Введение
В подростковый период возрастает значение групп сверстников. По мере того, как зависимость детей от семьи ослабевает, усиливается их зависимость от круга друзей, которые обеспечивают им эмоциональную поддержку и служат «полигоном» испытания новых качеств. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими и социальными переменами в своей жизни. Естественно, они обращаются за помощью к тем, кто испытывает то же самое, то есть к сверстникам.
Эмоциональный аспект межличностных отношений состоит из комплекса переживаний, сопровождающих построение контактов. Очевидно, что подросток, освободившийся из мест лишения свободы, строит свои отношения на уровне «никому не доверяю». Именно в работе с этой установкой и заключается задача работы психолога с заключенным.
С другой стороны, каждый подросток, независимо от того, был ли он осужден, или нет, имеет потребность в установлении близких отношений, однако подросток – преступник находится в еще более сильном двойном зажиме: остро переживая свое заключение, он усугубляет свой возрастной кризис такими состояниями (именно состояниями, а не чувствами), как обида, злость, недоверие, вина, жажда мщения и т.д. Такие противоположные тенденции создают на пути подростка множество препятствий и проблем, таких, например, как невротический страх близости, в основе которого лежит страх быть отверженным, обиженным, брошенным.
Кроме того, здесь существует и другая трудность: в период заключения межличностные контакты характеризовались прежде всего эмоциональной пустотой, опосредованностью роли заключенного, его статусом, а также носили однополый характер, чем и были ограничены.
В связи с этим может возникать множество межличностных конфликтов, обусловленных как субъективными предпосылками (установка на непонимание у заключенного и непринятие заключенного со стороны его оппонента), так и объективными предпосылками (разницей социальных статусов), а также конфликты, связанные с комплексом подростка по поводу его прошлого.
Задача психолога состоит в коррекции у заключенного установок на общение, обучении подростка навыкам взаимодействия в проблемных для него ситуациях. Очевидным здесь является тот факт, что проблемными для подростка будут именно ситуации установления более или менее близких отношений и контактов, а также способы прерывания отношений с людьми, которые представляют для него угрозу.
Итак, задача психолога – развитие у заключенного социального интеллекта (коммуникативной компетентности и психологической проницательности).
Цель: осознание себя субъектом межличностных отношений, развитие коммуникативной компетентности
Основные понятия:
ü Общение
ü Межличностные отношения
ü Установки
ü Переживания
ü Конфликт
ü Саморегуляция
Материал: пластиковый стаканчик
План занятия:
1. Введение. Оно проводится в виде дискуссии по вопросам:
ü На что я обращаю внимание в людях?
ü Чего хочу от других?
ü Чего хочу от себя?
ü Что мне могут дать другие люди?
ü Что они мне не могут дать?
ü Что я могу дать себе?
ü Что я не могу дать себе?
ü Что я могу дать другим людям?
ü Чего они хотят от меня?
ü Чем я отличаюсь от других?
ü Что мне дает мнение других обо мне?
2. Основная часть, в ходе которой возможно использование следующих упражнения:
«Живая социометрия»
«Стаканчик»
«Черное и белое» и т.д.
3. Заключительная часть, целью которой является закрепление способности анализа ситуаций межличностного взаимодействия, их причин и следствий, понимания подростками своего эмоционального отношения к другим людям.
Описание упражнений.
1. «Живая социометрия». Выбирается один участник. Желательно, чтобы выбор был добровольным. Участнику предлагается расставить других участников на такое расстояние, чтобы оно выражало его отношение к ним. В каждом из случаев важно обращать внимание подростка на то, что он сам может устанавливать дистанции в отношениях с другими людьми, так, как он сделал на занятии. Параллельно необходимо вести работу с эмоциональными состояниями, которые сопровождают построение каждой «границы». Обсуждение упражнения может проводиться по следующим вопросам:
ü Что нам дают наши границы?
ü Как мы определяем их расположение?
ü От кого я защищаюсь с помощью своих границ?
ü Какая дистанция в отношениях является самой безопасной и эффективной?
2. «Стаканчик». В центр круга ставится пластиковый стаканчик. Ведущий дает следующую инструкцию: "Этот стаканчик - сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза). Это и есть то, что вы очень любите и то, чем очень дорожите" (пауза). После этого (2 – 3 мин) ведущий внезапно мнет или наступает на стаканчик. Важно обсудить, что почувствовали участники, что им захотелось сделать и т.д.
Возможно проведение параллели чувств «здесь и сейчас» на ситуации общения:
1. Когда возникают такие же чувства?
2. Кто ими управляет?
3. Куда они деваются потом?
Заключительная фраза ведущего этого упражнения может быть следующей: «То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе, и в общении с другими людьми».
3. «Черное и белое». Группа выбирает человека, с которым бы хотела поработать из тех, кто заявил свое желание. В центр группы ставятся 2 стула: "черный" и "белый" (при этом не так важно, чтобы они действительно были соответствующих цветов). Пока участник находится за дверью, группе дается задание: "Эти 2 стула - абсолютны разные, и то, на какой стул сядет (имя), будет зависеть то, что вы ему скажете. Если он садится на "белый", то вы говорите ему только хорошее, если на "черный" - наоборот. Я попрошу вас быть искренними и ничего не придумывать. Попробуйте отследить, как изменится поведение ..., когда он будет сидеть на одном стуле и на другом стуле." Участнику предлагается сесть на тот стул, который ему больше нравится (напомним, что о задаче, поставленной перед группой, участник не знает). После упражнения – ведется работа с конкретными отношениями и чувствами как у основного участника, так и у всей группы.
В заключении данного занятия будет лучше, если каждый участник скажет свое мнение о том что он сегодня пережил, что ему понравилось, а что – нет. Ведущему желательно поощрять попытки сотрудничества, установление тесных эмоциональных контактов, самому живо реагировать на происходящее в группе.
ПРИМЕР. УПРАЖНЕНИЕ «Живая социометрия»
В группе выбирается один участник
1. Встань сейчас к стене и попробуй выразить свое отношение к каждому из участников в дистанции. Поставь сейчас каждого участника группы на каком-то расстоянии от тебя. Попробуй определить комфортное расстояние и дистанцию с каждым из группы.
2. Я не понимаю, как надо расставить
3. Куда, например, должен встать Саша по отношению к тебе?
4. Справа
5. Попробуй также для всех остальных найти свое место в пространстве этой комнаты
Женя расставляет всех остальных
6. Вот так выглядят твои отношения в группе. Кто-то к тебе ближе, кто-то – дальше
7. Что ты сейчас чувствуешь?
8. Непонятно что
9. Что будет, если все подойдут ближе к тебе?
10. Подойдите все ближе к Жене
11. Стало неудобно, появилось напряжение
12. Что ты сейчас хочешь сделать?
13. Отодвинуть всех назад
14. А что тебя тревожит?
15. Они слишком близко ко мне, мне так не удобно
16. Ты ведь сам можешь определять и устанавливать дистанцию в отношениях с другими людьми. Главное - надо чувствовать, какая дистанция с конкретным человеком для тебя комфортна и эффективна
17. Кого бы ты сейчас хотел отодвинуть дальше, а кого оставить на месте, а кого приблизить, сократить дистанцию
Женя называет имена и выбирает дистанцию
18. Попросишь их об этом?
19. Да
20. Попроси каждого занять комфортную для тебя дистанцию
Женя расставляет всех участников
21. Всех в группе устраивает их место? Может быть, кто-то хочет изменить его
22. Нет
23. Обратите внимание на свои ощущения и переживания, сейчас вы находитесь на такой дистанции от других людей, на которой вам комфортно. Кто почувствует это, можете завершить ситуацию
Пауза. Все возвращаются в круг.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 280.