Введение
Итогом любого взаимодействия человека с человеком, с группой, с самим собой является эмоциональное переживание. Очевидно, что увеличение социальных контактов в период подросткового созревания увеличивает спектр эмоций, сопровождающих установление этих контактов. Как известно, в период взросления подросток переходит из роли ребенка в роль взрослого, однако устойчивого отношения к этой роли он еще не осознает. Вследствие неоднозначного отношения подростка к собственной роли растет несоответствие в ожиданиях и отношениях к нему других людей, что увеличивает его эмоциональную напряженность, тревожность, конфликтность.
Восприятие подростков – правонарушителей как «навеки потерянных для общества» заставляет их занимать позицию отстаивания себя через роль заключенного, что воспринимается как принятие им для себя и положительной оценки этой роли. Отсутствие необходимой информации или ее искаженность повышает уровень тревожности подростка, формирует отношение к себе как к неполноценному члену общества, неспособному успешно адаптироваться в рамках новых существующих условий жизни. Тревожность, неопределенность вызывают агрессию, которая только усиливает процессы отчуждения от общества. Общество, в результате, становится не источником развития личности, а источником подавления, деиндивидуализации.
Цель: обучение способам снятия эмоционального напряжения, способам анализа конфликтных ситуаций
Материал: блокноты, ручки
Основные понятия:
1. Неудовлетворенность
2. Негативное переживание
3. Конфликт
4. Роль
5. Конструктивное решение
6. Эмоция
7. Тревога
8. Чувства
План:
ü Введение в проблему. Дискуссия на тему «Я и моя роль».
ü Занятие может проводиться либо в форме ролевой игры, сюжетом которой может стать реальная ситуация, либо простое обсуждение вопросов по теме. Планируемые проблемные вопросы:
ü С кем я конфликтую?
ü От чьего имени я конфликтую?
ü Зачем мне мои роли?
ü Кто их дает?
ü Куда они исчезают?
ü Что такое неудача?
ü Что такое успех?
ü Есть ли полезное в переживании неудач?
ü Что мы получаем, переживая неудачу?
ü Что я знаю о своих эмоциях, переживаниях, чувствах?
ü В каких ситуациях у меня возникает тревога?
ü Как снять эмоциональное напряжение?
3. Заключение, целью которого является закрепление опыта, приобретенного в процессе тренинга. Важно указать на конкретно проявленные в процессе занятия эффективные (неэффективные) способы разрешения конфликтных ситуаций, связанных с ролевыми отношениями.
СФЕРА САМООТНОШЕНИЯ
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ САМООТНОШЕНИЯ
Введение
Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношение в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки. Право закрепляется в официальных документах государства, устанавливая всеобщую форму отношений, оно определяет меру свобод людей, их объединений, государственных органов во взаимоотношениях между ними и гарантий этой свободы. Правовые нормы направлены на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общественного организма.
Правовые нормативы отражают общественные интересы, при этом социум заинтересован в формировании законопослушной личности, воспитывая субъекта в правовых отношениях. Но общественные интересы не могут отражать всего спектра интересов конкретной личности. В связи с этим возникают противоречия правовых нормативов и личных интересов. Этот конфликт локализуется не между человеком и государством, как механизмом власти, хотя здесь он и проявляется, а внутри самой личности; между знанием и соблюдением правовых норм и определенными тенденциями личности. Система криминальных отношений, в которую включён подросток способствует обострению этого противоречия: сформированное самоотношение включает переживание себя как нарушителя закона.
Правовой аспект самоотношения нами рассматривается как позитивное отношение личности к себе как к субъекту права. Данная проблема приобретает особую актуальность для людей освободившихся из мест лишения свободы, так как прояснение отношения к себе как к субъекту права возможно позволит человеку не совершить прошлых ошибок.
Работа с самоотношением в сфере права может вестись через обсуждение конкретных законов, их значения в реальной жизни подростка.
Кроме того, многие подростки, столкнувшись с правом, знают его только как противостоящую сторону.
Целью занятия является развитие критичного, осознанного отношения к существованию прав и обязанностей
Основные понятия:
ü Закон
ü Законные отношения
ü Самозащита
ü Обязанность
ü Право
Материал: листы бумаги А4, карандаши
Методическое обеспечение ведущего: анализ рисуночных методик
План:
· Вводное обсуждение вопросов прав и обязанностей, их значений в нашей жизни.
· Основная часть, проводящаяся с помощью обсуждения сочинений или рисунков на тему «Я и закон»
· Заключительная часть, в процессе которой ведется работа с конкретными проблемами участников, их отношениями друг с другом и с законом. Вопросы для обсуждения:
ü Как можно представить мой кодекс моего отношения к себе?
ü Какие у меня есть права на самого себя?
ü Что такое право на самого себя?
ü Помогает ли мне мой кодекс стать счастливее?
ü Каковы основные законы, по которым я отношусь к себе?
ü Защищают ли мою личность мои законы и если да, то как и от чего?
Пример.
Ведущий: Зачем тебе нужны законы государства?
В.: Для того, чтобы их соблюдать?
Вед.: Зачем именно тебе нужны законы?
В.: (Пауза) Мне не нужны.
Вед.: Отлично. Ничего страшного, возможно и такое. А как ты хочешь жить в обществе?
В.: Хорошо.
Вед.: Ты будешь жить хорошо без законов? Уверен? Тебя устраивает твоя жизнь?
В.: Нет не устраивает.
Вед.: Ты понимаешь почему?
В.: (Пауза) Да.
Вед.: Понимаешь, то что тебя не устраивает, возникло от не соблюдения законов.
В.: Кого-то поймали, а кого-то нет.
Вед.: Ты хочешь быть не пойманным?
В.: Да.
Вед.: Удастся.
В.: Удастся. Наверное…
Вед.: Л. Как ты думаешь на счёт этого, удастся? Жизнь вне закона? Даже воры бывают в законе.
Л.: Трудно их соблюдать. Как жить сейчас, не воруя?
Вед.: Понимаешь, что это, скорее, претензия к миру, чем вопрос. Ты похож на человека, который беспокоится о том, что есть атмосферное давление, которое давит 52 кг. на кв. сантиметр. Ты лучше подумал бы над тем, что преступность живёт пока она кому-то нужна…
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМООТНОШЕНИЯ
Введение
В последнее время в современном обществе произошли серьёзные изменения в политической и социокультурных сферах жизни. Всё это повлекло за собой экономические реформы, связанные с развитием рыночной экономики. Это предусматривает различный уровень материального состояния населения, безработицу, необходимость совершенствования своих профессиональных качеств и т.д.
Подросток, освободившийся из мест лишения свободы, вынужден вступать в экономические отношения. При этом возникают ряд трудностей:
· отсутствие или недостаток материальных средств необходимых для жизни, что часто толкает его на новые преступления;
· низкая адаптивность в условиях современного рынка;
· проблемы связанные с трудоустройством и т.д.
Как следствие этих трудностей возникает проблема самообеспечения материальными благами на фоне их дефицита. Поэтому важной задачей, которую должны решать в исправительных учреждениях, становится обучение подростка рациональному распределению материальных средств в сфере удовлетворения своих актуальных потребностей. Не разумное использование подростком своих материальных средств это, как правило, результат сложившейся в криминальной субкультуре законов и неписаных правил, ориентированных на распределение их в зависимости от статуса в иерархии криминальных отношений или «показушности» и демонстративности. В связи с этим, педагог или психолог, в большинстве случаев, сталкивается не с неумением, а с хорошо устоявшимися привычками организации своего материального состояния.
Цели занятия:
· Работа с уровнем притязаний и с неадекватностью их оценки.
· Обучение способам рационального использования своих материальных ресурсов.
Материал: шариковая ручка, лист бумаги, бланки игры «Потерпевшие кораблекрушение», калькуляция затрат на содержание одного подростка в ИТУ.
Основные понятия:
1. экономические отношения;
2. материальные средства;
3. потребности;
4. желания;
5. дефицит.
План занятия:
· Дискуссия по проблеме, которая проводится по следующим вопросам:
I. Как соотнести возможности и желания?
II. Что делать если не хватает денег на жизнь?
III. На какую сумму денег вы рассчитываете жить?
IV. На что вы в первую очередь потратите деньги?
V. Собери свою потребительскую корзину?
В процессе дискуссии можно дать задание спланировать статью расходов на день, на неделю, месяц. Нужно дать информацию о ценах на рынке на самое необходимое.
· Основная часть проводится в форме игры «Потерпевшие кораблекрушение».
· Заключение проводится с целью закрепления полученных знаний, умений, навыков. Работа проводится в форме группового шеринга.
Методическое обеспечение ведущего: информация о ценах на рынке.
Ход работы: Работа проводится в форме игры «Потерпевшие кораблекрушение».
Описание игры.
Цель: выработка навыкам планирования, обучение способам договора.
Необходимое время: 1,5 часа.
Процедура: каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.
«Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметом вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами. Имущество оставшихся в живых людей составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Ваша задача выбрать 7 предметов из ниже перечисленных и объяснить их значение для вашего выживания».
Предметы:
1) Сектант
2) Зеркало для бриться
3) Канистра с водой
4) Противомоскитная сетка
5) Одна коробка с армейским рационом
6) Карта Тихого океана
7) Плавательная подушка
8) Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси
9) Маленький транзисторный радиоприемник
10) Репелент, отпугивающий акул
11) 20 квадратных футов непрозрачного пластика
12) Одна бутылка рома крепостью 80 градусов
13) 5 м нейлонового каната
14) 2 коробки шоколада
15) Рыболовная снасть
После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решения. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно набора предметов.
Информация для ведущего: согласно экспертам основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане являются предметы, служащие для привлечения внимания и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства не имеют значения, следовательно, самими важными являются зеркало для бритья, двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси и еда.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает какое значение имеет данный предмет для выживания: 1.зеркало для бритья важно для сигнализации воздушным и морским спасателям, 2.канистра нефтегазовой смести используется для того же назначения, 3.вода необходима для утоления жажды, 4.коробка с армейским рационом обеспечивает основную пищу, 5.две коробки шоколада – это резервный запас пищи, 6.рыбоволовная снасть оценивается ниже, чем шоколад, так как в данной ситуации нет уверенности, что ему удастся поймать рыбу, 7.бутылка рома может быть использована для обеззараживания ран и т.д.
Пример.
Вед.: Понятна ли вам инструкция?
В.: Да.
Вед.: Начинайте обсуждать.
В.: (Пауза) Кому какие предметы нужны? Пусть каждый себе выберет.
Вед.: Не забывайте, что вы должны вместе всё обсудить.
Л.: Наверное, надо взять еды и воды.
В.: Может быть, тогда взять рыболовную снасть.
Л.: Как ты её есть будешь, сырой?
С.: Есть захочет будет.
Вед.: Обсудите другие предметы.
Н.: Хорошо. Зеркало и Сектант нам не нужен.
Вед.: Предметы, которые у вас, их можно использовать не по назначению, Какие две важные задачи перед вами стоят, если вы оказались в открытом море?
Н.: Выжить как можно дольше.
Вед.: Да. А что ещё?
Н.: Ну и чтобы нас спасли.
Вед.: Хорошо. Вот и решите эти две задачи.
Вед.: …в результате обсуждения вы выбрали предметы, которые вполне вам помогут. Я чувствую, если вы бы работали отдельно, список получился немного другой. Это можно судить по репликам, по - моему твоим, Л.
Л.: Не помню. А что?
Вед.: Что-то вроде бутылки рома, карты Тихого океана и свистка от акул. Понятно, что я утрирую, но всё же. От чего это зависит? Почему выбирают такие предметы?
В.: Да потому, что ему разницы нет, что будет дальше.
Вед.: Другими словами он не умеет планировать, думать о будущем. Я понимаю, что вы думаете о будущем, но всё-таки не о том, которое вас ждёт…
Что мешает вам планировать свою жизнь и жить так как вы хотите?
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМООТНОШЕНИЯ
Введение
Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Мораль выполняет функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия множества людей должны быть согласованы, согласованы личные и общественные интересы, при всём своём разнообразии необходимо подчиняться определённым общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль.
Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни -–в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль. Регуляция поведения осуществляется с помощью исторически сложившихся нормативов, которые имеют, как правило, универсальный характер.
Стоит заметить, что мораль касается только межличностных и общественных отношений, где идёт процесс столкновения интересов. Мораль и родилась из потребности согласования различных интересов. Создаётся впечатление, что сфера самоотношения остаётся вне влияния общественной морали. Постановка проблемы этики самоотношения требует рассмотрения ряда вопросов:
1. возникает вопрос о возможности существования норм самоотношения;
2. возможно ли найти в классической морали нормы и принципы самоотношения;
3. о каком столкновении интересов идёт речь в проблеме этики самоотношения;
4. на чем должны быть основаны возможные нормы самоотношения.
Следует учесть, что самоотношение является основой системы отношений человека с миром, определяет жизненный путь личности. Таким образом, возникает необходимость определения, если не конкретных нормативов, то принципов самоотношения. Надо отметить, что проблема этики самоотношения имеет другой аспект: безнравственный поступок рождает безнравственное отношение к себе.
Таким образом, проблема этики самоотношения имеет важное значение в процессе социализации и становлении личности. На сегодняшний день эта проблема остаётся практически не разработанной и поэтому требует дальнейшего исследования. Решение данной проблемы в исправительном учреждении прежде всего предполагает анализ участниками тренинга норм криминального самоотношения, которые существуют и неосознанно транслируются каждому человеку, включённому в эту систему отношений. Возможно предположить, что транслируемые нормы самоотношения криминальной субкультуры характеризуются противоречивостью: с одной стороны они «пропагандируют» некую свободу, независимость в принятии себя, а с другой базируются на греховности и порочности человеческой природы, смирении со своим негативизмом. Важно поэтому предоставить возможность подростку научиться жить в другой «системе координат» отношений к самому себе, это, возможно, позволит безоценочно осмыслить прошлые поступки.
Цели занятия:
1. осмысление проблемы этики самоотношения и выработка принципов отношения к самому себе;
2. анализ предложенных принципов или нормативов самоотношения;
3. соотнесение выработанных императивов с реальным самоотношением;
Материал: лист бумаги, шариковая ручка и этическая литература.
Основные понятия:
· мораль
· самокритика
· нормы, ценности, принципы
· Я как ценность
· этика
· жизненная позиция
· заповедь
План занятия:
· Введение. Постановка проблемы. Определение понятий.
· Дискуссия.
· Заключение
Методическое обеспечение ведущего:
· направленная беседа;
· сравнительный анализ
· качественный анализ деятельности участников занятия;
· изучение продуктов деятельности участников занятия;
· анализ этической литературы.
Ход занятия основан на дискуссии на тему нормативов самоотношения. Вначале ведущий ставит проблему поиска нормативов самоотношения, потом на основе полученного материала строится дискуссия. В заключении подводится итоги дискуссии, формулируются выводы на основе принятых группой решений.
Вопросы ведущего для дискуссии:
1) Возможно ли существования норм самоотношения?
2) Противоречат ли эти нормы самоотношению?
3) Зачем нужны нормы самоотношения?
4) Что вы делаете когда себе не нравитесь?
5) Как самоотношение проявляется в отношении с другими людьми?
6) Как предложенные нормы согласуются с реальным отношением к самому себе?
7) Что вы прощаете себе и не прощаете другим?
8) Что делаете со своими моральными принципами, если в них разочаровались?
9) Выполняю ли я свой моральный кодекс по отношению к себе?
Пример.
Ведущий: … Как вы к себе относитесь?
Л.: Хорошо.
Вед.: Это понятно, что хорошо, но кто вам сказал, что хорошо, а может равнодушно или ненавидеть надо? Другими словами есть ли какие-то требования к самому себе в плане отношения? Понятно?
Л.: Не совсем.
Вед.: Хорошо. Как нужно к себе относится?
В.: Наверное, это свобода каждого, как хочет, так и относится. Другим-то, какое дело!
Вед.: С одной стороны ты прав. Но ты понимаешь, что от того как ты относишься к себе зависит, как люди будут к тебе относится. Если очень просто сказать. Понятно, что это сложнее, но по большому счёту это так.
В.: Мне что-то не очень понятно.
Вед.: Кто может прокомментировать? Кто понял?
К.: Я понял, но мне трудно объяснить.
Вед.: Хорошо. Из этого следует, что нужно понимать исходя из чего ты к себе относишься. Сейчас многое можно выдумать, говоря просто о б отношении к себе. Пусть каждый вспомнит ту ситуацию или событие в жизни, которое его беспокоит. (Пауза) Что вы чувствовали в этот момент?
Л.:(Пауза) Я бы не хотел рассказывать.
Вед.: Хорошо. Можешь не рассказывать, но вспомни чувство, которое было.
Л.: Мне трудно сказать.
Вед.: На что оно похоже. На чувство вины, напряжение, тревога, что это?
Л.: Скорее напряжение.
Вед.: Ты себе в этот момент, мягко говоря, не нравишься?
Л.: Ну, да.
Вед.: Когда ты попадаешь в сходные ситуации это чувство тоже возникает?
Л.: Да.
Вед.: Понимаешь, что твоё отношение в этой ситуации, отрицательное отношение, будем так называть, тянется за тобой и определяет твои поступки….
Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.