ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Введение
Подростковый возраст является периодом в развитии субъекта, когда происходит увеличение его возможностей, постепенно оформленных в социальные роли. Однако с увеличением количества ролей в социальных отношениях возрастает необходимость их регламентирования и управления ими. Одним из способов управления социально – ролевыми отношениями является право как совокупность норм и правил, закрепленных в законодательных актах.
Особого внимания заслуживает проблема правового аспекта социально – ролевых отношений подростков, освободившихся из мест заключения. Освобождение дает подростку возможность включиться в круговорот отношений, которые существуют в обществе. Общество напоминает собой соты, в которых каждая ячейка - это некая микрогруппа. Подростку, в силу его принадлежности к членам общества, приходится шаг за шагом осваивать каждую единицу пространства, принимая или отвергая ряд предлагаемых ему социумом ролей. Длительное пребывание в закрытой функциональной системе сужает круг социальных ролей, которые приходится освоить подростку, сужается круг способов взаимодействия с людьми. Некоторые роли оказываются полностью утраченными. В связи с этим увеличивается количество конфликтов с законом, основой чего является неспособность к адекватному поведению подростка как носителя социальной роли.
Цель: Развитие способности к ориентации в социальных отношениях с точки зрения правовых отношений
Материал: блокноты, ручки
Основные понятия:
ü Неопределенность
ü Нормы
ü Закон
ü Социальная роль
ü Навыки общения
План занятия:
1. Введение, на котором участники делятся взглядами по проблеме отношения к закону.
2. Основная часть, проводящаяся в форме игры «Альф».
3. Заключение, в ходе которого участники обмениваются впечатлениями о занятии, а ведущий закрепляет у участников установку на критичное восприятие информации, а также на выработку ими своих собственных прав и обязанностей, свойственным им как носителям множества ролей.
Методическое обеспечение ведущего: свод законов РФ (УК РФ, Конституция РФ и т.д.)
Ход занятия:
Игра «Альф» проводится в несколько этапов в форме групповой дискуссии.
На первом этапе ведущий дает инструкцию участникам: «На землю упал инопланетный корабль. Корабль разбился, а пассажир остался в живых, но к сожалению он не может вернуться обратно. Атмосферные условия подходящие, внешний вид напоминает человека, но несколько странноват (чрезмерно волосат). Его имя Альф. Как ему выжить на Земле?»
Группа делится на две команды, каждая из которых составляет программу выживания Альфа, в которых обязательно утверждает его правовой статус, возможно, подкрепляя свое мнение статьями законов. По окончании работы в группах (через 40 минут) каждая команда защищает свой проект.
Затем – проводится обсуждение проектов, где учитывается
ü Разнообразие затронутых в программе сфер жизни;
1. «Способы выживания», возможные для Альфа;
2. Возможный результат (чего достигнет Альф: станет равноправным членом общества; станет подопытным животным; встанет на путь сопротивления и т.д.).
Заключительная часть проводится с помощью рефлексии, обсуждения эффективных -–неэффективных способов ориентации в социальном пространстве.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Введение
В социальном пространстве человек, принимающий определенную роль, так или иначе становится субъектом экономических отношений, в центре которых стоит сама роль. Существуют роли, которые люди возлагают на себя бесплатно, за некоторые приходится платить, за какие-то платят самим людям.
В подростковом возрасте становится острым вопрос переживания экономической зависимости от родителей, что связано, в первую очередь, с закрепленной в сознании общества установки на восприятие подростка как зависимого, неспособного к собственным проявлениям ребенка. Однако в подростковом сознании существует «идеал» независимого человека, способного обеспечить себя и своих родственников, и этот «идеал» определяет движения подростка в социуме.
Проблема подростка – заключенного связана с недостаточным развитием способности к самопрезентации, поскольку роль заключенного является однозначной и не требующей каких – либо усилий для установления социальных отношений. В местах заключения все определено. Главное – следовать правилам, предписаниям, которые установлены для конкретной роли.
Освобождаясь, подросток вынужден, во – первых, отказываться от относительно удобной для него роли, а во – вторых, находить новые способы взаимодействия с другими людьми, что особо актуально становится в связи с устройством его на работу, с включением его в экономическую сферу жизни.
Цель: формирование навыков самопрезентации, повышение уверенности в себе
Материал: бумага, ручки.
Основные понятия:
1. Структурирование времени
2. Позиции «взрослый», «ребенок»
3. Ответственность
4. Самомотивация
5. Самостимулирование
6. Самопрезентация
7. Уверенность в себе
План:
1. Вводная часть, которая проводится с помощью обсуждения вопросов:
2. Сколько стоит роль, которую я выполняю в обществе?
2. Основная часть, которая проводится с помощью игры «Ярмарка».
3. Заключение, цель которого – закрепление позитивного настроя участников на возможность участия в экономической жизни.
Ход занятия :
Игра «Ярмарка». Каждому участнику предлагается продать свою роль как товар. При этом необходимо назвать:
ü Продаваемую роль
ü Причины продажи
ü Для чего этот товар необходим
ü Сколько он стоит
ü Во сколько обойдется его содержание
ü Источник питания
ü Необходимый отдых для восстановления работоспособности
ü Срок службы
ü Условия эксплуатации
ü Оптимальные условия работы
ü Условия содержания
В процессе игры работа ведется с конкретными проблемами, которые могут стать (или являются) препятствием для успешной социальной жизни.
Игра- тест «50 причин, по которым не получают работу»
Участникам предлагается 50 основных причин, по которым обычно не получают работу. Задача участников – оценить себя по каждому показателю.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 257.