Предпосылки возникновения структурализма как направления в гуманитарном знании. Ф. де Соссюр. Структурная лингвистика и распространение структурного метода на другие гуманитарные науки. Язык как система знаков, которые имеют смысл во взаимоотношении и благодаря отличиям. Соотнесение слова не с предметом, а с понятием. Субъект как пересечение структур («смерть автора»). Понимание культуры как системы знаков, совокупности знаковых систем.
Семиотика как наука о знаковых системах. Уровни исследования знаковых систем: синтактика, семантика, прагматика. Основные процедуры структурного метода.
Психоанализ и структурализм: Ж. Лакан. К. Леви-Стросс, исследование первобытной культуры. Семиотика Р. Барта. Ю. Лотман и Тартуская семиотическая школа. Московская семиотическая школа (Б. Успенский, В. Топоров и др.).
Постструктурализм. М. Фуко: воля к истине как воля к знанию. Дискурс, дискурсивная практика, дискурсивная формация. Эпистема (Ренессанс, классический период 17-18 вв., современность). Не история науки, а ее археология; значение прерывности. Децентрация субъекта, субъект как функция группировки дискурсов. Понятие «тотальной истории» в протиположность «глобальной истории».
Тема 17. Постмодернизм и социально-гуманитарные науки
Постмодернизм в культуре и философии, предпосылки его появления (изменение роли науки, изменение функционирования знания, виртуализация жизни, размывание критериев истины и др.). Основные представители: Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, У. Эко и др.
Основные идеи и понятия: изменение мышления (отсутствие метафоры зеркала, новое понимание восприятия, мир как продолжение тела, а не взгляда); изменение отношения к природе; иконический поворот; субъект как частичный наблюдатель; текстуализация познания; цитирование; нарратив как форма научного знания; коллаж и эклектика; деконструкция; множественность интерпретаций; критерии эффективности, целесообразности научного знания; эстетическая ценность науки, понимание научной деятельности как языковой игры, подчиненной эстетическим принципам; негативизм.
Список основной и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Бучило Н.Ф. История и философия науки. Учебник. М., 2012.
2. История и философия науки. Учебник для вузов // под общей ред. А.С. Мамзина и Е.Ю. Сиверцева. М., 2014.
3. Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История науки. Философско-методологический анализ. Учебное пособие для вузов. М., 2013.
4. Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие. М., 2012.
5. Степин В.С. История и философия науки. М., 2012.
Дополнительная литература:
1. Батурин В.К. Философия науки: учебное пособие. М., 2012.
2. История и философия науки // под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. М., 2011.
3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Учебное пособие. М., 2011.
4. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. М., 2008.
5. Мархинин В. Лекции по философии науки: учебное пособие. М., 2014.
6. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.
7. Огородников В.П. История и философия науки. М., 2011.
8. Останина О.А. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие. Киров, 2014 (Электронный ресурс).
9. Островский Э.В. История и философия науки: учебное пособие. М., 2012.
10. Торосян В.Г. История и философия науки. М., 2012.
11. Юлов В.Ф. История и философия науки. Учебное пособие. Киров, 2007.
12. Яковлев В.А. История и философия науки. Учебник. М., 2014.
Примерный перечень вопросов
к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
1. Наука как особая форма познания.
2. Предпосылки возникновения науки.
3. Проблема демаркации науки и не науки. Критерии научности (научной рациональности).
4. Научная рациональность, ее типы.
5. Закономерности развития науки.
6. Модели развития науки. Сциентизм и антисциетизм.
7. Наука и культура.
8. Наука как вид деятельности.
9. Субъект и объект научного познания. Уровни и формы научного познания.
10. Наука как социальный институт.
11. Современная российская наука.
12. Роль мировоззрения в науке. Функции философии в научном познании.
13. Преднаучные (протонаучные) знания в древневосточных цивилизациях.
14. Социокультурные предпосылки и особенности развития знания в Древней Греции.
15. Научные идеи древнегреческой натурфилософии и их значение (Милетская школа, Элейская школа, Демокрит, Гераклит).
16. Философия пифагорейцев и Платона. Идея математизации науки.
17. Философия Аристотеля и его научные идеи, их значение для развития науки.
18. Научные знания эллинистического периода.
19. Философия и наука Средних веков.
20. Арабская наука в Средние века.
21. Философия и наука эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Николай Коперник, Д. Бруно.
22. Становление классической науки: Г. Галилей и И. Ньютон.
23. Философские основания классической науки: Ф. Бэкон, Р. Декарт; проблема научного метода.
24. Философия науки Г. Лейбница.
25. Философия науки И. Канта.
26. Позитивизм О. Конта: классификация наук, философия и наука, критерии научности знания.
27. Позитивизм Г. Спенсера, Дж. С. Милля.
28. Махизм (эмпириокритицизм): предпосылки возникновения. Принципы науки (стандартная наука), философия и наука, проблема истины.
29. Неопозитивизм о соотношении философии и науки, принцип верификации, Карнап: идея «языковых каркасов»; принцип Дюэма-Куайна.
30. Аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн), ее проблемы.
31. Постпозитивизм: К. Поппер, эволюционная эпистемология.
32. Постпозитивизм: Т. Кун, о научных революциях, их структуре..
33. Постпозитивизм: И. Лакатос о методологии научно-исследовательских программ, П. Фейерабенд и познавательный анархизм.
34. Герменевтика как методология гуманитарных наук (Ф. Шлейермахер и В. Дильтей.
35. Принципы истолкования (Э. Бетти о канонах герменевтики). Методологическое значение герменевтики для социальных и естественных наук.
36. Герменевтика как фундаментальная онтология (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер.
37. Феноменология Э. Гуссерля: критика психологизма, идея философии как строгой науки, феноменологический метод, понятие жизненного мира.
38. Философия науки неокантианства. В. Виндельбанд и Г. Риккерт о разделении на науки о природе и культуре.
39. Учение М. Вебера об идеальных типах и социальном действии.
40. Структурализм, его методологическое содержание и значение для социально-гуманитарных наук.
41. Постструктурализм: основные идеи философии науки М. Фуко.
42. Основные идеи философии науки постмодернизма.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 297.