Максимально 15 баллов
Задание 4
1. Голова боярыни Морозовой (1886), знаменитый этюд Сурикова к его шедевру «Боярыня Морозова», известный также под названиями "Этюд Кончаловских" и "Этюд с красной точкой". За правильный ответ – 2 балла |
2 Она не безучастна к тому, что происходит, и не смирилась со своей участью. Художник изобразил ее с поднятой вверх правой рукой с двуперстным знамением. Она пытается что-то сказать людям, которые столпились вокруг саней. Боярыня высоко подняла руку с двумя распрямленными перстами, чтобы все видели, что она не отреклась от своей веры. Я думаю, она говорит людям о том, чтобы они стояли за свою веру до конца». «А может быть, она говорит, что не надо ее жалеть, не надо плакать, надо верить и стоять за свою веру». У боярыни Морозовой худое, изможденное, мертвенно-бледное лицо. Щеки впалые, нос заострившийся, глубоко сидящие глаза». «У нее совершенно бескровное лицо и такая же рука. Руки и лицо худые, кажется, что даже ее богатая одежда стала ей велика». «Мне кажется, что это подчеркивает ее одежда: боярыня одета во все черное – цвет траура. «Взгляд исступленный, страшный, кажется, он испепелит каждого». «Этот взгляд говорит о том, что героиня не сломлена, она убеждена в своей правоте». «Она не жалуется, ее взгляд говорит о ее не сломленной воле». Поза говорит о внутреннем напряжении: судорожно вытянутые ноги, вцепившаяся в край саней рука, напряженно поднятая вверх правая рука. За правильный ответ – 15 баллов |
3. 3.Группировка может быть различной. Например: Как изображена боярыня Морозова? Безучастна ли она к происходящему, смирилась ли со своей участью? Мы не слышим, о чем говорит людям раскольница (перед нами живописное полотно, язык художника – краски). Но, я думаю, мы с вами можем понять, о чем она говорит в данную минуту. Как художник передал, что двуперстное знамение важно для боярыни? Как художник смог показать нам, что эту женщину везут из темницы, где она подверглась пыткам? Какие детали ее внешнего облика говорят об этом? О чем говорит нам взгляд главной героини картины? О чем говорит поза героини картины? За логику группировки – 2 балла |
4. Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы и др. За правильный ответ – 3 балла |
Максимально 20 баллов
Задание 5
Барокко |
За правильный ответ – 1 балл
Максимально 8 баллов
Задание 6
1. Горный король из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
2. Фурии из оперы Х. Глюка «Орфей и Эвридика».
3. Баба-Яга из фортепианного сочинения М. Мусоргского «Картинки с выставки».
4. Черт и Леший из оперы П. И. Чайковского «Черевички».
5. Сатана из симфонической картины М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе».
6. Кикимора из симфонической картины А. Лядова «Волшебное озеро».
7. Мефистофель из оперы Ш. Гуно «Фауст».
8. Фея Карабос из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица».
9. Черномор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»
10. Демон из оперы А. Рубинштейна «Демон».
За правильный ответ – 1 балл
Максимально 10 баллов
Задание 7
Готические витражи в храме являлись своего рода аналогом православных икон: это были изображения, способствовавшие созданию особого религиозного чувства. Особенно достижению этой цели помогал свет, проходящий сквозь витражные окна и купольные части. Он воспринимался как символ святости того, что было изображено на витражах. Средневековый человек воспринимал витраж как инструмент, который способен воздействовать на душу, просветлять ее и удерживать человека от совершения зла.
Тематика витражей в готический период касалась следующих сфер:
- библейские сюжеты (например, притча о блудном сыне), изображения святых;
- жизнь монархов, мир средневековой знати;
- рыцарские мотивы;
- бытовые сцены, связанные с работой городских и сельских жителей;
- мифологические сюжеты и герои: персонажи сказок, драконы, единороги, Солнце, Луна, Земля, знаки Зодиака, четыре стихии, олицетворяющие Вселенную и т.п.
На окнах соборов разворачиваются целые повествования о житии святых, о библейских героях, об истории монарших родов, о возникновении Вселенной, об основах мироздания. Витражи столь подробно иллюстрировали перечисленные сюжеты, что окна становились своеобразным эквивалентом рукописных текстов.
Обычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал определенный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ. Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневекового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном занятый праздниками и отдыхом. Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.