Торговля между странами - одна из важнейших форм международных экономических связей. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Внешнюю торговлю отдельной страны можно определить как совокупность ее экспортно-импортных сделок с другими странами. Внешнеторговый оборот страны - это сумма стоимости экспорта и импорта. Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования только экспорта всех государств, как правило, в долларах США.
С середины 50-х гг. темпы роста мирового товарооборота опережают рост мирового производства. Существенное влияние на динамику и структуру мирового товарооборота оказала научно-техническая революция. В экспортируемой продукции повысилась доля готовых изделий, уменьшился удельный вес сырья и топлива в мировом экспорте. Особенно быстро в последние 20 лет растет экспорт товаров информационного века: электронной продукции, оборудования электросвязи, звукозаписи, полупроводниковых приборов и микросхем и т.п.
Начиная с 80-х гг. ускоренными темпами развивается обмен между странами такими услугами, как транспортные, туристические, информационные, ноу-хау, лизинг. Особенно расширилась торговля деловыми услугами: компьютерными, разработками программного обеспечения, финансовыми и рекламными, инженерно-строительными, консультирования по вопросам управления и техническим вопросам.
Теоретические основы выгодности международной торговли заложил А. Смит в концепции абсолютных преимуществ. Согласно этой концепции, страна должна экспортировать товары, в производстве которых она обладает абсолютным преимуществом в силу того, что на их выпуск она затрачивает меньше экономических ресурсов, чем другие страны. Реализация таких товаров на внешнем рынке принесет дополнительный доход, так как цены внешнего рынка будут значительно выше внутренних цен.
Д. Рикардо, исследуя вопросы развития международной торговли, сформулировал теорию сравнительных преимуществ. Суть ее состоит в том, что страна, у которой нет абсолютных преимуществ в производстве ни одного товара, может получить пользу от внешней торговли, если она будет экспортировать продукцию, обладающую сравнительным преимуществом. По Рикардо, сравнительное преимущество страна имеет по тем товарам, затраты на производство которых выше, чем у других стран, но это превышение меньше, чем по другим благам. Внешнеторговая выгода в данной ситуации объясняется снижением издержек в результате специализации производства на определенной продукции
Э. Хекшер и Б. Олин в начале XX века создали теорию, объясняющую выгодность международной торговли с позиции изобилия или относительной ограниченности факторов производства. Они пришли к выводу, что стране выгодно экспортировать те товары, для выпуска которых она обладает относительно избыточными факторами производства, а импортировать товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток ресурсов. Это положение получило название теоремы Хекшера-Олина. Данная теорема идет дальше теории сравнительных преимуществ. Она показывает их причину- различие в обеспеченности стран факторами производства.
Одной из наиболее популярных современных концепций международной торговли является модель технологического разрыва английского экономиста М. Познера. Данная модель объясняет источник сверхприбыли, получивший название технологической ренты, которую получают страны, экспортирующие новые товары на мировой рынок. Согласно этой модели, источником технологической ренты является монопольная позиция страны - новатора на мировом рынке. Сверхприбыль от внешней торговли страна будет получать до тех пор, пока другие страны не организуют производство аналогичного товара. Постоянную сверхприбыль от экспорта товара может обеспечить только «поток нововведений» в его производство.
Внешнеторговая деятельность страны оказывает существенное влияние на национальную экономику.
Внешнеторговая политика государства представляет собой комплекс мер по регулированию экспортно-импортных операций. В зависимости от тех подходов, которые используются при ее проведении, различают политику свободной торговли и политику протекционизма.
Политика свободной торговли означает отсутствие каких-либо количественных или иных ограничений на внешнеторговые операции. Сторонниками свободной торговли выступают, как правило, представители тех высокоразвитых стран, производители которых не боятся иностранной конкуренции.
Политика протекционизма предполагает использование мер по стимулированию экспорта отечественной продукции и сдерживанию импорта зарубежных товаров. Основными инструментами протекционизма являются таможенные тарифы, нетарифные барьеры.
Таможенные тарифы - это пошлины, представляющие собой специальный налог на товары, провозимые через границу страны. К нетарифным барьерам относятся лицензирование, установление квот на экспорт и импорт товаров, проведение политики государственной монополии на внешнеторговую деятельность и др.
Лицензирование - это необходимость получения от государственных внешнеэкономических органов разрешения на осуществление внешнеторговых операций.
Если правительство считает, что следует уменьшить размер импорта или экспорта на отдельные товары, оно, как правило, устанавливает на них квоты - ограниченный определенной величиной размер разрешенного экспорта или импорта.
Суть государственной монополии заключается в исключительном праве государства и его организаций на осуществление экспортно-импортных операций. Государство, как правило, устанавливает свое исключительное право на торговлю товарами, имеющими стратегическое значение и являющихся источником относительно высоких доходов.
На практике большинство стран проводят внешнеторговую политику, сочетающую элементы протекционизма и свободной торговли: открывая свои рынки для одних товаров, используя различные инструменты торговых ограничений в отношении других, спрос на которые может быть удовлетворен национальными производителями.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.