Борьба Финляндии за автономию. Под напором революционного движения пролетариата царизм вынужден был сделать некоторые уступки и в национальном вопросе. После «кровавого воскресенья» (9 января) в национальных районах особенно широко развернулась борьба с царизмом. Рабочие столицы Финляндии— Гельсингфорса — одни из первых организовали всеобщую стачку протеста против расправы Николая II над рабочими. Наряду с общепролетарскими требованиями, финские рабочие выдвигали и лозунги национально-освободительного характера. Финская буржуазия пыталась договориться с царизмом о восстановленни в Финляндии конституции.
Октябрьская политическая стачка в России была поддержана финскими рабочими, объявившими всеобщую стачку в Финляндии. Финские рабочие организовали красную гвардию и готовились к восстанию.
Всероссийская стачка рабочего класса заставила царизм уступить в финляндском вопросе. 22 октября 1905г. Николай II издал манифест о восстановлении конституции в Финляндии.
Финская буржуазия сочла свои требования выполненными и стала готовиться к выборам нового сейма. Финские меньшевики, во всём поддерживая буржуазию, сеяли в массах конституционные иллюзии и призывали рабочих и крестьян прекратить вооружённую борьбу с царизмом.
Борьба в Польше за национальное освобождение. После 9 января в Польше шли непрерывные стачки. В городах и сёлах устраивались многочисленные митинги, принимавшие резолюции с требованием автономии Польши. Крестьяне отказывались уплачивать подати, отбывать воинскую повинность, изгоняли царских чиновников.
Осенью национальное движение в Польше прнняло широкие размеры. После октябрьской всеобщей стачки революционная борьба польского народа подошла вплотную к вооружённому восстанию. Это напугало польскую буржуазию, и она предала движение, войдя в соглашение с русскими либералами.
Осенью 1905г. царизм объявил Польшу на военном положении. Но ноябрьская политическая забастовка петербургских рабочих заставила правительство отменить военное положение. Это показало польскому народу, что верным его союзником является только русский пролетариат.
Национальное движение на Украине и в Белоруссии. Революционная борьба рабочих Украины и Белоруссии в 1905г. развёртывалась в полном единении с борьбой русского пролетариата.
Используя ослабление самодержавия в результате революционного движения, украинцы добились возможности издания книг и газет на украинском языке. Часть украинских мелкобуржуазных националистов, образовавших революционную украинскую партию (РУП), добивалась автономии Украины и передачи власти автономному украинскому сейму. Программа «руповцев», не отличавшаяся от кадетской, требовала передачи земли крестьянам за выкуп. Кроме РУП, на Украине в 1905г. действовали «Украинский социал-демократический союз», «Спилка» (союз) меньшевистского направления и «Украинская партия эсеров». Националистические лозунги этих организаций не имели успеха среди украинских рабочих и крестьян, добивавшихся свержения русского царизма в братском союзе с русскими рабочими.
В Белоруссии, как и на Украине, национальное движение стремилась возглавить «Белорусская социалистическая громада», опиравшаяся на кулацкие элементы белорусского крестьянства. В январе 1906г. в Минске состоялся её съезд, который потребовал автономии Белоруссии и создания федерации в составе Белоруссии, Литвы, Латвии и Украины с общим сеймом в городе Вильно. «Белорусская громада» требовала наделения крестьян землёй с выкупом её у помещиков.
Большую роль в национальном движении как на Украине, так и в Белоруссии играло учительство, создавшее свои «спилки» и «просвиты» (культурно-просветительные общества). «Просвиты» распространяли литературу на украинском и белорусском языках, открывали сельские библиотеки-читальни, устраивали спектакли, концерты и литературные вечера. Основной задачей «просвит» была пропаганда просвещения на родном языке.
Но все эти партии и группы не могли возглавить широкого национально-освободительного движения: они отказывались от революционной борьбы и от боевого союза с революционным русским пролетариатом, они не связывали задач национального движения с борьбой крестьянства за землю. Выдвигая лозунги национального движения, они скрывали от масс, что главным врагом народа было царское самодержавие, свержение которого могло быть осуществлено только общими усилиями рабочих и крестьян всех национальностей.
Революционно-освободительная борьба народов Закавказья. Национальное движение в 1905г. в Закавказье приняло более определённый классовый и революционный характер, чем в других национальных районах. Благодаря руководству социал-демократов, воспитанных товарищем Сталиным, рабочее и крестьянское движение в Грузии, особенно в Гурии, достигло значительного подъёма. Не только в городах, но и в сёлах шла открытая подготовка восстания против царизма.
В течение всего 1905г. происходили массовые забастовки, демонстрации и митинги, производились денежные сборы на революционные цели, в деревнях формировались «красные сотни» и крестьянские комитеты. Крестьяне поднимались против помещиков и изгоняли их из имений. Помещики при содействии властей организовали свои вооружённые отряды («чёрные сотни»). Во многих местах Грузии население отказывалось признавать царский суд и полицию.
Попытки грузинских националистов, в том числе грузинских меньшевиков, захватить в свои руки руководство движением потерпели неудачу. Рабочие и крестьяне Грузии в 1905г. пошли за большевиками.
В Азербайджане национально-освободительным движением руководили бакинские большевики, создавшие для этой цели специальную организацию «Гуммет» («Энергия»), Она развернула большую работу среди наиболее отсталой и забитой части бакинских рабочих-азербайджанцев. В результате разъяснительной работы большевиков сознательные рабочие-азербайджанцы вместе с русскими рабочими добились прекращения в феврале 1905г. армяно-азербайджанской резни. В августовской стачке рабочих-нефтяников впервые участвовало уже большинство рабочих-азербайджанцев, начинавших понимать необходимость единого классового движения. Помещики и нарождавшаяся местная буржуазия пытались отвлечь азербайджанских рабочих и крестьян от участия в революционной борьбе. В городе и деревне шла усиленная религиозно-националистическая агитация «панисламистов», проповедовавших объединение всех мусульман в самостоятельное мусульманское государство под руководством буржуазно-феодальной верхушки и духовенства. Агитация панисламистов поддерживалась из Турции. «Гуммет» неустанно разоблачал прикрываемые религиозным флагом реакционные планы эксплуататоров азербайджанского народа.
Большевики в революции 1905 года боролись за ленинскую программу по национальному вопросу. Товарищ Сталин формулировал её следующим образом: «...полная демократизация страны, как основа и условие решения национального вопроса ... право самоопределения, как необходимый пункт в решении национального вопроса... областная автономия, автономия таких определившихся единиц, как Польша, Литва, Украина, Кавказ и т.п... Итак, национальное равноправие во всех его видах (язык, школы и пр.), как необходимый пункт в решении национального вопроса» (Сталин, Соч., т. 2, стр. 360—361, 363).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 293.