Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики. Монетаристская трактовка экономической роли государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретическую основу государственного регулирования экономики в мировой практике составляют две противоборствующие концепции: неоклассическая и кейнсианская.

До 30-х годов XX столетия господствующим направлением западной экономической мысли было неоклассическое направление. Сторонники этой концепции оправдывали принцип невмешательства государства в экономическую жизнь или в крайнем случае очень ограниченного вмешательства. Жизнеспособность рыночной системы с их точки зрения обеспечивается «невидимой рукой», которая управляет стихией свободной конкуренции и обеспечивает общее экономическое равновесие. Рыночная система является саморегулирующейся, способной поддерживать экономику в состоянии динамического равновесия. Одним из элементов саморегулирования производства является экономический кризис.

Господство неоклассического направления было серьезно подорвано развитием кейнсианства. На основе анализа глубокого экономического кризиса 1929-1933 гг. в странах Запада. Дж. М. Кейнс показал, что сохранение жизнеспособности рыночной экономики возможно только на основе соединения рыночного механизма и государственного регулирования экономики на основе управления спросом.

В качестве основного фактора, обеспечивающего развитие экономики, Дж. М Кейнс считал наличие «эффективного спроса» под влиянием потребления и производительности потребления (инвестирования).

Дж. М Кейнс исходил из того, что ключевой проблемой капиталистического воспроизводства являются емкость рынка, возможности его расширения в соответствии с увеличением предложения товаров. Дж. М Кейнс подчеркивает необходимость увеличения общего объема совокупного спроса. В связи с этим он предложил воздействовать на факторы, определяющие формирование эффективного спроса и прирост национального дохода: личное потребление и инвестирование (производственное потребление).

Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, поэтому безработица является препятствием для формирования эффективного спроса. В свою очередь, уровень занятости зависит от склонности к потреблению или ожидаемых расходов на потребление и инвестиций. Ожидаемые расходы на потребление определяются ростом совокупного дохода.

Однако с ростом дохода уровень потребления хотя и повышается, но в меньшей степени. Это связано с действием так называемого «основного психологического закона», в соответствии с которым люди склонны увеличивать потребление, но не в такой степени, как растут их доходы. В этом проявляется естественная склонность людей к сбережению. При этом, по мере роста национального дохода доля потребления в нем относительно уменьшается. Происходит это в условиях преимущественно экстенсивного типа экономического роста и формирования базовых отраслей производства. Причем, чем богаче общество, тем выше склонность к сбережению и ниже предельная склонность к потреблению. Это, в свою очередь, ведет к ограничению объема производимой продукции и масштабов занятости.

Недостаточный спрос населения, отстающий от роста доходов, возможно компенсировать увеличением производительного потребления – инвестирования. Учитывая, что прирост инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента, регулирование инвестиционного спроса возможно путем кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики государства.

Государство должно предотвращать отрицательные последствия политики гибкой заработной платы путем гибкой денежной политики. Оно должно изменять количество денег с помощью кредитно-денежных операций на открытом рынке, регулировать учетные ставки, нормы обязательных резервов.

Дж. М. Кейнс считал, что увеличение количества денег, выраженного в единицах заработной платы, без уменьшения самой единицы заработной платы, будет способствовать понижению нормы процента, росту цен и предельной эффективности инвестиций. В конечном итоге, все это будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости.

Вместе с тем, понижение процента по депозитам будет способствовать увеличению потребления, так как денежные вклады в банки будут менее выгодны. В случае недостаточности кредитно-денежных мер для создания эффектного спроса и занятости Кейнс считал возможным проводить активную бюджетно-финансовую политику.

С целью активизации инвестиционной деятельности необходимо обеспечить возможность перераспределения значительной доли национального дохода в пользу государства путем повышения налоговых ставок. Денежные средства, получаемые через налоговую систему, государство должно направлять на расширение инвестиционного спроса и увеличению занятости.

Наряду с предпринимательской деятельностью государство должно осуществлять бюджетное финансирование нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, выплату пособий. Бюджетное финансирование должно рассматриваться одним из решающих факторов рассасывания безработицы и снятия остроты социальных противоречий.

Необходимо отметить, что рассматривая обеспечение занятости как одну из главных задач государственного регулирования, Кейнс считал необходимым сохранения безработицы, но на достаточно низком уровне. Полная ликвидация безработицы, по его мнению, может вызвать рост денежной заработной платы, уменьшить прибыль предпринимателей и привести к относительному уменьшению инвестиционного спроса. Кроме того, наличие безработицы способствует осуществлению политики замораживания заработной платы и поддержанию «эффективного спроса».

Следовательно, обеспечение занятости у Кейнса лишь средство, обеспечивающее «эффективный спрос», и ей отводится второстепенная роль по сравнению с предпринимательским доходом.

В целом кейнсианская модель регулирования предполагает:

- перераспределение высокой доли национального дохода через государственный бюджет;

- значительное расширение государственного предпринимательства на основе государственных и смешанных предпринимателей;

- широкое использование кредитно-финансовых и бюджетно-финансовых регуляторов для стабилизации «эффективного спроса», поддержания высоких темпов роста производства и высокого уровня занятости.

Кейнсианская модель государственного регулирования была эффективной в период высоких темпов экономического роста и повышения эффективности производства. В 50-60-е годы она была основой государственной экономической политики в развитых странах. Она давала возможность разработки и проведения успешной антициклической политики, обеспечивающей деформацию цикла, менее глубокое и менее длительное разрушительное действие экономических кризисов.

В середине 70-х годов условия воспроизводства резко ухудшились. Вопреки концепции Кейнса инфляция сопровождалась застоем производства и ростом безработицы, снижением деловой активности, кризисом отдельных отраслей. Перед развитыми странами возникла трудноразрешимая проблема: как обеспечить рост производства и занятости, как бороться с инфляцией?

Замедление темпов экономического роста в некоторых развитых странах совпало с приходом к власти неоконсерватистов. К этому времени оформилось как самостоятельное течение неоконсерватистов и в составе неоклассической теории.

Неоконсерваторы (М. Фридмен, У. Саймон, С. Фишер, Д. Эпалот, И. Эванс и др.) выступили за максимальное увеличение инициативы крупного бизнеса в использовании преимуществ рыночной конъюнктуры. С их точки зрения, рыночный механизм способен к саморегулированию.

Негативные явления: инфляция, безработица, экономические кризисы являются следствием вмешательства государства в экономику. Государство является угрозой свободному предпринимательству, его необходимо лишить свободы маневрирования средствами, ограничить его расходы. Рыночный механизм без государственного вмешательства может обеспечить общее экономическое равновесие и исправлять любое отклонение от него. Вмешательство государства должно быть ограниченным и нацелено не на управление спросом, а на решение проблем производства и предложения в долгосрочной перспективе.

Наиболее широко используемыми концепциями неоклассического направления являются теория экономики предложения и монетаризм.

Сторонники теории экономики предложения считают необходимым:

а) восстановление классического механизма накопления;

б) возрождение рыночного механизма и свободы частного предпринимательства.

Экономический рост они рассматривают как функцию от накопления, осуществляемого за счет прибыли и кредитов. Поэтому, необходимо создать благоприятные условия для накопления капитала. Главное внимание должно уделяться предоставлению налоговых льгот предпринимателям и снижению инфляции, проведению ограничительной кредитно-денежной политики, переходу от гибкой денежной политики - к политике денежного таргетирования. Уменьшение доходов государственного бюджета в связи с сокращением налоговых ставок на прибыль корпораций должно компенсироваться сокращением государственных расходов на социальные программы.

Для решения текущих бюджетных проблем можно использовать и политику приватизации государственной собственности, в результате которой правительство может значительно увеличить доходы в госбюджет.

Существенное значение для обеспечения свободы предпринимательства, свободы рыночных отношений имеет ликвидация многих прямых форм государственного вмешательства в экономику. Необходимо провести либерализацию антитрестовского законодательства, ликвидацию регламентаций по ценам и зарплате, дерегламентацию тарифов в транспортных отраслях, дерегулирование рынке рабочей силы и другие меры.

В новой модели регулирования экономики предполагается осуществление антиинфляционных мероприятий на основе теории монетаризма. Монетаристы считают, что в процессе хозяйственного развития важную роль играют деньги. В связи с этим они считают, что изменение денежной массы имеет первостепенное значение в этом процессе.

Современная монетаристская теория - это чистая теория спроса на деньги. Спрос на деньги является стабильной функцией. Денежный запас, который желает иметь население, составляет определенную устойчивую долю номинальной валовой продукции. Монетаристы считают, что деньги являются наиболее инфляционным элементом активов.

В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное производство и занятость, а приводит лишь к изменению цен. В краткосрочном периоде рост денежного предложения может способствовать увеличению объемов производства. Долговременный эффект совершенно иной. Увеличение денежной массы подталкивает рост цен, а это ведет к увеличению процентных ставок, т.е. инфляционному росту процента.

Увеличение количества денег у населения, влияя на рост расходов, первоначально стимулирует производство. Однако затем, вследствие роста цен, реальное количество денег у населения (в расчете на цены товаров) уменьшается, восстанавливается первоначальный уровень спроса и производства, но уже при более высоких ценах.

Экспансионистская денежная политика, приводящая в краткосрочном плане к росту производства и сокращению безработицы, в длительной перспективе оборачивается стагнацией производства и увеличением безработицы. Поэтому вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и денежного обращения, монетаристы предлагают проводить политику строгого следования темпам роста денежной массы, определяемых на основе прошлых долговременных тенденций динамики производства, денежной массы и скорости обращения денег.

В целом неоклассические модели ориентируют на сохранение за государством регулирующих функций. Однако их акцент смещается в сторону косвенных мер. Главная же роль в развитии экономики отводится рыночному механизму.

В конце 80-х годов на основе неоклассических концепций в развитых странах начался процесс ограничения государственного регулирования экономики: свертывание традиционных форм регулирования, сокращение удельного веса государственного сектора путем приватизации государственной собственности, усиление децентрализации в принятии решений.

В США этот курс проводился по названием «Новое начало для Америки: программа экономического возрождения». В соответствии с этой программой было намечено снижение ставок подоходного налога, предоставление налоговых льгот для инвестиций крупных корпораций с целью стимулирования экономического роста, стабилизации расходов федерального правительства, главным образом, за счет социальных программ при сохранении огромных военных расходов, ослабление государственного регламентирования деятельности частного бизнеса (дерегулирование), проведение антиинфляционной кредитно-денежной политики.

Ослабление государственного регулирования экономики привело к снятию ограничений на любые крупные операции. Было сокращено и аннулировано 250 социальных программ, что уменьшило ежегодные выплаты на социальные цели на 40 млрд. долл. Была приватизирована пятая часть государственной собственности (железные дороги, аэропорты, некоторые электростанции) на 850 млрд. долл.

Однако, проводимые мероприятия не дали ожидаемого результата. Доля государственных расходов в валовом национальном продукте, составлявшая в 1980 году 22,6% возросла в 1987 году до 27%, государственный долг увеличился, уменьшение инфляции не предохранила финансы от расстройства. Ограничение инфляции привело к замедлению темпов роста производства, увеличению безработицы, снижению реальной заработной платы.

Аналогичные процессы стали наблюдаться и в других развитых странах. Объективно возникли обстоятельства, при которых в качестве господствующей теоретической основы регулирования экономики стала концепция «неоклассического синтеза». Ее авторами являются П. Самуэльсон, П. Хейнь м др. Эта теория представляет собой обобщение неоклассической и кейнсианской концепций.

Ее основными положениями являются: признание рыночной системы равновесной и необходимость сочетания стихийного механизма с мерами государственного регулирования экономики. Вмешательство государства должно быть косвенным и направлено в основном на регулирование кредитно-денежной системы.

В настоящее время концепция «неоклассический синтез» в развитых странах используется с целью решения проблем эффективности и конкурентоспособности национальных хозяйств. Она используется при теоретическом обосновании нового типа государственного регулирования экономики, перехода к “смешанной экономике” на базе рыночного контроля над частным капиталом. Характерными чертами этого механизма являются: рационализация отношений государственного регулирования, уменьшение прямых форм вмешательства и бюрократического контроля.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.