Тема 1. Наука как особый тип познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Познание как культурно-исторический процесс, как способ отношения человека к миру. Источники познания: стремление к объективному знанию ради его практического применения и стремление к ценностно-мировоззренческому знанию ради «правильной» жизни. Виды познания: практическое, мировоззренческое, научное.

Проблема демаркации науки и ненауки. Донаучное знание (обыденное знание, мифология, религия и др.). Вненаучное знание, околонаучное, псведонаучное знание.

Проблема возникновения науки, основные подходы к решению вопроса о времени и месте возникновения науки. Критерии научности: теоретичность, доказательность, систематизированность знания, стремление к объективности, развивающийся характер знания и др. Исторический характер критериев научности.

Научная рациональность, ее типы. В.С. Степин о трех типах научной рациональности (классической, неклассической, постнеклассической) и четырех научных революциях. Дисциплинарная структура науки.

Закономерности развития науки.

Сциентизм и антисциентизм.

Философия и наука: общее и различное. Проблема взаимосвязи науки и философии. Философия науки как раздел философии. Функции философии в науке: критическая, предпосылочная, обобщающее-экстраполирующая, эвристическая, ценностно-этическая, интегративная, коммуникативная, направляющая.

    

Тема 2. Наука как вид деятельности

     Профессия ученого, ее возникновение. М. Вебер «Наука как призвание и профессия». Основные элементы научно-исследовательской деятельности. Субъект и объект научного познания. В. Лекторский о субъекте и объекте, субъективном и объективном.

     Цель научного познания. Истина: основные подходы к ее трактовке (корреспондентский, когерентный, аксиологический); критерии истины (роль практики, верификации, фальсификации, эстетический, аксиологический, экзистенциальный критерии). 

Средства научного познания; научный метод, классификация методов.

Результат научного познания. Процесс научного исследования: научная проблема, понятие, постановка и решение научных проблем, классификация научных проблем. Эмпирический уровень научного исследования. Научный факт, фактуализм, теоретизм. Эмпирическое обобщение, эмпирический закон, классификация эмпирических законов. Теоретический уровень исследования: гипотеза, логическая структура гипотезы, принципы отбора гипотез, теория и ее роль в познании, классификация теорий.

Научное творчество. Познавательные способности, чувственный и рациональный уровни познания, их формы (ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение). Интуиция и ее роль в науке. Эмпиризм, рационализм, иррационализм.

Типология ученых. Личностные характеристики ученого. Профессиональная этика ученого, исследователя.

 

Тема 3. Наука как социальный институт

     Возникновение науки как социального института в XVII веке в Западной Европе (Английская и Французская Академии наук). Признаки институциализации. Институциализация науки в России, возникновение Академии наук, XVIII век. Институциональная структура современной российской науки, особенности организации российской науки. Региональная наука. Тенденции развития и особенности функционирования науки в России.

Научные сообщества, научные школы как формы организации науки. Научная коммуникация. Научные и научно-популярные издания (журналы, книги).

 

Тема 4. Наука и культура

     Проблема соотношения науки и культуры. М. Мамардашвили «Наука и культура». Культурные смыслы науки.

Социокультурные предпосылки науки. Социология знания (К. Мангейм, М. Малкей), А. Койре о философско-мировоззренческих предпосылках науки. Логико-культурные доминанты.

Ценности: вненаучные и внутринаучные. Стиль мышления и основания его типологии: онтологическое, гносеологическое, логико-методологическое, мировоззренческое. Познавательные идеалы, их связь с типами научной рациональности. Научная картина мира, ее типы. Соотношение социокультурной и научной рациональности.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 199.