НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

За многовековую историю человечества сложился идеал воспи­тания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характери­стик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть «добро­порядочным отцом или матерью семейства» (И.В.Бестужев-Лада). Да, «качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выжива­ния государств, народов, человечества в целом.

В последние годы проблема подготовки подрастающего поко­ления к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И.В.Бестужев-Лада ), где традиционно начиналось воспитание будущих родите­лей. В СССР пытались решить эту проблему дважды. Первый раз -путем введения «родительского всеобуча», второй раз - школьным курсом «Этика и психология семейной жизни». Обе попытки за­кончились неудачей, а проблема осталась нерешенной. Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие об­щества, счастье каждого его члена. Когда начинается воспитание будущего семьянина? В перспективе предполагается вести последо­вательную подготовку к семейной жизни подрастающего поколе­ния во всех звеньях системы народного образования, начиная с до­школьного учреждения (И.В.Бестужев-Лада, Н.Д.Никандров).

Возможность столь раннего воспитания будущих родителей до­казана психологическими исследованиями, в которых установлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Н.Н.Поддьяков). В свое время Е.А.Аркин высказал мысль о том, что в семье дети «не учатся жить, а живут». Тем самым известный отечественный педагог подчеркнул особенность домашнего воспитания, которое осуществляется в хо­де повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных «уроков» для последних. Но именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родствен­ных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: мно­гое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семь­янина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как пра­вило, свой родной дом как источник социального, эмоционально­го, познавательного опыта.

Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В семье ребенок включен в поток деятельности (а не только поток сознания, как это бывает в детском саду, школе) и в процессе ее ус­ваивает экстериоризованные в человеческом мире «значения». Это «поле значений» ребенок находит как «вне его существующее» - им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его «образ ми­ра» (А.Н.Леонтьев). В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое, как абрис мировоззрения (Д.Б.Эльконин, С.Д.Смирнов). Это - многоуровне­вое образование, включающее в себя представления о природе, че­ловеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родо­словной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.

Между тем обследование дошкольников, направленное на выяв­ление стихийно складывающегося образа семьи, проведенное в диссертационных исследованиях Л.В.Грабаровской, Е.С.Бабуновой, Т.М.Бариновой и других, свидетельствует о скудной ин­формированности детей о своих близких, о недостаточном интере­се к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных де­тей складывается деформированный, искаженный образ семьи (И.В.Бестужев-Лада, Н.Н.Поддьяков). Правда, тому есть объек­тивные причины, связанные с тем мировым явлением, которое оп­ределяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных кон­тактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно ска­зывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывает­ся каждый третий ребенок. Ребенок в разведенной, неполной семье слышит разговоры взрослых, жалобы матери и ее подруг на быв­ших мужей, что сказывается на развитии у него своих, окрашенных черными красками представлений о семье как источнике неспра­ведливости, предательства, всяческих бед. Это может негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении своей собствен­ной будущей семьи (Х.Фигдор).

Тем не менее следует отметить, что в последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно вы­сокой ценности семьи в глазах современных детей. Так, большин­ство опрошенных старших дошкольников изъявили желание, когда станут взрослыми, жить в семье (Н.Н.Ледовская, Т.М.Баринова). Однако ожидания в отношении собственной семьи часто носят эгоистический, гедонистический характер: «Буду всегда делать, что хочу», «Буду целый день смотреть мультики, а жена будет все де­лать». А это, в свою очередь, еще одно свидетельство искаженности образа семьи у современных детей.

Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, В.А.Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В этом отношении ценно и то, что семья, как пра­вило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных подсистем (А.Г.Харчев). В исследованиях оте­чественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности (Р.С.Буре, В.Г.Нечаева, Г.Н.Година, А.Д.Шатова), участия в подготовке се­мейных праздников, совместном досуге (Т.М.Баринова, Г.Н.Гри­шина, С.А.Козлова). Ученые подчеркивают необходимость воспи­тания у детей умения быть внимательными, заботливыми, пони­мать настроение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует раз­витию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи (А.В.За­порожец, М.И.Лисина). Совсем иным будет этот образ и по содер­жанию, и по эмоциональной окрашенности у ребенка, растущего в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям, истязаниям, насилию.

Оказывается, что формирующийся в детстве образ семьи не бу­дет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, на­против, он во многом определяет установки на нее. Согласно вы­водам ученых, уравновешенным человеком и «удачным семьяни­ном» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга роди­телей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, уважитель­но, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у того, кто видел в семье конфликты, кого били и уни­жали.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных от­ношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей се­мейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Линии этого влияния таковы:

формирование у детей полноценных, эмоционально окрашен­ных представлений о семье;

введение ребенка в азы семейной экономики;

осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей.

Рассмотрим эти линии подробнее.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 250.