ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ПЕДАГОГОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. (В.К.Котырло, С.А.Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе сторо­ны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ре­бенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хо­рошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необхо­димо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, созда­вать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним вни­мание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоро­палительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчерки­вающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. По-мятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не до­пустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «при­нять меры», «разобраться».

На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уваже­нии к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспи­тания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных ка­честв (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи ис­пытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимо­действия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обра­щаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касаю­щимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребен­ка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педа­гогов семья интересует прежде всего как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоя­тельности, какую пищу он предпочитает дома и т.д.

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток инфор­мации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне гра­ниц их непосредственного воздействия. Педагог, как правило, ссы­лаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. А ведь по долгу службы, по уровню подготовленности к воспита­тельной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка: «Галина Алексеевна, Сережа сегодня придумал очень интересную игру. Сережа, расскажи маме, во что вы играли». «Юлия Сергеевна, сегодня Саша меня порадовал: сам вызвался подклеить книгу, ко­торую дети нечаянно порвали. Сашенька, принеси и покажи маме книгу, которую ты «полечил». «Нелля, порадуй маму: покажи ей, какого петушка ты нарисовала». Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появи­лись у их ребенка.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важ­но только, чтобы этот материал был динамичным, отражал теку­щие события и нес конкретные знания. Так, сетка занятий на не­делю очень мало что скажет родителям, с ней лучше познакомить их на первом групповом собрании, когда освещаются задачи и содержание образовательной работы на учебный год. Но зато ро­дителям будет интересно прочитать, чем дети будут заниматься в течение недели, что можно в дополнение к этому предложить ре­бенку дома.

В условиях открытого детского сада родители имеют возмож­ность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда привет­ствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении усло­вий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обога­щают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным ре­зультатом свободного посещения родителями дошкольного учреж­дения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятель­ность. все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поуче­нием, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к дошкольному учреждению. Сотрудничество - это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам. Прежде всего необходим своевременный выбор роли - говорящего или слушающего. Если мама (папа, бабушка) «перег­ружена» собственными мыслями, чувствами, то инициативу диалога следует уступить ей, а педагогу взять на себя роль заинтересованного слушателя. Если мама (папа, бабушка) не имеют желания выгово­риться, то педагог берет на себя роль говорящего, чтобы своими вы­сказываниями «зажечь» собеседника. Но в любом случае умение слушать необходимо и педагогам и родителям. Молодые педагоги и не очень культурные родители иногда всем своим видом демонстри­руют неприятие того, что им говорят, частенько перебивают друг друга. Все эти признаки невнимания к собеседнику вызывают у него раздражение, что может стать прологом к конфликту. Такое ведение диалога свидетельствует о низкой коммуникативной культуре об­щающихся. Культура общения, интерес к собеседнику выражаются в позе, мимике, взгляде, жестах, поощряющих говорящего. Всем своим видом слушающий показывает интерес, уважение к мнению собесед­ника, усиливая свое положительное отношение репликами «Как ин­тересно!», «Очень любопытно!», «Я об этом раньше не задумыва­лась!». А вот слова «Ясно! Понятно! Хватит!» - из разряда запре­щенных, потому что в них демонстрация неуважения, желание пре­кратить высказывания собеседника. По окончании высказывания можно уточнить то, что показалось спорным: «Простите, я вас пра­вильно поняла...?» Культура диалога требует соблюдения неприкосновенности личности, что в практике нередко, к сожалению, наруша­ется. Можно оценить поступок, проступок, действие, но не личность в целом. Например, можно сказать «Мне кажется, что иногда вы грубо разговариваете с детьми», но ни в коем случае не позволять такую «оценку»: «Вы грубиянка». Своим высказываниям следует придать определенную форму. Психологи считают, что более эффек­тивной в плане развития взаимодействия является форма «Я-сообщение» по сравнению с «Ты-сообщением». Например, после вы­ходных дней Саша возбужден, раздражителен. Причина ясна - на­рушения режима дня, переутомление от долгого сидения у телевизо­ра. Мама согласилась с «диагнозом» воспитателя по поводу Саши­ного возбуждения, обещала соблюдать дома режим дня Но все по­вторилось сначала, несмотря на убеждения, разъяснения и прочие меры педагога. Его «Я-сообщение» будет звучать так «Мне каза­лось, что вы поняли, как вредно для здоровья Саши нарушения ре­жима, но, видимо, ошиблась» «Ты-сообщение» будет звучать иначе-«Вы не любите собственного ребенка, вы безответственно относитесь к его воспитанию!»

Докажите, почему в диалоге предпочтительнее форма высказывания «Я сообщение»? Почему форма «Ты-сообщение» ведет к тупико­вой ситуации? Составьте свои педагогические ситуации взаимодейст­вия с родителями, в которых вы обратитесь к форме «Я-сообщение».

И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодейст­вию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции («Сама такая!»). Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда зло­употребляют в беседах с родителями научными понятиями, ссыл­ками на авторов, их книги, упуская из виду, что демонстрация сво­его превосходства в чем бы то ни было унизительна для собеседни­ка. Казалось бы, мелочь, но с нее может начаться барьер непони­мания. Так же не конструктивна в общении родителей и педагогов прямая критика в адрес друг друга: она толкает человека на оправ­дания, загоняет в оборону. Критика «в лоб», особенно когда вы­сказывается прилюдно, обижает, задевает чувство гордости, собст­венного достоинства. Интересы сотрудничества диктуют иную так­тику возвышать друг друга, поощрять на новые достижения, а не «тыкать» в недостатки. Их исправляют исподволь, осторожно, без унижения.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменны­ми. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздейст­вию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу дея­тельности педагога называли «работа с семьей» Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собрани­ях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудниче­ство детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенден­ций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм рабо­ты (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.) Однако оказалось, что в глазах родителей педагог не всегда выгля­дит вполне компетентным в плане домашнего воспитания. Особен­но это относится к молодым педагогам. Ценя их профессиональные знания, родители понимают «книжность» этих знаний, видят нехватку социального опыта у молодого педагога, что снижает эф­фективность сотрудничества. Например, педагог советует маме, как следует вести себя с капризной дочкой. Все советы педагогиче­ски грамотны, но мама их «пропускает» через свой житейский опыт: «Пойдем в магазин, Лиза начнет требовать мороженое, я от­кажу, она зарыдает, затопает ногами, люди вокруг будут ее сты­дить. Как я могу набраться терпения и молчать? Да она еще и упа­дет на пол, а я стану молчать, не буду уговаривать? Нет, молода еще Ирина Васильевна. Своих детей нет, вот и учит по-книжному». В этом случае линия взаимодействия «педагог-родитель» не срабо­тала. Но можно «достучаться» до Лизиной мамы по-другому. Вот собрались 4-5 мам, бабушек, у которых имеются общие проблемы (например, капризы детей, застенчивость), педагог вовлек их в об­суждение, обмен опытом, инициировал у них желание поделиться трудностями, т.е. провел работу в проблемной группе. Что же по­лучилось? Вроде ничего нового Лизина мама не узнала (ей все это говорила Ирина Васильевна), но духом воспрянула не так уж все безнадежно у ее капризной дочки. Какая была капризная Сашень­ка, а вот, бабушка говорит, стала вести себя спокойнее, потому что мама, папа и бабушка выработали одну линию и строго ее выдер­живают. Лизина мама, как в зеркало, посмотрела на другие семьи, «больные» ее проблемой, проанализировала свою воспитательную тактику, увидела ошибки, приобрела новый опыт. Такое взаимо­действие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированный подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с до­мочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки и отдарки, придумыва­ют сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. Обяза­тельно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

В курсе дошкольной педагогики вы изучали формы сотрудничества детского сада с семьей. Объясните:

а) почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью;

б) какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.

¯ Для любознательных

В странах, где общественное дошкольное воспитание существует с первой половины прошлого века (Германия Франция, Швеция и др.) сложились интересные традиции совместной деятельности семьи и детского сада. Родители, будучи основными «заказчиками» системы воспитания в детском саду, письменно ин­формируются об основных направлениях работы детского сада, о режиме дня, о правилах поведения детей, об их правах и обязанностях, о мероприятиях на текущий год. В составлении таких писем участвуют директор и воспитатели. Но и сами родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены се­мьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрос­лых обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут!), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр. Практикуются беседы консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в по­мощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофиль­мов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной те­матике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спек­такль угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.

Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната, часть холла), где в неофициальной обстановке можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 361.