ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСНИ.
ИСТОКИ БАСЕННОГО ЖАНРА В РОССИИ
Цели деятельности учителя: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; ознакомить с жанрами классической литературы ХIХ века; развивать умение составлять рассказ с опорой на план.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: уметь сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Одним из старейших жанров (ganre (фр.) — вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти.
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты.
II. Чтение статьи «Русские басни» (учебник, с. 57).
Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
III. Сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова.
Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло. Позднее он с благодарностью вспоминал отца, который научил его читать и писать. Образ матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь — именно она, из-за нехватки средств, составила план его образования и чем могла поддерживала сына. С 8 лет Крылов работал переписчиком, нужно было содержать мать и брата.
Став взрослым, Крылов пробует писать в жанре трагедии. Эти произведения писателя не имели успеха. Но комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»), выпуск журнала («Почта духов», «Зритель») и первые басни («Дуб и Трость», «Разборчивая невеста») принесли успех молодому поэту, слава которого начала расти.
При жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.
В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии.
I V . Знакомство со статьей о писателе в учебнике (с. 58-59).
V . Закрепление материала по вопросам:
1. Беседа по содержанию биографической статьи.
— Где родился писатель? Назовите дату рождения.
— В каком возрасте и где пришлось писателю начать свой трудовой путь?
— Какие произведения приносят известность И. А. Крылову?
— Расскажите о басне. Когда зародился этот жанр? Как композиционно строится басня?
— Какие басни Крылова вы уже читали? Какие знаете наизусть?
2. Задание «Проверьте себя» (учебник, № 1, с. 59).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 413.