Знакомство с текстом. Анализ басни по вопросам:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом... и говорит так сладко, чуть дыша ...».)
4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».).)
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей — правда.)
6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».
Выразительное чтение произведения в лицах.
Анализ басни по вопросам:
1. Интересна ли басня?
2. Что же лучше; быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)[5]
4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья,) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)
7. Актуальна ли мораль басни в наше время?
8. Чему вас научила эта басня?
Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.
Домашнее задание: выучить наизусть понравившуюся басню.
Урок 14. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОНЯТИЯ О БАСНЕ.
БАСНИ И. А. КРЫЛОВА
(урок-конкурс)
Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крылова, их художественном своеобразии и нравственной ориентации; повторить основные принципы по строения басни.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Иллюстративный материал: рисунки, иллюстрации к басням.
Ход урока
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1024.