Список текстов первоисточников для практических занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 (электронные версии текстов первоисточников есть на кафедре философии)

1. Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция.

2. Вебер М. Наука как призвание и профессия.

3. Декарт Р. Рассуждение о методе.

4. Кант И. Критика чистого разума. Предисловия первое и второе.

5. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.

6. Мамардашвили М.К. Наука и культура.

7. Степин В.С. Смена типов научной рациональности.

8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая.

9. Пуанкаре А. Математическое творчество.

10. Витгенштейн Л. Философские исследования

11. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход.

12. Кун Т. Структура научных революций.

13. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ.

14. Гадамер Г.Г. О круге понимания.

15. Дильтей В. Описательная психология

16. Сепир Э. Статус лингвистики как науки.

17. Адорно Т.В. К логике социальных наук.

18. Рикёр П. Герменевтика и метод социальных наук

Про А. Факты и историческая критика

20. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.

21. Карнап Р. Философские основания физики.

22. Эко У. Заметки на полях "Имени розы".

23. Харре Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи

 

Вопросы к текстам первоисточников

 

Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция

1. Место науки в духовной жизни общества.

2. Разделение интеллигенции на художественную и научную. Их взаимные упреки.

3. Термин «две культуры», характеристика культур.

4. Моральные потери разделения культуры.

5. Причины разделения культуры и возможности объединения двух культур.

6. Научная революция, ее влияние. Ученые-теоретики и инженеры.

 

Вебер М. Наука как призвание и профессия

1. Специализация науки. Значение вдохновения и труда.

2. Проблема смысла науки. Процесс интеллектуализации; расколдовывание мира.

3. Открытие понятий в Древней Греции и эксперимента в эпоху Ренессанса.

4. Существует ли беспредпосылочная наука?

5. Преподаватель не должен заниматься политикой в аудитории.

6. Борьба богов (несовместимость ценностей) в науке.

7. Интеллектуальная честность.

 

Декарт Р. Рассуждение о методе

1. Причины различия мнений.

2. Опыт изучения книги мира. Критика книжной науки.

3. Недостаточность логики для познания.

4. Четыре правила метода.

5. Чувствам доверять нельзя, ибо они обманывают.

6. Я мыслю, следовательно, я существую.

7. Все, что воспринимается ясно и отчетливо, истинно.

8. Правила морали.

 

Кант И. Критика чистого разума

 

1. Метафизика как особый уровень познания.

2. Путь критики чистого разума.

3. О логике и ее границе.

4. О столбовой дороге математики и физики.

5. Аналогия с революцией Коперника.

6. О явлении и вещи-в-себе.

 

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре

 

IV глава. Природа и культура

1. Культура как воплощение созданных человеком ценностей.

2. В науках о культуре духовные процессы изучают преимущественно как ценности.

 

X глава. Исторические науки о культуре

 

1. Исторические науки исследуют культурные ценности.

2. Метод отнесения к ценности.

3. Культурная ценность есть «общее» истории.

 

XIV глава. Объективность культурной истории

 

1. Понятие культурной ценности не угрожает объективности исследования.

2. Естествознание изучает природу как систему ценностей.

3. Особые ценности составляют содержание идеалов человека.

 

Мамардашвили М.К. Наука и культура

1. Постановка вопроса о науке и культуре. Содержание науки и существование культуры.

2. Знание объективно, культура же – субъективна.

3. Человекообразующая роль науки.

4. Творчество в науке и культуре.

5. Нормативность науки и культуры.

6. Познание – всегда живой, актуальный элемент внутри науки.

7. Чем мы познаем? Культуробразующая функция науки; наука как условие наличия культурных структур.

8. Наука – это то, что связано с возможным человеком, культура – это реализованная возможность.

 

Степин В.С. Смена типов научной рациональности

 

1. Изменение познавательных идеалов и норм при переходе от классической к неклассической науке.

2. Формирование новых философских оснований науки.

3. Специфика научной деятельности в эпоху рождения постнеклассической науки.

4. Идеал ценностно-нейтрального исследования неприменим к «человеко-размерным» комплексам.

5. Три типа научной рациональности в контексте отношения «субъект-средства-объект»,

6. Вывод: Гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

 

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая

1. Субъект познания.

2. Объект познания.

3. Субъективное.

4. Объективное, интерсубъективное.

 

Пуанкаре А. Математическое творчество

 

1. Почему некоторые люди не понимают математических рассуждений?

2. Как возможна ошибка в математическом рассуждении?

3. В чем состоит творчество?

4. О бессознательной работе ума и эстетическом чувстве.

5. О необходимости сознательной работы.

 

Витгенштейн Л. Философские исследования

 

1. Ограниченность понимания природы языка Августином.

2. Об указательном обучении языку и необходимости тренировки.

3. Введение понятия «языковая игра».

4. Нужно уже что-то знать (или уметь), чтобы быть способным спрашивать о названии.

5. Значение слова – это его употребление в языковой ситуации.

Карнап Р. Философские основания физики

 

1. О различии между фактами и универсальными законами.

2. Какой цели служат законы? Что значит объяснение событий?

3. Особенности логических и математических законов.

4. О ненужности метафизических объяснений. В чем ошибка Г. Дриша?

5. Что значит предсказание событий?

6. О различии между наукой и философией науки.

7. Об исторических истоках понятия причинности.

8. Причинность – отношение между процессами.

9. Существуют ли определенные причины?

10. Проблемы, связанные с причинным отношением. Полная и неполная причины.

 

Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход

 

1. Истина и правдоподобность как цели.

2. Комментарии к понятиям истины и правдоподобности.

3. Ошибочная теория познания, основанная на здравом смысле.

4. Критика теории познания, основанной на здравом смысле.

5. Критика субъективистской теории познания.

6. До-дарвиновский характер теории познания, основанной на здравом смысле.

7. Очерк эволюционной эпистемологии.

8. Фоновое знание в сочетании с проблемами.

9. Всякое знание, в том числе наблюдение, пронизано теорией.

10. Ретроспективный взгляд на субъективистскую эпистемологию.

11. Знание в объективном смысле.

12. Поиск несомненности и главная слабость теории познания, основанной на здравом смысле.

13. Аналитические замечания о несомненности.

14. Метод науки.

15. Критическое обсуждение, рациональное предпочтение и проблема аналитичности наших выборов и предсказаний.

16. Наука: рост знания путем критики и изобретательности.

 

Кун Т. Структура научных революций

1. Понятия парадигмы и нормальной науки.

2. Типичные примеры разработки и развития парадигмы и ее действия в науке.

3. Научная революция как смена старой парадигмы новой.

4. Чем отличаются проблемы-головоломки от аномальных проблем?

5. Почему логический позитивизм несостоятелен перед лицом научной революции?

6. Уместно ли понятие истины в научном познании?

Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ

 

1. Структура научно-исследовательской программы: отрицательная эвристика («твердое ядро») и положительная эвристика («защитный пояс»).

2. Программы Пруста и Бора.

3. Решающие эксперименты не хоронят исследовательские программы зрелой науки.

 

Дильтей В. Описательная психология

1. Объяснительная психология расчленяет целостность душевной жизни.

2. Науки о духе нуждаются в обоснованной, достоверной психологии, которая анализирует действительность душевной жизни.

3. Признаки и методы объясняющей психологии. Ее синтетический и конструктивный характер.

4. Аналитический характер описательной психологии; значение переживания внутренней душевной связи.

5. Выделение структурной связи в душевной жизни; телеологический характер этой связи; закон развития душевной жизни; воздействие структурной связи на отдельные акты сознания.

6. Три основных элемента в структуре душевной жизни: интеллект, побуждения и чувства, волевые действия.

7. Критика механицизма в психологии.

 

Гадамер Г.Г. О круге понимания

 

1. Целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное – на основании целого. Взаимосогласие отдельного и целого - …критерий правильного понимания.

 

2. Шлейермахер и Дильтей о герменевтическом круге части и целого.

 

3. Задача герменевтики – прояснить чудо понимания.

 

4. Хайдеггер: круг заключает в себе позитивную возможность наиболее изначального познания:

4.1. Нужно, чтобы толкователь направлялся сутью дела.

4.2. Всякий, кто стремится понять, может заблуждаться.

4.3. Предпонимание (всегда готов что-то услышать).

 

5. О предвосхищении совершенства и традиции:

5.1.Доступно пониманию единство смысла.

5.2.Традиция как инаковость.

 

6. Сознание, прошедшее школу герменевтики, всегда будет заключать в себе сознание истории:

6.1.Понимание начинается с того, что нечто задевает нас.

6.2.Историческое мышление должно мыслить свою историчность.

 

Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук

1. Понятие текста.

2. Конфликт методов, объяснения и понимания. Соотношение понимания и интерпретации.

3. Обоснование связи между пониманием и объективным (объективирующим) подходом:

3.1. Дихотомия наук о природе и наук о духе ставится под вопрос с момента появления герменевтики.

3.2. Семиологическая революция и ее значение для гуманитарных наук (крах противопоставлений объяснения и понимания).

3.3. Интерпретация не может быть понята без этапа объяснения.

3.4. Объяснение не может быть основой понимания.

3.5. Место понимания в познании. Больше объяснять, чтобы лучше понимать.

 

4. Социальное действие как текст:

4.1. Действие относится к идее значения (сходство с миром знаков).

4.2. Идея интеллигибельности действия.

 

5. Применение герменевтического метода в социальных науках.

5.1. Два типа «потому что».

5.2. Действие отличается от простого проявления воли вписанностью в ход вещей.

5.3. В поле практики есть черты, которые заставляют объединить объяснение и понимание.

 

6. Повествовательная идентичность и законы интригообразования.

Сепир Э. Статус лингвистики как науки

 

1. Достижения лингвистики как науки.

2. Язык как руководящее начало в научном изучении культуры.

3. Язык определяет способ восприятия реальности.

4. Языкознание и социальные науки.

5. Языкознание – естественная или гуманитарная наука.

 

Гуссерль Э. Философия как строгая наука

1. Что значит «философия пока вовсе не наука»? О натурализме и историцизме.

2. Общая характеристика натурализма. Понимание природы психического в натурализме.

3. Сознание как «сознание о». Различие между естествознанием сознания и феноменологией сознания. О различии физического и психического: психические феномены – не вещи.

4. О феноменологическом созерцании сущностей. Бытие как коррелят сознания.

5. Об объективной значимости культурных образований. Исторически значащее и объективно значимое.

6. Миросозерцательная философия и научная философия.

 

Адорно Т. К логике социальных наук

1. О понятии логики науки.

2. Положение социологии.

3. Реальные и теоретико-познавательные проблемы: их соотнесение. Роль практики. Зависимость методов от предмета.

4. Предпосылочность научного познания.

5. Не приравнивать критику и попытку опровержения. Критика теории – это критика общества.

6. Различение истины и нестины. Объективность и ценность.

7. Связь социологии и психологии.

 

Про А. Факты и историческая наука

 

1. Критический метод.

 

1.1. Факты как доказательства.

1.2. Техники критики: внутренняя критика, внешняя критика; критика искренности, критика достоверности, критика интерпретации.

1.3. Критический дух историка.

 

2. Основания и пределы критики.

 

2.1. История: познание на основе следов прошлого.

2.2. Историческими бывают факты только по своему положению.

2.3. Нет фактов без вопросов.

2.4. Без гипотезы нет наблюдения.

 

Харре Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи

 

1. Доверие, вера и речевые акты.

2. Претензии на знание в научной речи и письме.

3. Кто такие «славные ребята»?

4. Кто такие «плохие ребята»?

5. Строгая оценка и моральный орден.

6. «Не притрагивалась рука человека».

 

Эко У. Заметки на полях «Имени розы»

 

1. Текст перед вами и порождает собственные смыслы.

2. Вселенная средневековья – моя мысленная повседневность.

3. Эхо интертекстауальности или «всякая история пересказывает, уже рассказанную».

4. Роман – это сотворение и обустройство мира.

5. Творение реальности через нарративную процедуру.

6. Двойной «идеальный» читатель или сотворить читателя.

7. Лабиринт – модель догадки; пространство догадки – пространство ризомы.

8. Развлекаться, но одновременно получать новое знание.

9. Постмодернизм – термин, годный на любой случай.

10. Если прошлое невозможно уничтожить, его нужно переосмыслить.

 

Требования к оформлению реферата по философии

 

Реферат оформляется в виде рукописи объемом 25-30 страниц, должен быть напечатан  на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги черным шрифтом через 1,5 интервала и полями вокруг текста. Размер левого поля − 30 мм, правого − 10 мм, верхнего и нижнего полей − 20 мм.

Все сноски и подстрочные примечания перепечатывают (через один интервал) на той странице, к которой они относятся. Страницы нумеруются, начиная с титульного листа, на который номер страницы не ставится. Номер расположен в середине верхнего поля страницы. Красная строка печатается с отступом в пять ударов.

Реферат состоит из введения, главной части и заключения. В нем должны присутствовать элементы исследования.

Каждая часть реферата: введение, заключение, раздел, глава, список литературы, приложение − начинаются с новой страницы.

Для написания реферата используется монографическая и статейная литература, не менее 5 источников должны быть не позднее последних пяти лет издания.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 221.