Задачи и методы патопсихологического исследования в судебно-психиатрической экспертизе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Дифференциальная диагностика. Выделение патопсихологических симптомокомплексов нарушений и особенностей познавательной деятельности.

2) Определение степени выраженности (глубины) нарушений психической деятельности. Данная задача ставится при сомнениях экспертов-психиатров при определении способности больного адекватно понимать значение своих поступков и полноценно их регулировать. Включает также:

- насколько развита познавательная сфера (общий уровень развития): выявление общего уровня развития восприятия, памяти, мышления и т.п.

- общая осведомленность

- обучаемость

- способность ориентироваться в житейских ситуациях

- уровень развития эмоциональной волевой регуляции

Дополнительные задачи:

1) Определение структуры нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Выявление качественных особенностей отражательных и регуляторных структур, соотношения их сохранных и нарушенных компонентов важно для экспертного определения способности подэкспертного осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

2) Определение установок испытуемых. Прежде всего это симуляции

Роль патопсихологического исследования при дифференциальной диагностике психических заболеваний. Патопсихологический симптомокомплекс.

Основные сложности в дифференциальной диагностике связаны с различными реактивными наслоениями на психическую деятельность вследствие привлечения к уголовной ответственности и с преобладанием в практике судебно-психиатрической экспертизы смешанных и стертых форм психической патологии. Некоторые патопсихологические показатели нарушений психической деятельности чаще встречаются при одних видах патологии, некоторые – при других. В тоже время эти показатели не являются нозологически специфичными. В связи с этим перспективным путем представления патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики является выделение патопсихологических симптомокомплексов нарушений и особенностей познавательной деятельности.

Патопсихологический симптомокомплекс – сочетание признаков нарушений психической деятельности, её сохранных сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности, объединенных психологическими механизмами функционирования личности.

Патопсихологический симптомокомплекс помогает выявить факторы, лежащие в основе тех или иных патопсихологических синдромов.

Симптомокомплекс при шизофрении (неадекватность ассоциаций с их выхолощенностью, бессодержательностью; латентные признаки при обобщении, некритичность мышления и т.п.)

Симптомокомплекс при органическом психическом расстройстве (нарушения познавательной деятельности, связанные со снижением интеллекта. Обстоятельность суждений, застревание на несущественных деталях и т.п. )

Симптомокомплекс при психопатии (эмоциональная насыщенность ассоциаций, претензиозность суждений, преобладание оценочных комментариев)

 

Патопсихологическое определение степени выраженности психических расстройств.

Данная задача ставится при сомнениях экспертов-психиатров при определении способности больного адекватно понимать значение своих поступков и полноценно их регулировать. Включает:

- насколько развита познавательная сфера (общий уровень развития): выявление общего уровня развития восприятия, памяти, мышления и т.п.

- общая осведомленность

- обучаемость

- способность ориентироваться в житейских ситуациях

- уровень развития эмоциональной волевой регуляции

 

Симуляция и её разновидности.

· Симуляция – желание предъявить симптомы расстройства, которого в реальности нет

· Агграция – стремление усилить симптомы, которые есть

· Сюрсимуляция – больной с одним расстройством симулирует другое

· Метасимуляция – пациент в настоящее время не имеет симптомов расстройства, ранее переживаемое им. Но представляет их актуальными

· Диссимуляция – пациент страдает расстройством, но скрывает его.

 

 Организационно-правовые основы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Основание экспертизы – постановление следователя, прокурора, судьи или определение суда.

Орган или лицо, назначившие экспертизу, предоставляют экспертом все объекты и материалы дела, необходимые для исследований и дачи заключения.

Повод для проведения экспертизы – состоит на учете, серийность, жестокость, тяжкость правонарушений, неадекватное поведение, несовершеннолетие преступника.

Вопросы к психиатру от суда

Права и обязанности эксперта:

1) Знакомиться с материалами дела, относящиеся к предмету экспертизы

2) Ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов (характеристики, истории болезни)

3) Участвовать с разрешения судьи или следствия в процессуальных действиях и задавать вопросы.

4) Давать заключения в пределах своей компетенции. В том числе по вопросам, не запрашиваемых, но относящихся к делу.

5) Подавать жалобы на действия судебно-следственных органов, ограничивающих его права.

6) Отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных познаний, в том числе при недостатке материалов.

Эксперт не имеет права:

1) Вести переговоры с участниками процесса без ведома следователя и суда.

2) Самостоятельно собирать материал для экспертизы.

3) Проводить исследования без ведома суда. И если это приведет к уничтожению объекта.

4) Давать заведомо ложные заключения

5) Разглашать данные предварительного расследования

6) Уклоняться от явки по вызову следователями или в суд.

Ответственность эксперта:

1) Ответственность за дачу заведомо ложного заключения

2) За разглашение данных предварительного следствия

 

 Виды комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

1) По месту и условиям проведения:

· Амбулаторная (за 1 день)

· В зале судебного заседания

· Стационарная ( в течение 30 дней)

2) По процессуальному положению подэкспертного лица:

· Подозреваемый

· Обвиняемый

· Подсудимый

· Свидетель

3) По предмету экспертизы:

· Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого и их влияния на его поведение во время совершения инкриминирующего деяния. (Аспект индивидуализации наказания, Органическая вменяемость)

· Экспертиза аффекта у обвиняемого во время совершения инкриминируемого деяния

· Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Полная уголовная ответственность с 18 лет. По тяжелым преступлениям – с 14.

· Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания

· Экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершенных с ним действий или оказывать сопротивление

· Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством (доведение до самоубийства, самоубийство как одно из последствий совершенных против него действий)

Методы экспертного психодиагностического исследования. Классификация.

Наиболее общая классификация психодиагностических методов выделяет три крупные группы.

Первую группу составляют методы, позволяющие получить L-данные путем регистрации реального поведения человека. В рамках деятельности эксперта-психолога к этой группе можно отнести:

· метод наблюдения во время клинико-психологической беседы и проведения экспериментально-психологического исследования,

· анализ дневниковых записей среднего медицинского персонала о поведении подэкспертных во время проведения стационарной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы,

· анализ показаний свидетелей и других материалов уголовного дела, в которых фиксируются особенности поведения подэкспертного лица.

Вторая группа - Q-данные, полученные путем различных опросников и других методов самооценки и самоотчета. В судебной экспертизе используются разнообразные методы стандартизированного самоотчета, включающие отличающиеся друг от друга техники психодиагностики (опросники, шкалирование, выбор, классификация и т.п.) и направленные на исследование различных сторон личности, психических состояний, структур самосознания, отдельных психических процессов, интеллекта и пр.

Третью группу составляют Т-данные, получаемые при непосредственном экспериментальном исследовании испытуемых. В рамках деятельности эксперта-психолога - это обычно методы, используемые в классическом патопсихологическом экспериментальном исследовании познавательных процессов и уровня интеллектуального развития.

Классификация психодиагностических методов по процедуре исследования:

а) Биографический метод.

Психологический анализ материалов уголовного дела состоит из следующих основных компонентов:

· изучение объективного анамнеза жизни подэкспертного лица - по документам, отражающим его жизненный путь; показаниям родственников, друзей, сослуживцев и т.п.; по медицинской документации (истории болезни, медицинские карты, акты судебно-психиатрической экспертизы и др.);

· изучение субъективного анамнеза жизни - по показаниям подэкспертного лица, по данным клинико-психологической беседы;

· изучение динамики психической деятельности подэкспертного лица в интересующий судебно-следственные органы период времени - по показаниям свидетелей; по показаниям подэкспертного лица во время следствия и судебного разбирательства (в случае, когда подэкспертный является обвиняемым или подсудимым - и из явки с повинной и чистосердечного признания); из следственных экспериментов и выхода на место происшествия; из материалов других экспертиз (в первую очередь - судебно-медицинских и судебно-психиатрических).

б) Наблюдение. Включает в себя наблюдение подэкспертного во время проведения экспертизы, а также просмотр различных видеоматериалов (если имеются видеозаписи допросов, выхода на место происшествия).

в) Диалоговые методы. Основной диалоговый метод - это беседа, которая при обследовании несовершеннолетних и малолетних подэкспертных (свидетелей, потерпевших по делам об изнасилованиях) может дополняться различными игровыми интерактивными методами. Основные функции беседы - установление доверительного контакта с подэкспертным, собирание биографических сведений, анализ субъективного отчета о динамике психического состояния в интересующей суд и следствие ситуации, ее смыслового восприятия и осмысления, диагностика особенностей самосознания, личностных черт, особенностей характера, эмоционального реагирования, реакции на стресс, фрустрации, конфликтов и других свойств личности.

г) Объективные тесты. Характеризуются наличием правильных или нормативных ответов. В деятельности эксперта-психолога обычно используются психометрические методы (типа тестов Векслера, Равена), позволяющие измерить уровень интеллектуального развития, и классические патопсихологические методы исследования познавательных процессов - внимания, памяти, мышления (10 слов, Опосредованное запоминание по Леонтьеву, Пиктограмма, Классификация предметов, Исключение понятий, Исключение предметов, Сравнение понятий, Аналогии, Счет по Крепелину, Проба Бурдона, Отсчитывание, Таблицы Шульте и др. [3,8]), с акцентом на качественный анализ данных, отличающихся от нормативных.

д) Стандартизированные самоотчеты.

· Тесты-опросники. Опросники могут основываться на клини-ко-психологической типологии личности (MMPI), типологии черт личности (16-факторный опросник Кеттелла), характера (опросник Шмишека, ПДО А.Е. Личко), темперамента (опросник Стреляу, EPI Айзенка), отдельных черт личности и психических состояний (опросник субъективной локализации контроля Роттера, агрессии Басса-Дарки, тревожности Спилбергера и др.).

· Субъективное шкалирование. Чаще всего в судебно-психологической экспертизе применяют шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн или более сложные техники выявления личностных конструктов по Келли (репертуарные решетки и др.).

е) Проективные техники.

ж) Анализ продуктов спонтанного творчества. Применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога есть рисунки, картины, литературные произведения подэкспертного.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 314.