ДВА АСТРО́НОМА В ПИРУ» КАК ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ НРАВОУЧЕНИЕ
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого — М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание, особенности композиции и художественные особенности произведения; обучать выразительному чтению, работе с различными словарями; развивать умение находить в тексте юмористические моменты.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе: осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I . Вступительное слово учителя.
У М. В. Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 г. в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны Сивковой. Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8—9 лет.
С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом суденышке. Рано выучился грамоте: умел читать, писать и считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.
Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.
В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.
В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках, и в 1736 г. был направлен в Германию для изучения точных наук — физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов вернулся в Петербург.
С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант ученого проникает в различные области знаний. В 1755 г. в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.
Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет удостоен звания академика.
Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». Ушел из жизни М. В. Ломоносов в 1765 г., он простудился и умер. Погребен на кладбище Александро-Невской лавры.
II. Знакомство со статьей о великом русском ученом в учебнике (учебник, с. 54).
III. Словарная работа.
Астро́ном — астроном (ученый).
Весьма — очень сильно.
В жару — в пылу спора (сильно).
Слыл — все его знали.
Коперник — польский астроном.
Птолемей — древнегреческий астроном.
Очаг — место, где разводят огонь, для приготовления пищи.
Биографическая справка о Копернике, Птолемее – информация учащихся.
I V . Выразительное чтение стихотворения учителем наизусть, (учебник, с. 55).
V . Самостоятельное чтение учащимися стихотворного текста.
Учитель помогает ребятам отметить паузы, логическое ударение, лучше понять ритм произведения.
V I. Работа по вопросам 1, 2, 3 (учебник, с. 53).
Дополнительный вопрос: В какой момент чтения стихотворения вы улыбнулись, понимая шутливость сказанного?
V II. Обобщение.
Чтение статьи учебника «Сподвижник просвещения».
Патриотизм Ломоносова, искрометность его таланта «С пышностью, остротой и великолепием» наполнили русскую поэзию ХVIII в. глубоким содержанием. Главная идея его творчества — быть гражданином, служить отечеству — вдохновляла передовых писателей последующих эпох.
Чтение высказываний о Ломоносове.
Н. В. Гоголь: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».
В. Г. Белинский: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим».
Ф. М Достоевский: «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1030.