Преподаватель индивидуально оценивает каждого студента по предложенным ниже утверждениям в баллах – максимальное количество 30 баллов.
Максимально 5 баллов:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной дисциплины, а также по основным вопросам, выходящим за её пределы................................................... 5 баллов;
· систематизированные, глубокие знания по всем разделам учебной дисциплины............. 4 балла;
· недостаточно полные и систематизированные знания по программе дисциплины........... 3 балла;
· недостаточный объём знаний в рамках программы дисциплины........................................ 2 балла;
· фрагментарные знания в рамках программы дисциплины..................................................... 1 балл;
· наличие в ответе грубых смысловых ошибок или отказ от ответа..................................... 0 баллов;
Максимально 5 баллов:
· точное использование профессиональной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы............................................................................................................. 5 баллов;
· использование профессиональной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы............ 4 балла;
· использование необходимой профессиональной терминологии, стилистически не всегда грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы.......... 3 балла;
· некорректное использование профессиональной терминологии, неумение делать выводы без существенных ошибок............................................................................................................... 2 балла;
· слабое владение профессиональной терминологией, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками............................................. 1 балл;
· неумение использовать профессиональную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических
ошибок....................................................................................................................................... 0 баллов;
Максимально 5 баллов:
· безупречное владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, оценки и т.д.), умение его эффективно использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач............................................................................... 5 баллов;
· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении профессиональных и/или научных задач................................................................. 4 балла;
· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать при решении стандартных (типовых) профессиональных и/или учебных задач........................................ 3 балла;
· слабое владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач.................................................................................................... 2 балла;
· слабое владение инструментарием учебной дисциплины....................................................... 1 балл;
· отсутствие представления об инструментарии учебной дисциплины............................... 0 баллов;
Максимально 5 баллов:
· творческое решение сложной проблемы в нестандартной ситуации на высоком профессиональном уровне, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей................................................................................................................ 5 баллов
· решение сложной проблемы в рамках учебной программы на высоком профессиональном уровне, отсутствие фактических неточностей, грамотный, доступный ответ на любой вопрос, связанный с выполняемой задачей............................................................................................ 4 балла
· выполнение поставленной задачи на профессиональном уровне, допущение фактических неточностей, недостаточно полный ответ на вопросы, связанные с выполняемой задачей......... 3 балла
· недостаточно высокий уровень выполнения поставленной задачи, допущение фактических неточностей, затруднения при ответе на вопросы, связанные с выполняемой задачей..... 2 балла
· низкий уровень выполнения поставленной задачи, допущение большого количества фактических неточностей, непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале в ответах на вопросы........................................................................................................................ 1 балл
· очень низкий уровень выполнения поставленной задачи, большое количество фактических неточностей, примитивизм изложения предмета или отказ от ответа, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач................................................................................... 0 баллов
Максимально 5 баллов:
· выраженные инициативность, целеустремленность, ответственность, высокий уровень стремления овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике..... 5 баллов
· целеустремленность, ответственность,стремление овладеть знаниями, умениями и готовность применить их на практике ....................................................................................................... 4 балла
· стремление овладеть знаниями, умениями и периодическая готовность применить их на практике...................................................................................................................................... 3 балла
· устойчивое стремление овладеть знаниями и умениями, неготовность применить их на практике...................................................................................................................................... 2 балла
· неустойчивое, периодическое стремление овладеть знаниями и умениями........................ 1 балл
· безынициативность, пассивность в процессе овладения знаниями и умениями............ 0 баллов
Максимально 5 баллов:
· предъявление высоких требований к собственным достижениям, поиск решения трудных профессиональных задач путем расширения глубины понимания изучаемого материала......... 5 баллов
· предъявление высоких требований к собственным достижениям, умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач.......................................................... 4 балла
· слабое умение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, неустойчивое проявление познавательной потребности...................................................... 3 балла
· неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, слабое проявление познавательной потребности.............................................................................. 2 балла
· неумение конструировать собственные пути решения профессиональных задач, отсутствие познавательной потребности..................................................................................................... 1 балл
· отсутствие познавательной и профессиональной мотивации........................................... 0 баллов
В зависимости от количества баллов освоение компетентности студента оценивается по уровням: от 18 до 21балла– «минимальный уровень», от 22 до 26баллов – «базовый уровень», от 27 до 30баллов – «высокий уровень».
По итогам уровня сформированности компетенций при форме промежуточного контроля – зачет – ставится:
· 18-30 балл – «зачет».
· 0-17 балл – «незачет».
6.3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
(формируются в форме отдельных документов):
6.3.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости
Вопросы к семинарским занятиям.
Семинарское занятие 1. Эстетика как наука
1. Зарождение эстетики как науки
2. Онтология эстетического
3. Эстетическая гносеология
4. Эстетика и этика.
5. Эстетика и религия
Семинарское занятие 2. Генезис, природа и сущность эстетического сознания; эстетическое отношение и деятельность; многообразие форм эстетической деятельности
1. Эстетическое сознание: генезис, функции, структура
2. Эстетические чувства, их специфика; многообразие эстетических чувств
3. Эстетические потребности
4. Эстетический вкус; историческая динамика теории эстетического вкуса;
5. Эстетический идеал, эстетические суждения,
Семинарское занятие 3. Прекрасное и безобразное в истории эстетической мысли; прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве
1. Историческая эволюция эстетических представлений человечества
2. Прекрасное как центральная категория эстетики
3. Безобразное; эстетическое содержание безобразного; эстетизация безобразного в культуре
Семинарское занятие 4. Трагическое и комическое, возвышенное и низменное в истории эстетики, в жизни и в искусстве
1. Возвышенное и низменно
2. Трагическое; историческая динамика категории трагического
3. Комическое и смешное. Многообразие видов комического
Семинарское занятие 5. Искусство в системе культуры, функции искусства; система искусств; виды искусства
1. Произведение искусства как объект эстетического созерцания, и художественно-творческой деятельности; его критерии и атрибуты (существование, целостность, ценность); границы искусства и не искусства в современной культуре
2. Искусство и формы общественной практики и сознания – философия, религия, мораь, наука, политика, экономика.
3. Искусство и художественный рынок. Специфика торговли произведениями искусства.
Семинарское занятие 6. Творчество и творческий процесс. Личность творца
Проблема художественной одаренности
Образное мышление и ассоциативно-образная память
Вдохновение, интуиция, воображение
Процессы конструирования образа по законам эстетического мироотношения: «свое» пространство, время, цвето-линеарная, ритмическая структура.
Талант как реализованная одаренность.
Основные этапы социокультурной самореализации таланта
Гениальность как реализованная способность освобождения от «плена времени» (Б. Пастернак), интуиция «вечного».
Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок
Семинарское занятие 7. Художественный образ, искусство как текст, язык искусства
1. Художественный образ и реальность. Условность художественного образа.
2. Виды и жанры искусства. Стили, течения.
3. Художественные течения и направления; художественные методы
Семинарское занятие 8. Эстетика античного мира и Средних веков; эстетика эпохи Возрождения
1. Эстетика античного мира. Эстетика Древней Греции (пифагорейцы; Сократ; Платнон; Аристотель) и Древнего Рима
2. Эстетика Средневековья (Августин Блаженный. Фома Аквинский)
3. Эстетика Византии
4. Эстетика Нового времени. Эстетика эпохи Возрождения
5. (Д. Дидро, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер).
Семинарское занятие 9. Эстетика ХVII– нач.ХIХ вв. Классическая эстетика
1. Эстетика романтизма и сентиментализма в европейском Просвещении(Ж.-П. Рихтер, А. Шлегель, В. Шеллинг)
2. Эстетика И. Канта и Г. Гегеля.
Семинарское занятие 10. Русская эстетическая мысль ХVIII-нач.ХХ вв.
1. Русская эстетическая мысль Х-Х1Х вв.
2. Эстетические идеи Серебряного века
Семинарское занятие 11. Современные эстетические теории
1. Эстетика авангарда и постмодерна
2. Эстетика конца ХХ века: поиск целостности, осмысление предмета, метода, места в системе современного знания.
Семинарское занятие 12. Эстетизация внешности человека в культуре
1. Эстетизация внешности человека в культуре
2. Мода как сфера эстетической деятельности и глобальная индустрия
Семинарское занятие 13. Эстетика окружающей среды и повседневных практик
3. Культура повседневности как объект эстетического восприятия и творчества
4. Эстетика садов и парков. Эстетика и флористика. Цветы в культуре.
5. Дизайн как сфера эстетической деятельности. История дизайна и современные направления.
6. Эстетика природы.
Примеры заданий в тестовой форме
Вариант 1.
1. Что означает в эстетике термин «гармония»?
а) духовой музыкальный инструмент
б) мирный характер человеческих отношений
в) созвучие, стройность, соразмерность
2. Категория «возвышенное» в эстетике обозначает:
а) архитектурное сооружение, отличающееся своей устремленностью в высоту
б) величие в природе, жизни, искусстве, определяемое не количественными параметрами, а внутренней для человека особой значительностью воспринимаемого объекта
в) горная, холмистая местность, в отличие от равнинной, низменной?
3. Каково общее наименование кризисных явлений в искусстве конца 19 - начала 20 веков, отмеченных настроениями тоски, грусти, разочарования, душевной боли:
а) модернизм
б) дадаизм
в) абстракционизм
г) декаданс?
4. Каков смысл термина «мимесис», в древнегреческой эстетике:
а) искусство мимов
б)подражание
в) образное удвоение
г) воспроизведение
д) совершенство актерской мимики?
5. Что означал золотой цвет в средневековой христианской символике:
а) духовную чистоту
б) созерцательную жизнь
в) божественное сияние
6. Кубизм – это:
а) увлеченность игрой с «кубиком Рубика»
б) использование кубических форм в архитектуре
в) геометризованная разновидность примитивизма в искусстве, видения и представления мира через формы геометрических фигур
7. Каков смысл термина (категории) «трагическое» в эстетике:
а) «гибнущее прекрасное» в борьбе человека с природой или обществом
б) изображение мучений, горя, бедствий, ударов судьбы
в) характеристика неразрешимого конфликта, развертывающегося в процессе действия человека и сопровождающегося страданием и гибелью человека и важных для него ценностей
8. В основании художественного направления «романтизм» главное:
а) увлечение идеями универсальности и свободы целостной человеческой личности, человеческого духа
б) особый интерес к идеальному в жизни человека и общества
в) отказ от изображения реальной жизни
9. Термин «катарсис» означает:
а) взрыв эмоций
б) переживание трагедии в искусстве
в) очищение чувств зрителя посредством возбуждения в нем страха и сострадания
г) созвучие
10. Верность отражения действительности в искусстве определяют понятием:
а) натурализм
б) правдивость
в) реализм
г) точность
11. Термин «поп-арт» означает:
а) искусство популярное в отличие от элитарного, классического
б) совокупность упрощенных форм художественного творчества и восприятия, основанных на выразительности самих вещей, предметов и их сочетаний
в) новое фигуративное искусство, выражающее содержание через формы (в том числе искаженные) предметов, вещей, которым приписывается художественно эстетический смысл
12. Что такое красота (прекрасное) как ценность культуры:
а) то, что нравится большинству людей, вызывает всеобщее восхищение
б) особо выразительная форма чего-либо
в) чувственно воспринимаемое совершенство кого-либо, чего-либо, ставшее особо значимым в данной культуре
г) форма, вид чего-либо рождающие чувства удовольствия, наслаждения?
13. Какая из муз в древнегреческой мифологии являлась покровительницей трагедии:
а) Терпсихора
б) Каллиопа
в) Минерва
г) Мельпомена?
14. Каков смысл понятия «массовая художественная культура»:
а) культура масс, большинства общества
б) создание и функционирование художественной продукции, ориентированной на массовое потребление
в) художественная культура народных масс
15. Что такое «хеппенинг»:
а) все случайное в современном искусстве
б) форма выражения современного искусства, при которой главным содержанием произведения выступает действие, событие, происходящее перед зрителем (или с ним), не предусмотренное автором
в)художественная форма, отличающаяся особой сложностью и неопределенностью
Вариант 2.
1. Каково значение термина «авангард» в эстетике:
а) все передовое в искусстве
б) совокупность новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре
в) синоним «новаторства» в художественном творчестве
2. Выберите два наиболее точных определения понятия «канон»:
а) закономерность построения художественного произведения
б) совокупность художественных приемов, правил, которые считаются обязательными
в) произведение, служащее нормативным образцом
г) стандартная знаковая система
3. Кто из героев древнегреческой мифологии очаровывал богов и людей чудесным пением и укрощал дикие силы природы:
а) Орион
б) Оракул
в) Орест
г) Орфей?
4. Укажите модернистское направление в искусстве 20 века, провозгласившее источником художественного творчества сферу бессознательного (инстинкты, сны, галлюцинации и т.д.):
а) экспрессионизм
б) сюрреализм
в) фовизм
г) гиперреализм
5. Когда и где сформировались стиль и художественное направление, получившие название «классицизм»:
а) в Италии эпохи Возрождения
б) в Европе 18 века
в) во Франции в период абсолютизма 17 века
г) в эпоху эллинизма на юго-востоке Европы
6. Каково одно из понятий античной культуры, обозначавшее гармонию внешнего и внутреннего, идеал физического и нравственного совершенства:
а) канон
б) катарсис
в) симфония
г) калокагатия
7. Каково значение понятия «андеграунд»:
а) современное «подземное искусство»
б) направление в искусстве, противостоящее официально признаваемому и находящееся « в подполье»
в) искусство, не входящее в моду, известное небольшой части публики
8. Выберите наиболее точное значение словосочетания «эстетическая культура»:
а) совокупность вкусов эстетически развитых людей и групп общества
б) система эстетических предпочтений, характерная для данного человека или общества
в) реализуемая в жизни способность к чувственному различению прекрасного и безобразного, развитая потребность в чувственном наслаждении от созерцания красоты, отвращение к уродству, стремление к эстетическому оформлению мира
9. Какое из нижеперечисленных направлений в искусстве стремилось создать искусство будущего:
а) дадаизм
б) футуризм
в) авангардизм
г)супрематизм?
10. Как называют псевдохудожественную продукцию, характеризующуюся безвкусицей, «дешевку», рассчитанную на внешнюю эффектность:
а) брутализм
б) перфоманс
в) поп-арт
г) китч
11. Какой архитектурный стиль средневековья характеризуется стрельчатыми сводами «на ребрах», обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, витражей и общей устремленностью зданий ввысь:
а) барокко
б) готика
в) ампир
г) рококо
12. Укажите древнегреческого скульптора, изваявшего «Дискобола»:
а) Мирон
б) Поликлет
в) Фидий
г) Лисипп
13. Как называется модернистское направление в искусстве , принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов:
а) авантюризм
б) авангардизм
в) антагонизм
г) абстракционизм
14. Какая из муз древнегреческой мифологии была покровительницей эпической поэзии:
а) Кассандра
б) Каллиопа
в) Каллипсо
г) Клио
15. Какое из течений в художественной культуре представляло мир как комплекс социальных и индивидуальных парадоксов, алогизмов, бессмыслицы:
а) супрематизм
б) дадаизм
в) экспрессионизм
г) кубизм
Ключи к тестам:
Вариант 1.
1 – в; 2 – б; 3 – г; 4 – б,в,г; 5 – в; 6 – в; 7 – а,в; 8 – а; 9 – в;
10 – в; 11 – в; 12 – в; 13 – г; 14 – б; 15 – б.
Вариант 2.
1 – б; 2 – б,в; 3 – г; 4 – б; 5 – в; 6 – г; 7 – б; 8 – в; 9 – б;
10 – г; 11 – б; 12 – а; 13 – г; 14 – б; 15 – б.
Примерные темы докладов и рефератов
Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.