Когнитивная психотерапия, или когнитивная— распространённая форма психотерапии, основанная на предположении, что причины психологических проблем и нервно-психических расстройств человека кроются в ошибках мышления, и направленная на изменение нелогичных или нецелесообразных мыслей и убеждений человека, а также дисфункциональных стереотипов его мышления и восприятия. В ходе когнитивной психотерапии пациент учится решать проблемы и находить выходы из ситуаций, прежде казавшихся ему непреодолимыми, при этом он переосмысливает и корректирует своё мышление. Когнитивный терапевт помогает пациенту учиться мыслить и действовать более реалистично и адаптивно, тем самым устраняя беспокоящие его симптомы.
Основателем когнитивной психотерапии является Аарон Бек. Бек первоначально получил психоаналитическую подготовку, но, разочаровавшись в психоанализе, создал собственную теорию депрессии и новый метод лечения аффективных расстройств, который и получил название когнитивной терапии.
Её основные положения он сформулировал независимо от Альберта Эллиса, разработавшего в 50-е годы похожий метод рационально-эмоциональной психотерапии. Различия между теориями Эллиса и Бека состояли в том, что Эллис был склонен искать универсальные для всех эмоциональных расстройств содержательные характеристики когнитивных процессов, а Бек попытался дифференцировать различные эмоциональные состояния на основе когнитивного содержания. По мнению Эллиса, его подход также в большей степени, чем когнитивная терапия, делает упор на эмоционально-воспоминательно-(эвокативно-) эмпирические способы. Кроме этого, в модели Эллиса первоначальное восприятие раздражителя и автоматических мыслей не обсуждается и не подвергается сомнению. Психотерапевт не обсуждает достоверность, а только выясняет, как пациент оценивает раздражитель; таким образом, основной акцент делается на оценке раздражителя, в отличие от подхода Бека. Но в целом бо́льшая конкретность, целенаправленность и индивидуализированность подхода Бека привела к тому, что именно ему отводится ведущая роль в разработке данного направления в психотерапии.
Принципы когнитивной терапии
Принцип 1. Когнитивная терапия основывается на постоянно развивающейся формулировке терапевтического случая в терминах когнитивной терапии.
Принцип 2. Когнитивная терапия требует создания прочного терапевтического альянса.
Принцип 3. В когнитивной терапии особое значение придается сотрудничеству и активному участию.
Принцип 4. Когнитивная терапия ориентирована на цель и сфокусирована на проблеме.
Принцип 5. В когнитивной терапии основное внимание уделяется настоящему, особенно в начале лечения.
Принцип 6. Когнитивная терапия — это образовательная терапия, цель которой — научить пациента быть самому себе терапевтом.
Принцип 7. Когнитивная терапия ограничена во времени.
Принцип 8. В процессе когнитивной терапии сессии структурированы. Независимо от диагноза и этапа лечения когнитивный терапевт стремится на каждой сессии строго придерживаться определенного плана.
Принцип 9. Когнитивная терапия учит пациентов распознавать и оцениватъ их дисфункциональные взгляды и убеждения и находить на них адаптивные ответы.
Принцип 10. Техники когнитивной терапии направлены на изменение мышления, настроения и поведения пациента.
Основные понятия
1. Схемы. Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть:
o Адаптивными/неадаптивными.
o Позитивными/негативными.
o Идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия — неадаптивные, негативные, идиосинкразические.
2. Автоматические мысли. Это мысли, которые мозг продумывает настолько быстро, что они не успевают отразиться в словах во внутреннем диалоге, который человек обычно ведёт с самим собой, когда принимает решение. Однако при этом такие мысли успевают вызвать эмоции и влияют на принятие решений.
Основные характеристики автоматических мыслей:
o Рефлекторность.
o Свёрнутость и сжатость.
o Неподвластность сознательному контролю.
o Быстротечность.
o Персевераторность и стереотипность. После того как мысли становятся автоматическими, они больше не являются следствием размышлений или рассуждений, а вызывают чувства или действия мгновенно и субъективно воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающим нелепыми или противоречат очевидным фактам. Примеры: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством»(Актуально для сдачи ГОС экзаменаJ), «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно, поэтому я отказываюсь от любых сложных дел».
3. Когнитивные ошибки. Это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы, непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды:
o Произвольные умозаключения — извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.
o Сверхобобщение — умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией.
o Избирательное абстрагирование — фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных её особенностей.
o Преувеличение и преуменьшение — противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно преуменьшая свои возможности с ней справиться.
o Персонализация — отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле.
o Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление, или максимализм).
o Долженствование — чрезмерное фокусирование на «я должен» поступать или чувствовать определённым образом, без оценки реальных последствий такого поведения или альтернативных вариантов. Часто возникает из-за навязанных в прошлом стандартов поведения и схем мышления.
o Предсказывание — индивид считает, что может точно предсказать будущие последствия определённых событий, хотя он не знает или не учитывает всех факторов, не может правильно определить их влияние.
o Чтение мыслей — индивид считает, будто точно знает, что по этому поводу думают другие люди, хотя его предположения не всегда соответствуют реальности.
o Наклеивание ярлыков — ассоциирование себя или других с определёнными шаблонами поведения или негативными типажами.
Когнитивная терапия в видении Бека — это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:
● Обнаруживать свои негативные автоматические мысли.
● Находить связь между знаниями, аффектами и поведением.
● Находить факты «за» и «против» автоматических мыслей.
● Подыскивать более реалистичные интерпретации для них.
● Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.
Методы выявления и корректировки автоматических мыслей:
○ Методика прекращения: громкая команда себе «прекратить!» .
○ Методика повторения: повторить несколько раз правильный образ мышления, чтобы разрушить сформировавшийся стереотип.
○ Метафоры, притчи, стихи: терапевт использует такие примеры, чтобы объяснение было более понятным.
○ Модифицирующее воображение: пациент активно и постепенно меняет образ от негативного к более нейтральному и даже позитивному.
○ Позитивное воображение: положительный образ заменяет отрицательный и оказывает релаксирующее действие.
○ Конструктивное воображение (десензитизация): пациент ранжирует вероятность ожидаемого события, что приводит к тому, что прогноз лишается своей глобальности и неизбежности.
(Следует добавить про техники: Сократический диалог, падающая стрела, рационально-эмоциональная игра – когда клиент по очереди исполняет одну из этих ролей).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 305.