Гицеску Г. Пластическая анатомия. – Т. 2. – Бухарест, 1963
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2. Дюваль М. Анатомия для художников. – М., 1998.

3. Механик Н. Основы пластической анатомии. – М., 1958.

4. Моделирование фигуры человека. Анатомический справочник скульптора. Скульптор Бруно Лукесси. – Мн., 2003.

5. Павлов Г.М., Павлова В.Н. Пластическая анатомия. – М., 1967.

6. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее основах. – М., 1985.

7. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – Т. 1. – М., 1989.

8. Хогарт Берн. Динамическая анатомия для художников. – М., 2001.

9. Чиварди Джованни. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела. – М., 2002.

10. Школа изобразительного искусства. – Т. IV. – М., 1963.



ЛЕКЦИЯ  8

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА. ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРОПОРЦИЯХ.
ОСИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

 


Положения и движения тела.

Из всего разнообразия движений и положений выделяются положения и движения – симметричные и асимметричные. Первые характеризуются тем, что обе половины тела, как правая, так и левая, находятся в одинаковом положении или выполняют одинаковые движения, т.е. отдельные части тела той и другой стороны располагаются или движутся по типу зеркального изображения. Вторые же отличаются неодинаковостью положения отдельных звеньев правой и левой половин тела.

Во время того или иного движения человека меняется взаимное положение костей его скелета, напрягаются соответственные группы двигательных мышц, что вызывает изменения во внешней пластической форме всей фигуры.

В анатомии в качестве исходного положения тела при его изучении принято симметричное положение с ладонями, обращенными вперед. Однако в искусстве, равно как и в жизни, чаще приходится встречаться с асимметричными положениями и движениями. Древние египтяне изображали человека с опорой на две ноги, из которых одна была выставлена несколько вперед, но обе ноги полностью опирались на свои подошвы. Мастера Древнего Мира ввели при изображениях человеческого тела так называемый «античный перекос», характеризующийся тем, что фигура стоит в основном на одной ноге, другая же нога полусогнута в коленном суставе и лишь слегка касается опорной поверхности. При этом поперечная ось таза не горизонтальна, а наклонена в сторону полусогнутой ноги, плечевой же пояс имеет перекос в противоположную сторону. Великие художники эпохи Возрождения ввели при изображениях человеческого тела простой и сложный винтообразный поворот, «простой винт» и «сложный винт». Первый из них характеризуется тем, что поперечные оси плечевого пояса и таза при рассмотрении их сверху находятся под углом друг к другу, т.е. туловище имеет несколько скрученное в одну сторону положение. Второй же заключается в том, что помимо скручивания туловища, имеется поворот головы в противоположную сторону.

                        А                                        Б

 

Рис. 54. Главная линия движения фигуры человека
и ее основные опорные точки
:

А – вид спереди, Б – вид сзади.


Центр тяжести.

Для сохранения равновесия тела необходимо, чтобы вертикаль общего центра тяжести тела проходила внутри его площади опоры. Общий центр тяжести тела, т.е. точка приложения всех сил тяжести, находится при обычном стоянии тела на уровне его крестцовых позвонков, хотя эта точка может находиться на несколько ином уровне – выше или ниже. Так, например, у лиц с хорошо развитым плечевым поясом (у мужчин) центр тяжести несколько выше. При изменениях положения тела – его сгибании, наклоне в сторону и разгибании – общий центр тяжести смещается. Однако для сохранения равновесия тела, предотвращения его падения, нахождение общего центра тяжести тела непосредственно над его площадью опоры является непременным условием.

Стоя или сидя, человек сознательно, но чаще всего инстинктивно занимает такое положение, при котором вся нагрузка от веса его тела воспринимается всем скелетом, а работа мышц фиксирует это положение. Человек сознательно управляет положением центра тяжести своего тела, создавая определенную взаимосвязь его отдельных частей, что позволяет ему легко совершать различные сложные движения во время работы, спортивных упражнений, танцев и т.п. Отработанные в процессе жизни движения, кажутся естественными, а, подчас, красивыми и гармоничными. При неожиданных, случайных падениях, человек инстинктивно стремится привести центр тяжести своего тела в устойчивое положение. Леонардо да Винчи писал, что «движения людей настолько же разнообразны, насколько разнообразны состояния, проходящие через их души». Из всего многообразия движений следует выделить те, которые относятся к обычным перемещениям тела в пространстве, т.е. локомоторным движениям. К этим движениям принадлежат ходьба, бег, прыжок и его разновидности.

Пропорции тела.

Учение о пропорциях тела имеет для художника большое практическое значение. Это учение содержит материалы, путем сравнения с которыми облегчается нахождение индивидуальных особенностей каждой данной позирующей модели.

За долгую историю развития изобразительного искусства и историю развития науки о формах и строении тела человека было предложено много канонов, т.е. правил, которые характеризуют основные размеры человеческого тела. Было сделано много попыток использования различных модулей – размеров отдельных частей данного тела. Эти размеры принимали в качестве той или иной величины других частей тела того же самого человека. В качестве модулей были предложены размеры целого ряда частей фигуры человека: высота головы, высота одного мозгового черепа, длина позвоночного столба или его части, длина всей кисти или только длина ее среднего пальца, длина стопы.

Давно было предложено считать, что длина среднего пальца кисти укладывается в росте тела 19 раз – египетский канон, а высота головы укладывается в высоте всего тела 8 раз – древнегреческий канон. Эти соотношения относятся к фигуре, имеющей рос около 180 см. Ширина распростертых рук приближается к величине роста тела, т.е. при этом положении вписывается в квадрат, а тело человека с поднятыми и разведенными руками и с расставленными ногами, вписывается в круг, центр которого соответствует положению пупка – канон эпохи Возрождения.

 

А

 

 

Б

 

Рис. 55. Пропорции головы:

А – пропорциональное деление головы по Н.Н. Костерину,
Б – пропорциональное деление головы по Н.Н. Ростовцеву

 

При рисовании головы, по мысли П.П. Чистякова, чтобы не упустить характер лица «…измерь между двумя глазами (есть ли) третий – нет, вот и характер, голова делится на три части – нет, опять характер, слезники глаз над ноздрями, если нет, то нос широк или узок – все это надо сразу подчеркнуть, опять будет характер»1.

А вот пропорции человеческой фигуры, трактуемые Леонардо да Винчи в его работе «Записи и рисунки»2:

«Расстояние между разрезом рта и началом носа (снизу) равно седьмой части лица.

 

 

Рис. 56. Пропорции фигуры человека.

 

Расстояние между ртом и низом подбородка будет четвертой частью лица и равна ширине рта.

Расстояние от крайнего выступа подбородка до горла будет равно расстоянию от рта до низа подбородка и четвертой части лица.

Вся стопа вмещается (в расстояние) от локтя до сочленения кисти и от локтя до прикрепления руки с внутренней стороны груди, когда рука согнута. Стопа такой же величины как вся голова человека…; стопа вмещается 3 раза от конца длинного пальца до плеча, т.е. его сочленения.

Расстояние от подбородка до челюсти равно половине головы, и оно равно толщине шеи в профиль.

Когда человек стоит на коленях с руками на груди, то пупок и также концы локтей будут серединой его высоты.

Локоть (52 см) – четвертая часть высоты человека и равен наибольшей ширине плеч.

От одного сочленения плеча до другого будет две головы, и столько же будет от вершины груди до пупка; от упомянутой вершины до начала детородного члена – одна голова.

Стопа длиннее кисти на толщину руки в области сочленения с кистью, т.е. там, где она всего тоньше с передней стороны.

От края одного плеча до другого столько же, сколько от верхушки груди до пупка; и эта часть вмещается четыре раза (в расстояние) от низа стопы до начала низа носа.

Ладонь руки без пальцев вмещается два раза в стопе без ее пальцев.

Расстояние между концами оси внутри и снаружи стопы, называемой лодыжками стопы, будет равно расстоянию между ртом и слезным мешком глаза.

Ширина плеч – 1/4 целого. От сочленения плеча до кисти – 1/3. Наибольшая ширина лица равна расстоянию ото рта до начала волос.

Козелок, находящийся в ушной раковине в направлении к носу, будет серединой между затылком и бровью.

Отверстие уха, выступ плеча, выступ бедра и стопы представляют перпендикулярную линию.

Высота мозгового черепа (от верхушки головы до нижнего края носа) укладывается в росте тела 10 раз.

Расстояние между сосками равно высоте головы, а ширина грудной клетки – полутора размерам высоты головы, а расстояние между большими вертелами равно (у женщин) 1/3 высоты головы. Передне-задний размер грудной клетки приблизительно равен высоте головы. Высота головы равна 21–23 см.

«…Человеческое тело таково: лицо от подбородка до верха, где начинаются волосы, составляет десятую часть человека…

…от верхней части груди, до того места, где начинаются волосы, – одна шестая часть…» (А. Дюрер).

Рука короче ноги. Опущенная рука снаружи кажется длиннее, чем с внутренней стороны. Длина ноги сзади или с внутренней стороны кажется короче, чем снаружи или спереди, туловище спереди короче, чем сзади, а шея спереди длиннее, чем сзади. Пальцы с тыльной стороны и на кисти, и на стопе длиннее, чем с ладонной стороны на кисти и с подошвенной на стопе.

Рука при сгибании спереди укорачивается, а сзади удлиняется. То же самое можно сказать и про ногу. Бедро сзади при сгибании ноги в коленном суставе кажется укороченным, а при разгибании удлиненным.

Опущенная рука доходит концом среднего пальца до середины бедра или спускается несколько ниже ее, а локтевой сустав при этом находится примерно на уровне пупка. У поднятой руки этот сустав располагается на уровне верхушки тела или несколько превышает ее.

Плечо длиннее предплечья, как и бедро длиннее голени. Если считать плечо от плечевого отростка лопатки до уровня локтевого сустава, то оно составляет по своей длине примерно половину длины позвоночного столба. А длина позвоночного столба соответствует расстоянию между нижним концом носа и верхним краем лонного сращения.

Предплечье примерно равно длине стопы и полутора размерам длины кисти.

Длина кисти составляет четвертую часть длины позвоночного столба; равна высоте лица. Длина кисти нередко равна расстоянию между концами разведенных ее первого и пятого пальцев или несколько превышает этот размер. Наибольшая же ширина кисти в области головок пястных костей почти достигает длины среднего пальца.

Длина бедра составляет примерно одну четвертую часть роста тела и равняется длине голени, взятой вместе с высотой стопы. Длина стопы равняется расстоянию между передними верхними подвздошными остями.

Серединой вертикально стоящей фигуры является лонное сращение, делящее ее на две равные части – верхнюю и нижнюю.

Голень со стопой равны высоте двух голов; бедро (от коленного сустава до большого вертела) также равно высоте двух голов.

Запомните, что расстояние от нижней носовой точки до яремной вырезки грудины, длина грудины, расстояние от пупка до лонного сращения, длина тыльной поверхности стопы (от голеностопного сустава до конца стопы), четвертая часть позвоночного столба, длина кисти, длина ключицы, высота лопатки, расстояние между лопатками при спокойно опущенных руках, расстояние от пупочной до тазобедренных точек составляют примерно одинаковые величины.

Длина плеча равна расстоянию от «плечевой точки» (наружный край клювовидного отростка лопатки) до сосковой точки противоположной стороны, а длина предплечья равна расстоянию от сосковой до пупочной точек. Длина бедра равна расстоянию от сосковой точки до тазобедренной точки (середина расстояния между передней верхней подвздошной остью и лобковым бугорком) противоположной стороны, а длина голени – расстоянию от сосковой точки до тазобедренной точки той же самой стороны.

Окружности тела. Окружность кисти, согнутой в кулак, равна длине стопы, удвоенная окружность запястья равна окружности шеи, а удвоенная окружность шеи – окружности талии.

Велики изменения пропорции тела, связанные с возрастом. Высота головы у новорожденного укладывается в высоте роста четыре раза, у двухлетнего ребенка – пять раз, у семилетнего – шесть раз, а лет в четырнадцать –7 раз.

 

                          А                                        Б

 

 

       В                                                  Г

 

Рис. 57. Вспомогательные линии движения торса и конечностей:

А – торс с передней поверхности, Б – таз с задней поверхности,
В – верхняя конечность с боковой поверхности, Г – нижняя конечность
с передней и боковой поверхности.

 

Длина тела новорожденного равна в среднем 50 см, а середина тела совпадает с пупком. Длина рук и ног до 10 лет одинаковая. Плечо и предплечье по длине равны. После рождения особенно сильно растут ноги, и центр фигуры с возрастом спускается с пупка до лонного сращения.

С возрастом изменяются все относительные размеры частей тела. За период роста, от новорожденного до взрослого, высота головы увеличивается примерно в два раза, в то время как длина туловища – в три, руки – в четыре, ноги – в пять, а шеи – в семь раз. Обычно заметны и различия в пропорциях между мужской и женской фигурами. У мужчин рост тела выше, чем у женщин, относительно длиннее нижние конечности и шире плечи, шире грудная клетка, длиннее кисти и стопы, толще шея.

Все приведенные краткие данные о пропорциях тела имеют только ориентировочное значение и дают материалы для сравнения. Эти материалы тем более могут быть полезны художнику, что все индивидуальные особенности изображения человека, данной позирующей модели, познаются только путем сравнения.




Дата: 2018-12-21, просмотров: 314.