СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ СЕМЕЙНОГО ТИПА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это сравнительно молодая профессия в нашей стране: введена в 1991 г. Семейный социальный педагог призван обеспечить социально-педагогическую защиту ребенка в семье, повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Понятие « социальная работа» сегодня употребляется во всем мире и означает гуманное отношение человека к человеку, а также систему мероприятий, направленных на обеспечение приспособле­ния человека к обществу. Деятельность такого рода возникла еще в библейские времена как благотворительный, религиозный долг человека, как система гуманных услуг нуждающимся.

На протяжении долгого времени социальную, частично и педаго­гическую помощь и защиту дети и семьи получали через разные ка­налы, ибо исторически сложилось, что нравственность общества оп­ределяется отношением к слабым, а не сильным. Особую роль играли религиозные учреждения, которые занимались (и занимаются в на­стоящее время) призрением, благотворительной деятельностью, по­могали малообеспеченным семьям, открывали столовые для бедных, детские сады и т.д. В традициях многих народов было благожела­тельное и участливое отношение к слабым, обездоленным, больным. Так, у русского народа милосердие, благотворительность испокон веков были не просто выражением бескорыстия, а личным стремле­нием человека очиститься путем помощи слабейшему. Поэтому и не принято было говорить о своих добрых деяниях.

Социальная работа отличается от филантропии, благотвори­тельности и других похожих на нее видов деятельности своей ори­ентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на актуализацию у нуждающихся собственных резервных воз­можностей для преодоления трудностей, а также на развитие навы­ков самопомощи.

Классическая педагогика была пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни. Педагоги-мыслители и общественные деятели разных времен - от Г.Песталоцци до В.А.Сухомлинского - словом и делом радели о благе ребенка, его защите, призывали к помощи семье в воспитании, к интеграции воспитатель­ных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое направление педагогической деятельности А.Дистервег еще в середине XIX в. назвал социальной педагогикой. Однако только в XX столетии социальная работа окончательно признана профессией, требующей специальной подготовки.

Для нашей страны XX век проходил под знаком неоднократной кардинальной ломки социально-экономических отношений. Такие потрясения всегда трудны для общества в целом, для семьи в част­ности. В последнее десятилетие осложнилось положение семьи, де­тей, молодежи, не обеспечивается решение их проблем. Семья и семейное воспитание испытывают значительное напряжение в силу тяжелого экономического положения; усиления расслоения семей по уровню доходов; падания брачности; роста количества непол­ных, материнских, альтернативных семей; изменения общеприня­тых норм поведения и т.д. Семейное и социальное неблагополучие ведут к росту жестокого обращения с детьми, что зачастую побуж­дает их к бегству из дома, к суицидным поступкам. С этими и дру­гими проблемами семья не может справиться в одиночку: ей нужна профессиональная помощь, в первую очередь психологов, педаго­гов, юристов, медиков. Следовательно, социальная работа с теми, кто имеет несовершеннолетних детей, в современных условиях должна носить массовый и педагогически выдержанный характер. В такой ситуации профессия социального педагога семейного типа, как считают ученые (Б.В.Вульфов, А.В.Мудрик, Т.В.Лодкина и др.), становится необходимой.

Итак, семейный социальный педагог - новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии личности, се­мьи, общества, призванный способствовать повышению педагоги­ческой культуры родителей и обеспечивать социально-педагоги­ческую защиту ребенка и семьи. Его цель - наладить определенные пути взаимодействия между человеком (взрослым, ребенком) и его семьей, с одной стороны, и обществом, социалънъш окружением, с другой.

Семейный социальный педагог работает в структуре террито­риального центра социальной помощи семье и детям. Сеть раз­личных учреждений социального обслуживания семей и детей формируется с 1993 г. За эти годы возникли и динамично разви­ваются новые институты поддержки детей, семей с детьми, ориен­тированные на профилактику социального неблагополучия. Для оперативной помощи детям, изъятым из неблагополучной, опас­ной для их жизни и развития обстановки, создаются социальные приюты, центры помощи детям, остающимся без попечения роди­телей, социально-реабилитационные центры. Это все временные учреждения, куда помещают ребенка до его устройства в семью, интернатные учреждения (детский дом, дом ребенка, школа-интернат). Создаются медико-социально-психологические кон­сультации, существуют специальные формы и методы социальной работы с семьей на разных циклах ее развития в медицинских и других учреждениях.

Развивается медико-педагогическая служба семьи, оснащенная кадрами социальных педагогов семейного типа (из расчета один педагог на 25-30 семей), работающих со всеми семьями, независи­мо от количества и возраста детей, типологии проблем и других особенностей.

В поле деятельности социальных служб находятся прежде всего так называемые семьи, нуждающиеся в «лечении», семьи «групп риска», испытывающие состояние неблагополучия по тем или иным показателям. Это семьи инвалидов, многодетные, неполные, материнские (безбрачные), малоимущие, асоциальные, конфликт­ные и т.д Особое внимание обращается на семьи, в которых роди­тели ведут аморальный образ жизни, не работают, а также на семьи с факторами риска: отягощенная наследственность, серьезные бо­лезни близких, эмоциональные и физические перегрузки и т.д. Подо­печными для семейного социального педагога становятся выпуск­ники детских домов и школ-интернатов, оставшиеся без попечения родителей, малолетние мамы, а также семьи, находящиеся в со­стоянии кризиса, причиной которого могут быть вынужденная ми­грация (беженцы), временная или длительная безработица, наси­лия, которым подверглись женщины или дети, несчастный случай, смерть близкого человека.

В задачи семейного социального педагога входит постановка «диагноза»: каковы условия жизни семьи, возможности для воспи­тания, какую помощь необходимо оказать. Для этого изучаются личностные особенности взрослых и детей, социально-бытовые условия семьи, микросоциум; т.е. непосредственное социальное ок­ружение (соседи, друзья родителей, родственники, посещающие се­мью), выявляются позитивные и негативные влияния. На основе «диагноза» семейный педагог обеспечивает целенаправленное пе­дагогическое влияние на поведение детей и взрослых. Воздействуя на взрослых, педагог стремится воспитать у них ответственное родительство, помочь в налаживании семейного быта, установле­нии связей с дошкольным учреждением, школой, которые посеща­ют дети. В работе с детьми внимание педагога направлено на по­вышение уровня их развития с тем, чтобы выровнять возможности для социального старта, восполнить ущерб, нанесенный формиро­ванию личности семейными обстоятельствами. Педагогу не спра­виться с этими задачами в одиночку, приходится мобилизовать все социальные силы: семью, образовательные учреждения (школу, детский сад), поликлинику, микросоциум (соседей, родственников), средства массовой информации, трудовые коллективы (если роди­тели работают) и т.д.

Формы работы семейного социального педагога разнообразны: непосредственное участие в воспитании детей, уходе за ними, больными членами семьи. Часто приходится принимать участие в на­лаживании семейного быта, включаться в ведение домашнего хо­зяйства. Это выражается в инициировании оказания материальной помощи, покупке продуктов, детской одежды, школьных принад­лежностей и т.д. Разнообразно участие педагога в организации летнего отдыха детей, семейного досуга (содействие в посещении спортивных секций, кружков, походы на выставки, в театр, музеи, экскурсии за город и т.д.). Иногда необходимо оказать «скорую помощь» семье, попавшей в трудное положение из-за непредвиден­ных обстоятельств. Например, в семье при родах умерла мать и ре­бенок остался на руках отца.

Важная и деликатная сторона деятельности семейного педагога, имеющая психотерапевтическое значение, - участие в нормализа­ции внутрисемейных отношений. В проблемных семьях часто воз­никают конфликты и ссоры из-за неустроенности быта, материаль­ных трудностей, особенностей поведения людей, имеющих вредные привычки и пристрастия. Отсутствие культуры общения, неумение искать компромисс, неблагоприятное стечение обстоятельств могут вывести процесс из-под контроля и придать ему разрушительный характер, что негативно отразится на детях. Действенную помощь может оказать семейный педагог, владеющий основами конфликтологии.

Один из методов работы семейного социального педагога - кон­сультирование, цель которого заключается в повышении педагоги­ческой культуры родителей, в пробуждении у них желания и уме­ния понимать собственного ребенка. В ходе консультирования пе­дагог стремится установить контакт с взрослыми членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родите­лей и детей. Тематика консультирования подсказывается жизнен­ными ситуациями, зависит от результативности воспитательной деятельности родителей. Одну семью необходимо побудить отка­заться от суровых наказаний, строгого мелочного контроля за по­ведением ребенка. Других родителей, напротив, предстоит убедить в пагубности бесконтрольности и вседозволенности в воспитании.

В работе с семьями, которые ведут аморальный образ жизни и втягивают в него детей, требуется более «жесткий» подход, выхо­дящий за рамки психолого-педагогического воздействия. Боль­шинство таких семей характеризует вопиющее социальное небла­гополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками. Особенно остро в таких семьях стоит проблема жесткого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из таких семей лишены родитель­ской любви, недоедают, не посещают организованные детские кол­лективы (детский сад, школу), подвергаются истязаниям, что при­водит к уходу из дома. Отсюда - признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии, признаки мозго­вой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологи­ческому фантазированию и пр.

Такие семьи приходится не столько «воспитывать», сколько принуждать, применяя в основном административные и юридиче­ские меры. Инициатором и координатором таких мер выступает семейный социальный педагог.

Социальный педагог помогает выявлению семей, в которых ро­дители не выполняют своих обязанностей по отношению к детям, создают опасную для их жизни и развития обстановку, подвергают насилию, жестоко обращаются. Исходя из интересов ребенка, суд может лишить таких родителей их родительских прав. Педагог мо­жет инициировать дело об отобрании, отчуждении ребенка от семьи, если родители (оба или один) тяжело заболели, находятся под след­ствием, в результате чего складывается ситуация безнадзорности, опасная для здоровья ребенка. По судебному решению родители ограничиваются в правах на ребенка сроком до полугода. За это время социальный педагог ведет с ними работу с целью восстанов­ления нормальной семейной обстановки и создания условий для возвращения ребенка. Если это удается, то сохраняется биологиче­ская семья как оптимальная среда для развития ребенка. При отри­цательном исходе повторный суд лишает родителей родительских прав и ребенок теряет родную семью.

Особая сфера деятельности социального педагога - помощь вы­пускникам сиротских учреждений, как правило имеющим низкий уровень социально-психологической адаптированности. Им свой­ственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, неспособность к сознательному вы­бору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностя­ми и образцами поведения.

Семейный педагог помогает семье в самовыживании, развитии семейного предпринимательства и социальной взаимопомощи. Помогать людям самим решать свои проблемы, мобилизовав для этого собственные резервы, важнее, чем делать это за них. Социальные службы расширяют возможности для самообеспечения се­мей. Взрослым членам семьи предлагаются новые модели занято­сти (временный найм, краткосрочный контракт, неполное рабочее время), курсы по обучению каким-либо умениям (например, вяза­нию, шитью) с целью содействия различным формам надомного труда, что особенно важно для инвалидов, многодетных матерей. Задача семейного педагога - помочь взрослым членам семьи вы­брать свое направление деятельности, стимулировать их желание содержать семью, создать нормальные бытовые условия для воспи­тания детей.

Еще одна сфера приложения усилий семейного социального пе­дагога - школа, детский сад, в которые ходят его подопечные. Се­мейный педагог помогает воспитателям, учителям лучше понять своих питомцев, в особенности так называемых трудновоспитуе­мых, вникнуть в причины отклонений их поведения, проявить к ним максимум тепла и внимания, чего они лишены часто дома. Двойная помощь и забота (со стороны семейного педагога и педа­гогов образовательного учреждения) помогают в некоторой степе­ни восполнить недостатки семейного воспитания.

В кругу внимания социального педагога - и позитивные социаль­ные традиции, сложившиеся в том или ином микросоциуме: совмест­ный труд и отдых, оздоровление и благоустройство микрорайона, работа с подростками вне школы, забота о молодых семьях.

Деятельность семейного социального педагога - зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, взаимопомощи. Для ус­пешного выполнения своих функций семейный социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатийность, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт и педагогический оптимизм. Социальному педагогу необходимы выдержка, культура общения, психологическая гра­мотность, без чего невозможны те конфиденциальность, довери­тельность, которые лежит в основе его деятельности. Педагог дол­жен быть убежден в приоритете личности по отношению к общест­ву на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей, даже если он далек от идеала.

¯ Для любознательных

Социальная работа с семьей по типу «социальный семейный педагог» - де­ло дорогостоящее. Поэтому идут поиски иных форм помощи семьям. История российской благотворительности и мировой опыт волонтерской (добро­вольческой) деятельности свидетельствуют об эффективности подключения к этой работе различных общественных движений и объединений, в том числе детско-юношеских. В настоящее время на территории России детско-молодежное движение представлено сотнями международных, общероссийских, межре­гиональных, региональных и местных организаций, которые реализуют планы и программы разной социальной направленности. Среди них особо следует отметить общероссийскую общественную организацию «Детские и молодеж­ные социальные инициативы», в рамках которой решаются программы «По­мощь детям и молодежи из семей безработных», «Дети на обочине», «Юность без решеток», «Социально-реабилитационная помощь детям, пострадавшим в результате военного конфликта», «Юное поколение выбирает книгу» и т.д. Участники этого движения сочетают практическую благотворительную дея­тельность с обучением по специальным программам, рекомендуются для даль­нейшего обучения в вузе. В общих мероприятиях движения участвуют школь­ники, студенты, аспиранты, известные педагоги, историки, журналисты, писа­тели, поэты, артисты, художники.

Задания

1. Изучите главу «Разговоры с детьми» из книги В.Ф. Одоевского «Руководство для гувернанток» (История дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1976), определите требования к домашней воспи­тательнице.

2. Приведите примеры из литературных произведения, в которых описывается семейное воспитание с участием приглашенного до­машнего воспитателя (бонны, гувернантки, гувернера). Вспомните, в чем заключались деятельность домашнего воспитателя, его взаимо­отношения с воспитанниками.

3. Привлекает ли вас работа в качестве домашнего педагога? Го­товы ли вы к ней психологически? Считаете ли вы, что справитесь с ней? Представляется ли вам эта работа более трудной, чем в до­школьном учреждении? В чем вы видите сложность работы домашне­го педагога?

4. Прочитайте книгу П.И.Нещеретнего «Исторические корни и традиции развития благотворительности в России» (М., 1993). Какие, по вашему мнению, традиции благотворительности можно возродить сегодня? Какие вы видите формы включения детей в эту деятельность?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 325.