ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
В описанной выше модели были представлены системы отношений и типы социальных взаимодействий, в которых оказывается подросток, освободившийся из ИТУ. Подростку, освобождающемуся из ИТУ, предоставляется возможность узнать о иных взаимоотношениях и типах взаимодействия в социальной среде.
Получить первичное представление о конкретном аспекте одного из типов отношений, а также пытаться изучить и приложить свой опыт на полученные знания и умения эффективнее всего в процессе групповой работы. Группа в таком случае является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения – моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение.
Задача ведущего состоит в создании условий для нейтрализации негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия, снижения напряжения и скрытых агрессивных реакций во взаимоотношениях участников.
Создание таких условий в группе, где познание себя становится актуальной возможностью, побуждает подростка находить в себе новые возможности преодолевать трудности.
Возможность изменений личности подростка заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях: тренинг это место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, позволить себе экспериментировать с собственным поведением.
Группа сверстников является источником многих, значимых для подростка, обратных связей, она дает возможность увидеть реакцию людей на собственные проявления, и, возможно изменить свое представление о себе.
Группа представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности, вместе с развитием группы. В процессе межгруппового общения у подростка должно возрастать позитивное отношение к себе и другим, что служит залогом личностной реконструкци: подросток начинает объективно оценивать свои мысли, чувства, конфликты; в своем поведение он отказывается от всего того, что разъединяет его с людьми, начинает развивать те стороны своей личности, которые являются притягательными для других, начинает трезво оценивать свои возможности, отказываться от необоснованных претензии.
В групповом взаимодействии выделяются следующие возможности для работы с подростками:
- взаимодействие и конфронтация с ровесниками
- создание миниатюрной реальной жизненной ситуации для изучения и изменения поведения
- стимуляция новых путей взаимодействия с ситуацией и получения нового опыта в человеческих отношениях
- стимуляция новых “концепций Я” и новых моделей идентификации
- формирование чувства меньшей изолированности в окружающем мире
- наличие ощущения защищенности от взрослого мира
- адекватная помощь
- уменьшение сопротивления или подчинения, усиление независимости и идентификация с лидером
- открытие проблем, связанных с взаимоотношениями с другими.
В результате подросток начинает видеть то, о чем ни он, ни другие и не подозревали, его Я начинает проявляться свободнее и скрытая область его личности также начинает осознаваться.
Самое главное здесь заключается в том, чтобы ведущий группы обратил внимание подростков на их переживания, закрепив, таким образом, их личный, и поэтому ценный, опыт.
Возможность выяснения сути межличностных отношений и практической проверки собственных частных жизненных гипотез относительно личности другого человека без разрушительного столкновения с ними оказывается способной переструктурировать личностные ценности и пристрастия, дать начало интенсивному “развертыванию” процесса личностного роста и освоению коммуникативных навыков как существенных личностных ценностей.
В условиях групповой работы возможно ознакомление подростков-заключенных с качественно иными знаниями, умениями и способами взаимодействия на основе личностной включенности во внутригрупповые процессы и интерпретацию индивидуального опыта на их основе.
Задача психолога состоит в отслеживании и использовании всех процессов, происходящих в группе. Чтобы взаимодействие было эффективным, чтобы оно помогло каждому решать те задачи, которые он перед собой ставит, есть несколько принципов и правил группового взаимодействия, т.е. внутренних законов функционирования группы.
Правила групповой работы:
Прежде чем вводить основные правила и принципы групповой работы, необходимо «подготовить» участников к групповой работе. Это можно сделать с помощью следующего текста:
«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Что-то делать с собой мы можем здесь только с помощью друг друга, только через друг друга. Наше общение, то, что мы внесем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые мы вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, есть несколько принципов групповой работы».
Правило «здесь и теперь»: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания и через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Выходить из помещения во время занятий нельзя.
Принцип эмоциональной открытости: если участник думает или чувствует что – то важное постоянно, «здесь и сейчас», то ему можно сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.
Правило «СТОП»: каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.
п равило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения как о себе, так и о других.
п равило не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет- это, во- первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а, во- вторых, совет- это ограничение свободы личности другого, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.
п равило «Я- высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что- либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах.
п равило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка без запроса есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможных в последствии оценок, которые участник может получить от других участников, это может привести к возникновению «закрытости» некоторых членов группы или к стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости, подстраиваться.
п ринцип личной ответственности: всё, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы - это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ты ни сделал - это твой выбор, за который ты первый несешь ответственность.
п ринцип личного вклада: чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и следовательно, тем больше у него появится возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.
п равило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - неприемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами, т.к. разговоры о групповых процессах вне работы ведут к снижению напряжения, необходимого при групповой работе.
«презумпция здоровья»: участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми.
п ринцип «круга»: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться в относительно равном положении относительно каждого другого участника.
п ринцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная (как в экстренной хирургии: в первую очередь оперируют не того, кого раньше доставили, а по жизненным показаниям). «Жизненные показания» на занятиях соответствуют неосознанной личностной иерархии ценностей участников.
п ринцип включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, «оценщиков».
п ринцип «постоянства»: занятия пропускать нельзя.
А также еще одним из условий эффективности данной программы будет являться профессиональная подготовка ведущего этой программы, которая будет включать в себя знания теоретического материала и теоретических основ этой программы; знание психологических особенностей подростков, а также специфические особенности подростков-заключенных; знание социальной ситуации развития подростков; а также умение вести групповые занятия (тренинги); сюда включается умение создать группу и подобрать участников по возрастным и личностным характеристикам; знание практической части занятий и умение провести их; умение использовать групповую динамику и групповые процессы в целях программы; опыт группового взаимодействия с подростками, находящимися в заключении.
Условием эффективности предлагаемой программы является проведение занятий с подростками в заключении на основе правил и принципов групповой работы. Когда ведущий, обладает соответствующими профессиональными знаниями, умениями, навыками и личностными особенностями и проводит занятия в соответствии с заданными целями.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
I. Избегание родительской позиции: ведущему рекомендуется находиться во взрослой позиции, что обеспечит:
ü безоценочность;
ü отказ от советов;
ü передачу подростком ответственности за свою жизнь;
ü равенство позиций как условие развития.
Подавление независимости в процессе творческого поиска необходимых решений может спровоцировать у участников отказ от дальнейшей работы.
II. Обеспечение подростку самоидентичности, ответ на вопрос «Кто я такой? Кем мне быть в дальнейшем?»
Необходимо обеспечить обратную связь от ведущего и членов группы о подростке как:
ü о носителе пола (сексуальная идентичность);
ü о достойном внешнем образе себя;
ü о чувстве самоуважения;
ü об ощущении себя компетентным.
III. Эмоциональное принятие. Оно обеспечит:
1. познание собственной сферы эмоциональных переживаний;
2. развитие способности любить и быть любимым;
3. возможность вступать в близкие, искренние отношения.
IV. Целостность личности ведущего обеспечивает закладывание основ отношения к ценностям этого мира: во что верить и как себя вести подростку.
V. Обеспечить возможность интеллектуального роста подростков. Это позволит:
1. повысить самооценку;
2. получить адекватную информацию о себе;
3. избежать переоценивания себя;
4. избежать нереалистичной позиции во взглядах на мир.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.