Введение
Человек, познающий и изменяющий окружающий его мир, не является бесстрастным созерцателем происходящего вокруг него, бесстрастным автоматом, производящим действия хорошо слаженной машины. Действуя, он воздействует на других людей, и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных поступков, изменяющих его отношение с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определённым образом к этому.
Переживание этого отношения человека к окружающему составляет эмоциональную сферу личности. Эмоции человека – это отношение его к миру , к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Важное значение для человека имеет проблема самоотношения. Эмоциональный аспект самоотношения представляет собой целостное, пристрастное переживание самого себя, своих личностных качеств и особенностей. Это составляет основу самосознания, определяет жизненный путь личности и выражается в таких образованиях как самоуважение, себялюбие или самоуничижении и т.д.
Самоотношение в процессе развития личности рождается сначала между человеком и значимыми для него людьми и только потом становится имманентной составляющей его внутреннего мира. Эмоциональное самоотношение не ограничено решением проблем самопринятия и самопознания, оно проявляется в поведении, является основой отношений с людьми и с миром вообще. В силу этого проблема выработки позитивного эмоционального самоотношения приобретает особую важность. Поэтому в образовательных, воспитательных и исправительных учреждениях ставится задача формирования позитивной системы самоотношения. Решение этой задачи позволит повысить эффективность процесса социализации, позволит адаптировать человека к постоянно изменяющимся социальным условиям. В исправительных учреждениях работа с подростками по формированию позитивного (с точки зрения общества) самоотношения встречает ряд трудностей:
a) подросток был включён (и остаётся включённым) в систему криминальных отношений, которая формирует достаточно устойчивый криминальный образ себя;
b) данное представление себя как субъекта криминальных отношений является определённой формой социализации, адаптируя подростка к тяжёлым моральным, материальным, духовным условиям жизни;
c) подростковый возраст – возраст протестов против общества, взрослых, культуры и т.д. Криминальная система отношений, со своими правилами, законами, иерархией позволяет его реализовать;
d) криминальная система отношений обладает притягательным свойством для подростка, отвечая последним «веяниям» подростковой моды.
Цель занятия заключается в диагностике и коррекции негативного эмоционального самоотношения; состоит в осознании реального эмоционального сомоотношения и осознании защитных механизмов, позволяющих не переживать негативную самооценку; интеграция негативных переживаний и представлений о самом себе.
Материал : карандаши и листы бумаги формата А4, психологический словарь.
Основные понятия:
a) самоуважение
b) самолюбие
c) чувство вины
d) Я-концепция
e) неприязнь к самому себе
f) самосознание
g) самоотверженность
h) ответственность за свои качества личности
i) самооценка
j) самопознание
План занятия:
1. Введение. Постановка проблемы.
2. Основная часть, состоящая из диагностическо – коррекционной процедуры «Рисунок себя».
3. Заключение.
Методическое обеспечение ведущего:
a) проективные методы диагностики;
b) сравнительный анализ;
c) самостоятельная индивидуальная работа на заданную тему: сочинение, рассказ, эссе;
d) метод естественных ситуаций;
e) изучение продуктов деятельности участников занятия;
Ход занятия. Каждому участнику предлагается нарисовать самого себя, не свой портрет, а как он себя видит и чувствует. Рисунок не должен содержать имён или фамилий, т.к. анализироваться будут рисунки, а не участники без упоминания автора. Затем производится анализ этих рисунков, с целью выявления отношения к самому себе.
Также диагностику эмоционального самоотношения возможно провести на основе истории жизненного пути. Рисунок может состоять из трёх отдельных картинок-сюжетов: Я - в прошлом, Я в настоящем, Я в будущем. Или Я как мне кажется, меня видят другие. Как меня видят родные, товарищи, враги, незнакомые люди.
Вопросы ведущего:
1. Какая проблема актуальна для этого человека?
2. Что, кроме изображения себя, хотел передать человек?
3. Что вы видите?
4. Какое чувство возникает, когда вы смотрите на этот рисунок?
5. Что нравится (не нравится) в рисунке?
6. Как этот человек к себе относится?
7. Какое чувство в его самоотношении преобладает?
8. Чем отличаются рисунки друг от друга?
ГЛАВА VI. ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Известно, что современное общество живет в напряженной и неустойчивой экономической, политической, социальной, духовной обстановке. Одной из наиболее сложных и неприспособленных социально-демографических групп общества являются подростки. Очевидно, что ситуация осложняется, когда подросток определенное время находился в местах лишения свободы и активно не участвовал в жизни общества. Выходя на свободу, он сталкивается с серьезными проблемами и противоречиями в разных областях жизни общества. Его процесс адаптации проходит для него мучительно, сложно и подчас заканчивается преступлениями.
Разработанная нами программа тренингов имеет целью формирование умений и навыков социальной ориентации, усвоение знаний о способах взаимодействия в различных видах отношений (производственных, родственных, межличностных и т.д.), в которые подростку придется вступать. По нашему мнению, эти новообразования, которые определенным образом связаны с личностными изменениями, послужат гарантом успешного приспособления к условиям современного общества. Более того, эта система навыков социальных отношений должна быть противопоставлена криминальной системе отношений, которая существует в колонии, и которую будет «искать» подросток, выйдя на свободу. Но следует отметить, что изменения, произошедшие после занятий, имеют скрытый характер и могут проявиться только в конкретной жизненной ситуации, уже вне исправительного учреждения. В связи с этим может возникнуть впечатление о неэффективности этих и подобных занятий, поэтому необходимо точно диагностировать возникший эффект.
Диагностика эффекта может быть осуществлена на основе двух групп методик: субъективных и объективных. Субъективные методики представлены отчетами испытуемых о проделанной работе: эссе, сочинения, беседы и т.д. Объективные методы – специально разработанные задания, предназначенные для диагностики определенных психологических качеств. Выбор диагностических методик нами был основан на следующих критериях:
валидность,
орудийность,
операциональность,
надежность.
Подбор методик исследования был основан на выделенных видах отношений. Таким образом, мы выделили четыре группы методик: диагностика межличностных отношений, семейных отношений, самоотношения и в одну группу были объединены методики диагностики производственных и социально-ролевых отношений.
Диагностику следует проводить до и после проведенных занятий. Сравнительный анализ без труда позволит выявить нужные новообразования.
Диагностика самоотношения.
1. Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса.
Это личностный опросник, направленный на измерение самосознания. Предназначен для обследования испытуемых в возрасте от 8 до 16 лет.
Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, на которые требуется ответить либо «Да», либо «Нет».
2. Опросник самоотношения.
Личностный опросник, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений. Существует 4 шкалы опросника:
Самоуважение – шкала направлена на отражение аспектов самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, степени веры в свои силы.
Аутосимпатия – шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку. На негативном полюсе – видение в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению.
Самоинтерес – отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других.
Ожидаемое отношение от окружающих.
3. Шкала «Я- концепции» Теннесси.
Опросник, предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов на анализе «Я – концепции» и 10 пунктов шкалы лжи. С его помощью можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д.
4. Шкала самоуважения Розенберга.
Опросник для подростков, выявляющий глобальное самоотношение. Состоит из 10 утверждений и может применяться с целью экспресс диагностики самоотношения.
5. Тест двадцати утверждений на самоотношение.
Техника, основанная на использовании нестандартизованного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?». Испытуемый также инструктируется давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ проводится на основе следующих выделенных категорий: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия. профессия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка.
6. Экспрессивная проективная методика рисования человека, разработанная К. Маховер.
Испытуемому предлагается нарисовать человека. Важны графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования и т.д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.