« 15.1. Основы организации труда на энергопредприятиях
Основными направлениями организации труда на предприятии являются: организованный набор, подготовка и повышение квалификации кадров; их расстановка на предприятии, разделение труда и согласование работы между отдельными исполнителями; организация и обслуживание рабочих мест; организация соревноования и внедрение передового опыта; улучшение условий . и обеспечение его полной безопасности; организация зарплаты, улучшение материального и культурного уровня трудящихся.
Подготовка квалифицированных рабочих и кадров массовых профессий из молодежи осуществляется в учебных заведениях профессионально-технического образования. Большую роль в подготовке рабочих кадров играет индивидуальное и бригадное обучение на производстве. Повышение квалификации осуществляется также в школах и на курсах повышения квалификации рабочих и мастеров. В результате технической учебы многие рабочие осваивают новые (вторые) профессии. Сочетание должного воспитания трудящихся, повышение их культурно-технического уровня с мероприятиями по повышению производственной квалификации создает благоприятные условия для роста производительности труда и общего улучшения работы предприятия. Для управления сложным оборудованием энергопредприятий, в особенности большой мощности, требуется персонал, имеющий необходимое специальное техническое образование.
Любой коллективный труд должен быть организован, т. е. согласован во времени и пространстве. Правильная расстановка кадров и продуманное разделение труда способствуют росту индивидуальной производительности труда каждого работника и согласованной, слаженной работе всего производственного коллектива. Постоянное совершенствование (на основе развития техники) обоснованного разделения и кооперации труда является одной из важнейших задач организации труда.
Особенности структуры персонала и его расстановки на энергопредприятиях обусловлены своеобразием технологии энергетического производства. В связи с широкой механизацией и автоматизацией процессов труда на энергопредприятиях на единицу стоимости основных фондов предприятия приходится относительно меньше рабочих, чем в других отраслях промышленности. В составе персонала энергопредприятий удельный вес инженерно-технических работников выше, чем во многих других отраслях промышленности, что объясняется сложностью производственных процессов и энергетического оборудования.
По характеру выполняемой работы в составе персонала энергопредприятия различают следующие категории работников: рабочие (непосредственно обслуживают производственный процесс); инженерно-технические работники (организуют и управляют производственным процессом); служащие (занимаются техническим обслуживанием управления производством, счетно-конторской работой); младший обслуживающий персонал (выполняет работу по общей и пожарной охране предприятия, поддержанию в чистоте территории и т.п.); ученики.
Рабочий персонал энергопредприятия делится на две группы: эксплуатационный и ремонтный, в составе каждой из которых имеются основные и вспомогательные рабочие. По режиму работы различают сменный и несменный персонал.
В настоящее время ведущую и наиболее многочисленную группу рабочих на электрических станциях образуют рабочие эксплуатации, занятые управлением, уходом и наблюдением за работой основных и вспомогательных агрегатов, а также механизмов топлив-но-транспортного, котельного, турбинного и электрического цехов. Функции этих рабочих ограничиваются их рабочим местом — зоной обслуживания, которая включает в себя определенную территориально ограниченную совокупность основных и вспомогательных агрегатов с контрольно-измерительной аппаратурой, механизмами управления, средствами связи и сигнализации. Каждой зоне соответствуют рационально разграниченные трудовые функции, обеспечивающие наиболее надежную и экономичную эксплуатацию оборудования. Зоны обслуживания устанавливаются таким образом, чтобы при уплотнении рабочего дня обеспечивалось высококачественное и безопасное обслуживание агрегатов и механизмов, поддержание порядка и чистоты на рабочем месте. При установлении (нормализации) зон обслуживания должно предусматриваться целесообразное расположение аппаратуры и размещение обслуживаемого оборудования. Особое внимание должно уделяться организации контроля и измерений, так как по контрольно-измерительным приборам ведутся наблюдение и регулирование процесса производства.
Для рационального использования технических средств зоны обслуживания требуются: систематическое повышение квалификации персонала; качественный производственный инструктаж каждого рабочего (изучение прав и обязанностей, последовательности операций при пуске и останове оборудования, порядка наблюдения, регулирования и обслуживания оборудования, вывода в ремонт и производства осмотров оборудования, правил техники безопасности и т.д.); систематическая сдача экзаменов по правилам техники безопасности, правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей; проведение противоаварийных тренировок.
Технический прогресс и достижения в организации производства изменяют зоны обслуживания. Если раньше для электростанций было характерно узкое территориальное и функциональное ограничение зон (например, зона обслуживания машиниста котла включала в себя, как правило, один котел, причем обслуживание его делилось между машинистом, водосмотром, дежурным по дымососам и вентиляторам), то с внедрением новой техники и лучшей организации труда создаются возможности значительного расширения зон обслуживания ,(путем увеличения числа обслуживаемых каждым рабочим агрегатов и совмещения отдельных функций по обслуживанию данного агрегата). Необходимые условия для значительного сокращения обслуживающего персонала и соответствующего повышения производительности труда обеспе-
чивает укрупнение единичной мощности оборудования, широкое внедрение автоматизации и переход на блочную схему технологических связей основного оборудования.
Вторую по численности группу рабочих на электростанциях составляют ремонтные рабочие. Численность ремонтного персонала на электростанциях зависит в основном от числа агрегатов и их мощности, оснащенности электростанции средствами механизации ремонтных работ, а также способа организации ремонта (собственным ремонтным персоналом или силами специализированных ремонтных предприятий). Единые ремонтные цехи на тепловых электростанциях становятся крупнейшими по численности персонала цехами. Закономерности развития электроэнергетики таковы, что удельный вес ремонтного персонала будет со временем возрастать, так как укрупнение мощности агрегатов и станций, механизация и автоматизация производственных процессов приводит к значительному снижению численности эксплуатационного персонала, а объемы и сложность ремонта возрастают.
Все работники энергосистем, электростанций, подстанций и сетей, обслуживающие посменно производственные участки, относятся к дежурному персоналу. Руководящим дежурным персоналом в смене являются: дежурный диспетчер объединенной (единой) энергосистемы, дежурный диспетчер энергосистемы, дежурный диспетчер электрической или тепловой сети и начальник смены электростанции. Дежурный персонал работает по утвержденному графику. Дежурство в течение двух смен подряд запрещается правилами технической эксплуатации. Каждый дежурный, придя на работу, принимает смену от предыдущего, а после окончания работы сдает смену следующему дежурному. Во время своей смены каждый дежурный является лицом, ответственным за правильное обслуживание и безаварийную работу всего оборудования на порученном ему участке. Дежурный обязан соблюдать надежный и наиболее экономичный режим работы оборудования в соответствии с инструкциями, режимными картами и оперативными требованиями вышестоящих дежурных.
В условиях непрерывного производственного процесса при семичасовом рабочем дне работа сменного персонала организуется по четырехбригадному графику. За семь дней недели каждое рабочее место должно обслуживаться в течение 168 ч (семь дней по 24 ч). Между тем каждый рабочий при семичасовом рабочем дне должен за неделю отработать только 42 ч (шесть рабочих дней по 7 ч). Следовательно, для обслуживания одного рабочего места требуется четверо рабочих (168 :42 = 4).
Одним из возможных вариантов четырехбригадного графика, обеспечивающего равномерный отдых между рабочими сменами, является следующий: четыре бригады, работая в три смены по 8 ч,
обслуживают один агрегат; каждая бригада после четырех дней работы имеет 48 ч отдыха и затем переходит в другую смену; отдых между сменами составляет 16 ч. Такой вариант четырехбригадного графика позволяет иметь постоянный состав смен, причем отпадает необходимость в подменных рабочих (ликвидируется обезличка). Однако при таком графике месячный баланс рабочего времени работника ввиду сокращения рабочего дня накануне выходных и праздничных дней несколько превышает (примерно на 8 ч) положенное число рабочих часов в условиях семидневной недели и семичасового рабочего дня. Так как на предприятиях с непрерывным производством сокращение продолжительности каждого рабочего дня невозможно, указанная переработка возмещается дополнительными днями отдыха.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 358.