Раздел 1 Организация в рыночной экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧАЩИХСЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

Специальности:

2-37 01 05 «Городской электрический транспорт»

2-36 03 31 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования (по направлениям)»

 

 

 

Минск

2017

Разработчики                                               Н.А. Автушко

                                                                       Т.А. Погорельская

 

Рецензент                                                     Е.В. Якубецкая

 

Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению на:

-заседании цикловой комиссии

Протокол №___________________20

Председатель цикловой комиссии

_______________Т.А.Погорельская

-заседании экспертного

методического совета

Протокол №___________________20

Председатель экспертного

методического совета

__________________Т.С. Шмакова

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-методической работе

__________________Т.С. Шмакова

 

 

Методические указания по изучению учебной дисциплины и выполнению заданий для домашней контрольной работы учащихся заочной формы получения образования разработаны на основании типовой учебной программы по учебной дисциплине «Экономика организации», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 08.11.2013., тематического плана, утвержденного зам. директора по УР 22.06.2016.

 

 



Содержание

Пояснительная записка                                                                 4

1  Тематический план                                                                   6

2  Содержание учебной дисциплины и методические рекомендации       по ее изучению                                                                     8

3  Вопросы и задания для домашней контрольной работы          41

4  Методические рекомендации по выполнению домашней                 контрольной работы                                                           52

Литература                                                                                 54



Пояснительная записка

Современный специалист должен обладать обширными знаниями не только по своей специальности, но и быть хорошо просвещенным в области экономических знаний.

Основной целью учебной дисциплины «Экономика организации» является изучение теории и практики хозяйственной деятельности организаций, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса, формирование навыков экономических расчётов.

  Учебная дисциплина «Экономика организации» изучается в тесной взаимосвязи с такими дисциплинами как «Основы экономической теории», «Основы менеджмента», а также многими техническими дисциплинами.

Данной программой предусмотрено изучение основных тем учебной дисциплины, проведение практических работ, выполнение учащимися обязательной контрольной работы.

   В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления:

- основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь;  

- основные законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность организации; 

- основные направления повышения эффективности использования основных и оборотных средств организации; факторы и резервы роста производительности труда; основные направления снижения материалоёмкости производства; 

- принципы оплаты труда, основные направления и формы социальной защиты работников организации; факторы, влияющие на уровень цен; факторы, определяющие прирост прибыли организации; принципы, методы и виды планирования;

должны знать на уровне понимания:

- структуру национальной экономики, отраслевую структуру промышленности;  

- процесс формирования ресурсов организации, показатели и методы оценки эффективности их использования;

- механизм формирования затрат, цен и результатов хозяйственной деятельности;

- механизм реализации инновационной и инвестиционной деятельности организации; принципы и основные элементы системы управления качеством продукции организации;

- содержание и область применения показателей общей и сравнительной экономической эффективности;

должны уметь:

- определять стоимостную оценку, сумму амортизационных отчислений и показатели использования основных фондов организации;

- рассчитывать показатели эффективности использования оборотных средств организации, потребность в оборотных средствах;

- рассчитывать показатели производительности труда и использования трудовых ресурсов, нормы труда, численность работников организации, определять заработную плату при различных формах и системах оплаты труда;

- рассчитывать показатели производственной программы и производственной мощности, потребности в материальных ресурсах;

-  определять затраты, цены и результаты хозяйственной деятельности;

 

Для контроля усвоения программного учебного материала предусмотрено проведение двух домашних контрольных работ.


 

Тематический план

 

 


Раздел, тема

Количество учебных часов

Всего по учебному плану для дневной формы получения образования Всего по учебному плану для заочной формы получения образования На практические занятия На самостоя-тельную работу (для специальности 2-36 03 31) На самостоя-тельную работу (для специальности 2-37 01 05) 1 2 3       Введение Раздел 1 Организация в рыночной экономике 1.1 Организация как субъект хозяйствования 1.2 Формы общественной организации производ­ства Раздел 2 Производственные ресурсы организа­ции 2.1 Основные фонды организации 2.2 Оборотные средства организации 2.3 Персонал организации и производительность труда 2.4 Техническое нормирование труда 2.5 Оплата труда в организации Обязательная контрольная работа №1 Раздел 3 Организация производства 3.1 Организация производственного процесса 3.2 Организация технической подготовки произ­водства 3.3 Качество и конкурентоспособность продукции 3.4 Маркетинговая деятельность в организации Раздел 4 Управление производственно-коммер-че­ской деятельностью организации 4.1 Основы планирования в организации 4.2 Производственная программа организации 4.3 Материально-техническое обеспечение произ­водства 4.4 Себестоимость продукции 4.5 Налогообложение организации 4.6 Ценообразование, прибыль и рентабельность. Показатели экономической эффективности произ­водства 4.7 Инвестиции и инновации 4.8 Финансы организации   Курсовая работа 1 3   2 1 33   8   4   4   6   10   1 9   3   2   2   2 38   2   4   4     8   4   8   4 4 16 1 3   2 1 33   8   4   4   6   10   1 9   3   2   2   2 38   2   4   4     8   4   8   4 4 16     2   2   2 1 3   2 1     21   5   1   1   6   9   9   3   2   2   2   30   2   4   4     6   2   6   2 4 1 3   2 1     21   5   1   1   6   9   9   3   2   2   2   32   2   4   4     6   2   6    4 4                                                                         Итого                                                     100 100 6 64 66

 



Содержание учебной дисциплины и методические рекомендации по ее изучению



Введение

Содержание программы

 

Цели, задачи и структура дисциплины «Экономика организации», её содержание и связь с другими дисциплинами. Экономика как наука. Значение экономических знаний в подготовке будущих специалистов.

Структура национальной экономики. Понятие отраслевой структуры и отрасли. Значение промышленности в отраслевой структуре национальной экономики.

Методические указания

Учебная  дисциплина «Экономика организации» предусматривает изучение теоретических основ функционирования рыночной экономики. При изучении данной темы следует ознакомиться с сущностью важнейших экономических категорий, уяснить цели и задачи учебной дисциплины  «Экономика организации», учитывая ее взаимосвязь с учебными дисциплинами «Основы экономической теории», «Основы менеджмента» и другими учебными дисциплинами. Методологическую основу изучаемой дисциплины формируют нормативные и законодательные акты, принятые в Республике Беларусь.

При изучении данной темы следует усвоить понятия: рынок, отрасль, промышленность. Особое внимание следует уделить изучению отраслей материального и нематериального производства, а также характеристике современного социально-экономического положения Республики Беларусь.

Контрольные вопросы

1 Укажите,  какое место занимает экономика организации в системе экономических наук.

2 Назовите предмет науки экономика организации.

3 Дайте определение понятия «национальная экономика», раскройте цели национальной экономики и условия ее функционирования.

4 Дайте определение понятия «отрасль экономики» и приведите классификацию отраслей.

5 Укажите, какие секторы экономики выделяются в системе национальных счетов.

6 Перечислите факторы, определяющие отраслевую структуру промышленности.

7 Раскройте сущность структурной перестройки промышленности Республики Беларусь, принципы, цели, приоритетные отрасли и производства.

8 Раскройте основные направления развития отраслей промышленности в Республике Беларусь.

9 Перечислите важнейшие задачи, решаемые предприятиями конкретных отраслей промышленности Республики Беларусь.

 

Рекомендуемая литература

[1] с. 21– 48

[5] с. 9 – 22

 

 


 


Содержание программы

 

Организация как основное звено отрасли. Задачи, функции и принципы деятельности организации. Классификация организаций. Понятие юридического лица. Понятие организационно-правовой формы организации, их виды. Современные формы объединения организаций.

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо усвоить понятия: организация, юридическое лицо. Сформировать знания о задачах, функциях, принципах деятельности и видах организаций. Рассмотреть классификацию предприятий в рыночной экономике по следующим  признакам:

 - форма собственности;

 - экономическое назначение продукции;

 - особенности технологического процесса;

 - характер потребляемого сырья;

 - уровень специализации.

Далее следует уяснить порядок образования, регистрации, ликвидации и реорганизации организаций. Сформировать представление об организационно-правовых формах организаций: частные, арендные, акционерные, совместные, иностранные, хозяйственные объединения (ассоциации, концерны, корпорации, синдикаты, хозяйственные товарищества) и другие.

 

Контрольные вопросы

1 Дайте определение понятию организация (предприятие), юридическое лицо и назовите, что относится к субъектам хозяйствования.

2 Назовите цели, задачи и функции организации (предприятия).

3 Дайте определение понятию организационная форма организации (предприятия), правовая форма организации (предприятия) и назовите организационно-правовые формы организаций в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

4 Дайте определение понятию товарищество, хозяйственное общество и назовите их виды, раскрыв сущность.

5 Дайте определение понятию унитарное предприятие, производственный кооператив и назовите их виды, раскрыв сущность.

6 Раскройте сущность регистрации и ликвидации организации (предприятия) и назовите на основании чего действует организация (предприятие).

7 Опишите классификацию организаций (предприятий).

 

Рекомендуемая литература

 

[1] с. 21– 48

[5] с. 9 – 22



Содержание программы

Понятие производства. Факторы, необходимые для осуществления процесса производства.

 Сущность, формы и особенности концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства. Принципы рационального размещения организаций.

 

Методические указания

При изучении темы наиболее важно усвоить понятие производства, а также факторы необходимые для осуществления процесса производства.

Также необходимо сформировать знания о сущности, формах и особенности концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства, познакомиться с принципами рационального размещения организаций. 

 

Контрольные вопросы

1 Раскройте сущность, назовите формы и особенности концентрации производства.

2 Раскройте сущность, назовите формы и особенности специализации производства.

3 Раскройте сущность, назовите формы и особенности кооперирования производства.

4 Раскройте сущность, назовите формы, опишите особенности комбинирования производства.

5 Опишите принципы рационального размещения организаций (предприятий).

                                                              Рекомендуемая литература

 

[1] с. 50– 61

[5] с. 42 – 54



Содержание программы

Понятие и сущность основных средств организации. Состав и структура основных средств. Учёт и оценка основных средств. Виды оценки основных средств.

Моральный и физический износ основных средств. Методы оценки степени износа основных средств. Амортизация основных средств. Методы начисления амортизации.

Показатели, характеризующие эффективность использования основных средств. Основные направления повышения эффективности использования основных средств.

 

Методические указания

При изучении темы необходимо раскрыть понятие основных средств организации, сформировать знания о составе и структуре основных средств, видах оценки основных средств.

Также необходимо сформировать  понятие о сущности, видах и методах оценки степени износа основных средств. Сформировать знания о сущности и методах начисления амортизации основных средств. Необходимо освоить методику расчета норм амортизации и сумм амортизационных отчислений.

Особое внимание при изучении темы следует уделить  показателям, характеризующим эффективность использования основных средств. Ознакомиться с основными направлениями повышения эффективности использования основных средств.

 

Контрольные вопросы

1 Дайте понятие основных средств, охарактеризуйте их состав и структуру.

2 Раскройте сущность видов оценки основных средств.

3 Дайте понятие износа основных средств и охарактеризуйте его виды.

4 Дайте понятие и раскройте сущность амортизации основных средств.

5 Дайте понятие амортизации основных средств.

6 Приведите методику расчета норм амортизации и сумм амортизационных отчислений.

7 Приведите методику расчета показателей движения и эффективности использования основных средств, назовите пути повышения эффективности их использования.

                                               

Рекомендуемая литература

[1] с. 68– 103

[5] с. 89 – 102

 

Практическая работа № 1

Расчёт структуры, среднегодовой стоимости основных средств. Расчёт амортизационных отчислений различными методами.  

 

В ходе выполнения практической работы  предусматривается решение задач по определению структуры основных средств организации, среднегодовой стоимости основных средств, расчету годовой суммы амортизационных отчислений основных средств, нормы амортизации.



Содержание программы

Сущность и назначение оборотных средств организации. Структура оборотных средств организации. Характеристика оборотных производственных средств и средств обращения. Понятие и стадии кругооборота оборотных средств, длительность оборота, сущность нормирования оборотных средств. Показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств организации. Основные направления повышения эффективности использования оборотных средств организации.

 

Методические указания

В результате изучения данной темы необходимо сформировать знания о сущности, назначении и структуре оборотных средств организации.

Также следует сформировать знания о сущности кругооборота оборотных средств организации, стадиях кругооборота.

Особое внимание при изучении данной темы следует уделить сущности и значению нормирования оборотных средств в организации.

Сформировать знания о содержании показателей, характеризующих эффективность использования оборотных средств организации, ознакомиться с основными направлениями повышения эффективности использования оборотных средств.

 

Контрольные вопросы

1 Дайте определение понятию «оборотные средства».

2 Охарактеризуйте состав и структуру оборотных средств.

3 Охарактеризуйте значение нормирования оборотных средств.

4 Раскройте сущность кругооборота оборотных средств.

5 Приведите методику расчета показателей эффективности использования оборотных средств.

6 Назовите пути ускорения оборачиваемости.

Практическая работа № 2

Расчёт показателей оборачиваемости оборотных средств. Расчёт экономии оборотных средств в результате сокращения длительности оборота.

В ходе выполнения практической работы предусматривается решение задач по расчету показателей оборачиваемости оборотных средств, экономии оборотных средств в результате сокращения длительности оборота.

                                        

Рекомендуемая литература

[1] с. 109– 126

[5] с. 105 – 115



Содержание программы

Понятие и структура трудовых ресурсов. 

 Персонал (кадры) организации: понятие и классификация. Учёт и анализ трудовых ресурсов организации. Показатели, характеризующие движение трудовых ресурсов. Сущность и показатели измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо усвоить понятия: трудовые ресурсы, персонал организации.

Сформировать знания о структуре трудовых ресурсов, рассмотреть классификацию , способы учета и анализа персонала организации, а также показатели, характеризующие движение трудовых ресурсов.

Далее следует уяснить сущность понятия «производительность труда», а также о показателях, применяемых для измерения производительности труда (выработка и трудоемкость). Также следует обратить внимание на факторы, определяющие рост производительности труда.

Контрольные вопросы

1 Дайте определение и опишите структуру трудовых ресурсов.

2 Назовите категории экономически активного и экономически неактивного населения.

3 Раскройте понятие «персонал организации», опишите классификацию персонала организации.

4 Опишите способы учета персонала организации. Объясните методику расчета среднесписочного состава персонала организации.

5 Охарактеризуйте показатели, характеризующие движение персонала организации.

6 Раскройте сущность понятия «производительность труда». Назовите показатели, применяемые для измерения производительности труда.

7 Раскройте сущность и опишите показатели измерения выработки.

8 Раскройте сущность и опишите показатели измерения трудоёмкости.

9 Назовите факторы, определяющие рост производительности труда. Приведите примеры.

 

Практическая работа № 3

Расчёт и анализ показателей производительности труда

 

В ходе выполнения практической работы предусматривается решение задач по расчету и анализу показателей производительности труда

 

Рекомендуемая литература

[1] с. 135– 180

[5] с. 73– 86



Содержание программы

Сущность, значение и функции нормирование труда. Объекты нормирования. Понятие и структура рабочего времени. Методы изучения затрат рабочего времени.

Нормы труда, их виды и структура. Методы нормирования труда. Понятие, назначение и структура баланса рабочего времени. Методы определения потребности организации в трудовых ресурсах.

 

Методические указания

При изучении данного вопроса необходимо усвоить понятия: нормирование труда, рабочее время, норма времени, нома выработки, норма обслуживания, норма численности, баланс рабочего времени. Следует изучить значение, функции  нормирования труда, рассмотреть структуру рабочего времени и методы изучения затрат рабочего времени (фотография рабочего дня, хронометраж и др.).Необходимо также ознакомиться с сущностью норм труда их видами и структурой, методами  нормирования труда.

Для полного усвоения материала необходимо знать назначение и структуру баланса рабочего времени, а также методы определения потребности организации в трудовых ресурсах.

 

Контрольные вопросы

1 Дайте определение, назовите объект и функции нормирования труда.

2 Раскройте сущность понятия «рабочее время», опишите классификацию затрат рабочего времени.

3 Опишите методы изучения затрат рабочего времени.

4 Опишите виды норм труда и объясните методику их расчёта.

5 Опишите показатели выполнения норм и объясните их назначение.

6 Опишите методы нормирования труда.

7 Раскройте сущность, назначение и опишите структуру баланса рабочего времени. Объясните методику его составления.

8 Опишите методы определения потребности организации в трудовых ресурсах. 

Рекомендуемая литература

[1] с. 139– 145

[5] с. 73 – 86



Оплата труда в организации

Содержание программы

Понятие заработной платы. Сущность и принципы оплаты труда. Понятие и основные элементы тарифной системы. Сущность и содержание сдельной оплаты труда, условия её применения. Сущность, содержание и условия применения повременной оплаты труда. Структура оплаты труда работника. Методика планирования фонда оплаты труда работающих в организации. 

 

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо усвоить понятия: заработная плата, тарифная система, тарифная ставка, Единая тарифная сетка,  фонд оплаты труда.

Следует ознакомиться с  понятием  заработной платы и  принципами оплаты труда.

Также следует рассмотреть сущность и основные элементы тарифной системы (тарифно-квалификационный справочник, тарифная сетка, тарифная ставка первого разряда).

Далее необходимо раскрыть  сущность, содержание, условия применения сдельной и повременной формы оплаты труда, освоить методику расчета заработной платы при применении различных форм оплаты труда.

Особое внимание следует уделить изучению структуры оплаты труда работника, а также методике планирования фонда оплаты труда работающих в организации.

Контрольные вопросы

1 Раскройте сущность понятий «заработная плата», «организация оплаты труда».

2 Опишите принципы организации оплаты труда.

3 Раскройте сущность тарифной системы и опишите основные её элементы: тарифно-квалификационный справочник, тарифная сетка, тарифная ставка первого разряда.

4 Раскройте сущность и опишите системы сдельной формы оплаты труда.

5 Раскройте сущность и опишите системы повременной формы оплаты труда.

6 Опишите формы оплаты труда руководителей.

7 Опишите структуру оплаты труда работника

8 Раскройте сущность и объясните назначение бестарифной формы оплаты труда.

9 Раскройте сущность понятия «фонд оплаты труда» и опишите структуру фонда оплаты труда.

 

                               Рекомендуемая литература

[1] с. 135– 180

[5] с. 142 – 158



Содержание программы

Понятие и принципы организации производственного процесса. Структура и виды производственных процессов. Длительность производственного цикла. Способы сочетания операций. Типы и методы организации производства.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо усвоить понятия: производственный процесс, операция, производственный цикл, технологический цикл, длительность производственного цикла, способ сочетания операций.

    Также следует рассмотреть принципы организации производственного процесса, структуру и виды производственных процессов.

    Для полноты представления материала необходимо обратить внимание на

понятие длительности производственного цикла, и способы сочетания операций (последовательный способ сочетания операций, параллельный способ сочетания операций, параллельно-последовательный способ сочетания операций).

 Также необходимо рассмотреть типы и методы организации производства     

Контрольные вопросы

1 Дайте определение понятию «производственный процесс», опишите классификацию производственных процессов.

2 Охарактеризуйте принципы организации производственного процесса.

3 Охарактеризуйте партионный метод организации производства.

4 Охарактеризуйте параллельный способ сочетания операций, длительность производственного цикла при параллельном способе сочетания операций

5 Охарактеризуйте последовательный способ сочетания операций, длительность производственного цикла при последовательном способе сочетания операций

6 Охарактеризуйте параллельно- последовательный способ сочетания операций, длительность производственного цикла при параллельно-последовательном способе сочетания операций

 

Рекомендуемая литература

[3] с. 156– 160

[7] с. 89 – 102


3.2. Организация технической подготовки производства


Содержание программы

 

Понятие, значение и задачи технической подготовки производства. Организационные формы технической подготовки производства. Содержание основных этапов технической подготовки производства.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо изучить понятия: подготовка производства, конструкторская деятельность, технологическая рациональность, стандартизация, унификация.

Следует также рассмотреть  сущность, значение и задачи технической подготовки производства, познакомиться с формами её организации и основными этапами технической подготовки производства.

Контрольные вопросы

1 Перечислить цели и задачи технической подготовки производства.

2 Перечислить этапы работ по технической подготовке производства.

3 Охарактеризовать содержание конструкторской подготовки производства.

4 Охарактеризовать содержание технологической подготовки производства.

5 Охарактеризовать формы технической подготовки производства.

Рекомендуемая литература

[3] с. 103– 110

 



Содержание программы

Сущность, значение и показатели качества продукции. Понятие и основные элементы системы управления качеством продукции организации. Понятие и принципы менеджмента качества. Методы управления качеством продукции. Понятие и значение конкурентоспособности продукции. Влияние качества продукции на экономическое развитие организации.

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо изучить понятия:  качество продукции, свойство продукции, конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность организации (предприятия); система качества продукции, система менеджмента качества; стандарт, стандартизация; сертификат качества, сертификат соответствия, сертификация.

Следует познакомиться с сущностью, значением и показателями  качества продукции, основными элементами системы управления качеством продукции организации.   

Для полного усвоения темы необходимо познакомиться с  понятием и принципами менеджмента качества, а также  сущностью и значением конкурентоспособности продукции.

 

Контрольные вопросы

1 Дайте определение понятию качество продукции, свойство продукции, конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность организации (предприятия).

2 Дайте определение понятию показатель качества продукции и опишите классификацию показателей качества продукции.

3 Дайте определение понятию дифференцированный показатель качества, комплексный показатель качества, обобщающий показатель качества.

4 Дайте определение понятию система качества продукции, система менеджмента качества и назовите принципы менеджмента качества продукции.

5 Охарактеризуйте методы управления качеством продукции.

6 Дайте определение понятию стандарт, стандартизация и назовите нормативные документы по стандартизации.

7 Дайте определение понятию сертификат качества, сертификат соответствия, сертификация. Назовите виды сертификации и преимущества, которые дает применение предприятиями республики Беларусь сертификации продукции в условиях рыночных отношений.

 

                                 Рекомендуемая литература

[2] с. 176– 198

    [8]



Содержание программы

Понятие и значение маркетинга в деятельности организации. Основные принципы и функции маркетинга. Понятие и основные элементы комплекса маркетинга. Жизненный цикл товара. Понятие и виды каналов сбыта, методы сбыта. Комплекс маркетинговых коммуникаций.

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо рассмотреть понятия: маркетинг, принципы маркетинга, функции маркетинга, товар, рынок, жизненный цикл товара, цена потребления, канал сбыта, методы сбыта, комплекс маркетинговых коммуникаций.

    Также необходимо раскрыть роль и значение маркетинга в деятельности организации. Также следует рассмотреть основные принципы и функции маркетинга, элементы комплекса маркетинга.

    Особое внимание следует уделить понятию жизненного цикла товаров, видам и методам сбыта, а также назначению комплекса маркетинговых коммуникаций.

Контрольные вопросы

1  Дайте определение маркетинга, назовите принципы и функции маркетинга.

2 Объясните значение маркетинга в деятельности организации.

3 Раскройте сущность понятия «комплекс маркетинга» и опишите его структуру.

4 Раскройте сущность понятий «товар», «рынок», «жизненный цикл товара», «конкурентоспособность товара».

5 Дайте определение и опишите виды каналов сбыта, объясните методы сбыта товара

                                     Рекомендуемая литература

 

[2] с. 176– 198

 



Содержание программы

Сущность, задачи и принципы планирования. Методы планирования. Виды и уровни планирования. Особенности стратегического, текущего и оперативно-производственного планирования. Понятие, назначение и структура бизнес-плана организации.

 

Методические указания

 

    При изучении данной темы следует изучить следующие понятия : планирование, прогнозирование, план , бизнес-план.

Также необходимо познакомиться с  сущностью, задачами  и принципами  планирования.

Особое внимание следует уделить рассмотрению  методов и видов  планирования, а также   особенностям стратегического, текущего и оперативно-производственного планирования. 

Далее следует познакомиться с понятием , сущностью и назначением бизнес-плана организации.

 

Контрольные вопросы

1 Дайте определение понятию «планирование» и сформулируйте конечную цель планирования организации, объект и предмет планирования.

2 Назовите главные проблемы предприятия, которые разрешаются при помощи планирования.

3 Назовите методы планирования и область их применения.

4 Дайте общую характеристику видам планирования.

5 Раскройте особенности стратегического планирования на предприятии.

6 Раскройте взаимосвязь текущего планирования с бизнес-планированием.

7 Раскройте сущность оперативно-производственного планирования.

8 Раскройте сущность бизнес-плана: понятие, цель, основные задачи.

9 Перечислите этапы процесса разработки бизнес-плана

10 Назовите основные разделы бизнес-плана и раскройте их краткое содержание.

Рекомендуемая литература

[2] с. 5– 32

[3] с. 156 – 160



Содержание программы

Понятие, назначение и структура производственной программы организации. Измерители, применяемые при разработке производственной программы. Основные показатели производственной программы организации. Понятие и виды производственной мощности организации, способы её определения. 

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо познакомиться с основными терминами: производственная программа,  план производства в натуральном выражении, план производства в стоимостном выражении, план продаж, номенклатура продукции, ассортимент продукции, товарная продукция, реализованная продукция, валовая продукция, чистая продукция, производственная мощность предприятия, теоретическая мощность, практическая мощность, нормируемая мощность, входная мощность, выходная мощность, среднегодовая мощность.

Также необходимо рассмотреть  понятие производственной программы организации, её назначение и структуру, выделить измерители, применяемые при разработке производственной программы. Сформировать знания о показателях производственной программы организации. Далее необходимо сформировать знания о  производственной мощности, её видах и способах определения.

Контрольные вопросы

1 Дайте определение понятию «производственная программа организации» и раскройте его экономическую сущность.

2 Приведите методику расчета объема произведенной, чистой и реализованной продукции

3 Приведите принципы формирования производственной программы предприятия.

4 Раскройте экономическую сущность производственной мощности организации: понятие и факторы, ее определяющие.

5 Приведите методику расчета среднегодовой мощности организации.

6 Приведите показатели оценки использования производственной мощности.

Рекомендуемая литература

[1] с. 180– 194

[2] с. 33 – 55



Содержание программы

Материальные ресурсы, используемые организацией, их классификация. Показатели, характеризующие эффективность использования материальных ресурсов. Нормирование расхода материальных ресурсов. Основные направления снижения материалоёмкости производства. 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо познакомиться с основными терминами: материальные ресурсы, основные материалы, сырье, вспомогательные материалы, полезный расход, материалоемкость, материалоотдача, норма расхода материала, коэффициент использования материала, норма запаса, норматив запаса, максимальный текущий запас, средний текущий запас, страховой запас, подготовительный запас, общий норматив (лимит) организации, общий средний запас материала.

Также следует рассмотреть классификацию материальных ресурсов, используемых организацией, сформировать знания о показателях, характеризующих эффективность использования материальных ресурсов.

Полное усвоение материала темы требует изучения нормирования материальных ресурсов и ознакомления с основными направлениями снижения материалоёмкости производства.

Также необходимо освоить методику определения потребности предприятия в материальных ресурсах

Контрольные вопросы

1 Раскройте сущность материально-технического обеспечения производства.

2 Охарактеризуйте задачи, выполняемые материально техническим обеспечением производства.

3 Перечислите и охарактеризуйте функции отделов материально-технического обеспечения производства.

4 Приведите методики определения потребности предприятия в материальных ресурсах, нормирования запасов материальных ресурсов и незавершенного производства.

Рекомендуемая литература

[3] с. 113– 126

[9]

Себестоимость продукции

Содержание программы

Понятие издержек производства и внепроизводственных затрат. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Понятие, значение и виды себестоимости. Группировка затрат по экономическим элементам. Назначение сметы затрат на производство. Группировка затрат по статьям калькуляции. Структура плановой калькуляции единицы продукции. Сущность, способы расчёта прямых и косвенных затрат. Источники и факторы снижения себестоимости продукции.  

Методические указания

В процессе изучения данной темы следует изучить следующие понятия: затраты, издержки; прямые издержки, косвенные издержки; постоянные издержки, переменные издержки; основные издержки, накладные издержки; одноэлементные издержки, комплексные издержки; себестоимость продукции, структура себестоимости, цеховая себестоимость, производственная себестоимость, полная себестоимость; смета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции; плановая себестоимость, нормативная себестоимость, фактическая себестоимость; источники снижения себестоимости, факторы снижения себестоимости.

    Необходимо рассмотреть  понятие издержек производства и внепроизводственных затрат. Сформировать понятие о классификации затрат, сущности, значении и видах себестоимости. Сформировать понятие о сущности группировки затрат по экономическим элементам, назначении сметы затрат на производство.

Также необходимо сформировать знания о сущности группировки затрат по статьям калькуляции, структуре плановой калькуляции, способах расчёта прямых и косвенных затрат.

Немаловажно обратить внимание на источники и факторы снижения себестоимости.  

 

Контрольные вопросы

 

1 Дайте определение понятию затраты, издержки, себестоимость продукции. Назовите и раскройте сущность видов себестоимости продукции.

2 Опишите классификацию затрат на производство и реализацию продукции.

3 В чем заключается экономическое назначение себестоимости. Дайте определение понятию структура себестоимости и назовите отрасли в зависимости от структуры себестоимости производимой продукции.

4 Дайте определение понятию смета затрат на производство и опишите метод расчета себестоимости по однородным экономическим элементам.

5 Дайте определение понятию калькулирование себестоимости продукции и опишите метод расчета себестоимости по статьям калькуляции.

6 Назовите виды калькуляции продукции и приведите методику расчета общепроизводственных расходов и общехозяйственных расходов.

 

                                         Рекомендуемая литература

[1] с. 198– 230

[5] с. 161 – 177

[9]



Налогообложение организации

Содержание программы

 

Понятие и функции налогов. Классификация налогов. Принципы и основные элементы налогообложения. Виды налогов и сборов, уплачиваемых организацией, методика их расчета.

Методические указания

При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие понятия: налог; сбор, пошлина, налоговая ставка, налоговая база, налоговый период, субъект и объект налогообложения, налоговые льготы.

Также необходимо ознакомиться с функциями налогов. Рассмотреть классификацию налогов, принципы и основные элементы налогообложения. Также необходимо сформировать знания о налогах и сборах, уплачиваемых организацией. Для полного усвоения темы необходимо освоить методику исчисления налогов, относимых на себестоимость продукции, налогов, включаемых в цену и уплачиваемых из выручки, и налогов, относимых на финансовые результаты организации.

Контрольные вопросы

1 Дайте определение понятиям «налог» и «сбор» («пошлина»).

2 Охарактеризуйте основные элементы налога: субъект и объект налогообложения, налоговые льготы, налоговая база, налоговая ставка, источник и порядок уплаты.

3 Укажите признаки классификации налоговых платежей.

4 Назовите функции налоговых платежей.

5 Продемонстрируйте методику исчисления налогов, относимых на выручку от реализации продукции.

6 Продемонстрируйте методику исчисления налогов, относимых на себестоимость продукции.

7 Продемонстрируйте методику исчисления налогов, относимых на финансовые результаты организации.

Рекомендуемая литература

[1] с. 235– 261

[9]


4.6.Ценообразование, прибыль и рентабельность. Показатели экономической эффективности производства


Содержание программы

 Понятие, сущность и функции цены. Порядок формирования отпускной цены предприятия. Сущность и порядок формирования оптовых и розничных цен. Основные направления государственного регулирования ценообразования. Понятие, значение и виды прибыли. Распределение прибыли организации. Понятие и сущность рентабельности. Показатели рентабельности и методика их расчёта.

Понятие, сущность и виды экономической эффективности. Дифференцированные и обобщающие показатели общей экономической эффективности. Показатели сравнительной экономической эффективности и область их применения.

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо изучить следующие понятия: цена; ценообразование; субъекты ценообразования; свободная цена, регулируемая цена, фиксированная цена, договорная цена; отпускная цена, оптовая цена, розничная цена; доход предприятия (организации); прибыль; выручка; прибыль от реализации продукции, работ, услуг, прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, бухгалтерская прибыль;рентабельность; рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала. 

Далее необходимо сформировать понятие о сущности и функциях цены, рассмотреть порядок формирования отпускных, оптовых и розничных цен, основные направления государственного регулирования ценообразования. Также необходимо  познакомиться со структурой розничной цены на товары народного потребления, производимые в Республике Беларусь и с механизмом формирования свободных отпускных цен. Далее следует рассмотреть порядок формирования цен на товары, ввозимые в Республику Беларусь.

Также необходимо сформировать понятие о сущности, значении и видах прибыли, схеме распределения прибыли; сформировать понятие о сущности рентабельности. Рассмотреть  показатели рентабельности, освоить методику их расчета.

Далее следует рассмотреть  понятие о сущности и видах экономической эффективности производства, сформировать знания о содержании и области применения показателях общей и сравнительной экономической эффективности.

Контрольные вопросы

1 Дайте определение понятию цена, раскройте сущность и функции цены. Назовите субъекты ценообразования в Республике Беларусь.

2 Опишите классификацию цен.

3 Опишите порядок формирования отпускной цены, оптовой цены и розничной цены.

4 Опишите классификацию целей и задач ценообразования и назовите принципы ценообразования.

5 Назовите основные направления государственного регулирования ценообразования.

6 Дайте определение понятию прибыль, прибыль организации (предприятия), доход организации (предприятия) и раскройте функции, которые выполняет прибыль как экономическая категория.

7 Охарактеризуйте виды прибыли организации (предприятия).

8 Опишите процесс распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации (предприятия) и дайте определение понятию резервы роста прибыли.

9 Дайте определение понятию рентабельность и раскройте ее сущность.

10 Опишите показатели рентабельности и методику их расчета и назовите пути повышения рентабельности организации (предприятия).

11 Объясните сущность и опишите виды экономической эффективности производства.

12 Опишите содержание и область применения показателей общей и сравнительной экономической эффективности.

 

Рекомендуемая литература

 

[1] с. 167– 296

[5] с. 180 – 198, 279- 383

[9]

 



Инвестиции и инновации

 

Содержание программы

    Понятие и классификация инвестиций. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Понятие и состав капитальных вложений. Показатели эффективности инвестиционной деятельности.

Понятие, содержание и классификация инноваций. Понятие и основные этапы инновационной деятельности организации. Показатели, характеризующие эффективность инновационной деятельности организации.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо изучить понятия: инвестиции, капитальные вложения, источники инвестиций, инновации.

Также необходимо рассмотреть  сущность, объекты, субъекты и классификацию инвестиций. Дать понятие о сущности и составе капитальных вложений. Сформировать  знания о показателях эффективности инвестиционной деятельности.

  Также необходимо  сформировать понятие о сущности, содержании и классификации инноваций. Сформировать  знания о показателях, характеризующих эффективность инновационной деятельности организации. Рассмотреть инвестиционный климат в Республике Беларусь.

 

Контрольные вопросы

1 Раскройте понятия «инвестиции», «инвестиционная деятельность». Опишите источники финансирования инвестиционной деятельности.

2 Охарактеризуйте виды и формы инвестиций.

3 Опишите порядок оценки эффективности инвестиций.

4 Раскройте сущность инвестиций в основные фонды организаций.

5 Опишите сущность лизинга как метода инвестирования, перечислите его виды.

6 Приведите методику расчета показателей эффективности инвестиций

 

Рекомендуемая литература

 

[1] с. 393– 408

[5] с. 202– 217

[8]

[9]


 

4.8 Финансы организации


Содержание программы

 

Понятие финансов организации. Задачи и функции финансовой службы организации. Сущность и виды финансового планирования.  

 

Методические рекомендации

   При изучении данной темы необходимо изучить следующие понятия : финансы организации; Государственный бюджет, функции финансов организации; финансовая  служба организации; финансовый план, бюджетирование, контроллинг, финансовый менеджмент.

   Также необходимо рассмотреть функции финансов организаций. Познакомиться с финансовой политикой государства и ее особенностями на современном этапе. Рассмотреть структуру финансовой службы организации, а также взаимосвязи финансового отдела с другими службами организации. Далее следует познакомиться с сущностью финансового планирования, основными задачами и методами финансового планирования.

 

                                       Контрольные вопросы

 

1 Раскройте сущность понятия «финансы организаций». Охарактеризуйте функции финансов организаций.

2 Охарактеризуйте финансовую политику государства, ее особенности на современном этапе.

3 Охарактеризуйте взаимосвязи финансов организаций с банковской и страховой системой, рынком ценных бумаг, с бюджетными и специальными фондами.

4 Охарактеризовать финансовый механизм государства и его основные элементы.

5 Охарактеризуйте принципы финансов предприятий (организаций).

6 Охарактеризуйте финансовый менеджмент, опишите его функции.

7 Опишите организацию финансовой работы в организациях.

8 Раскройте сущность понятий «бюджетирование» и «контроллинг». Охарактеризуйте функции контроллинга.

9 Опишите организацию и структуру финансовойслужбы организаций. Охарактеризуйте взаимосвязь финансового отдела с другими службами управления организацией.

10 Раскройте сущность финансового планирования. Охарактеризуйте основные задачи финансового планирования.

11 Перечислите принципы финансового планирования, охарактеризуйте методы планирования финансовых показателей.

12 Охарактеризуйте виды финансовых планов.

 

Рекомендуемая литература

 

 

[4] с. 5– 45

[9]


 

4. Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы

Выполнение домашней контрольной работы способствует глубокому        усвоению экономических категорий, самостоятельному изложению мысли,               аргументированным выводам.

Условием успешного выполнения домашней контрольной работы является предварительное изучение необходимых тем учебной дисциплины, а также дополнительной литературы.

Каждый учащийся выполняет вариант контрольной работы в зависимости от последних двух цифр присвоенного ему шифра в соответствии с таблицей 1.

Домашняя контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с     вариантом, самостоятельная замена одного варианта другим недопустима.

Работу выполнять в тетради с полями для замечаний преподавателя.

Объем рукописного текста должен быть не более 7-12 листов ученической тетради. При выполнении контрольной работы следует пользоваться литературой, ссылки на которую приведены в разделе 2 данных методических указаний. Дословное переписывание текста книг, сборников, справочников и другой литературы не допускается.

Ответы на вопросы должны быть содержательными, полными.

Тетрадь с выполненной в ней контрольной работой должна иметь пронумерованные страницы, выписанные вопросы задания и ответы на них.

Практическое задание предусматривает решение задачи. Должны быть указаны формулы, необходимые для решения задачи, расписана методика решения. Ответ должен содержать экономический анализ результатов.

Пример решения задачи:

Определить показатели оборачиваемости оборотных средств, если объем реализованной продукции в расчетном году составил 800 тыс. руб., а средний остаток оборотных средств составил 200 тыс. руб.

 

ВР – 800 тыс. руб. ОС – 200 тыс. руб.

1. Определить коэффициент оборачиваемости:

Коб – ? Д – ?

2. Определить длительность одного оборота:

 или

 или

(дней)

Ответ: коэффициент оборачиваемости оборотных средств равен 4, что показывает, что оборотные средства предприятия за расчетный период (год) делают 4 оборота; длительность одного оборота составила 90 дней.

В конце домашней контрольной работы необходимо указать используемую литературу, поставить дату выполнения и свою подпись.

Критерий оценки выполнения домашней контрольной работы: работа зачтена, если вопросы раскрыты в полном объеме с использованием рекомендуемой литературы, оформлена в соответствии с требованиями, задача решена верно; зачтена с доработкой – при незначительных ошибках в ответах на вопросы и оформлении, задача имеет арифметические ошибки не ведущие к искажению экономического смысла результата; работа не зачтена, если на вопрос дан неверный ответ (ответ отсутствует), задача решена неверно, выполнен не свой вариант домашней контрольной работы, работа оформлена не аккуратно без соблюдения требований.

В случае затруднений при выполнении домашней контрольной работы             следует пользоваться консультацией преподавателя.




Литература

1. Бабук ,И.М. Экономика промышленного предприятия./ И.М. Бабук. – Минск.: Новое Знание, 2013.

2. Головачев А. С. Экономика предприятия. В 2 ч. ч.1: учеб. пособие/ А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2008.

3. Карпей , Т. В. Экономика организация и планирование промышленного производства: Учебное пособие для учащихся ССУЗов. Издание 4-е испр. и доп. – Минск.: Дизайн ПРО, 2004.

4. Колпина,Л.Г.Финансы организаций (предприятий)/Л.Г.Колпина.–. Минск: Высш. шк. ,2010. –396с.

5. Крум, Э.В. Экономика предприятия: учебн. пособие/ Э. В. Крум; под общ. ред. Э. В. Крум, Т. В. Елецких. - Мн.: Выш. шк. 2005.

6. Курбанова, Т. В. Экономика организации: сб. практ. заданий: пособие /  Т. В. Курбанова.– Минск: Высш. шк., 2008.–135с. 

7. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учебное пособие / Л.Н. Нехорошева . – 3-е изд. – Минск.: Выш. шк., 2005. – 383 с.: ил.

8. www.economy.gou.by/

9.  http://interfax.by

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧАЩИХСЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

Специальности:

2-37 01 05 «Городской электрический транспорт»

2-36 03 31 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования (по направлениям)»

 

 

 

Минск

2017

Разработчики                                               Н.А. Автушко

                                                                       Т.А. Погорельская

 

Рецензент                                                     Е.В. Якубецкая

 

Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению на:

-заседании цикловой комиссии

Протокол №___________________20

Председатель цикловой комиссии

_______________Т.А.Погорельская

-заседании экспертного

методического совета

Протокол №___________________20

Председатель экспертного

методического совета

__________________Т.С. Шмакова

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-методической работе

__________________Т.С. Шмакова

 

 

Методические указания по изучению учебной дисциплины и выполнению заданий для домашней контрольной работы учащихся заочной формы получения образования разработаны на основании типовой учебной программы по учебной дисциплине «Экономика организации», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 08.11.2013., тематического плана, утвержденного зам. директора по УР 22.06.2016.

 

 



Содержание

Пояснительная записка                                                                 4

1  Тематический план                                                                   6

2  Содержание учебной дисциплины и методические рекомендации       по ее изучению                                                                     8

3  Вопросы и задания для домашней контрольной работы          41

4  Методические рекомендации по выполнению домашней                 контрольной работы                                                           52

Литература                                                                                 54



Пояснительная записка

Современный специалист должен обладать обширными знаниями не только по своей специальности, но и быть хорошо просвещенным в области экономических знаний.

Основной целью учебной дисциплины «Экономика организации» является изучение теории и практики хозяйственной деятельности организаций, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса, формирование навыков экономических расчётов.

  Учебная дисциплина «Экономика организации» изучается в тесной взаимосвязи с такими дисциплинами как «Основы экономической теории», «Основы менеджмента», а также многими техническими дисциплинами.

Данной программой предусмотрено изучение основных тем учебной дисциплины, проведение практических работ, выполнение учащимися обязательной контрольной работы.

   В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления:

- основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь;  

- основные законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность организации; 

- основные направления повышения эффективности использования основных и оборотных средств организации; факторы и резервы роста производительности труда; основные направления снижения материалоёмкости производства; 

- принципы оплаты труда, основные направления и формы социальной защиты работников организации; факторы, влияющие на уровень цен; факторы, определяющие прирост прибыли организации; принципы, методы и виды планирования;

должны знать на уровне понимания:

- структуру национальной экономики, отраслевую структуру промышленности;  

- процесс формирования ресурсов организации, показатели и методы оценки эффективности их использования;

- механизм формирования затрат, цен и результатов хозяйственной деятельности;

- механизм реализации инновационной и инвестиционной деятельности организации; принципы и основные элементы системы управления качеством продукции организации;

- содержание и область применения показателей общей и сравнительной экономической эффективности;

должны уметь:

- определять стоимостную оценку, сумму амортизационных отчислений и показатели использования основных фондов организации;

- рассчитывать показатели эффективности использования оборотных средств организации, потребность в оборотных средствах;

- рассчитывать показатели производительности труда и использования трудовых ресурсов, нормы труда, численность работников организации, определять заработную плату при различных формах и системах оплаты труда;

- рассчитывать показатели производственной программы и производственной мощности, потребности в материальных ресурсах;

-  определять затраты, цены и результаты хозяйственной деятельности;

 

Для контроля усвоения программного учебного материала предусмотрено проведение двух домашних контрольных работ.


 

Тематический план

 

 


Раздел, тема

Количество учебных часов

Всего по учебному плану для дневной формы получения образования Всего по учебному плану для заочной формы получения образования На практические занятия На самостоя-тельную работу (для специальности 2-36 03 31) На самостоя-тельную работу (для специальности 2-37 01 05) 1 2 3       Введение Раздел 1 Организация в рыночной экономике 1.1 Организация как субъект хозяйствования 1.2 Формы общественной организации производ­ства Раздел 2 Производственные ресурсы организа­ции 2.1 Основные фонды организации 2.2 Оборотные средства организации 2.3 Персонал организации и производительность труда 2.4 Техническое нормирование труда 2.5 Оплата труда в организации Обязательная контрольная работа №1 Раздел 3 Организация производства 3.1 Организация производственного процесса 3.2 Организация технической подготовки произ­водства 3.3 Качество и конкурентоспособность продукции 3.4 Маркетинговая деятельность в организации Раздел 4 Управление производственно-коммер-че­ской деятельностью организации 4.1 Основы планирования в организации 4.2 Производственная программа организации 4.3 Материально-техническое обеспечение произ­водства 4.4 Себестоимость продукции 4.5 Налогообложение организации 4.6 Ценообразование, прибыль и рентабельность. Показатели экономической эффективности произ­водства 4.7 Инвестиции и инновации 4.8 Финансы организации   Курсовая работа 1 3   2 1 33   8   4   4   6   10   1 9   3   2   2   2 38   2   4   4     8   4   8   4 4 16 1 3   2 1 33   8   4   4   6   10   1 9   3   2   2   2 38   2   4   4     8   4   8   4 4 16     2   2   2 1 3   2 1     21   5   1   1   6   9   9   3   2   2   2   30   2   4   4     6   2   6   2 4 1 3   2 1     21   5   1   1   6   9   9   3   2   2   2   32   2   4   4     6   2   6    4 4                                                                         Итого                                                     100 100 6 64 66

 



Содержание учебной дисциплины и методические рекомендации по ее изучению



Введение

Содержание программы

 

Цели, задачи и структура дисциплины «Экономика организации», её содержание и связь с другими дисциплинами. Экономика как наука. Значение экономических знаний в подготовке будущих специалистов.

Структура национальной экономики. Понятие отраслевой структуры и отрасли. Значение промышленности в отраслевой структуре национальной экономики.

Методические указания

Учебная  дисциплина «Экономика организации» предусматривает изучение теоретических основ функционирования рыночной экономики. При изучении данной темы следует ознакомиться с сущностью важнейших экономических категорий, уяснить цели и задачи учебной дисциплины  «Экономика организации», учитывая ее взаимосвязь с учебными дисциплинами «Основы экономической теории», «Основы менеджмента» и другими учебными дисциплинами. Методологическую основу изучаемой дисциплины формируют нормативные и законодательные акты, принятые в Республике Беларусь.

При изучении данной темы следует усвоить понятия: рынок, отрасль, промышленность. Особое внимание следует уделить изучению отраслей материального и нематериального производства, а также характеристике современного социально-экономического положения Республики Беларусь.

Контрольные вопросы

1 Укажите,  какое место занимает экономика организации в системе экономических наук.

2 Назовите предмет науки экономика организации.

3 Дайте определение понятия «национальная экономика», раскройте цели национальной экономики и условия ее функционирования.

4 Дайте определение понятия «отрасль экономики» и приведите классификацию отраслей.

5 Укажите, какие секторы экономики выделяются в системе национальных счетов.

6 Перечислите факторы, определяющие отраслевую структуру промышленности.

7 Раскройте сущность структурной перестройки промышленности Республики Беларусь, принципы, цели, приоритетные отрасли и производства.

8 Раскройте основные направления развития отраслей промышленности в Республике Беларусь.

9 Перечислите важнейшие задачи, решаемые предприятиями конкретных отраслей промышленности Республики Беларусь.

 

Рекомендуемая литература

[1] с. 21– 48

[5] с. 9 – 22

 

 


 


Раздел 1 Организация в рыночной экономике

Дата: 2018-09-13, просмотров: 404.