Теория международной торговли и торговая политика. Свободная торговля и протекционизм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Торговля между странами - одна из важнейших форм международных экономических связей. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешнюю торговлю отдельной страны можно определить как совокупность ее экспортно-импортных сделок с другими странами. Внешнеторговый оборот страны - это сумма стоимости экспорта и им­порта. Объем международной торговли подсчитывается путем сумми­рования только экспорта всех государств, как правило, в долларах США.

С середины 50-х гг. темпы роста мирового товарооборота опережа­ют рост мирового производства. Существенное влияние на динамику и структуру мирового товарооборота оказала научно-техническая револю­ция. В экспортируемой продукции повысилась доля готовых изделий, уменьшился удельный вес сырья и топлива в мировом экспорте. Осо­бенно быстро в последние 20 лет растет экспорт товаров информацион­ного века: электронной продукции, оборудования электросвязи, звуко­записи, полупроводниковых приборов и микросхем и т.п.

Начиная с 80-х гг. ускоренными темпами развивается обмен между странами такими услугами, как транспортные, туристические, информационные, ноу-хау, лизинг. Особенно расширилась торговля деловыми услугами: компью­терными, разработками программного обеспечения, финансовыми и рекламными, инженерно-строительными, консультирования по вопро­сам управления и техническим вопросам.

Теоретические основы выгод­ности международной торговли заложил А. Смит в концепции абсолют­ных преимуществ. Согласно этой концепции, страна должна экспорти­ровать товары, в производстве которых она обладает абсолютным пре­имуществом в силу того, что на их выпуск она затрачивает меньше эко­номических ресурсов, чем другие страны. Реализация таких товаров на внешнем рынке принесет дополнительный доход, так как цены внешне­го рынка будут значительно выше внутренних цен.

Д. Рикардо, исследуя вопросы развития международной торговли, сформулировал теорию сравнительных преимуществ. Суть ее состоит в том, что страна, у которой нет абсолютных преимуществ в производстве ни одного товара, может получить пользу от внешней торговли, если она будет экспортировать продукцию, обладающую сравнительным преиму­ществом. По Рикардо, сравнительное преимущество страна имеет по тем товарам, затраты на производство которых выше, чем у других стран, но это превышение меньше, чем по другим благам. Внешнеторговая выгода в данной ситуации объясняется снижением издержек в результате спе­циализации производства на определенной продукции

Э. Хекшер и Б. Олин в начале XX века создали теорию, объясняю­щую выгодность международной торговли с позиции изобилия или от­носительной ограниченности факторов производства. Они пришли к выводу, что стране выгодно экспортировать те товары, для выпуска ко­торых она обладает относительно избыточными факторами производ­ства, а импортировать товары, для производства которых она испыты­вает относительный недостаток ресурсов. Это положение получило на­звание теоремы Хекшера-Олина. Данная теорема идет дальше теории сравнительных преимуществ. Она показывает их причину- различие в обеспеченности стран факторами производства.

Одной из наиболее популярных современных концепций междуна­родной торговли является модель технологического разрыва английско­го экономиста М. Познера. Данная модель объясняет источник сверх­прибыли, получивший название технологической ренты, которую по­лучают страны, экспортирующие новые товары на мировой рынок. Согласно этой модели, источником технологической ренты яв­ляется монопольная позиция страны - новатора на мировом рынке. Сверхприбыль от внешней торговли страна будет получать до тех пор, пока другие страны не организуют производство аналогичного товара. Постоянную сверхприбыль от экспорта товара может обеспечить только «поток нововведений» в его производство.

Внешнеторговая деятельность страны оказывает существенное влияние на национальную экономику.

Внешнеторговая политика государства представляет собой комплекс мер по регулированию экспортно-импортных операций. В зависимости от тех подходов, которые используются при ее проведении, различают по­литику свободной торговли и политику протекционизма.

Политика свободной торговли означает отсутствие каких-либо количественных или иных ограничений на внешнеторговые операции. Сторонниками свободной торговли выступают, как правило, предста­вители тех высокоразвитых стран, производители которых не боятся иностранной конкуренции.

Политика протекционизма предполагает использование мер по стимулированию экспорта отечественной продукции и сдерживанию им­порта зарубежных товаров. Основными инструментами протекциониз­ма являются таможенные тарифы, нетарифные барьеры.

Таможенные тарифы - это пошлины, представляющие собой специальный налог на товары, провозимые через границу страны. К нетарифным барьерам от­носятся лицензирование, установление квот на экспорт и импорт това­ров, проведение политики государственной монополии на внешнетор­говую деятельность и др.

Лицензирование - это необходимость получения от государствен­ных внешнеэкономических органов разрешения на осуществление внеш­неторговых операций.

Если правительство считает, что следует уменьшить размер импор­та или экспорта на отдельные товары, оно, как правило, устанавливает на них квоты - ограниченный определенной величиной размер разре­шенного экспорта или импорта.

Суть государственной монополии заключается в исключительном праве государства и его организаций на осуществление экспортно-им­портных операций. Государство, как правило, устанавливает свое исклю­чительное право на торговлю товарами, имеющими стратегическое зна­чение и являющихся источником относительно высоких доходов.

На практике большинство стран проводят внешнеторговую поли­тику, сочетающую элементы протекционизма и свободной торговли: открывая свои рынки для одних товаров, используя различные инстру­менты торговых ограничений в отношении других, спрос на которые может быть удовлетворен национальными производителями.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.