Развивать противоречия (несоответствие между целями в жизни, ценностями пациента и результатами его поведения в настоящее время)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одновременное желание продолжать приносящее удовольствие употребление ПАВ и не иметь негативных последствий такого поведения сильно затрудняет принятие пациентом решения об изменении проблемного поведения. Жизненные ситуации, в которых пациент осознаёт некоторое несоответствие между его актуальным потреблением ПАВ и связанных с этим проблем, а также между его реальной жизнью и той, которую он хотел иметь, облегчает задачу по мотивированию пациента к изменению поведения, создающего угрозу здоровью и благополучию. Наличие и нарастание противоречий между существующим поведением и смыслом жизни, её целями и ценностями пациента вызывает внутренний конфликт, постоянный дискомфорт и мотивируют пациента изменять текущее поведение. Мотивационное консультирование направлено на осознание и усиление несоответствия между поведением пациента в настоящее время и более широким спектром целей, ценностей, присутствующих в его внутренней картине мира. Это необходимо для того, чтобы он сам, а не специалист, определил собственные цели и ценности, и выражал собственные мотивы для изменения поведения.

Применение консультантом приема мотивационного консультирования  «Открытые вопросы» может побуждать пациента к поиску собственных причин для изменения поведения. Этот приём важен для того, чтобы пациент смог начать думать и говорить о своем рискованном поведении, о потреблении ПАВ. Примерами таких вопросов, усиливающих противоречия во внутреннем мире пациента, могут служить такие вопросы: «Вы как-то оцениваете свою зависимость от ПАВ?», или « Какие положительные моменты Вы видите в употреблении алкоголя?», «Какие минусы Вы видите в употреблении ПАВ?». Использование открытых вопросов также помогает клиенту принять ответственность за свой выбор употреблять ПАВ, за направленность своего поведения.

Преодолевать сопротивление.

Любой человек, сталкивающийся с  изменением привычного  образа жизни и не  понимающий возникающих в результате этого преимуществ, начинает испытывать чувство сопротивления. Сопротивление изменениям является естественным  феноменом человека, не готового к изменениям, неуверенным в их необходимости и видящим в них негативный смысл, угрозу для себя. Оно возникает при отсутствии собственных внутренних мотивов изменить проблемное поведение или в результате оказываемого извне принуждения к изменению поведения. Нежелание изменять привычное, приносящее удовольствие поведение может быть связано и со страхом осуждения окружающими фактов злоупотребления алкоголем, употребления наркотиков и получения от общества клейма «алкоголик», «наркоман».

Пациент может проявлять сопротивление изменениям в явной и скрытой форме. Он может не желать предоставлять консультанту информацию об употреблении ПАВ совсем, или предоставлять её ограниченно, высказывать сомнения в компетенции консультанта, возражать против вмешательства в его проблему посторонних лиц или отрицать наличие проблемы с употреблением ПАВ.

В.Миллером и С.Рольник выделены четыре типа сопротивления изменениям поведения, связанного с злоупотреблением алкоголя и наркотиков: вступление в спор, прерывание беседы, отрицание и игнорирование.

Вступая в спор, пациент может оспаривать правильность высказываний специалиста, проявлять сомнения в отношении его суждений, обесценивать его как личность или начать открыто проявлять враждебность к консультанту. Стремясь защитить себя, не желая изменять свое поведение, пациент может перебивать консультанта, прерывать его речь, прерывать беседу. Сопротивление в виде отрицания проявляется в нежелании признать наличие проблемы употребления ПАВ, в оправдании себя, в преуменьшении возможных последствий и в утверждениях об отсутствии для него опасности для здоровья, связанной с эпизодическим приемом наркотиков или злоупотреблением алкоголем. Демонстрируя отсутствие внимания к консультанту, не отвечая на его вопросы или отвлекаясь от темы,  пациент демонстрирует такой вариант сопротивления как игнорирование (12).

Ощутив сопротивление изменениям поведения со стороны пациента, специалист не должен вступать в конфронтацию с ним и избегать действий, которые бы провоцировали или повышали сопротивление. Высказывание специалистом аргументов в пользу изменений поведения дает возможность пациенту оспаривать их, что снижает эффективность проводимого вмешательства и возможность его дальнейшего проведения. Чем интенсивнее сопротивление, тем меньше вероятность изменений проблемного поведения. Демонстрация сопротивления даёт специалисту важную информацию о том, что пациент не совет понимает важность изменений, их необходимость и сомневается в своих способностях осуществить их. Специалисту необходимо проанализировать конкретную ситуацию, вызвавшую сопротивление и попытаться определить причины, вызвавшие её.

Для преодоления сопротивления специалист может использовать следующие стратегии поведения. К сопротивлению клиента следует проявлять уважение, так как оно является результатом его многолетнего опыта, с которым он был вынужден жить, и от которого теперь должен отказаться. Необходимо принимать пациента полностью, таким, какой он есть и не отвечать сопротивлением на сопротивление. Сопротивление пациента является для консультанта сигналом того, что он двигается к изменениям слишком быстро, ожидает слишком больших перемен на настоящий момент, к которым пациент ещё не готов в данный момент. Поведение консультанта в преодолении сопротивления должно быть гибким. Как отмечает В.Миллер «вместо того, чтобы сопротивляться удару, лучше принять и усилить его, что лишит противника равновесия». Консультант должен стремиться понять истоки сопротивления и проявлять готовность разрешать проблему исходя из позиции собеседника. Ему нельзя осуждать пациента за проявление сопротивления, которое необходимо ему в данный момент и является его выбором способа преодоления проблемы. Он сам выбирает свой вариант поведения, а консультант может предложить альтернативные варианты поведения и не злоупотреблять руководящими указаниями  в ходе консультирования. Сталкиваясь с сопротивлением, консультант должен отражать его в своём поведении, речи и давать возможность пациенту размышлять над обратной связью. Понимание того, что сопротивление символизирует начало процесса изменений поведения пациента, мотивирует его на терпеливое продолжение работы и вселяет оптимизм.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 244.