А) Опрос или диктант по основным экономическим понятиям
Б) Коллективная беседа: «Интеграционные процессы в мирохозяйственных связях: причины, необходимость, сущность и последствия». Формулировка и раскрытие сущности экономических категорий данной темы.
В) Решение задач:
Задача 1. Производственные возможности России и Германии по производству сыра и трикотажа предоставлены в таблице.
Товар | Россия | Германия |
Сыр, кг/ч | 5 | 1 |
Трикотаж, м2/ч | 1 | 3 |
Подсчитайте выигрыш Германии от торговли, если Россия и Германия обменяют 5 кг сыра на 6 м2 трикотажа.
Задача 2. Экономисты страны полагают, что зависимости потребительских расходов С и инвестиций I от величины ВНП выражается уравнениями:
С=8+0,6*ВНП; I=0,1*ВНП
По их оценкам правительственные расходы на покупку товаров и услуг в следующем году должны составить 50 ден. ед., импорт – 10 ден. ед., экспорт – 15 ден. ед. Рассчитайте прогнозируемый на следующий год ВНП.
Задача 3. Найдите выгоду страны – экспортера пшеницы (на 1 тонну экспортируемой продукции) в условиях, когда между странами осуществляется свободная торговля (при использовании ими своих сравнительных преимуществ) и 3 тонны бананов обмениваются на 1 тонну пшеницы.
Г) Работа с тестом:
1. В настоящее время курс валют определяется:
а) в зависимости от степени участия в мировой торговле;
б) в зависимости от состояния экономики различных стран;
в) в зависимости от колебания спроса и предложения на мировых валютных рынках;
г) по курсам устанавливаемым правительствами ведущих стран для свободно конвертируемых валют.
2. Девальвация валюты в современных условиях — это:
а) официальное снижение золотого содержания национальной денежной единицы;
б) уменьшение количества денежных знаков страны, которое можно получить за каждую денежную единицу иностранной валюты;
в) официальное повышение государством курса обмена национальной денежной единицы на валюты других стран;
г) официальное снижение государством курса обмена национальной денежной единицы на валюту других стран.
3. Конвертируемость национальной валюты — это:
а) возможность ее свободного обмена на американские доллары (да, нет);
б) возможность ее свободного обмена на денежные единицы других стран внутри государства, которому она принадлежит (да, нет);
в) возможность свободной покупки на нее товаров за рубежом (да, нет);
г) возможность ее свободного обмена на денежные единицы других стран как внутри страны, так и за ее пределами (да, нет).
4. Основные причины развития разделения труда между странами представляют собой:
а) различия в природно-климатических условиях;
б) трудовые факторы;
в) геополитические особенности положения страны;
г) факторы научно-технического развития;
д) использование информационных преимуществ;
е) уровень заработной платы;
ж) проведение политики импортозамещения.
5. Абсолютное преимущество – это способность:
а) производить товары или услуги с меньшими альтернативными затратами;
б) производить товары или услуги с меньшими затратами на единицу времени;
в) одной страны производить больше другой;
г) страны производитель товар, который не может быть изготовлен в другой стране (например, из-за отсутствия ресурсов).
Самостоятельная работа
Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.
Для этого необходимо изучить основные экономические понятия: национальная валютная система, мировая валютная система, международные расчеты, паритет покупательной способности, валютный курс, маржа, валюта, валютная котировка, валютный рынок, конвертируемость валюты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, вывоз капитала, ввоз капитала, международная торговля, экспортно-импортная квота, международная экономическая интеграция, зона свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, экспортный потенциал, мировой рынок, международные экономические отношения, транснационализация, протекционизм, демпинг, экспорт, импорт, золотой стандарт, фиксированный валютный курс, плавающий валютный курс.
Целью самостоятельной работы является изучение инфраструктуры мировой экономики, валютных отношений и валютных систем, проблем конвертируемости валют, развитие основных отраслевых комплексов мировой экономики, а также ответы на предложенные проблемные вопросы:
1. Допустим, вы - сторонник свободной торговли. Какие аргументы приведете вы в доказательство необходимости либерализации торговли в споре с протекционистами?
2. Какие существуют противоречия между развитыми и развивающимися странами по вопросу экспорта-импорта сырья?
3. Каким образом и кем контролируются мировые сырьевые рынки?
4. Объясните, почему Международный валютный фонд (МВФ) может отказать России в предоставлении кредита?
5. Каким образом страны защищают своих производителей от колебания цен на мировом рынке?
6. Какие факторы определяют мировые интеграционные процессы?
7. В чем заключается международное научно-техническое сотрудничество?
Работа над рефератами по следующим темам:
1. Основные закономерности и тенденции развития мировой экономики на рубеже XX-XXI веков.
2. Колебания валютного курса рубля и инструменты его регулирования.
3. Проблемы вступления России в ВТО.
4. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства.
5. Мировая торговля: развитие внешнеторгового оборота России.
Решение задач:
Задача 1. Определите величину валовых инвестиций, объем импорта, ЧНП, если сумма амортизации = 50 млрд. ден. ед., государственные расходы = 700 млрд. ден. ед., потребительские расходы = 2000 млрд. ден. ед., чистый экспорт = 30 млрд. ден. ед., экспорт = 210 млрд. ден. ед., ВНП = 3500 млрд. ден. ед.
Задача 2. Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя для этого одну единицу ресурсов. Страна Б может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, используя при этом также одну единицу ресурсов. Определите направления экспорта и импорта в условиях свободной торговли.
Задача 3. В стране А 1 кг трески обходится в 120 мин. Рабочего времени, а в стране Б – в 80 мин., морковь же «дороже» в стране Б: 10 мин. против 5 мин. в стране А. каким образом можно определить сравнительное преимущество в производстве этих продуктов?
Работа с тестом:
1. К основным инструментам внешнеторгового регулирования относятся:
а) таможенные тарифы;
б) протекционизм;
в) нетарифные методы регулирования;
г) реэкспорт;
д) меры по стимулированию экспорта.
2. В структуре экспорта в России преобладает:
а) продукция тяжелого машиностроения;
б) продукция химической промышленности;
в) сырье;
г) продовольствие.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 325.