ПРИОБЩЕНИЕ К ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О роли экономического фактора семьи в ее жизнедеятельности говорилось выше. Здесь подчеркнем педагогический аспект при­общения ребенка к экономике семьи. При всей нестабильности и сложности современной жизни экономические проблемы семьи не должны оказаться вне поля зрения детей. В сознании ребенка следу­ет формировать представление об экономике семьи как области ра­зумного ведения хозяйства, которое требует усилий всех живущих в родном доме. Значит, и сам ребенок играет не последнюю «скрип­ку» в экономике семьи. На таком направлении экономического воспитания дошкольника настаивает А.Д.Шатова и освещает пути его реализации в программе « Экономика... и дошкольник», пред­назначенной для общественного и домашнего воспитания. В чем же логика экономического воспитания ребенка в семье? А.Д.Шатова определила ее так: вести ребенка от привычной роли беззаботного потребителя к сознательному потреблению, а затем - к созиданию предметов потребления.

Семья представляется той реальной экономической средой, в которой ребенок не только живет, но и связан многими нитями. При нем ведутся разговоры о доходах и расходах, причем в по­следних доля, потраченная на удовлетворение его нужд, весьма значительна. Слова «деньги», «купить», «заплатить» достаточно рано входят в словарь современного ребенка. Подрастая, он на­чинает понимать, что удовлетворение его желаний («Купи моро­женое! Хочу такую машинку!») зависит не только от расположен­ности или нерасположенности к нему взрослых, но и от денежной наличности кошелька.

В 5-6 лет ребенок должен иметь представление, из чего состоит общий кошелек семьи, как складываются ее доходы: заработная плата родителей, пенсия дедушки, детское пособие на него самого и др. А далее - на что они тратятся, как при этом учитываются ну­жды семьи в целом и интересы каждого ее члена в отдельности. А для этого нужно сделать первые шаги в семейную бухгалтерию, ко­торая складывается из расходов обязательных (содержание жили­ща, питание, культурные нужды) и эпизодических (покупка подар­ков, лекарств, отправление телеграммы). Иногда в присутствии ре­бенка заполняются квитанции на оплату за квартиру, коммуналь­ные услуги, телефон, за содержание его самого в детском саду. При этом мама (папа, бабушка) обязательно обратит внимание на то, сколько денег придется заплатить за воду, электричество, что мо­жет стать прологом к беседам об экономии. Залог экономии - бе­режливость: следить, чтобы не капала вода из крана, не расходо­вать лишнюю воду при умывании, купании, выключать свет, теле­визор и т.д., если уходишь из помещения. К соблюдению таких правил ребенка приучают с 5-6 лет.

Если в семье ведется книга расходов-доходов (что было обяза­тельной традицией во многих российских семьях прошлых времен), то ребенку следует дать первоначальное представление о ее назна­чении. Но как бы ни пытались родители сделать доходы-расходы семьи «прозрачными» для ребенка, его разочарование от того, что откладывается покупка давно обещанной игрушки, не станет менее горьким. Поэтому не следует завлекать ребенка обещаниями, если их выполнение проблематично. При стесненных материальных об­стоятельствах лучше откладывать ежемесячно небольшую сумму, чтобы купить то, что ребенку необходимо.

В некоторых странах детей рано знакомят с деньгами не только в кошельке их родителей, но путем накоплений их собственных сбере­жений. Детям 5-6 лет регулярно дают определенную сумму денег, которую они тратят по своему усмотрению, например на сладости, мороженое. Но могут и копить на что-то более существенное (например, игрушку). Посмотрите на такую практику глазами педаго­га и сделайте свои выводы о ее воспитательной целесообразности.

С воспитательной точки зрения важно подвести ребенка к по­ниманию, что возможности семьи полнее удовлетворить интересы всех своих членов расширятся, если каждый станет бережливым, рачительным хозяином в родном доме. Начать можно с привития бережного отношения к продуктами питания. Например, ребенок просит налить ему «молочка побольше», а выпивает лишь полови­ну. Не лучше ли поставить ему чашку поменьше, но налить еще, если изъявит желание?

Малыша учат бережно относиться к куску хлеба, проявляя ува­жение к заложенному в него труду многих людей, в том числе и ро­дителей, а завтра он перенесет подобное отношение на одежду, иг­рушки, вещи в доме, а потом - и на природный и рукотворный мир в окружающей обстановке (в детском саду, во дворе, в лифте и др.).

Для ребенка должно стать правилом: купили тебе вещь - умей с ней обращаться, береги ее. Нечаянно поврежденную вещь следует привести в порядок, обратившись за помощью к взрослым. Роди­телям не мешает проявлять твердость в тех случаях, когда ребенок просит купить вещь, игрушку, аналогичную той, которая у него была и которую он не сумел сберечь, привел в негодность. Иначе у ребенка закрепятся разрушительные тенденции, сложится своего рода расточительный стиль поведения, что, согласитесь, «не впи­сывается» в современную жизнь.

Необходимо участие ребенка в ремонте, изготовлении различных предметов, одежды, игрушек и т.д. Конечно, мера этого участия весьма различна и напрямую зависит от того, чему ребенка учат до­ма. Дети старшего дошкольного возраста могут в присутствии взрослого пришить пуговицу, подклеить коробки настольно-печатных игр, вместе с мамой испечь печенье, пирожки, сделать пельмени, смастерить костюм для новогоднего карнавала в детском саду и т.д.

Дети на собственном опыте убеждаются в том, что в результате труда взрослых и детей получаются продукты труда, т.е. вещи, предметы, игрушки, в которых нуждаются и большие, и маленькие. При этом важно подчеркивать «экономический эффект» выполнен­ной работы, расчетливость взрослых: «Вот, Саша, ты просил ку­пить печенье (пельмени), а мы сами сделали. Получилось вкуснее, и денег меньше потратили. На те деньги, что стоило печенье в мага­зине, дома мы сделали в два раза больше». Особое место в эконо­мическом воспитании детей занимает труд на приусадебном участ­ке, в саду, результатами которого семья пользуется летом, осенью, делает заготовки на зиму. Пользуясь заготовками, овощами, фрук­тами, выращенными собственными руками, взрослые обращают внимание на ту выгоду, которую получила семья. Педагогическая ценность такой деятельности велика: она подводит детей к пони­манию некоторых экономических понятий (труд - продукт, стои­мость продукта). Исподволь у ребенка закладываются первые кон­туры экономического мышления.

Каждая семья, особенно в современных условиях, ищет прием­лемые для себя способы самообеспечения, что имеет не только эко­номическое, но и большое воспитательное значение: дети убежда­ются, что очень многое в быту можно сделать своими руками, если руки умелы. И еще один важный урок: общий труд объединяет, по­зволяет дарить радость друг другу.

Ознакомление с экономической стороной жизнедеятельности семьи «вводит детей в правила разумного ведения домашнего хо­зяйства» (А.Д.Шатова). Однако напомним: в воспитании все хоро­шо в меру. Перегнув палку в разговорах о деньгах, установках на экономию, выгоду, расчетливость, легко вырастить маленького Плюшкина. Ребенка необходимо воспитывать добрым, отзывчи­вым, милосердным, щедрым и одновременно экономным, бережли­вым. Итак, экономическое образование маленьких детей возможно только в русле нравственно-трудового воспитания. Воспитание у ребенка трудолюбия, бережливости, инициативы, предприимчиво­сти, доброты и отзывчивости - необходимые ступеньки подготовки его к будущей роли семьянина.

«ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?»

Наверное, нет на свете ни одного ребенка, не задавшего такой или подобный ему вопрос. И, наверное, реакции мам, которым чаще все­го он адресуется, бывают схожи: смятение, оторопь, мысли об «испорченности» малыша, его сексуальных отклонениях. На самом деле этот вопрос ребенка так же естествен, как любой другой. На­пример: «Почему я мальчик, а Лиза - девочка? Откуда взялись ля­гушки? Как отличить хитрость от обмана? Почему птицы летают?» И мотив «каверзного», с точки зрения многих родителей вопроса, тот же, что при «обычных», которые радуют взрослых, будучи призна­ком любознательности ребенка. Задавая вопрос о деторождении, ре­бенок 3-4 лет стремится понять то, что ему неизвестно.

Как же отвечать на вопрос «Откуда берутся дети?». Так, как будто ребенок задал один из простых вопросов, в котором нет скрытого интереса к тайнам деторождения. Не следует показывать свое смущение, удивление, тем более тревогу относительно предпо­лагаемых сексуальных отклонений малыша. Ответ должен быть простым по форме, не искажающим истину по содержанию. Таким требованиям отвечает ответ: «Дети родятся у мам. Мамы рожают своих детей. Ты мой ребенок. Я тебя родила. Твоего друга Артемку родила его мама». Ответ можно ограничить двумя первыми предложениями, если ребенок совсем мал. Но необходимо в разных ва­риациях подчеркнуть, отвечая на вопрос и говоря с ребенком по­том, смысловое понятие: родятся, родился, рожают. Следует иметь в виду, что туманные ответы родителей тормозят развитие позна­вательной сферы ребенка.

Подрастая, ребенок обязательно вернется к своему вопросу, тре­буя более подробных и конкретных знаний: «Где я был, пока не ро­дился? Как я попал в твой животик? Как я вышел (родился) оттуда?» И появление таких вопросов вполне закономерно у всякого нор­мального ребенка, который размышляет над «проблемами» бытия, у которого формируется самосознание, повышается интерес к собст­венной персоне. Грамотные ответы взрослых на вопросы дают но­вую пищу для ума и сердца ребенка, позволяют увидеть мир новыми глазами. Требование к правдоподобности ответов сохраняется, но и некоторые ограничения знаний необходимы, чтобы не спровоциро­вать у ребенка циничное отношение ко всему, что связано с деторож­дением. Здесь уместны некоторые аналогии, ссылки на мир животных, растений. Хорошо, если их удается подкрепить наблюдениями, дея­тельностью ребенка. Например, обратить внимание на беременную кошку (собаку, корову, козу): «Видишь, какой большой стал у кошки живот. Знаешь, почему? Там у нее котята. Кошка беременная, скоро у нее родятся котята». С воспитательной точки зрения важно отметить изменения в поведении, образе жизни беременного животного «Кошке трудно ходить, она стала меньше бегать, прыгать. Почему, как ты думаешь? Да, у нее в животе котята. Они растут, поэтому кошке тяжело. Меньше стала прыгать, чтобы не ударить котят, которые в ее животе». Такие наблюдения за животным помогут ребенку зорче вглядываться в окружающую жизнь, внимательнее относиться к бе­ременным женщинам. Ему становятся понятны требования уступать в транспорте место беременной женщине, он и сам пытается это сде­лать, важно только поддержать это желание. Если у ребенка есть опыт выращивания растений из семени (родители привлекали его к выращиванию рассады, к посевам на участке, в саду), то его неслож­но подвести к пониманию того, что все живое не появляется на свет само по себе. Посадили семечко - вырос подсолнух. Подсолнух ро­дился из семени. А это семя тоже кто-то родил. И у ребенка есть эти «кто-то»: его мама и папа. У мамы (у всех женщин) в животе есть специальное место, куда попадает семя, а потом из него вырастает ре­бенок. Самым сложным представляется объяснение ребенку, как попа­ло это семя в мамин организм. Опыт показывает, что ребенка удовле­творяет на какое-то время (потом появится нужда в новой «пище» для ума) ответ: он родился от любви папы и мамы. А когда он сам вырастет, у него будут свои дети: он подарит им жизнь. А его дети родят своих малышей. И так бесконечно от любви будут рождаться дети.

В тех случаях, когда ребенок-дошкольник не проявляет интереса к «обсуждаемой проблеме», то задача родителей пробудить его, натолкнуть на размышления, стимулируя тем самым вопросы.

Если же ребенок 5-6 лет поймет, даже чисто интуитивно, что родителей шокировал его вопрос, неприятен им, то он в силу ду­шевной тонкости не станет его повторять. Но это не значит, что он перестанет размышлять над проблемой деторождения, напротив, отношение взрослых к этому вопросу «подогреет» любопытство («запретный плод слаще»). Найти источник информации окажется не столь сложно: более опытные сверстники, ребята постарше... Другое дело, каков будет характер этой информации, не станет ли она причиной душевной травмы. Глубина и острота переживаний ребенка, униженного и потрясенного цинизмом информации, по­лученной от «добрых просветителей», не раз описаны в художест­венных произведениях. Например, В.И.Амлинским в повести «Не­скучный сад» (Амлинский В. «Московские страницы». - М., 1982), которую рекомендуем прочитать.

Естественно, современному ребенку не подходят версии о добром аисте, о прозаичной капусте, о покупке в магазине, к которым на протяжении многих веков прибегало человечество. И дело не только в том, что «обман» родителей раскроется достаточно скоро и вера в их непогрешимость поколеблется в глазах ребенка, хотя такое «разочарование» в самых любимых людях не проходит бесследно. Весомее другой аргумент против измышлений в области деторожде­ния: современная наука располагает данными о том, что ребенок-дошкольник может усваивать первейшие естественнонаучные сведе­ния об окружающем мире, в том числе и о том, «откуда берутся де­ти». Однако у ученых разных стран нет единого подхода к содержа­нию и методике формирования у детей представлений о деторожде­нии. Одни считают, что детям сразу надо открывать все, без утайки, включая отношения между полами, реалии родов. На основе таких взглядов созданы специальные программы для дошкольных учреж­дений. Их цель - формирование достаточно полных и откровенных представлений о взаимоотношении полов и деторождении, которые дополняются наглядными пособиями, соответствующими игрушка­ми (например, беременной куклой с прозрачным покрытием живо­та). Против подобного «детализированного и наглядного просвеще­ния» выступал еще в 20-е гг. отечественный педагог М.М.Рубенштейн, считая, что оно может привести к будированию у ребенка нездорового любопытства к сексуальной сфере. Другие ученые при­держиваются иной точки зрения: не следует торопиться с раскрыти­ем всех тайн деторождения, поскольку дошкольники не могут усвоить их достаточно безболезненно для психики. Учитывая особую интим­ность. личную окрашенность знаний, помогающих ответить на детский вопрос «Откуда берутся дети?», ученые считают, что наиболее эффективной будет соответствующая работа в семье, а не в дошко­льном учреждении.

В помощь семье создаются книги популярного характера, осо­бенно ценны те из них, которые рассчитаны на совместное чтение родителей и детей. В этом отношении заслуживает особого внима­ния научно-художественная книга Г. Юдина «Главное чудо света» (М.,1994), иллюстрированная самим автором. У книги много до­стоинств, отметим наиболее значимые с педагогической точки зре­ния. Автор, будучи тонким психологом, понимает, что ребенку свойственно целостное восприятие объекта познания, поэтому со страниц книги перед ребенком предстает Человек во всех своих фи­зических ипостасях: он рождается и рожает, питается, дышит, смотрит, слышит, думает и т.д. Тем самым автор подводит ребенка к пониманию естественности всех процессов, которые совершаются в организме человека, снимает пелену ложной стыдливости со мно­гих из них (рождение, отправления организма и т.п.). При этом не­назойливо в сознании маленького слушателя утверждаются обще­человеческие ценности, как-то: человеческая жизнь, любовь, здо­ровье, красота, семья и др. Но особенно ценным для домашнего воспитания представляется характер повествования в книге - в форме доверительных бесед отца с сынишкой. Для родителей они могут служить прекрасным образцом стиля общения с ребенком по поводу вопросов, всех его «почему».

Итак, задача родителей - самим ввести детей в некоторые тайны деторождения, не искажая истины и не торопясь с открытием тех знаний об отношениях между полами, которые могут быть поняты ребенком превратно.

В свое время А.С. Макаренко писал: «В этих вопросах не содер­жится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделайтесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим» (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8 т. – М.,1984. – Т. 4 – С. 105). Вы согласны с такой точ­кой зрения?

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

В число природных особенностей человека, обусловленных со­циальными факторами, входят те, что определяются полом. Со­временная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психо­сексуальная дифференциация (В.И.Гарбузов, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, Т.А.Репина). По мнению В.С.Мухиной, половая идентифи­кация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в про­шлом, настоящем и будущем) является составной исторически сло­жившейся структурой самосознания. Причем половая принадлеж­ность, осознание себя мальчиком или девочкой - это первая катего­рия, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С.Кон).

Итак, в свете современной науки становится очевидной необхо­димость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педа­гоги и психологи (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характери­стик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А.Репина). А ре­зультаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, силь­ными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мяг­кости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.

Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих не­гативных для общества явлений, можно назвать преобладание жен­ского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-эконо­мической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социаль­ных ролей, размывание четких границ между ними.

Проблема полового воспитания в современной семье стоит до­статочно остро. Поток информации по вопросам половых взаимо­отношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вы­зывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информа­ция не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходи­мой им для полового воспитания детей.

Половое воспитание рассматривается в русле задач нравствен­ного становления личности. Оно направлено на формирование це­лостной личности мальчика, девочки, способных элементарно по­нимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представи­тель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребен­ка. По мнению ученых (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.), формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.

Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека опреде­ляется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ре­бенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в пер­вые годы жизни не познакомился с устройством человеческого те­ла, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испыты­вают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию лично­сти. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю сво­его пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.

В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). По­этому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в ли­це папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Маль­чик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овла­деть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Имен­но отец должен дать мальчику первые уроки физических упражне­ний, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведе­ние, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведе­ния «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокой­но взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем дево­чек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боят­ся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрес­сивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покор­ность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец про­являет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы заня­тия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери вклю­читься в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференциро­вание относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем от­ца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родст­венники или друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится про­цесс половой социализации.

У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ни­ми. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как дет­скую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастур­бации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем - искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.

Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с разде­ванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подоб­ные игры и занятия - результат естественного любопытства, лю­бознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией ро­дителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонст­рацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугива­ния («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болез­ненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о гре­ховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.

Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, до­верительный тон объясняется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям че­ловеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет труд­но найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания.

С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, по­скольку в качестве образов для подражания дети выбирают книж­ных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, ба­рышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золуш­ку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют. Все это гово­рит об одухотворенности половой идентификации, повышении эс­тетической культуры девочек. У современных мальчиков носите­лями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дер­зость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.

Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда ново­рожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребе­нок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуализм полового влечения» (З.Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в даль­нейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.

Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирова­ния его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола по­мешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные пережива­ния ребенка, омрачить и последующую его жизнь.

Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребен­ка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Семье принад­лежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаи­моотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому призна­ку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе со­временного мужчину, который не может приготовить завтрак, по­гладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К.Круп­ская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить за­бор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке - твердой и решительной.

Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребе­нок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии по­ловой идентичности детей

Задания

1. Изучите программу С.А. Козловой « Я - Человек» (Теория и ме­тодика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений –М.,1998) и сформулируйте рекомендации для педагога по формиро­ванию у детей представлений о семье.

2. Изучите программу А.Д.Шатовой «Экономика, и дошкольник» (Экономика для взрослых и детей. Приложение к журналу «Обруч». -1999. - № 1) и дополните содержание экономического воспитания в семье такими направлениями, как знакомство с деньгами, с рекла­мой.

3. Повторите материал о механизмах воспитания (глава 4). Рас­смотрите направления полового воспитания детей через призму этих механизмов.

4. Из курса психологии вспомните психологические особенности, присущие мальчикам и девочкам, и, опираясь на них, составьте ре­комендации для домашнего воспитания сына или дочери.

5. Подберите пестушки, потягушки, потешки, колыбельные песни, которые сопровождали повседневную жизнь ребенка в семье, его игры, «закрепляли» их достижения в развитии (например, первые ша­ги). Выучите их наизусть, продумайте игровые действия, которые мож­но показать малышам с целью обогащения игр семейной тематики.

6. Разработайте конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на одну из тем: «Сила семьи - в ее родне», «Как семья от­дыхает», «Семейные профессии».

ЛИТЕРАТУРА

Научная и методическая литература

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды.-М., 1993.

Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М., 1989.

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как?-М., 1993.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей до­школьника.-М., 1994.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М., 1957.

Баракан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. - М., 1996.

Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с мо­лодым поколением. - М., 1988.

Боздарев К.К. Единственный ребенок. - М., 1988.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лич­ности в детстве. - М., 1990.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детско­го психиатра.- М.,1988.

Васильева А.К. Структура семьи. - М., 1988.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - М., 1994.

Винникотт Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. - М., 1994.

Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.

Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова.-М., 1985.

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М., 1989.

Ганичева А.Н. Каким должен быть воспитатель-гувернер // До­школьное воспитание. - 1995. - № 9.

Гувернантка: Профессия? Должность? Призвание? - М., 1993.

Гергишанов Т. Семейные будни, или Нежность на каждый день: Пер.с болг.-М., 1992.

Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.

Голод С.И. Будущая семья: какова она? - М., 1990.

Детство: Педагогический альманах. № 1. -СПб., 1998.

Детский сад и семья / Под ред. В.К.Котырло, С.А.Ладывир. -Киев,1984.

Детский сад и семья / Под ред. Т.А.Марковой. -М., 1981.

Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1992.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния.-М., 1987.

Домострой.-М., 1990.

Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.

Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. - Минск, 1997.

Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь роди­телей детям). - СПб., 1995.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка.-М., 1990.

Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. - М., 1986.

Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В.Антоновой. - М., 1995.

Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. -М.,1991.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи. - М., 1979.

Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком - М 1990.

Котрыло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. - Киев, 1984.

Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. - М., 1990.

Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное вос­питание. - 1991. -№ 2.

Куприянов С.В. Организация работы гувернерской службы. -Иваново, 1992.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1982.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение -М.,1991.

Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. -М.,1990.

Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия // Ред.-сост. В.С.Мухина.-М., 1991.

Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. -Москва; Вологда, 1997.

Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1988.

Масару Ибука. После трех уже поздно. - М., 1992.

Махова .В.К. Просто счастье: (Записки матери). - М., 1982.

Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994.

Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. -М., 1994.

Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет).-М., 1948.

Мицкевич Ж. И. Основные положения курса «Педагогика семьи» // Подготовка социальных педагогов и социальных работников: опыт. тенденции развития. - Минск, 1996.

Мухина B.C. Близнецы. - М., 1969.

Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей - фактор стабили­зации общества // Педагогика. - 1998. - 7.

Настольная книга для родителей. - Минск, 1991.

Пезешкеан Носсарат. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт: Пер. с англ., нем. - 2-е изд., с изм. - М., 1994.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

Плотниекс И.Э. Психология в семье. - М., 1991.

Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общая ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. - М., 1992.

Прихожан А.М., Толстых Н.Л. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). - М., 1990.

Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: Пер. с англ. - 1994.

Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.

Семенов В.В., Кочубей Б.И. Близнецы: проблемы воспитания и развития. - М.,1985.

Семья глазами психолога. - М.,1995.

Семья как объект философского и социологического исследова­ния / Отв. ред. А.Г.Харчев. - Л., 1974.

Семья: традиции и современность. - М., 1990.

Симоновский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада с семьей. -Ярославль, 1991.

Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии роди­тельской любви). - М., 1986.

Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейно­го воспитания.- М.,1989.

Торре Делла А. Ошибки родителей / Пер. с итал. и послесл. Ю. Азарова.-М., 1993.

Фигдор X. Дети разведенных родителей: между травмой и наде­ждой: Пер. с нем. - М., 1995.

Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родите­лям: Пер. с англ. - М., 1992.

Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К.Котырло. - М., 1987.

Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее пробле­мы.-М., 1978.

Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодей­ствия детей и родителей. - СПб., 1995.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: Кн. для воспитателей детского сада и родителей: Пер. с фин.-М., 1993.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ 1

ГЛАВА ПЕРВАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК 2

ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА 2

СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 4

ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 5

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 9

Задания 11

ГЛАВА ВТОРАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 11

СЕМЬЯ И БРАК 11

НЕМНОГО ИСТОРИИ 12

ТИПЫ СЕМЕЙ 13

СЕМЬЯ В ЗЕРКАЛЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 14

ФУНКЦИИ СЕМЬИ 16

Задания 22

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ 22

ПЕРВОСТЕПЕННОСТЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 23

ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ СЕМЬИ 24

ДЕТИ: ОДИН ИЛИ МНОГО? 30

БЛИЗНЕЦЫ 31

ДЕТИ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ 33

ДЕТИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 34

Задания 36

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 36

МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ 36

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ 37

ОТЕЦ И МАТЬ КАК ВОСПИТАТЕЛИ 39

БАБУШКА И ДЕДУШКА 43

ЛЮБОВЬ В СЕМЬЕ КАК МОРАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ 46

ТРЕБОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ 48

АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ 50

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 51

Задания 54

ГЛАВА ПЯТАЯ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 54

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ 54

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ 57

ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ 62

«ПОИГРАЙТЕ СО МНОЙ!» 75

НАКАЗАНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ 77

Задания 79

ГЛАВА ШЕСТАЯ СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 79

СЕМЬЯ И ДРУГИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 79

НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 80

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ 82

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НЕКОТОРЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ 86

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 87

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 90

Задания 91

ГЛАВА СЕДЬМАЯ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 91

ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 91

РОЛЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ 93

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 95

Задания 96

ГЛАВА ВОСЬМАЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ 96

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ 96

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ 98

СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА 100

Задания 102

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ПЕДАГОГ В СЕМЬЕ 103

ДОМАШНИЙ ПЕДАГОГ 103

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ СЕМЕЙНОГО ТИПА 106

Задания 109

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА 110

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА 110

ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ 111

ПРИОБЩЕНИЕ К ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ 114

«ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ?» 116

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 118

Задания 120

ЛИТЕРАТУРА 121

Учебное издание

Куликова Татьяна Абрамовна

Дата: 2018-12-21, просмотров: 245.