ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ЭНЕРГОПРЕДПРИЯТИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

« 15.1. Основы организации труда на энергопредприятиях

Основными направлениями организации труда на предприятии являются: организованный набор, подготовка и повышение квалификации кадров; их расстановка на предприятии, разделение труда и согласование работы между отдельными исполнителями; организация и обслуживание рабочих мест; организация соревноования и внедрение передового опыта; улучшение условий . и обеспечение его полной безопасности; организация зарплаты, улучшение материального и культурного уровня трудящихся.


Подготовка квалифицированных рабочих и кадров массовых профессий из молодежи осуществляется в учебных заведениях про­фессионально-технического образования. Большую роль в подго­товке рабочих кадров играет индивидуальное и бригадное обуче­ние на производстве. Повышение квалификации осуществляется также в школах и на курсах повышения квалификации рабочих и мастеров. В результате технической учебы многие рабочие осваи­вают новые (вторые) профессии. Сочетание должного воспитания трудящихся, повышение их культурно-технического уровня с ме­роприятиями по повышению производственной квалификации создает благоприятные условия для роста производительности труда и общего улучшения работы предприятия. Для управления слож­ным оборудованием энергопредприятий, в особенности большой мощности, требуется персонал, имеющий необходимое специ­альное техническое образование.

Любой коллективный труд должен быть организован, т. е. со­гласован во времени и пространстве. Правильная расстановка кад­ров и продуманное разделение труда способствуют росту индиви­дуальной производительности труда каждого работника и согла­сованной, слаженной работе всего производственного коллекти­ва. Постоянное совершенствование (на основе развития техники) обоснованного разделения и кооперации труда является одной из важнейших задач организации труда.

Особенности структуры персонала и его расстановки на энер­гопредприятиях обусловлены своеобразием технологии энергети­ческого производства. В связи с широкой механизацией и автома­тизацией процессов труда на энергопредприятиях на единицу стои­мости основных фондов предприятия приходится относительно меньше рабочих, чем в других отраслях промышленности. В соста­ве персонала энергопредприятий удельный вес инженерно-тех­нических работников выше, чем во многих других отраслях про­мышленности, что объясняется сложностью производственных процессов и энергетического оборудования.

По характеру выполняемой работы в составе персонала энер­гопредприятия различают следующие категории работников: ра­бочие (непосредственно обслуживают производственный процесс); инженерно-технические работники (организуют и управляют про­изводственным процессом); служащие (занимаются техническим обслуживанием управления производством, счетно-конторской работой); младший обслуживающий персонал (выполняет работу по общей и пожарной охране предприятия, поддержанию в чис­тоте территории и т.п.); ученики.

Рабочий персонал энергопредприятия делится на две группы: эксплуатационный и ремонтный, в составе каждой из которых имеются основные и вспомогательные рабочие. По режиму рабо­ты различают сменный и несменный персонал.


В настоящее время ведущую и наиболее многочисленную группу рабочих на электрических станциях образуют рабочие эксплуата­ции, занятые управлением, уходом и наблюдением за работой ос­новных и вспомогательных агрегатов, а также механизмов топлив-но-транспортного, котельного, турбинного и электрического це­хов. Функции этих рабочих ограничиваются их рабочим местом — зоной обслуживания, которая включает в себя определенную тер­риториально ограниченную совокупность основных и вспомога­тельных агрегатов с контрольно-измерительной аппаратурой, ме­ханизмами управления, средствами связи и сигнализации. Каж­дой зоне соответствуют рационально разграниченные трудовые функции, обеспечивающие наиболее надежную и экономичную эксплуатацию оборудования. Зоны обслуживания устанавливают­ся таким образом, чтобы при уплотнении рабочего дня обеспечи­валось высококачественное и безопасное обслуживание агрегатов и механизмов, поддержание порядка и чистоты на рабочем месте. При установлении (нормализации) зон обслуживания должно предусматриваться целесообразное расположение аппаратуры и размещение обслуживаемого оборудования. Особое внимание дол­жно уделяться организации контроля и измерений, так как по контрольно-измерительным приборам ведутся наблюдение и ре­гулирование процесса производства.

Для рационального использования технических средств зоны обслуживания требуются: систематическое повышение квалифи­кации персонала; качественный производственный инструктаж каждого рабочего (изучение прав и обязанностей, последователь­ности операций при пуске и останове оборудования, порядка на­блюдения, регулирования и обслуживания оборудования, вывода в ремонт и производства осмотров оборудования, правил техни­ки безопасности и т.д.); систематическая сдача экзаменов по пра­вилам техники безопасности, правилам технической эксплуата­ции электрических станций и сетей; проведение противоаварийных тренировок.

Технический прогресс и достижения в организации производ­ства изменяют зоны обслуживания. Если раньше для электростан­ций было характерно узкое территориальное и функциональное ограничение зон (например, зона обслуживания машиниста кот­ла включала в себя, как правило, один котел, причем обслужива­ние его делилось между машинистом, водосмотром, дежурным по дымососам и вентиляторам), то с внедрением новой техники и лучшей организации труда создаются возможности значитель­ного расширения зон обслуживания ,(путем увеличения числа об­служиваемых каждым рабочим агрегатов и совмещения отдельных функций по обслуживанию данного агрегата). Необходимые усло­вия для значительного сокращения обслуживающего персонала и соответствующего повышения производительности труда обеспе-


чивает укрупнение единичной мощности оборудования, широкое внедрение автоматизации и переход на блочную схему технологи­ческих связей основного оборудования.

Вторую по численности группу рабочих на электростанциях составляют ремонтные рабочие. Численность ремонтного персо­нала на электростанциях зависит в основном от числа агрегатов и их мощности, оснащенности электростанции средствами ме­ханизации ремонтных работ, а также способа организации ре­монта (собственным ремонтным персоналом или силами специ­ализированных ремонтных предприятий). Единые ремонтные цехи на тепловых электростанциях становятся крупнейшими по чис­ленности персонала цехами. Закономерности развития электро­энергетики таковы, что удельный вес ремонтного персонала бу­дет со временем возрастать, так как укрупнение мощности агре­гатов и станций, механизация и автоматизация производствен­ных процессов приводит к значительному снижению численнос­ти эксплуатационного персонала, а объемы и сложность ремон­та возрастают.

Все работники энергосистем, электростанций, подстанций и сетей, обслуживающие посменно производственные участки, от­носятся к дежурному персоналу. Руководящим дежурным персо­налом в смене являются: дежурный диспетчер объединенной (еди­ной) энергосистемы, дежурный диспетчер энергосистемы, дежур­ный диспетчер электрической или тепловой сети и начальник смены электростанции. Дежурный персонал работает по утверж­денному графику. Дежурство в течение двух смен подряд запреща­ется правилами технической эксплуатации. Каждый дежурный, придя на работу, принимает смену от предыдущего, а после окон­чания работы сдает смену следующему дежурному. Во время своей смены каждый дежурный является лицом, ответственным за пра­вильное обслуживание и безаварийную работу всего оборудова­ния на порученном ему участке. Дежурный обязан соблюдать на­дежный и наиболее экономичный режим работы оборудования в соответствии с инструкциями, режимными картами и оператив­ными требованиями вышестоящих дежурных.

В условиях непрерывного производственного процесса при семи­часовом рабочем дне работа сменного персонала организуется по четырехбригадному графику. За семь дней недели каждое рабочее место должно обслуживаться в течение 168 ч (семь дней по 24 ч). Между тем каждый рабочий при семичасовом рабочем дне дол­жен за неделю отработать только 42 ч (шесть рабочих дней по 7 ч). Следовательно, для обслуживания одного рабочего места требу­ется четверо рабочих (168 :42 = 4).

Одним из возможных вариантов четырехбригадного графика, обеспечивающего равномерный отдых между рабочими сменами, является следующий: четыре бригады, работая в три смены по 8 ч,


обслуживают один агрегат; каждая бригада после четырех дней работы имеет 48 ч отдыха и затем переходит в другую смену; от­дых между сменами составляет 16 ч. Такой вариант четырехбри­гадного графика позволяет иметь постоянный состав смен, при­чем отпадает необходимость в подменных рабочих (ликвидирует­ся обезличка). Однако при таком графике месячный баланс рабо­чего времени работника ввиду сокращения рабочего дня накану­не выходных и праздничных дней несколько превышает (пример­но на 8 ч) положенное число рабочих часов в условиях семиднев­ной недели и семичасового рабочего дня. Так как на предприятиях с непрерывным производством сокращение продолжительности каждого рабочего дня невозможно, указанная переработка возме­щается дополнительными днями отдыха.





Дата: 2018-12-21, просмотров: 358.