Расходная характеристика парогенератора — это зависимость часового расхода топлива котлом от его полезной часовой тепловой нагрузки (рис. 13.1):
Рис. 13.1. Расходная характеристика котла: / — потери; 2 — полезная теплота
Рис. 13.2. Зависимость отдельных видов потерь от полезной нагрузки
Расходные характеристики паровых котлов строятся на основе их тепловых балансов. Тепловой баланс может быть представлен в следующем виде, ГДж/ч:
где Q — полезно используемое тепло;
Рассмотрим взаимосвязь между удельным расходом топлива Ь, относительным приростом расхода топлива котла rk и КПД (рис. 13.3). Тангенс угла наклона расходной характеристики к оси Q в каждой точке соответствует удельному расходу топлива b т у.т./ГДж: ,
Рис. 13.3. Взаимосвязь между удельным расходом топлива, относительным приростом расхода топлива и КПД котла: I — зона сниженных нагрузок; II — зона средних нагрузок; III — зона повышенных нагрузок |
Здесь ∆ Q 1 — потери тепла с уходящими газами; ∆Q2 — потери от химической неполноты сгорания; ∆Q3 — потери от механической неполноты сгорания; ∆ Q 4 — потери в окружающую среду; ∆ Q 5 — потери с физической теплотой шлаков.
Зависимость отдельных видов потерь от полезной нагрузки устанавливается на основе испытаний парового котла и строится в пределах от минимальной нагрузки до максимальной (рис. 13.2).
Минимальная нагрузка — это наименьшая нагрузка Qmin , с которой котел может работать в течение длительного периода вре-
* Расходная характеристика составляется для установившегося режима и характерных условий эксплуатации (давление пара, температура питательной воды, вид топлива). Если при эксплуатации условия отличаются, то применяют нормы-поправки.
Угол наклона кривой, а следовательно, и его тангенс сначала уменьшаются, а затем в какой-то момент времени начинают увеличиваться. Соответственно и удельный расход топлива при росте нагрузки сначала снижается (Ьа>Ьб>Ьг), а затем вновь начинает возрастать (Ьб= Ьд). В точке /-удельный расход равен относительному приросту расхода топлива Ъ = гк, так как луч совпадает с касательной, а относительный прирост расхода топлива численно равен тангенсу угла наклона касательной к энергетической характеристике. В этой же точке достигается минимум удельного расхода топлива и максимальное значение КПД, %,
где 29,3 — теплота сгорания 1 т у.т., ГДж.
Таким образом, можно выделить три характерные зоны:
сниженных нагрузок (I) — является практически нерабочей, так как режим горения неустойчив;
средних нагрузок (II) — соответствует наиболее экономичной работе агрегатов, КПД близок к максимальному;
повышенных нагрузок (III) — является перегрузочной, для нее характерно резкое возрастание потерь и снижение КПД.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 422.