Всероссийской олимпиады школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников

По Искусству (мировой художественной культуре)

Учебного года

Класс

Задание 1

АкАр наКолон илезойК онтепан

 

 

Расшифрованное слово и номер соответствующего изображения. Страна    Значение понятия  
3. Арка Арка императора Тита Флавия была построена его братом Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в честь победы римского оружия в Иерусалимской войне, которая произошла в 1 веке н. э.
4. Колонна Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.
2. Колизей Колизей или Амфитеатр Флавиев — грандиозное архитектурное сооружение и величайшая арена античности, где проводились гладиаторские бои, травля диких зверей и казни преступников. Построен династией императоров Флавиев в период с 72 по 80 годы нашей эры.
1. Пантеон Пантеон — «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане

За каждый правильный ответ – 4 балла

За развернутый ответ «значения понятия» дополнительно по 1 баллу.

 

Культурно-историческая эпоха     Древний Рим, 753 г.до н.э. – 476 г.

За правильный ответ – 1 балл, указании хронологии 4 балла

Пример культурного наследия   Форум, базилика, табуларий, акведук, виадук. Апиева дорога, другие архитектурные постройки Древнего Рима.

За правильный ответ – 1 балл

Максимум за задание – 10 баллов.

 

 



Задание 2

Слова-символы Определения
БОСХ   Босх, Иероним ван Акен (ок. 1450—1516). Нидерландский живописец. Представитель ранненидерландского Возрождения. Ортодоксальный католик, член религиозного «Братства нашей любимой Госпожи», он, согласно сохранившимся документам, в 1480 завершил роспись оставленных не законченными его отцом панелей для церкви Св. Иоанна этого Братства. В 1480-е он унаследовал собственность отца и женился. В высшей степени необычная манера письма Босха на долгие времена сделала его одним из самых загадочных художников. Он имел мало общего с Яном ван Эйком или Рогиром ван дер Вейденом — мастерами, оказавшими наибольшее влияние на развитие художественного стиля Нидерландов ок. 1500. Сохранилось около 40 подлинных работ мастера, но ни одна из них не датирована, так что проблемы хронологии его творчества остаются нерешенными. При этом, однако, кажется убедительным, что его произведения, в которых он придерживается традиционных решений, например брюссельское «Распятие», относятся к раннему периоду. Лучшими из работ мастера признаются «Искушение Св. Антония» (Лиссабон; Национальный музей старого искусства), «Страшный Суд» (Вена, Галерея Академии изобразительных искусств), «Сад земных наслаждений» (Мадрид, Прадо).
ДЮРЕР   Дюрер, Альбрехт (1471—1528). Величайший немецкий живописец, рисоваль­щик, гравер и теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Воз­рождения. В детстве четыре личности оказали большое влияние на его станов­ление и художественную карьеру — отец, известный в свое время золотых и серебряных дел мастер, его крестник Антон Кобергер, один из наиболее известных печатников и издателей своего времени, Михаэль Вольгемут, худож­ник и аристократ, и гуманист Виллибальд Пиркгеймер. Самый ранний дошед­ший до нас автопортрет художника, исполненный им в технике резцовой гравюры на меди (возникшей в профессиональной среде ювелиров), когда ему было всего тринадцать лет (1484; Вена, музей Альбертина), демонстрирует поразительные способности и раннее мастерство мальчика. После завершения обучения он в 1490 совершает традиционное бакалаврское «путешествие по всей Германии». Предполагается, что он посетил Нидерланды, где были ведущие европейские северные школы живописи, побывал в Кольмаре, желая познако­миться с Мартином Шонгауэром, который, к несчастью, в год приезда Дюрера умер. В Базеле, как считается, он принял участие в изготовлении гравюр для издания «Корабля дураков» Себастина Бранта. После возвращения в Нюрнберг и женитьбы художник отправился в короткую поездку на север Италии. По возвращении из этой поездки Дюрер основал собственную мастерскую в Нюрнберге (1495), где вместе с созданием больших полотен в качестве живо­писца много внимания уделял гравюре. В 1498 художник издает серию гравюр «Апокалипсис». В 1505—1507 он совершает второе путешествие в Италию. По возвращении домой Дюрер создает серии гравюр «Страстей» на меди. В 1511 Дюрер переиздает «Апокалипсис», а также издает циклы гравюр «Жизнь Марии», «Большие Страсти», «Малые Страсти». В 1512—1519 Дюрер работает для императора Максимилиана. Он создает «Триумфальные ворота императора Максимилиана» — огромный лист, величиною ок. 3 м2, печатанный с 92 отдельных досок. В 1520—1521 совершает поездку в Нидерланды. В 1526 Дюрер создает свой шедевр — «Четырех Апостолов». Кроме задачи художественной, он хотел решить здесь задачу психологическую: представить характеристические особенности четырех темпераментов. В последние годы жизни (1527—1528) Дюрер работает над теоретическими трактатами «Руководство к измерению», «Наставление к укреплению городов», «Четыре книги о пропорциях».
РАФАЭЛЬ     Рафаэль Санти (1483 — 1520). Итальянский живописец и архитектор эпохи Высокого Возрождения. Первые художественные навыки получил у своего отца, второстепенного провинциального художника, работавшего в манере Умбрий-ской школы. Рафаэлю было 11 лет, когда его отец умер. Мальчик рано попал под влияние Перуджино и стал работать в его мастерской. Его ранние работы (1502—1504) исполнены в стиле учителя. Рафаэль был открыт, однако, и другим влияниям. И когда посетил Флоренцию ок. 1504, он быстро усвоил то новое, что увидел в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. В 1508 репутация художника была столь высока, что папа Юлий II пригласил его в Рим для росписей Ватиканского дворца. Работа над росписями станц и лоджий продолжалась с 1509 по 1519. В Риме он создает свой гениальный алтарный образ — «Сикстинскую мадонну» (ок. 1512; Дрезден, Картинная галерея). В 1513—1516 по заказу папы Льва X он создает серию картонов для будущих шпалер на сюжет «Деяния Апостолов» (вытканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста). Эти картоны были впоследствии приобретены английским королем Карлом I и в настоящее время являются бесценным сокровищем музея Виктории и Альберта в Лондоне. Удивительно хорошо сохранившиеся и тща­тельно отреставрированные в 1966, эти картоны наиболее значительные круп­номасштабные творения итальянского Ренессанса за пределами Италии. Поми­мо Ватикана, Рафаэль принимает участие в росписи виллы Фарнезина (1511— 1512), в убранстве капеллы Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1516). Как портретист Рафаэль создал образы многих своих современников — пап Юлия II, Льва X, а также Б.Кастильоне. Влияние искусства Рафаэля необычайно широким еще и потому, что многие его творения получили распространение в гравюрах Маркантонио Раймонди.
ТИЦИАН     Тициан (Тициане Вечеллио) (ок. 1488—1576). Родился в Пьеве ди Кадоре, умер в Венеции. В 1517 получил титул официального живописца Венецианской республики. Писал картины по заказам дворов Феррары, Мантуи, Урбино. В 1545 по приглашению папы Павла III посетил Рим; впоследствии находился в дружеских отношениях с Карлом V и Филиппом II, для которых с 1548 выполнил лучшие свои произведения. Совсем молодым начал обучаться живо­писи в Венеции у Себастьяно Цуккато, затем стал учеником Джентиле Беллини, потом Джованни Беллини. Однако основное значение имело для него творчество Джорджоне; важную роль сыграло также знакомство с искусством Альбрехта Дюрера, работавшего в Венеции в 1505—1506, Рафаэля и Микелан­джело. В живописи Тициана уже к концу первого десятилетия XVI века созерцательный мир Джорджоне уступает место необычайной жизненной пол-нокровности. И в ранних полотнах с их сочной красочностью, и в «маньерис-тических» работах зрелого периода, и в поздних творениях — в искусстве Тициана всегда торжествует человек во всей силе чувств и страстей.
ВЕРОНЕЗЕ     Веронезе, Паоло (собств. Кальяри) (ок. 1528—1588). Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Венецианская школа. Родился в Вероне. Его отец был скульптором. Ок. 1553 обосновался в Венеции и уже тогда был популярным художником. Его стиль вобрал в себя элементы техники Тициана, Дюрера, Пармиджанино. Его первым большим заказом было убранство церкви Сан Себастьяно в Венеции. Карло Ридольфи (итальянский историк живописи XVII века) утверждает, что Веронезе в 1560 посетил Рим. Быть может, это и так, но визит этот не оставил следа в его творчестве. В 1560-е он украсил своими панно виллы венецианской аристократии. Так, вилла Мазер — это триумф сотрудни­чества архитектора (Палладио), скульптора (Витториа) и художника. С этого времени у Веронезе большая мастерская, в которой под его руководством работают три его сына и брат. Он создает огромные композиции — в качестве декоративных панно они непревзойденные. К несчастью, его трактовки религи­озных тем далеко не всегда получали сочувствие церковного начальства, и в 1573 он вынужден был предстать перед Инквизицией по обвинению в недоста­точном пиетизме, в частности, в его картине «Пир в доме Левия» (Венеция, Академия). С 1577 Веронезе был занят главным образом декорированием комнат герцогского дворца в Венеции, незадолго до этого пострадавшего от пожара. В его творчестве нашла яркое выражение венецианская традиция радостной праздничной живописи.

Задание 3

Автор и название произведения:

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» А.С. Пушкин Везувий зев открыл

За правильный ответ – 2 балл (максимально 4 балла)

Средства живописи Средства поэзии  
Картина «Последний день Помпеи» изображает неистовство пробудившихся стихийных сил природы, готовых уничтожить все живое, грандиозную катастрофу, обрушившуюся на город. Но несмотря на трагизм происходящего и возможную обреченность, люди в картине воистину прекрасны, исполнены благородных чувств. Стремясь выразить разнообразные психологические состояния и оттенки чувств, охвативших жителей гибнущего города, Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины. Черный мрак навис над землей, кровавое зарево пылало у горизонта, вздрагивала земля, рушились здания, тьму разрывала ужасная молния, освещает ослепленных страхом людей. В лицах некоторых фигур узнаются черты современников, а в девушке с кувшином и в матери семейной группы — Юлии Самойловой. Все фигуры в картине поражают скульптурной объемностью и пластикой, кажется, их можно обойти кругом. Колорит резок, «краски горят и мечутся в глаза, дышат внутренней музыкой». В этой работе художник слил воедино тенденции классицизма, пылкость романтизма и черты новой, только зарождающейся школы реализма. И хотя падающие колонны парят в воздухе, пепел не испачкал ни одежд, ни лиц, не видно увечий и крови, впечатление от картины потрясает. В первых строчках автор показывает начало извержения вулкана: Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя. Широко развилось, как боевое знамя. Затем началось землетрясение: Земля волнуется... В результате стали шататься колонны, па жителей города обрушились каменный дождь и воспаленный прах

За правильный ответ – по 1 баллу за указанные выразительные средства (максимально 6 баллов)

Впервые в исторической картине изображено конкретное событие, в котором действуют не величавые герои, а обыкновенные люди. Увидав картину, восхищенный Пушкин написал стихотворение. Стремясь выразить разнообразные психологические состояния и оттенки чувств, охвативших жителей гибнущего города, Брюллов и Пушкин  построили картину событий как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой.  У Брюллова в картине связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины.

Максимально 15 баллов

Задание 4

1. Голова боярыни Морозовой  (1886), знаменитый этюд Сурикова к его шедевру «Боярыня Морозова», известный также под названиями "Этюд Кончаловских" и "Этюд с красной точкой". За правильный ответ – 2 балла
2 Она не безучастна к тому, что происходит, и не смирилась со своей участью. Художник изобразил ее с поднятой вверх правой рукой с двуперстным знамением. Она пытается что-то сказать людям, которые столпились вокруг саней. Боярыня высоко подняла руку с двумя распрямленными перстами, чтобы все видели, что она не отреклась от своей веры. Я думаю, она говорит людям о том, чтобы они стояли за свою веру до конца». «А может быть, она говорит, что не надо ее жалеть, не надо плакать, надо верить и стоять за свою веру». У боярыни Морозовой худое, изможденное, мертвенно-бледное лицо. Щеки впалые, нос заострившийся, глубоко сидящие глаза». «У нее совершенно бескровное лицо и такая же рука. Руки и лицо худые, кажется, что даже ее богатая одежда стала ей велика». «Мне кажется, что это подчеркивает ее одежда: боярыня одета во все черное – цвет траура. «Взгляд исступленный, страшный, кажется, он испепелит каждого». «Этот взгляд говорит о том, что героиня не сломлена, она убеждена в своей правоте». «Она не жалуется, ее взгляд говорит о ее не сломленной воле». Поза говорит о внутреннем напряжении: судорожно вытянутые ноги, вцепившаяся в край саней рука, напряженно поднятая вверх правая рука. За правильный ответ – 15 баллов
3. 3.Группировка может быть различной. Например: Как изображена боярыня Морозова? Безучастна ли она к происходящему, смирилась ли со своей участью? Мы не слышим, о чем говорит людям раскольница (перед нами живописное полотно, язык художника – краски). Но, я думаю, мы с вами можем понять, о чем она говорит в данную минуту. Как художник передал, что двуперстное знамение важно для боярыни? Как художник смог показать нам, что эту женщину везут из темницы, где она подверглась пыткам? Какие детали ее внешнего облика говорят об этом? О чем говорит нам взгляд главной героини картины? О чем говорит поза героини картины? За логику группировки – 2 балла
4. Утро стрелецкой казни, Меньшиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы и др. За правильный ответ – 3 балла

Максимально 20 баллов

Задание 5

Барокко

Максимально 8 баллов

 

Рококо Классицизм Романтизм Экспрессионизм Символизм Конструктивизм Неоклассицизм

Задание 6

1. Горный король из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».

2. Фурии из оперы Х. Глюка «Орфей и Эвридика».

3. Баба-Яга из фортепианного сочинения М. Мусоргского «Картинки с выставки».

4. Черт и Леший из оперы П. И. Чайковского «Черевички».

5. Сатана из симфонической картины М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе».

6. Кикимора из симфонической картины А. Лядова «Волшебное озеро».

7. Мефистофель из оперы Ш. Гуно «Фауст».

8. Фея Карабос из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица».

9. Черномор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

10. Демон из оперы А. Рубинштейна «Демон».

Задание 7

Готические витражи в храме являлись своего рода аналогом православных икон: это были изображения, способствовавшие созданию особого религиозного чувства. Особенно достижению этой цели помогал свет, проходящий сквозь витражные окна и купольные части. Он воспринимался как символ святости того, что было изображено на витражах. Средневековый человек воспринимал витраж как инструмент, который способен воздействовать на душу, просветлять ее и удерживать человека от совершения зла.

Тематика витражей в готический период касалась следующих сфер:

- библейские сюжеты (например, притча о блудном сыне), изображения святых;

- жизнь монархов, мир средневековой знати;

- рыцарские мотивы;

- бытовые сцены, связанные с работой городских и сельских жителей;

- мифологические сюжеты и герои: персонажи сказок, драконы, единороги, Солнце, Луна, Земля, знаки Зодиака, четыре стихии, олицетворяющие Вселенную и т.п.

На окнах соборов разворачиваются целые повествования о житии святых, о библейских героях, об истории монарших родов, о возникновении Вселенной, об основах мироздания. Витражи столь подробно иллюстрировали перечисленные сюжеты, что окна становились своеобразным эквивалентом рукописных текстов.

Обычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал опреде­ленный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ. Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневе­кового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном заня­тый праздниками и отдыхом. Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д.

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников

Дата: 2018-12-21, просмотров: 202.