над их школами», и что их настоятели могут быть членами Университета.

Пространный декрет от 15 ноября 1811 года об университетском управлении определил внутреннее устройство Университета, дал ему юрисдикцию и установил источники его доходов, словом – завершил его организацию все в том же духе строгой централизации. По мысли Наполеона, «Университет должен быть прежде всего орудием правительства» (Лиар). Это и был органический недостаток Университета, обрекший его на гибель в тот день, когда исчезло согласие между духом, царившим в нем, и настроением общества.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.