Тема 16. Структурализм и постструктурализм в социально-гуманитарных науках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предпосылки возникновения структурализма как направления в гуманитарном знании. Ф. де Соссюр. Структурная лингвистика и распространение структурного метода на другие гуманитарные науки. Язык как система знаков, которые имеют смысл во взаимоотношении и благодаря отличиям. Соотнесение слова не с предметом, а с понятием. Субъект как пересечение структур («смерть автора»). Понимание культуры как системы знаков, совокупности знаковых систем.

Семиотика как наука о знаковых системах. Уровни исследования знаковых систем: синтактика, семантика, прагматика. Основные процедуры структурного метода.

Психоанализ и структурализм: Ж. Лакан. К. Леви-Стросс, исследование первобытной культуры. Семиотика Р. Барта. Ю. Лотман и Тартуская семиотическая школа. Московская семиотическая школа (Б. Успенский, В. Топоров и др.).

  Постструктурализм. М. Фуко: воля к истине как воля к знанию. Дискурс, дискурсивная практика, дискурсивная формация. Эпистема (Ренессанс, классический период 17-18 вв., современность). Не история науки, а ее археология; значение прерывности. Децентрация субъекта, субъект как функция группировки дискурсов. Понятие «тотальной истории» в протиположность «глобальной истории».

 

Тема 17. Постмодернизм и социально-гуманитарные науки

Постмодернизм в культуре и философии, предпосылки его появления (изменение роли науки, изменение функционирования знания, виртуализация жизни, размывание критериев истины и др.). Основные представители: Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, У. Эко и др.

Основные идеи и понятия: изменение мышления (отсутствие метафоры зеркала, новое понимание восприятия, мир как продолжение тела, а не взгляда); изменение отношения к природе; иконический поворот; субъект как частичный наблюдатель; текстуализация познания; цитирование; нарратив как форма научного знания; коллаж и эклектика; деконструкция; множественность интерпретаций; критерии эффективности, целесообразности научного знания; эстетическая ценность науки, понимание научной деятельности как языковой игры, подчиненной эстетическим принципам; негативизм.

 

 

Список основной и дополнительной литературы

Основная литература:

 

1. Бучило Н.Ф. История и философия науки. Учебник. М., 2012.

2. История и философия науки. Учебник для вузов // под общей ред. А.С. Мамзина и Е.Ю. Сиверцева. М., 2014.

3. Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История науки. Философско-методологический анализ. Учебное пособие для вузов. М., 2013.

4. Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие. М., 2012.

5. Степин В.С. История и философия науки. М., 2012.

Дополнительная литература:

1. Батурин В.К. Философия науки: учебное пособие. М., 2012.

2. История и философия науки // под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. М., 2011.

3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Учебное пособие. М., 2011.

4. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. М., 2008.

5. Мархинин В. Лекции по философии науки: учебное пособие.           М., 2014.

6. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.

7. Огородников В.П. История и философия науки. М., 2011.

8. Останина О.А. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие. Киров, 2014 (Электронный ресурс).

9. Островский Э.В. История и философия науки: учебное пособие. М., 2012.

10. Торосян В.Г. История и философия науки. М., 2012.

11. Юлов В.Ф. История и философия науки. Учебное пособие. Киров, 2007.

12. Яковлев В.А. История и философия науки. Учебник. М., 2014.

Примерный перечень вопросов

 к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

1. Наука как особая форма познания.

2. Предпосылки возникновения науки.

3. Проблема демаркации науки и не науки. Критерии научности (научной рациональности).

4. Научная рациональность, ее типы.

5. Закономерности развития науки.

6. Модели развития науки. Сциентизм и антисциетизм.

7. Наука и культура.

8. Наука как вид деятельности.

9. Субъект и объект научного познания. Уровни и формы научного познания.

10. Наука как социальный институт.

11. Современная российская наука.

12. Роль мировоззрения в науке. Функции философии в научном познании.

13. Преднаучные (протонаучные) знания в древневосточных цивилизациях.

14. Социокультурные предпосылки и особенности развития знания в Древней Греции.

15. Научные идеи древнегреческой натурфилософии и их значение (Милетская школа, Элейская школа, Демокрит, Гераклит).

16. Философия пифагорейцев и Платона. Идея математизации науки.

17. Философия Аристотеля и его научные идеи, их значение для развития науки.

18. Научные знания эллинистического периода.

19. Философия и наука Средних веков.

20. Арабская наука в Средние века.

21. Философия и наука эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Николай Коперник, Д. Бруно.

22. Становление классической науки: Г. Галилей и И. Ньютон.

23. Философские основания классической науки: Ф. Бэкон, Р. Декарт; проблема научного метода.

24. Философия науки Г. Лейбница.

25. Философия науки И. Канта.

26. Позитивизм О. Конта: классификация наук, философия и наука, критерии научности знания.

27. Позитивизм Г. Спенсера, Дж. С. Милля.

28. Махизм (эмпириокритицизм): предпосылки возникновения. Принципы науки (стандартная наука), философия и наука, проблема истины.

29. Неопозитивизм о соотношении философии и науки, принцип верификации, Карнап: идея «языковых каркасов»; принцип Дюэма-Куайна.

30. Аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн), ее проблемы.

31. Постпозитивизм: К. Поппер, эволюционная эпистемология.

32. Постпозитивизм: Т. Кун, о научных революциях, их структуре..

33. Постпозитивизм: И. Лакатос о методологии научно-исследовательских программ, П. Фейерабенд и познавательный анархизм.

34. Герменевтика как методология гуманитарных наук (Ф. Шлейермахер и        В. Дильтей.          

35. Принципы истолкования (Э. Бетти о канонах герменевтики). Методологическое значение герменевтики для социальных и естественных наук.

36. Герменевтика как фундаментальная онтология (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер.

37. Феноменология Э. Гуссерля: критика психологизма, идея философии как строгой науки, феноменологический метод, понятие жизненного мира.

38. Философия науки неокантианства. В. Виндельбанд и Г. Риккерт о разделении на науки о природе и культуре.

39. Учение М. Вебера об идеальных типах и социальном действии.

40. Структурализм, его методологическое содержание и значение для социально-гуманитарных наук.

41. Постструктурализм: основные идеи философии науки М. Фуко.

42. Основные идеи философии науки постмодернизма.  

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.