Ибн Касир указывает: народ Худа сказал ему: «Для нас все равно, будешь ли ты увещевать или не будешь увещающим, мы тебя не будем слушать. Все то, что ты нам принес, только ложные измышления предков. И мы не откажемся от своих убеждений. Ведь мы не будем наказаны за то, что мы делали» (26:136-138).
Другой раз они сказали: «Не для того ли ты пришел, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и оставили бы тех, которым поклонялись наши отцы?.. Представь же нам то наказание, которым ты нам угрожаешь, если ты из числа правдивых!» (7:70)
На это Худ ответил: «Вас непременно постигнет наказание и гнев Аллаха за ваше упорство в опровержении Его Истины. Неужели вы станете препираться со мной об идолах, которых вы и ваши отцы называли богами, а на самом деле имена, которые вы дали своим идолам, ничего не означают, и Аллах не ниспосылал никакого знамения, указывающего на то, что они боги... ждите наказания Аллаха, которое постигнет вас за неверие, и буду я свами ожидать Его воздаяния вам!» (7:71) «Говоря это, вы навлекли на себя гнев Аллаха, и его кара последует с неизбежностью. Вы отказываетесь поклоняться Аллаху, Которому нет равных, и предпочитаете поклоняться идолам, которых сами сотворили и считаете божествами?! если вы будете настаивать в своем отказе следовать Истине и будете упорствовать в заблуждениях, ждите, что Аллах с неизбежностью обрушит на вас муки».
Аллах несколько раз напоминиет в Коране историю истребления народа Худа. Он, Всемогущий, говорит: Худ сказал, потеряв надежду, что они уверуют: «Господи мой! Помоги мне и накажи их за то, что они отрицают мой призыв!» Аллах ответил ему: «... Через малый срок...они раскаются в том, что вершили». И постиг их внезапный вопль, такой сильный, что уничтожил их всех, потому что они заслужили это. Мы унизили их так, что они стали подобны унесенному потоком сору из ветвей и листьев деревьев. Да погибнет и сгинет неправедный народ в наказание за неверие, несправедливость и притеснение!» (23:39-41) Аллах (хвала Ему!) говорит: Народ Худа сказал ему, порицая: «Неужели ты пришел отвратить нас от наших богов? Низведи на нас наказание, которое ты обещаешь нам, если ты правдив в своем обещании». Худ сказал: «Только Аллах знает, когда постигнет вас наказание. Я передаю вам то, с чем я послан, но я вижу, что вы народ несведущий в том, с чем отправлены посланники». К ним пришло наказание в виде облаков. Когда адиты увидели на горизонте облака, направляющиеся к их долинам, они, ликуя, сказали: «Это облака, которые принесут нам дождь и благо». Им было сказано: «Нет! Это то, что вы торопили, — вихрь, несущий вам мучительнейшее наказание. Он губит все по велению своего Господа». Этот вихрь уничтожил их, и ничего не осталось от них, кроме их жилищ. Подобному наказанию Мы подвергаем всех, кто совершал подобные грехи (46:22-25).
Далее Аллах говорит: По своей милости Мы спасли его (Худа) и вместе с ним тех, которые уверовали, и истребили неверующих, которые отвергли Наши знамения, до последнего (7:72).
Еще Аллах говорит: И они продолжали опровергать его и обвинять его во лжи, пока Аллах не погубил их. Эта гибель была наказанием для них за их опровержение знамений, доказывающих могущество Аллаха и Его силу, но большинство из тех, которым ты (о Пророк!) рассказывал притчу об адитах, не уверовали. Воистину, твой Господь поражает тиранов, и Он милосерден к верующим (26:139-140). В Коране еще раз приводится история об их истреблении: А когда наступило время погубить адитов — по Нашему велению, — Мы спасли Худа и тех, которые уверовали с ним... Мы милостью Своей спасли их от мучительного наказания... адиты отрицали ясные знамения, и они ослушались всех посланников Аллаха, не веря в посланного к ним Аллахом Худа и повинуясь любому строптивому тирану из своих правителей и знати. Поэтому они заслужили проклятие Аллаха, ангелов и всех людей в этой жизни и в День Воскресения. Остерегайтесь, о все, кто узнал историю адитов! Они не благодарили своего Творца за Его милость и отрицали ее, и не верили в Него, Единого. Из-за этого они не заслужили Его милосердия и были истреблены (11:58-60).
Подробности их истребления приводятся в аяте: «К ним пришло наказание в виде облаков. Когда адиты увидели на горизонте облака, направляющиеся к их долинам, они, ликуя, сказали: <(Это облака, которые принесут нам дождь и благо". Им было сказано: (iHem! Это то, что вы торопили, — вихрь, несущий вам мучительнейшее наказание"» (46:24). Это был первый этап мучительного наказания. Наступила засуха, и когда они молились о воде, они увидели, как по небу плывут тучи, и подумали, что провидение сжалилось над ними, тогда как это было знамение о приближающемся мучительном наказании. Итак, Аллах говорит: «Нет! Это то, что вы торопили, — вихрь, несущий вам мучительнейшее наказание», что означает кару, которой Худ просил поразить их. Таков был ответ на их слова: «Низведи на нас наказание, которое ты обещаешь нам, если ты правдив в своем обещании» (46:22).
Аллах (хвала Ему!) говорит: А адиты были погублены холодным, буйным, сильным вихрем, который был холодным и могучим. Аллах дал волю этому вихрю бушевать непрестанно семь ночей и восемь дней, унося людей и бросая их мертвыми, и ты видишь их, словно поверженные стволы пальм, у которых не было верхушек. Случилось так, что ветер подхватил одного из неверующих и поднял его в вышину, а затем швырнул на землю головой вниз, и поэтому его тело оказалось без головы. Разве видишь ты из них хоть одну душу, оставшуюся в живых? (69:6-
Аллах (хвала Ему!) говорит: Мы наслали на них буйный, ревущий, холодный ветер в долгий злосчастный день. (54:19). Далее Аллах говорит: И в истории об адитах — наставление. Мы послали на них ветер, в котором нет никакого блага, который не гнал облака и не качал деревья, потому что это был бесплодный ветер, не несущий блага. Аллах описывает его, говоря, что он «не оставляет ничего, над чем пройдет, не превратив его в прах (51:41-42).
Что касается слов Аллаха «вихрь, несущий вам мучительнейшее наказание», то, вероятно, что такое мучительнейшее наказание обрушилось на них в результате лютого, холодного и невероятно сильного ветра, который дул семь дней и восемь ночей и истребил весь народ. Он даже задувал в их пещеры, выносил их наружу и убивал. Он разрушил их величественные сооружения и снес до основания их прочно построенные дворцы. Поскольку они гордились своей силой и говорили: «Кто лее сильнее нас мощью?!» — «Неужели они так сказали?! Разве они не знали, что Аллах, который их сотворил, превосходит их мощью?! Но они отвергли все Наши знамения» (41:15).
Аллах наслал на них то, что оказалось сильнее их всех, то есть опустошительный ветер.
Наконец ветер нагнал облака, благодаря чему немногие уцелевшие из народа Худа подумали, что эта туча несла милосердие по отношению к ним. Однако Аллах послал ее, чтобы из нее посыпались молнии, из-за которых начались бы пожары. Это напоминает случай с народом, погруженным в беспросветную печаль, который сначала был терзаем холодным ветром, а затем — пылающим огнем. Пытка, вызываемая одной вещью, а потом той, которая ей противоположна, считается самой жестокой из возможных. Ко всему прочему раздался вопль, о котором было сказано: «И постиг их внезапный вопль, такой сильный, что уничтожил их всех, потому что они заслужили это. Мы унизили их так, что они стали подобны унесенному потоком сору из ветвей и листьев деревьев. Да погибнет и сгинет неправедный народ...» (23:41)
Муслим повествует в своем Сахихе со ссылкой на ' Аишу, да будет Аллах доволен ею, которая сказала, что тогда, когда дул ветер, Пророк, мир ему и благословение, имел обыкновение говорить: «О Аллах! Прошу Тебя о добром в нем, о добре, которое в нем есть, и о добре, с которым он был послан. И я прибегаю к Твоей защите от его зла, от зла, которое он несет, и от зла, с которым он был послан».
'Айша рассказывала: «Всякий раз, когда небо затягивалось тучами, цвет его лица (Пророка) менялся, он то и дело входил в дом и выходил на улицу, ходил взад-вперед. Однако тогда, когда начинался дождь, он испытывал облегчение. Я заметила это и спросила его (об этом), и он сказал: "Я боюсь, что это похоже на то, что говорил народ 'ад: это облака, которые принесут нам дождь и благо "» (46:24).
ИСТОРИЯ О ПРОРОКЕ НУХЕ (НОЕ),
МИР ЕМУ!
К кому он был послан
Когда поклонялись идолам и народ погрузился в пучину неверия и заблуждений, Аллах (хвала Ему!) послал Нуха (Ноя) в качестве первого посланника народу земли. Его народ назывался Бану Расиб (то есть сыны Расиба).
Как возникло идолопоклонство? !
В Сахихе Ал-Бухари, со слов Ибн 'Аббаса, сообщается, что прошло 10 столетий между Адамом и Ноем, в течение которых Ислам занимал главенствующее положение. Ибн Касир утверждает: если столетие (по-арабски корн, мн. ч. — курун) означает 100 лет, это с неизбежностью означает, что между Адамом и Нухом (Ноем) прошло 1000 лет. Век может означать поколение, как в аятах: «Много поколений, живших после Нуха, Мы погубили за их заблуждение и непослушание пророков. Достаточно тебе вестей Господа твоего об этом» (17:17); «Мы сотворили после Нуха другую общину— 'Ад» (23:31); «Мы истребили и адитов, и самудитолв, и обитателей ар-Расса, ...а также погубили многие поколения, которые были между народом Нуха и адитами» (25:3 ; «А ведь были более счастливы, богаты и красивы, чем они, но Аллах погубил их за их неверие, а их было очень много» (19:74) — и в пророческом хадисе «Лучшее из поколений [курун] — мое...». Исходя из этого, становится понятным, что слово карн в этом контексте означает поколение, а не сотню лет, а это означает, что между Адамом и Нухом прошли тысячи лет. И все же, Аллах знает лучше.
Затем после этих сменявших друг друга праведных поколений условия изменились и привели к поклонению идолам. О причине этого упоминалось в Сахихе Ал-Бухари, со слов Ибн 'Аббаса, когда он толковал аят Корана: «И сказали им: "Ни за что не отказывайтесь от поклонения своим богам и не оставляйте ни Вадда, ни Суваа, ни Йагуса, ни Йаука, ни Насра"» (71:23). Ибн 'Аббас говорит: имена, упоминаемые в аяте, были именами набожных людей из числа народа Нуха. После их смерти, по нашептываниям Шайтана, они (народ Нуха) начали возводить каменные памятники в местах, где имели обыкновение сидеть эти набожные люди, и называть их в честь них. Со временем вера людей ослабла, и они стали поклоняться этим каменным изваяниям. Идолопоклонство постепенно широко распространилось среди арабов.
Ибн Джарир упоминает, со ссылкой на Мухаммада ибн Кайса, что последний говорил, что они (люди, имена которых упоминались выше) были набожными людьми и жили в период между Адамом и Нухом. У них были последователи. Когда они умерли, их последователи сказали: «Если мы возведем статуи им, то это будет хорошим стимулом для того, чтобы мы поклонялись усерднее». Итак, они возвели изображавшие этих людей статуи. После смерти последователей Иблис стал нашептывать их преемникам, убеждая, что их предшественники поклонялись им (людям, чьи статуи были возведены) и молили их о дожде. Соответственно, им стали поклоняться.
Ибн Аби Хатим указывает, со ссылкой на Абу Джа'фара Ал-Ба-кира, что он говорил, что Вадд был набожным человеком, скромно державшимся среди своего народа. Когда он умер, его народ с печалью окружил его могилу в Вавилоне. Когда Иблис увидел это, он принял человеческий облик и сказал людям: «Я вижу, как вы печалитесь о смерти этого человека. Если хотите, я могу сделать статую, которая будет похожа на него и которую следует поставить в качестве памятника там, где вы собираетесь». Они согласились на это предложение. Затем он вновь явился к ним и сказал: «Если хотите, я могу поставить вам маленькие статуи Вадда, чтобы вы могли держать их у себя дома». И снова они согласились. По мере того как люди множились, их потомки усваивали взгляды своих предков на Вадда. Однако когда они со временем стали забывать их, статуи Вадда превратились в идолов, которым начали поклоняться вместо Аллаха.
Ибн Касир утверждает: в двух Сахихах, Муслима и Ал-Бухари, сообщается, что тогда, когда Умм Салама и Умм Хабиба упомянули в разговоре с Пророком, мир ему и благословение, о церкви, которую они видели в Абиссинии, и описали ее великолепие и фигуры, которые они там видели, он (Пророк) сказал: «Когда умирал набожный человек из числа этого народа, они по обычаю возводили место поклонения над его могилой, а затем изготавливали такие фигуры. Перед лицом Аллаха такие народы будут рассматриваться как самые дурные».
Когда поклонялись идолам и когда этот порок распространился по всей земле, Аллах (хвала Ему!) послал своего слугу и посланника Ноя, чтобы побудить людей поклоняться Аллаху и воздержаться от поклонения чему-либо иному. Так Ной стал первым посланником на земле.
В двух Сахихзх, Муслима и Ал-Бухари, со ссылкой на Абу Хурайру, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал в хадисе о заступничестве: «...к Адаму придут и скажут: "О Адам! Ты — отец рода человеческого. Аллах собственноручно сотворил тебя, вдохнул в тебя жизнь от Своего духа, приказал ангелам поклониться тебе и позволил тебе жить в Раю. Не заступишься ли ты за нас перед своим Повелителем? Разве ты не видишь, от чего мы страдаем?" Он ответил: ((Ныне мой Господь очень сердит. Его гнев ни с чем не сравним. И впредь Он никогда не будет так проявлять свой гнев. Он запретил мне вкушать от дерева, но я ослушался Его. Теперь я занят собой. Теперь я занят собой. Ступайте не ко мне, а к кому-нибудь другому! Ступайте к Нуху!" Тогда они пойдут к Нуху и скажут: "О Нух! Ты — первый посланник, посланный на землю, и Аллах назвал тебя самым благодарным из верующих. Разве ты не видишь, от чего мы страдаем? Не заступишься ли ты за нас перед своим Повелителем? " Он (Нух) ответит: "В настоящее время мой Повелитель очень сердит. Его гнев ни с чем не сравним. И впредь Он никогда не будет так проявлять свой гнев. Теперь я занят собой, теперь я занят собой "...»
Дата: 2018-09-13, просмотров: 563.