Основные модели рынка труда. Дискриминация на рынке труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Следует иметь в виду, что любая страна формирует свой рынок труда с учетом специфики и собственной экономики. Одни страны ориентированы на внешний рынок, другие – на внутренний рынок труда. Обычно модель национального рынка определяется системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, системой заполнения вакантных рабочих мест, способами регулирования трудовых отношений. В этой связи можно выделить три типа моделей рынка труда: патерналистскую, социал-демократическую и либеральную.

Патерналистская модель характеризуется значительной степенью регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Она осуществляется под видом «отеческой заботы» администрации предприятия о своих сотрудниках. Для социал-демократической модели свойственно делать главные акценты на предупреждение безработицы, на достижение полной занятости со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями.

Либеральная модель отличается практически почти полной децентрализацией решения проблем занятости и безработицы, минимальным вмешательством государства в функционирование рынка труда. Типичными представителями этих моделей можно назвать японскую модель, швейцарскую модель и модель рынка труда США.

Для японской модели характерна система трудовых отношений, основанная на принципе «пожизненного найма», при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55 – 60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от числа проработанных лет. Работники последовательно повышают квалификацию в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм». Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а с помощью сокращения продолжительности рабочего времени или перевода части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда — предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется следующим образом:

1) проведением ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы;

2) путем проведения «политики солидарности» в заработной плате, цель которой — достижение равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм. Такие меры побуждают малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или менять направление своей деятельности, а высокоприбыльные фирмы — ограничивать величину оплаты труда уровнем своих возможностей;

3) проведением активной политики на рынке труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников. Для этого предприниматели получают значительные субсидии;

4) поддержкой занятости в секторах экономики, которые имели низкие результаты деятельности, но обеспечивали решение социальных задач.

Для м одели США характерна децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или объема производства, причем продолжительность рабочего времени одного работника не меняется. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне этого события. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе работника на другую работу. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профсоюзной мобильности работников и к более высокому, чем в Японии и Швеции, уровню безработицы.

Важной характеристикой рынка труда является уровень дискриминации. Дискриминация как тип социально-трудовых отношений представляет собой произвольное ограничение прав субъектов этих отношений, преграждающее доступ им к равным возможностям на рынке труда. Дискриминации могут подвергаться различные категории работников.

Выделяют дискриминацию по полу, по возрасту, национальности, расе и так далее. Для Украины несомненную актуальность имеют вопросы равенства возможностей мужчин и женщин на рынке труда, а также в условиях обострения межнациональных отношений — дискриминация на национальной основе.

Выделяют несколько видов дискриминации в социально-трудовых отношениях:

Ø Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы), которая имеет место тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют, в результате чего уровень безработицы у этих групп населения будет более высоким;

Ø Дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе, которая происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определённым видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что эти люди способны выполнять такие работы;

Ø Дискриминация при оплате труда, которая возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы, то есть когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда;

Ø Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки, которая может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.

Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, еще больше усугубляя её последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации может быть и самостоятельным, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации. Для сегментированности рынка труда имеют значение в первую очередь первые три вида дискриминации.

Равные возможности в социально-трудовых отношениях — главный признак развитости общества — обеспечиваются, прежде всего, принятием законодательства, препятствующего дискриминации. Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях закреплено в Конституции Украины, КЗОТе Украины и других документах.

 

Регулирование рынка труда

 

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других рынков экономических ресурсов. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими - уровнем рождаемости, темпами и направленностью динамики численности трудо­способного населения, его половозрастной структурой.

Важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе.

Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы эмиграции и иммиграции.

Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику рынка труда, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла.

Существенное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

Важнейшим условием становления и развития рынка труда является создание подлинно конкурентной среды. В обстановке конкуренции предприятия стремятся к оптимизации состава и численности работников. В свою очередь, работники получают возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.

На динамику рынка труда оказывает воздействие кадровая работа в компаниях, предприятиях, организациях. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование рабочей силы, осуществляется ее вклад в экономический рост в качестве экономического ресурса и фактора производства.

Рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Это обусловливается многообразием внутренних регуляторов рынка рабочей силы и социальной важностью его эффективного функционирования.

Выделяется четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.

Во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

В-третьих, программы содействия найму рабочей силы.

В-четвертых, программы по социальному обеспечению.

Наряду с указанными направлениями воздействия государства на рынок труда существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социально-трудовых отношений, гражданских прав, социального обеспечения и т.п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают органы службы занятости, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Международная Организация Труда приняла ряд Конвенций и Рекомендаций, посвященных службам занятости. Это, в частности, Конвенция № 88 и Рекомендация № 83 1948 года об организации службы занятости, а также Конвенция № 181 и Рекомендация № I88 1997 года о частных агентствах занятости.

Статья I Конвенции МОТ № 88 1948 года определяет, что каждое государство - член МОТ, для которого эта Конвенция находится в силе, содержит или обеспечивает содержание бесплатной государственной службы занятости. Основной обязанностью службы занятости является обеспечение - если нужно, в сотрудничестве с другими заинтересованными общественными и частными учреждениями - наилучшей возможной организации рынка занятости в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости и развития и использования производительных сил.

Органы национальной службы занятости представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран они являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм.

Статья I Конвенции МОТ № 181 1997 года определяет, что термин «частное агентство занятости» означает любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных органов, которое предоставляет одну или более из следующих услуг на рынке труда:

а) услуги, способствующие увязыванию предложений рабочих мест и заявок на них, при этом частное агентство занятости не становится стороной в трудовых отношениях, могущих при этом возникать;

в) услуги, состоящие в найме работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны, которая может быть физическим или юридическим лицом, и устанавливает им рабочие задания и контролирует их выполнение;

с) другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся, такие как предоставление информации, но не имеющие целью увязывание конкретных предложений рабочих мест и заявок на них.

Согласно Закону Украины «О занятости населения» основными направлениями деятельности органов государственной службы занятости являются:

- анализ и прогноз спроса и предложения рабочей силы, информация населения и государственных органов управления о состоянии рынка труда;

- консультация граждан, собственников предприятий, учреждений и организаций о возможностях получения работы и обеспечении рабочей силой;

- ведение учета свободных (вакантных) рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

- оказание помощи гражданам в подборе подходящей работы и собственникам предприятий, учреждений, организаций в подборе необходимых работников;

- оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, желающим сменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режимов труда и др.), высвобождаемым работникам и незанятому населению;

- регистрация безработных и предоставление им в пределах своей компетенции помощи, в том числе и денежной;

- организация при необходимости профессиональной подготовки и переподготовки граждан в системе службы занятости или направление их в другие учебные заведения, которые ведут подготовку или переподготовку работников.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в развитых странах многие граждане трудоустраиваются не через органы государственной службы занятости, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Важное значение имеет регулирование региональных рынков труда. Состояние регионального рынка труда в решающей степени зависит от состояния внутренних рынков труда предприятий как наиболее весомых источников пополнения рядов безработных. Региональные службы занятости должны работать в тесном контакте с предприятиями. Им не следует ограничиваться информацией об увольнениях и наличии свободных вакансий на предприятиях. Целесообразно, чтобы региональные службы занятости на основе разрабатываемых предприятиями программ улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы заблаговременно осуществляли совместно с другими органами регионального управления необходимые меры по предотвращению роста безработицы в регионе.

В рыночной экономике предприятия в той или иной мере нуждаются в организационной и экономической поддержке со стороны местных и региональных органов управления. Эта поддержка может осуществляться по таким (далеко не исчерпывающим) направлениям:

- содействие в поиске заказчиков - потребителей производимой продукции;

- содействие в поиске поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий;

- содействие в предоставлении налоговых льгот и кредитов в целях развития производства;

- помощь в укомплектовании персонала предприятий недостающими работниками и в трудоустройстве высвобождаемых.

Поэтому существенную роль играет регулирование внутренних рынков труда предприятий, осуществляемое во взаимодействии с региональными органами управления.

Анализ состояния внутреннего рынка труда на каждом предприятии имеет целью выявление имеющегося дисбаланса между платежеспособным спросом и предложением рабочей силы, а также обнаружение скрытых безработных, то есть числящихся в штате работников, которые по независящим от них причинам заняты работой частично или совсем не заняты. В процессе анализа определяются реальные возможности (или невозможность) и направления обеспечения эффективной занятости указанной категории работников и одновременно выявляются работники, подлежащие сокращению, а также категории работников, дополнительно требующиеся предприятию.

В дальнейшем в условиях Украины исследование проблем внутренних рынков труда во взаимодействии с региональными будет приобретать все большее развитие.

В настоящее время во многих странах мира, в частности в индустриально развитых странах Европы, действует достаточно эффективный механизм непосредственного регулирования рынка рабочей силы. Его деятельность включает разработку и координацию мер регулирования общенационального и местных рынков труда, определение основных направлений профессионально-технического образования, оказание помощи кризисным районам и отраслям, развитию предпринимательской деятельности, а также предприятиям, испытывающим временные трудности.

Среди этих многочисленных направлений деятельности государства особое внимание уделяется следующим проблемам: профессиональной подготовке кадров, программе создания рабочих мест, содействию найму. Если традиционные меры кредитно-денежной и бюджетной политики изменяют спрос на рабочую силу, то прямое регулирование рынка труда влияет главным образом на качество рабочей силы, на структуру ее предложения.

Однако страны весьма существенно отличаются по общему подходу к регулированию структуры рабочей силы, используют различные меры финансирования и организации системы профессионально-технической подготовки.

В настоящее время возросшая мобильность капитала позволяет предпринимателям решать вопросы снижения производства, а следовательно, и повышения конкурентоспособности с помощью перевода как финансовых средств, так и производственных мощностей в страны с более низкой стоимостью рабочей силы. Например, заработная плата, включая социальные пособия, в обрабатывающей промышленности в Европе часто намного выше, чем в Японии и США. Поэтому немецкие фирмы в 1995 году инвестировали за границу примерно в пять раз больше частных капиталовложений, чем в собственной стране.

В процессе развития экономических и социально-трудовых отношений возник целый ряд институтов, которые коренным образом изменили все стороны и формы функционирования рынка труда. И ныне из всей совокупности рынков, существующих в экономике США, рынок труда выделяется, пожалуй, самой четкой и детальной регламентацией различных сторон своей деятельности. К подобной регламентации относятся, во-первых, заключение коллективных договоров, в которых определяются размеры заработной платы, условия труда и численность работающих, во-вторых, установление государством минимального размера заработной платы, в-третьих, введение индексации заработной платы в связи с ростом цен, в-четвертых, создание системы социального страхования, в-пятых, прямое участие государства в формировании рабочей силы и повышении ее качества (инвестиции в образование и здравоохранение).

Особенности американской модели рынка труда связаны, как и в любой другой стране, со спецификой условий, в которых он функционирует. И главное условие - сама экономика, чрезвычайно мощная, включающая в себя одинаково хорошо развитые производственную сферу, сферу нематериального производства (образование, здравоохранение), сектор услуг. Весьма важно, что в хозяйстве страны присутствуют и крупные, и средние, и мелкие предприятия. При этом развитие экономики характеризуется чрезвычайным динамизмом. Быстрая смена технологий сопровождается соответственно быстрым возникновением и исчезновением производств и предприятий и таким же быстрым созданием и сокращением рабочих мест.

За 1980-1992 годы 500 крупнейших корпораций США сократили около четверти числа своих занятых, что составило приблизительно 4,7 млн. человек. При этом взрывного роста числа безработных не произошло, так как параллельно возникали новые рабочие места. Ежегодно число занятых в несельскохозяйственном секторе экономики увеличивается в среднем на 2,2%. С начала 80-х годов основное число новых рабочих мест было предложено вновь созданными фирмами. При этом две трети новых рабочих мест были созданы на малых предприятиях (с числом занятых до 25 человек), среди которых большинство составили фирмы с числом занятых менее 10 человек.

Подсчитано, что в среднем за 12 месяцев в несельскохозяйственном секторе экономики США сокращается 10,3% существующих рабочих мест и одновременно возникает 9,1% новых. Это самый высокий темп обновления среди индустриальных стран.

Свободное действие рыночных механизмов в американской модели труда играет положительную роль, обеспечивая гибкость, мобильность и, в конечном счете, высокую эффективность использования трудовых ресурсов. Однако существуют определенные границы возможностей рыночных механизмов. Самая главная слабость рыночных механизмов заключается в том, что наиболее успешно они действуют в условиях роста производства и роста доходов. В условиях же кризиса рыночные механизмы начинают пробуксовывать, а затем - способствовать углублению кризиса рынка труда. В США в условиях кризиса роль государственных регулирующих механизмов возрастает. Присутствие государства на рынке труда оказывается необходимым не только в годы экономических кризисов, но и в другие периоды. Главная роль государства заключается в том, чтобы осуществить стратегическое видение проблемы развития человеческих ресурсов в долгосрочном плане, реализовать разработанную стратегию, в том числе при помощи рыночных механизмов. Другой задачей государства по-прежнему остается ликвидация негативных последствий функционирования рыночных механизмов, которая требует сокращения безработицы, адаптации отдельных социальных групп к условиям современного производства.

Таким образом, в США государство и рынок играют равнонеобходимую роль, а эффективность всей системы воспроизводства и использования рабочей силы зависит в первую очередь от сопряженности этих двух секторов и их механизмов.

Япония не раз демонстрировала свои возможности по регулированию рынка труда и стабилизации положения с занятостью. Так, в частности, произошло в момент беспрецедентного системного кризиса, чреватого социальной катастрофой, в середине 70-х годов, когда Япония оказалась способной очень быстро мобилизовать механизм государственного регулирования рынка труда и резко увеличить долю наемного труда в национальном доходе. За 1973-1977 годы этот показатель увеличился с 58,8 до 67,5%, отражая прежде всего сдвиги в уровне занятости населения. Если в 1965 году доля лиц, занятых по найму, составляла 80,8%, то в середине 70-х годов она увеличилась до 89,8%.

И когда мировая экономика была потрясена вторым нефтяным шоком, оказалось, что Япония успела сделать для себя весьма важные выводы из «классовых боев» I973-I975 годов, сумев разделить бремя перестройки на рынке труда между его субъектами - наемным трудом и предпринимательством.

Механизм государственной трудовой политики сработал столь же безотказно и во время других драматических событий в японской экономике, связанных с форсированной ревальвацией иены в 1985 году. Упавший в тот момент до 74,3% уровень занятости к середине 90-х годов был восстановлен до своих обычных размеров - до 81,5% в 1995 году.

С японским типом управленияя уже давно ассоциируется известная триада так сказать священных признаков, сформулированных английским ученым Абеггленом еще в 1956 году. Это пожизненный наем, корни которого - в возрождении национальных традиций патернализма, принцип старшинства и фирменные профсоюзы, которые обеспечивают долговременные и кооперативные отношения фирмы со своим персоналом.

Согласно сложившимся нормам отношений с кадровым ядром фирмы в периоды кризисных ситуаций всячески избегают увольнений, используя сокращение сверхурочного и даже нормативного времени, предоставляя длительные отпуска или перемещая персонал в дочерние фирмы и филиалы.

С помощью целого комплекса мер государство поощряет такую политику компаний. Как механизм макроэкономического регулирования кризисных ситуаций на рынке труда она вполне доказала свою положительную роль в сдерживании типичного для рыночной модели процесса обвального распространения безработицы. Кроме того, она способствует поддержанию потребительского спроса и обеспечивает в целом более безболезненное протекание экономического спада.

Государственная политика занятости в Японии значительно стабилизирует рынок труда в периоды циклических колебаний экономической конъюнктуры благодаря тому, что учитывает особенности практики управления персоналом в фирмах и образует с ней единый механизм воздействия на рынок труда.

 

Контрольные вопросы и индивидуальные задания

1. Особенности внутрифирменного рынка труда.

2. Факторы формирования и развития внутрифирменного рынка труда.

3. Двойственность рынков труда.

4. Объективная необходимость сегментирования рынков труда.

5. Характеристика гибких рынков труда.

6. Жесткие рынки труда их достоинства и недостатки.

7. Сопоставительная характеристика моделей рынков труда.

8. Проблемы дискриминации на рынке труда.

9. Что такое рынок, что составляет его структуру?

10.Как можно определить понятие «рынок труда»?

11.Каковы главные составляющие части рынка труда?

12.Что понимается под сегментацией рынка труда? Какие выделяются типы сегментации рынка труда?

13.В чем проявляются особенности первичного и вторичного, внешнего и внутреннего рынка труда?

14.Как можно охарактеризовать конкуренцию на рынке труда?

15.Что такое конъюнктура рынка труда?

16.Каковы основные направления и меры государственного регулирования рынка труда?

17.Какие место и роль в системе регулирования рынка труда занимают органы службы занятости?

18.В чем значение регулирования региональных рынков труда во взаимодействии с внутренними?

19.Каковы особенности регулирования рынка труда в США и Японии?



Дата: 2018-12-21, просмотров: 451.