О роли экономического фактора семьи в ее жизнедеятельности говорилось выше. Здесь подчеркнем педагогический аспект приобщения ребенка к экономике семьи. При всей нестабильности и сложности современной жизни экономические проблемы семьи не должны оказаться вне поля зрения детей. В сознании ребенка следует формировать представление об экономике семьи как области разумного ведения хозяйства, которое требует усилий всех живущих в родном доме. Значит, и сам ребенок играет не последнюю «скрипку» в экономике семьи. На таком направлении экономического воспитания дошкольника настаивает А.Д.Шатова и освещает пути его реализации в программе « Экономика... и дошкольник», предназначенной для общественного и домашнего воспитания. В чем же логика экономического воспитания ребенка в семье? А.Д.Шатова определила ее так: вести ребенка от привычной роли беззаботного потребителя к сознательному потреблению, а затем - к созиданию предметов потребления.
Семья представляется той реальной экономической средой, в которой ребенок не только живет, но и связан многими нитями. При нем ведутся разговоры о доходах и расходах, причем в последних доля, потраченная на удовлетворение его нужд, весьма значительна. Слова «деньги», «купить», «заплатить» достаточно рано входят в словарь современного ребенка. Подрастая, он начинает понимать, что удовлетворение его желаний («Купи мороженое! Хочу такую машинку!») зависит не только от расположенности или нерасположенности к нему взрослых, но и от денежной наличности кошелька.
В 5-6 лет ребенок должен иметь представление, из чего состоит общий кошелек семьи, как складываются ее доходы: заработная плата родителей, пенсия дедушки, детское пособие на него самого и др. А далее - на что они тратятся, как при этом учитываются нужды семьи в целом и интересы каждого ее члена в отдельности. А для этого нужно сделать первые шаги в семейную бухгалтерию, которая складывается из расходов обязательных (содержание жилища, питание, культурные нужды) и эпизодических (покупка подарков, лекарств, отправление телеграммы). Иногда в присутствии ребенка заполняются квитанции на оплату за квартиру, коммунальные услуги, телефон, за содержание его самого в детском саду. При этом мама (папа, бабушка) обязательно обратит внимание на то, сколько денег придется заплатить за воду, электричество, что может стать прологом к беседам об экономии. Залог экономии - бережливость: следить, чтобы не капала вода из крана, не расходовать лишнюю воду при умывании, купании, выключать свет, телевизор и т.д., если уходишь из помещения. К соблюдению таких правил ребенка приучают с 5-6 лет.
Если в семье ведется книга расходов-доходов (что было обязательной традицией во многих российских семьях прошлых времен), то ребенку следует дать первоначальное представление о ее назначении. Но как бы ни пытались родители сделать доходы-расходы семьи «прозрачными» для ребенка, его разочарование от того, что откладывается покупка давно обещанной игрушки, не станет менее горьким. Поэтому не следует завлекать ребенка обещаниями, если их выполнение проблематично. При стесненных материальных обстоятельствах лучше откладывать ежемесячно небольшую сумму, чтобы купить то, что ребенку необходимо.
В некоторых странах детей рано знакомят с деньгами не только в кошельке их родителей, но путем накоплений их собственных сбережений. Детям 5-6 лет регулярно дают определенную сумму денег, которую они тратят по своему усмотрению, например на сладости, мороженое. Но могут и копить на что-то более существенное (например, игрушку). Посмотрите на такую практику глазами педагога и сделайте свои выводы о ее воспитательной целесообразности.
С воспитательной точки зрения важно подвести ребенка к пониманию, что возможности семьи полнее удовлетворить интересы всех своих членов расширятся, если каждый станет бережливым, рачительным хозяином в родном доме. Начать можно с привития бережного отношения к продуктами питания. Например, ребенок просит налить ему «молочка побольше», а выпивает лишь половину. Не лучше ли поставить ему чашку поменьше, но налить еще, если изъявит желание?
Малыша учат бережно относиться к куску хлеба, проявляя уважение к заложенному в него труду многих людей, в том числе и родителей, а завтра он перенесет подобное отношение на одежду, игрушки, вещи в доме, а потом - и на природный и рукотворный мир в окружающей обстановке (в детском саду, во дворе, в лифте и др.).
Для ребенка должно стать правилом: купили тебе вещь - умей с ней обращаться, береги ее. Нечаянно поврежденную вещь следует привести в порядок, обратившись за помощью к взрослым. Родителям не мешает проявлять твердость в тех случаях, когда ребенок просит купить вещь, игрушку, аналогичную той, которая у него была и которую он не сумел сберечь, привел в негодность. Иначе у ребенка закрепятся разрушительные тенденции, сложится своего рода расточительный стиль поведения, что, согласитесь, «не вписывается» в современную жизнь.
Необходимо участие ребенка в ремонте, изготовлении различных предметов, одежды, игрушек и т.д. Конечно, мера этого участия весьма различна и напрямую зависит от того, чему ребенка учат дома. Дети старшего дошкольного возраста могут в присутствии взрослого пришить пуговицу, подклеить коробки настольно-печатных игр, вместе с мамой испечь печенье, пирожки, сделать пельмени, смастерить костюм для новогоднего карнавала в детском саду и т.д.
Дети на собственном опыте убеждаются в том, что в результате труда взрослых и детей получаются продукты труда, т.е. вещи, предметы, игрушки, в которых нуждаются и большие, и маленькие. При этом важно подчеркивать «экономический эффект» выполненной работы, расчетливость взрослых: «Вот, Саша, ты просил купить печенье (пельмени), а мы сами сделали. Получилось вкуснее, и денег меньше потратили. На те деньги, что стоило печенье в магазине, дома мы сделали в два раза больше». Особое место в экономическом воспитании детей занимает труд на приусадебном участке, в саду, результатами которого семья пользуется летом, осенью, делает заготовки на зиму. Пользуясь заготовками, овощами, фруктами, выращенными собственными руками, взрослые обращают внимание на ту выгоду, которую получила семья. Педагогическая ценность такой деятельности велика: она подводит детей к пониманию некоторых экономических понятий (труд - продукт, стоимость продукта). Исподволь у ребенка закладываются первые контуры экономического мышления.
Каждая семья, особенно в современных условиях, ищет приемлемые для себя способы самообеспечения, что имеет не только экономическое, но и большое воспитательное значение: дети убеждаются, что очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелы. И еще один важный урок: общий труд объединяет, позволяет дарить радость друг другу.
Ознакомление с экономической стороной жизнедеятельности семьи «вводит детей в правила разумного ведения домашнего хозяйства» (А.Д.Шатова). Однако напомним: в воспитании все хорошо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установках на экономию, выгоду, расчетливость, легко вырастить маленького Плюшкина. Ребенка необходимо воспитывать добрым, отзывчивым, милосердным, щедрым и одновременно экономным, бережливым. Итак, экономическое образование маленьких детей возможно только в русле нравственно-трудового воспитания. Воспитание у ребенка трудолюбия, бережливости, инициативы, предприимчивости, доброты и отзывчивости - необходимые ступеньки подготовки его к будущей роли семьянина.
«ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?»
Наверное, нет на свете ни одного ребенка, не задавшего такой или подобный ему вопрос. И, наверное, реакции мам, которым чаще всего он адресуется, бывают схожи: смятение, оторопь, мысли об «испорченности» малыша, его сексуальных отклонениях. На самом деле этот вопрос ребенка так же естествен, как любой другой. Например: «Почему я мальчик, а Лиза - девочка? Откуда взялись лягушки? Как отличить хитрость от обмана? Почему птицы летают?» И мотив «каверзного», с точки зрения многих родителей вопроса, тот же, что при «обычных», которые радуют взрослых, будучи признаком любознательности ребенка. Задавая вопрос о деторождении, ребенок 3-4 лет стремится понять то, что ему неизвестно.
Как же отвечать на вопрос «Откуда берутся дети?». Так, как будто ребенок задал один из простых вопросов, в котором нет скрытого интереса к тайнам деторождения. Не следует показывать свое смущение, удивление, тем более тревогу относительно предполагаемых сексуальных отклонений малыша. Ответ должен быть простым по форме, не искажающим истину по содержанию. Таким требованиям отвечает ответ: «Дети родятся у мам. Мамы рожают своих детей. Ты мой ребенок. Я тебя родила. Твоего друга Артемку родила его мама». Ответ можно ограничить двумя первыми предложениями, если ребенок совсем мал. Но необходимо в разных вариациях подчеркнуть, отвечая на вопрос и говоря с ребенком потом, смысловое понятие: родятся, родился, рожают. Следует иметь в виду, что туманные ответы родителей тормозят развитие познавательной сферы ребенка.
Подрастая, ребенок обязательно вернется к своему вопросу, требуя более подробных и конкретных знаний: «Где я был, пока не родился? Как я попал в твой животик? Как я вышел (родился) оттуда?» И появление таких вопросов вполне закономерно у всякого нормального ребенка, который размышляет над «проблемами» бытия, у которого формируется самосознание, повышается интерес к собственной персоне. Грамотные ответы взрослых на вопросы дают новую пищу для ума и сердца ребенка, позволяют увидеть мир новыми глазами. Требование к правдоподобности ответов сохраняется, но и некоторые ограничения знаний необходимы, чтобы не спровоцировать у ребенка циничное отношение ко всему, что связано с деторождением. Здесь уместны некоторые аналогии, ссылки на мир животных, растений. Хорошо, если их удается подкрепить наблюдениями, деятельностью ребенка. Например, обратить внимание на беременную кошку (собаку, корову, козу): «Видишь, какой большой стал у кошки живот. Знаешь, почему? Там у нее котята. Кошка беременная, скоро у нее родятся котята». С воспитательной точки зрения важно отметить изменения в поведении, образе жизни беременного животного «Кошке трудно ходить, она стала меньше бегать, прыгать. Почему, как ты думаешь? Да, у нее в животе котята. Они растут, поэтому кошке тяжело. Меньше стала прыгать, чтобы не ударить котят, которые в ее животе». Такие наблюдения за животным помогут ребенку зорче вглядываться в окружающую жизнь, внимательнее относиться к беременным женщинам. Ему становятся понятны требования уступать в транспорте место беременной женщине, он и сам пытается это сделать, важно только поддержать это желание. Если у ребенка есть опыт выращивания растений из семени (родители привлекали его к выращиванию рассады, к посевам на участке, в саду), то его несложно подвести к пониманию того, что все живое не появляется на свет само по себе. Посадили семечко - вырос подсолнух. Подсолнух родился из семени. А это семя тоже кто-то родил. И у ребенка есть эти «кто-то»: его мама и папа. У мамы (у всех женщин) в животе есть специальное место, куда попадает семя, а потом из него вырастает ребенок. Самым сложным представляется объяснение ребенку, как попало это семя в мамин организм. Опыт показывает, что ребенка удовлетворяет на какое-то время (потом появится нужда в новой «пище» для ума) ответ: он родился от любви папы и мамы. А когда он сам вырастет, у него будут свои дети: он подарит им жизнь. А его дети родят своих малышей. И так бесконечно от любви будут рождаться дети.
В тех случаях, когда ребенок-дошкольник не проявляет интереса к «обсуждаемой проблеме», то задача родителей пробудить его, натолкнуть на размышления, стимулируя тем самым вопросы.
Если же ребенок 5-6 лет поймет, даже чисто интуитивно, что родителей шокировал его вопрос, неприятен им, то он в силу душевной тонкости не станет его повторять. Но это не значит, что он перестанет размышлять над проблемой деторождения, напротив, отношение взрослых к этому вопросу «подогреет» любопытство («запретный плод слаще»). Найти источник информации окажется не столь сложно: более опытные сверстники, ребята постарше... Другое дело, каков будет характер этой информации, не станет ли она причиной душевной травмы. Глубина и острота переживаний ребенка, униженного и потрясенного цинизмом информации, полученной от «добрых просветителей», не раз описаны в художественных произведениях. Например, В.И.Амлинским в повести «Нескучный сад» (Амлинский В. «Московские страницы». - М., 1982), которую рекомендуем прочитать.
Естественно, современному ребенку не подходят версии о добром аисте, о прозаичной капусте, о покупке в магазине, к которым на протяжении многих веков прибегало человечество. И дело не только в том, что «обман» родителей раскроется достаточно скоро и вера в их непогрешимость поколеблется в глазах ребенка, хотя такое «разочарование» в самых любимых людях не проходит бесследно. Весомее другой аргумент против измышлений в области деторождения: современная наука располагает данными о том, что ребенок-дошкольник может усваивать первейшие естественнонаучные сведения об окружающем мире, в том числе и о том, «откуда берутся дети». Однако у ученых разных стран нет единого подхода к содержанию и методике формирования у детей представлений о деторождении. Одни считают, что детям сразу надо открывать все, без утайки, включая отношения между полами, реалии родов. На основе таких взглядов созданы специальные программы для дошкольных учреждений. Их цель - формирование достаточно полных и откровенных представлений о взаимоотношении полов и деторождении, которые дополняются наглядными пособиями, соответствующими игрушками (например, беременной куклой с прозрачным покрытием живота). Против подобного «детализированного и наглядного просвещения» выступал еще в 20-е гг. отечественный педагог М.М.Рубенштейн, считая, что оно может привести к будированию у ребенка нездорового любопытства к сексуальной сфере. Другие ученые придерживаются иной точки зрения: не следует торопиться с раскрытием всех тайн деторождения, поскольку дошкольники не могут усвоить их достаточно безболезненно для психики. Учитывая особую интимность. личную окрашенность знаний, помогающих ответить на детский вопрос «Откуда берутся дети?», ученые считают, что наиболее эффективной будет соответствующая работа в семье, а не в дошкольном учреждении.
В помощь семье создаются книги популярного характера, особенно ценны те из них, которые рассчитаны на совместное чтение родителей и детей. В этом отношении заслуживает особого внимания научно-художественная книга Г. Юдина «Главное чудо света» (М.,1994), иллюстрированная самим автором. У книги много достоинств, отметим наиболее значимые с педагогической точки зрения. Автор, будучи тонким психологом, понимает, что ребенку свойственно целостное восприятие объекта познания, поэтому со страниц книги перед ребенком предстает Человек во всех своих физических ипостасях: он рождается и рожает, питается, дышит, смотрит, слышит, думает и т.д. Тем самым автор подводит ребенка к пониманию естественности всех процессов, которые совершаются в организме человека, снимает пелену ложной стыдливости со многих из них (рождение, отправления организма и т.п.). При этом неназойливо в сознании маленького слушателя утверждаются общечеловеческие ценности, как-то: человеческая жизнь, любовь, здоровье, красота, семья и др. Но особенно ценным для домашнего воспитания представляется характер повествования в книге - в форме доверительных бесед отца с сынишкой. Для родителей они могут служить прекрасным образцом стиля общения с ребенком по поводу вопросов, всех его «почему».
Итак, задача родителей - самим ввести детей в некоторые тайны деторождения, не искажая истины и не торопясь с открытием тех знаний об отношениях между полами, которые могут быть поняты ребенком превратно.
В свое время А.С. Макаренко писал: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделайтесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим» (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8 т. – М.,1984. – Т. 4 – С. 105). Вы согласны с такой точкой зрения?
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом. Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация (В.И.Гарбузов, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, Т.А.Репина). По мнению В.С.Мухиной, половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания. Причем половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С.Кон).
Итак, в свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А.Репина). А результаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, сильными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.
Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-экономической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.
Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро. Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информация не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходимой им для полового воспитания детей.
Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.
Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.), формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.
Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ребенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с устройством человеческого тела, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.
Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.
В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику первые уроки физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.
Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведение, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокойно взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боятся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покорность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец проявляет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференцирование относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем отца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родственники или друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится процесс половой социализации.
У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем - искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.
Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болезненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о греховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.
Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, доверительный тон объясняется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям человеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет трудно найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания.
С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золушку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют. Все это говорит об одухотворенности половой идентификации, повышении эстетической культуры девочек. У современных мальчиков носителями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.
Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребенок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуализм полового влечения» (З.Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.
Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные переживания ребенка, омрачить и последующую его жизнь.
Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребенка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Семье принадлежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе современного мужчину, который не может приготовить завтрак, погладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К.Крупская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить забор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке - твердой и решительной.
Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребенок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии половой идентичности детей
Задания
1. Изучите программу С.А. Козловой « Я - Человек» (Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений –М.,1998) и сформулируйте рекомендации для педагога по формированию у детей представлений о семье.
2. Изучите программу А.Д.Шатовой «Экономика, и дошкольник» (Экономика для взрослых и детей. Приложение к журналу «Обруч». -1999. - № 1) и дополните содержание экономического воспитания в семье такими направлениями, как знакомство с деньгами, с рекламой.
3. Повторите материал о механизмах воспитания (глава 4). Рассмотрите направления полового воспитания детей через призму этих механизмов.
4. Из курса психологии вспомните психологические особенности, присущие мальчикам и девочкам, и, опираясь на них, составьте рекомендации для домашнего воспитания сына или дочери.
5. Подберите пестушки, потягушки, потешки, колыбельные песни, которые сопровождали повседневную жизнь ребенка в семье, его игры, «закрепляли» их достижения в развитии (например, первые шаги). Выучите их наизусть, продумайте игровые действия, которые можно показать малышам с целью обогащения игр семейной тематики.
6. Разработайте конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на одну из тем: «Сила семьи - в ее родне», «Как семья отдыхает», «Семейные профессии».
ЛИТЕРАТУРА
Научная и методическая литература
Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы.-М., 1993.
Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М., 1989.
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как?-М., 1993.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.-М., 1994.
Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М., 1957.
Баракан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. - М., 1996.
Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. - М., 1988.
Боздарев К.К. Единственный ребенок. - М., 1988.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра.- М.,1988.
Васильева А.К. Структура семьи. - М., 1988.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - М., 1994.
Винникотт Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. - М., 1994.
Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.
Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова.-М., 1985.
Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М., 1989.
Ганичева А.Н. Каким должен быть воспитатель-гувернер // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9.
Гувернантка: Профессия? Должность? Призвание? - М., 1993.
Гергишанов Т. Семейные будни, или Нежность на каждый день: Пер.с болг.-М., 1992.
Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.
Голод С.И. Будущая семья: какова она? - М., 1990.
Детство: Педагогический альманах. № 1. -СПб., 1998.
Детский сад и семья / Под ред. В.К.Котырло, С.А.Ладывир. -Киев,1984.
Детский сад и семья / Под ред. Т.А.Марковой. -М., 1981.
Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1992.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М., 1987.
Домострой.-М., 1990.
Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.
Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. - Минск, 1997.
Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). - СПб., 1995.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М., 1990.
Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. - М., 1986.
Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В.Антоновой. - М., 1995.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. -М.,1991.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.
Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи. - М., 1979.
Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком - М 1990.
Котрыло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. - Киев, 1984.
Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. - М., 1990.
Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. - 1991. -№ 2.
Куприянов С.В. Организация работы гувернерской службы. -Иваново, 1992.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1982.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение -М.,1991.
Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. -М.,1990.
Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия // Ред.-сост. В.С.Мухина.-М., 1991.
Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. -Москва; Вологда, 1997.
Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1988.
Масару Ибука. После трех уже поздно. - М., 1992.
Махова .В.К. Просто счастье: (Записки матери). - М., 1982.
Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994.
Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. -М., 1994.
Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет).-М., 1948.
Мицкевич Ж. И. Основные положения курса «Педагогика семьи» // Подготовка социальных педагогов и социальных работников: опыт. тенденции развития. - Минск, 1996.
Мухина B.C. Близнецы. - М., 1969.
Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей - фактор стабилизации общества // Педагогика. - 1998. - № 7.
Настольная книга для родителей. - Минск, 1991.
Пезешкеан Носсарат. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт: Пер. с англ., нем. - 2-е изд., с изм. - М., 1994.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
Плотниекс И.Э. Психология в семье. - М., 1991.
Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общая ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. - М., 1992.
Прихожан А.М., Толстых Н.Л. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). - М., 1990.
Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: Пер. с англ. - 1994.
Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.
Семенов В.В., Кочубей Б.И. Близнецы: проблемы воспитания и развития. - М.,1985.
Семья глазами психолога. - М.,1995.
Семья как объект философского и социологического исследования / Отв. ред. А.Г.Харчев. - Л., 1974.
Семья: традиции и современность. - М., 1990.
Симоновский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада с семьей. -Ярославль, 1991.
Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М., 1986.
Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания.- М.,1989.
Торре Делла А. Ошибки родителей / Пер. с итал. и послесл. Ю. Азарова.-М., 1993.
Фигдор X. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Пер. с нем. - М., 1995.
Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ. - М., 1992.
Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К.Котырло. - М., 1987.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.-М., 1978.
Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. - СПб., 1995.
Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: Кн. для воспитателей детского сада и родителей: Пер. с фин.-М., 1993.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ 1
ГЛАВА ПЕРВАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК 2
ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА 2
СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 4
ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 5
ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 9
Задания 11
ГЛАВА ВТОРАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 11
СЕМЬЯ И БРАК 11
НЕМНОГО ИСТОРИИ 12
ТИПЫ СЕМЕЙ 13
СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 14
ФУНКЦИИ СЕМЬИ 16
Задания 22
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ 22
ПЕРВОСТЕПЕННОСТЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 23
ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ СЕМЬИ 24
ДЕТИ: ОДИН ИЛИ МНОГО? 30
БЛИЗНЕЦЫ 31
ДЕТИ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ 33
ДЕТИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 34
Задания 36
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 36
МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ 36
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ 37
ОТЕЦ И МАТЬ КАК ВОСПИТАТЕЛИ 39
БАБУШКА И ДЕДУШКА 43
ЛЮБОВЬ В СЕМЬЕ КАК МОРАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ 46
ТРЕБОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ 48
АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ 50
ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 51
Задания 54
ГЛАВА ПЯТАЯ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 54
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ 54
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 57
ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ 62
«ПОИГРАЙТЕ СО МНОЙ!» 75
НАКАЗАНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ 77
Задания 79
ГЛАВА ШЕСТАЯ СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 79
СЕМЬЯ И ДРУГИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 79
НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 80
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ 82
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕКОТОРЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ 86
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 87
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 90
Задания 91
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 91
ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 91
РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ 93
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 95
Задания 96
ГЛАВА ВОСЬМАЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ 96
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ 96
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ 98
СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА 100
Задания 102
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ПЕДАГОГ В СЕМЬЕ 103
ДОМАШНИЙ ПЕДАГОГ 103
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ СЕМЕЙНОГО ТИПА 106
Задания 109
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА 110
НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА 110
ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ 111
ПРИОБЩЕНИЕ К ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ 114
«ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?» 116
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 118
Задания 120
ЛИТЕРАТУРА 121
Учебное издание
Куликова Татьяна Абрамовна
Дата: 2018-12-21, просмотров: 245.