Тема 11. История и философия науки во второй половине XIX-XXI вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие науки в XIX в. Становление дисциплинарной структуры науки; открытия в области термодинамики, статической физики, электромеханики, появление теории электромагнитного поля; атомно-молекулярное учение в химии; дарвинизм и становление генетики; становление социологии, экономической теории и др. Возрастание роли науки в обществе.

Позитивизм, предпосылки появления, этапы его развития.

Классический позитивизм. О. Конт: критика метафизики, введение понятия «позитивная философия». Наука изучает не что, а как. Классификация наук, ее принципы. Закон трех стадий интеллектуальной жизни общества. Разработка методологии социальных наук: социальная статика и социальная динамика; объективный и субъективный методы; системный характер общества; типология социальных систем.

Г. Спенсер: универсальность идеи эволюции и закона сохранения энергии для наук. Учение об эволюции и ее видах; применение эволюционного подхода в социальных науках. Органическая теория общества. Развитие системного подхода.

Дж.С. Милль: введение термина «науки о духе»; обоснование индуктивной логики; утилитаризм.

Особенности позитивизма: эмпиризм, естественнонаучный идеал познания, критика метафизики, элиминация субъекта, количественные методы исследования, объективистский характер научного познания, формирование стандартной концепции науки.

 

Эмпириокритицизм (махизм). Предпосылки его возникновения: революция в естествознании (открытие электрона, явления радиоактивности, рентгеновских лучей, давления света, развитие неклассической математики, появление общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и др.). Кризис в физике. Формирование новой научной рациональности и картины мира - неклассической, ее черты.

Э. Мах: теория экономии мышления; идеал «чисто описательной» науки; теория «элементов мира» (снятие противоположности между физикой и психологией, отказ от понятия субстанции).

Р. Авенариус: принцип наименьшей траты сил, теория принципиальной координации, обоснование значения понятия опыта.

А. Пуанкаре: конвенционализм; интуиционизм в математике.

Энергетизм В. Оствальда. П. Дюэм (Дюгем): конвенционализм, обоснование значения истории науки, тезис Дюэма-Куайна.

 

Неопозитивизм. Сциентизм, отрицание возможности философии как теоретического познания. Философия должна анализировать языковые формы знания, лингвистический поворот в философии.  Идеал стандартной науки принцип верифицируемости. Венский кружок (М. Шлик, К. Гедель, Р. Карнап, К. Гемпель, Г. Рейхенбах и др.).

 Р. Карнап. Философское обоснование физики: теория языковых каркасов (философский анализ языка науки), исследование методов науки, выяснение взаимоотношений эмпирического и теоретического уровней познания. Критика крайнего операционализма и обоснование значения теоретических понятий. Взаимосвязь аналитических и синтетических суждений.

 

Аналитическая философия. Г. Фреге: развитие математической логики; различие между значением и смыслом языковых выражений; философия должна освободить себя от господства неотрефлектированного языка путем его логического анализа; учение об истине. Б. Рассел: концепция «нейтрального монизма»; концепция логического атомизма; разработка философских вопросов математики; теория дескрипций. А. Тарский: объектный язык и метаязык; разрешение логических парадоксов. К. Гедель: теорема Геделя.

Л. Витгенштейн: концепция логического анализа языка (логический атомизм, философия как критика языка); теория языковых игр – значение как употребление языка, идея «семейных сходств», формы жизни как формы языка, конвенционализм.

 

Постпозитивизм. Критика неопозитивизма и стандартной концепции науки. Недостаточность принципа верификации.

К. Поппер. Критика «бадейной теории», познание начинается с постановки проблем. Принцип фальсификации. Фаллибилизм; правдопобность, гипотетичность знания. Эволюционная эпистемология. Учение о «третьем мире» как мире объективного знания; бессубъектная эпистемология. Антипсихологизм. Критический рационализм. Логика социальных наук; понятие открытого общества, критика историцизма.

Т. Кун. Критика кумулятивизма и неопозитивизма. Историзм в понимании развития науки. Научная революция как коренная трансформация и смена ведущих представлений, как смена пардигм. Понятие парадигмы (дисциплинарной матрицы). Научное сообщество как логический субъект научной деятельности. Нормальная наука, задачи-гловоломки. Аномалии в науке. Прблема несоизмеримости парадигм.

И. Лакатос. Виды фальсификационизма, «утонченный фальсификационизм». Значение истории науки для построения логики развития научных теорий. История науки – это история конкурирующих научно-исследовательских программ. Нормативные правила исследовательских программ – «положительная эвристика» и «негативная эвристика». Структурные элементы исследовательских программ – «жесткое ядро» и «защитный пояс». Стадии в развитии исследовательских программ – прогрессивная и вырожденная. Проблема несоизмеримости теорий, возможность «прививки» исследовательских программ.

П. Фейерабенд. Эпистемологический анархизм. Принцип пролиферации теорий. Детерминация терминов теорий, нет теоретически нейтрального эмпирического языка науки. Тезис о несоизмеримости конкурирующих и сменяющих друг друга альтернативных теорий. Критика науки как современной формы идеологии. Отрицание рационального обоснования деятельности ученого и развития науки.

 

Феноменология. Предпосылки феноменологии: эмпириокритицизм, неокантианство, психологизм; их критика. Формирование феноменологии: Ф. Брентано, Э. Гуссерль, Т. Липпс, А. Райнах, М. Шелер, Г. Шпет, М. Хайдеггер, Г.Г. Гадамер, П. Рикер.

Феноменология Э.Гуссерля: критика психологизма; учение о феноменах; принцип «Назад к вещам, к опыту!»; феноменологическая редукция; интенциональность сознания; рефлексия и обнаружение смысловых сущностей. Понятие жизненного мира. Анализ кризиса европейских наук.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 193.