Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами).
В этом процессе активная роль принадлежит государству. В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:
1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.);
2) ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
3) разработка нового хозяйственного законодательства;
4) демонополизация и поощрение конкуренции;
5) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.
Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:
1) требованием устранения внешних факторов;
2) производством общественных благ;
3) обеспечением экономики необходимым количеством денег;
4) осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.
Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике. В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:
1) административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);
2) правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил);
3) прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);
4) косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.)
На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством: 1) налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);
2) дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);
3) фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы. П
Происходят институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики). Под институциональными преобразованиями понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования.
К институциональным преобразованиям относятся изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).
Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики.
Рыночное законодательство должно регулировать:
1) право собственности;
2) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
3) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий); 4) поддержание конкурентной среды и др.
Рекомендации к проведению семинарского занятия
Дата: 2018-12-21, просмотров: 284.