Наблюдений в школьном курсе географии
7.1. Природоведение. Сравнение образов природы различных точек планеты в одни и те же сроки. Ведение календаря природы. Установление по нему феноиндикаторов. Проверка народных примет. Наблюдение за сроками замерзания и вскрытия водоемов, за нарастанием толщины льда. Наблюдения за различными сроками наступления фенофаз у растений в различных экологических условиях. Определение по календарю природы сезонных изменений в жизни животных.
7.2 Физическая география, 6 класс. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, состоянием почв, водоемов, растительного и животного мира. Наблюдение спектра ландшафта. Анализ календаря природы: изменение в течение года внешних процессов и факторов, влияющих на изменения в рельефе; вычисление средних многолетних сроков наступления сезонов; составление календаря водоема. Сравнение календарей природы своей и отдаленной местности по срокам и порядку наступления явлений, по продолжительности сезонов, сопоставление ритмов жизни жителей этих местностей.
7.3 Физическая география материков и океанов, 7 класс. Наблюдения методом индикаторов урожайности и описательным методом в пунктах с различной формой рельефа, с различным значением высоты над уровнем моря для выяснения различий в природных комплексах в зависимости от рельефа. Экометрическая съемка на территории с различными формами рельефа. Составление описания природного комплекса по типовому плану с фенологической составляющей.
7.4 Физическая география России, 8 класс. Составление фенологической карты, анализ карт из атласа Свердловской области. Знакомство с агроклиматическими справочниками и картами. Определение периодов, безопасных для движения по льду по результатам наблюдения за нарастанием толщины льда. Фенологические наблюдения на территории с существующим фактором экологического неблагополучия для определения влияния этого фактора на состояние компонентов природного комплекса.
7.5 Экономическая география России, 9 класс. Характеристика по календарю природы условий своей области.
7.6. Использование фенологических наблюдений во внеклассной работе и работе кружков туристско-краеведческого направления. Обучающие технологии в урочной и внеурочной деятельности в области физической географии Методика составления и проведения фенологических экскурсий со школьниками.
Темы лекционных занятий
Лекция 1-2. Методика использования фенологических наблюдений при проведении уроков географии. Тематическое планирование. |
4.перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
4.1. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Янцер, О. В. Общая фенология и методы фенологических исследований [Текст] : [учебное пособие] / О. В. Янцер, Е. Ю. Терентьева ; Урал. гос. пед. ун-т, Географо-биолог. фак., Каф. физ. географии. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 216 с. (15 экз.)
2. Современное состояние фенологии и перспективы ее развития [Текст] : материалы Всерос. науч.- практ. конф., г. Екатеринбург, посвящ. 110-летию со дня рождения выдающегося совет. фенолога В. А. Батманов / Урал. гос. пед. ун-т, Геогр.-биол. фак. ; науч. ред. В. Г. Капустин, О. В. Янцер. — Екатеринбург : [б. и.], 2010. — 203 с. (11 экз.)
3. Янцер, О. В. Лабораторный практикум по фенологии [Текст] : учеб.- метод. пособие для студентов геогр.- биол. фак. / Янцер О. В.; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2007. — 64 с. (30 экз.)
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает наука фенология? Почему фенология относится к циклу физико-географических дисциплин?
2. Каково практическое значение фенологии?
3. Оцените значение трудов М. Реомюра и К. Линнея для развития фенологии.
4. Охарактеризуйте роль русских ученых в развитии фенологии.
5. Какова специфика уральской фенологической школы?
6. Охарактеризуйте классификацию методов фенологических наблюдений, предложенную В.А. Батмановым.
7. Назовите преимущества методов описательной группы перед классическим методом.
8. При работе каким методом используются термины «учетная единица» и «межа»? Преимущества данного метода перед первичным описательным методом.
9. Преимущества и недостатки метода суммированных фенологических характеристик по сравнению с другими методами данной группы.
10. Сходства и отличия интегрального метода индикаторов урожайности от интегрального описательного метода.
11. При работе какими методами наблюдатель получает результаты, обладающие наибольшей степенью точности? Ответ обоснуйте, подтвердите конкретными примерами.
12. При работе какими методами результаты наблюдений не поддаются математической обработке?
13.
14. Выделение границ сезонов года астрономами, метеорологами, фенологами.
15. Приведите конкретные примеры феноиндикаторов. Объясните, какова их роль в определении границ сезонов года.
16. Назовите зональные фенологические индикаторы для г. Екатеринбурга.
17. Назовите причины выделения ступеней сезонов по В.А. Батманову. Отличия данного деления сезонов от других.
18. Какие сезоны года можно выделить на Земле при условии расположения земной оси перпендикулярно плоскости орбиты?
19. Как была бы освещена Земля в позициях, идентичных современным дням равноденствий и солнцестояний?
20. Назовите виды фенологических карт, их научное и практическое значение.
21. В чем суть классификации фенологических карт по Ф. Шнелле, Г.Э. Шульцу, Н.Г. Харину, В.А. Батманову.
22. Какие типы фенологических карт вы можете назвать?
23. Каковы черты сходства и различий феносиноптических и синоптических карт.
24. Назовите особенности методики составления крупномасштабных фенологических планов.
25. Каковы особенности протекания сезонных явлений природы, определяемые экзогенными факторами сезонной динамики?
26. Назовите примеры эндогенных приспособлений в органическом мире, определяемые ходом экзогенных факторов.
27. Как разделяются организмы по отношению к термическому режиму. Приведите примеры их размещения по климатическим поясам.
28. Объясните, почему весной в среднегорьях происходит запаздывание, а осенью, наоборот, опережение в сезонном развитии растительности в подгольцовом высотном поясе, по сравнению с горно-таежным.
29. Назовите сходства и различия широтного, долготного и высотного фенологических градиентов.
30. Приведите конкретные примеры фенологических индикаторов. Какова их роль в определении границ сезонов года, в определении сроков проведения полевых работ?
31. Назовите известные вам математические модели, применяемые в фенологии. Какие из них вы считаете наиболее точными? Ответ обоснуйте.
32. Какая фенологическая модель и почему, является более пригодной для фенологических прогнозов. Ответ обоснуйте.
33. Какие феноклиматические показатели вы считаете целесообразным использовать в качестве математических моделей (приведите примеры, объясните свою точку зрения).
34. Назовите этапы организации и проведения фенологических экскурсий в природу со школьниками.
35. В каких классах на уроках географии и биологии наиболее полно возможно использование знаний по фенологии? Приведите подтверждающие примеры тем уроков.
36. Для чего необходим календарь природы своей местности? При изучении каких тем школьной географии и биологии необходимо использовать такой календарь?
Задания для самостоятельной работы
См. метод.рекомендации
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение обучающихся
1. Осенние явления в природе. |
2. Оправдываемость осенних фенологических примет |
3. Зимние явления в природе. |
4. Определение характеристик снежного покрова по ступеням зимы в разных районах г. Екатеринбурга. |
5. Оправдываемость зимних фенологических примет. |
6. Весенние явления в природе. |
7. Оправдываемость весенних фенологических примет. |
8. Проведение наблюдений за зеленением березы пушистой при помощи интегрального описательного метода. |
9. Составление фенологических экскурсий в природу со школьниками. |
10. История развития фенологии.
11. Анализ фенологических карт.
Темы курсовых работ
1.Фенологические особенности осени (зимы, весны, лета) текущего года в г. Екатеринбурге и его окрестностях.
2.Фенологические приметы как метод прогнозирования (на примере окрестностей г. Екатеринбурга).
3.Фенологические наблюдения в ландшафтных исследованиях.
4.Влияние географических условий на сезонную динамику растений.
5.Влияние экологических условий на сезонную динамику геокомплексов низшего ранга.
7. Использование фенологических показателей при характеристике сезонной динамики ландшафтных геокомплексов низшего (среднего) рангов.
8. Влияние экологических условий на ход пожелтения (зеленения) березы.
9. Влияние различных условий на изменение высоты снежного покрова в геокомплексах низшего ранга.
10. Географические закономерности развития отдельных видов растений в Свердловской области (на Урале, в России).
11. Применение математических моделей при изучении сезонного развития отдельных индикаторных видов растений.
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине представлен в приложении к рабочей программе дисциплины.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная учебная литература
1. Янцер, О. В. Общая фенология и методы фенологических исследований [Текст] : [учебное пособие] / О. В. Янцер, Е. Ю. Терентьева ; Урал. гос. пед. ун-т, Географо-биолог. фак., Каф. физ. географии. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 216 с. (15 экз.)
2. Куприянова, М. К. Фенологическая тропа В. А. Батманова [Текст] : учеб. пособие [природ.-краевед. путеводитель для осн. шк.] / М. К. Куприянов, Т. П. Нездолий. — Екатеринбург : Учеб. кн., 2004. — 64 с. (10 экз.)
3. Янцер, Оксана Васильевна. Лабораторный практикум по фенологии [Текст] : учеб.- метод. пособие для студентов геогр.- биол. фак. / Янцер О. В.; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2007. — 64 с. (30 экз.)
6.2.Дополнительная учебная литература
1. Современное состояние фенологии и перспективы ее развития [Текст] : материалы Всерос. науч.- практ. конф., г. Екатеринбург, посвящ. 110-летию со дня рождения выдающегося совет. фенолога В. А. Батманов / Урал. гос. пед. ун-т, Геогр.-биол. фак. ; науч. ред. В. Г. Капустин, О. В. Янцер. — Екатеринбург : [б. и.], 2010. — 203 с. (11 экз.)
2. Исследования природных и социально-экономических систем Урала. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования [Текст] : материалы Регион. науч.- практ. конф., посвящ. 57-летию геогр.- биол. фак., 24 нояб. 2011 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т, Геогр.- биол. фак. ; ред. В. Г. Капустин, О. В. Янцер. — Екатеринбург : [б. и.], 2011. — 185 с. (5 экз.)
3. Исследования природных и социально-экономических систем Урала. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования [Текст] : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 5 декабря 2013 года, Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т, Географо-биол. фак. ; [науч. ред. А. П. Дьяченко, О. В. Янцер, С. Н. Поздняк]. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 323 с. (5 экз.)
4. Митрошенкова, А.Е. Полевой практикум по ботанике : учебно-методическое пособие / А.Е. Митрошенкова, В.Н. Ильина, Т.К. Шишова. - Изд. 3-е, стереотип. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 240 с. : ил. - Библиогр.: с. 226-235. - ISBN 978-5-4475-4015-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278880 (13.08.2018).
6.3. Печатные и (или) электронные ресурсы
для лиц с ОВЗ
Печатные и (или) электронные ресурсы в формах, адаптированных к нарушениям здоровья лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, представлены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.
В Центре представлено специализированное оборудование, такое, как:
1. Читающая машина SARA CE
2. Видео-увеличитель стационарный электронный TOPAZ XL-20
3. Персональный компьютер с брайлевским дисплеем «Эверест».
Центр располагает также следующим программным обеспечением:
· программой экранного доступа JAWS версия 13.0;
· программой для чтения книг в текстовых форматах и перевода их в звуковые файлы БАЛАБОЛКА;
· программой экранного доступа NVDA;
· системой распознавания текста ADDYY Fine Reader;
· голосовым модулем АЛЁНА (ACAPELA GROUP).
Учебно-методические материалы для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и особенностям восприятия и обработки поступающей учебной информации.
Для обучающихся с нарушениями зрения:
· в печатной форме увеличенным шрифтом и с необходимой контрастностью;
· в форме электронного документа (версия для слабовидящих);
· в форме аудиофайла;
· в печатной форме на языке Брайля.
Обучающиеся могут воспользоваться официальным сайтом Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: http: //sosbs.ru/
Для обучающихся с нарушением слуха:
· в печатной форме;
· в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
· в печатной форме;
· в форме электронного документа;
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
http://library.uspu.ru | Сайт ИИЦ-Научной библиотеки |
http://opac.biblio.uspu.ru | Электронный каталог ИИЦ-Научной библиотеки |
http://elar.uspu.ru | Электронная библиотека УрГПУ |
http://biblioclub.ru | ЭБС «Университетская библиотека онлайн» |
http://e.lanbook.com | ЭБС издательства ЛАНЬ |
http://elibrary.ru | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU |
http://dvs.rsl.ru | Электронная библиотека РГБ диссертаций |
http://www.consultant.ru | "КонсультантПлюс" |
https://xn--b1a3bf.xn--p1ai | Школа цифрового века |
https://icdlib.nspu.ru | Межвузовская электронная библиотека |
http://cyberleninka.ru - Научная электронная библиотека «Киберленинка»
https://scholar.google.ru - Академия Google
http://window.edu.ru -Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://opac.urfu.ru/consensus -ConsensusOmnium: Корпоративная сеть библиотек Урала.
https://arbicon.ru/services/mars_analitic.html - Межрегиональная аналитическая роспись статей - сводный каталог периодики библиотек России
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Янцер О. В. Лабораторный практикум по фенологии : учеб.- метод. пособие для студентов геогр.- биол. фак. / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург : [б. и.], 2007 .- 64 с. (10)
Организационные требования к освоению дисциплины
Освоение содержания дисциплины осуществляется на практических и лабораторных занятиях, в процессе контактной работы с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся. Для своевременной помощи обучающимся при изучении дисциплин кафедрой организуются индивидуальные и групповые консультации, устанавливается время приема выполненных работ. По итогам освоения дисциплины осуществляется промежуточная аттестация обучающихся.
Для обучающихся предъявляются следующие организационные требования:
– обязательное посещение обучающимися всех видов занятий, предусмотренных учебным планом;
– качественная самостоятельная подготовка к практическим и лабораторным занятиям, активная работа на них;
– активная, ритмическая, самостоятельная работа обучающихся;
– своевременная сдача преподавателю отчётных документов по всем видам работ;
– в случае наличия пропущенных обучающимися занятий, необходимо получить консультацию по подготовке и оформлению отдельных видов заданий;
– обучающимся, пропускающим занятия, выдаются дополнительные задания – представить конспект пропущенного занятия с последующим собеседованием по теме занятия;
– обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию в соответствии с графиком сессии, должны ликвидировать задолженность в установленном порядке.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Подготовка обучающихся к практическим занятиям осуществляется с учетом общей структуры учебного процесса. На практических занятиях преподавателем осуществляется входной и рубежный контроль в виде контрольных работ и тестов, по основным понятиям дисциплины. Подготовка к практическим занятиям подразумевает выполнение домашнего задания к очередному занятию по заданиям преподавателя, выдаваемым в конце предыдущего занятия. Для осуществления работы по подготовке к занятиям, необходимо ознакомиться с литературой и электронными ресурсами, с рекомендациями по подготовке, вопросами для самоконтроля.
При подготовке к практическим занятиям следует:
– выяснить тему предстоящего занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию;
– изучить текст соответствующего раздела учебника;
– ознакомиться с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале – основной, затем – дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение);
– составить развёрнутый план выступления с особенностями каждого вида практических занятий;
– проработать вопросы по изучаемой теме.
При подготовке к практическим занятиям необходимо обратить внимание на усвоение текста. Можно посоветовать следующее:
– прочесть небольшой, но цельный кусок текста, выражающий некоторую законченную мысль;
– закрыть книгу (конспект) и обязательно письменно, не заглядывая в книгу воспроизвести все рассуждения текста до конца;
– сравнить с книгой. Если всё получилось двигаться дальше. В противном случае вновь перечитать текст. А потом снова записать его.
Рекомендации по работе с научной и учебной литературой
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к устному опросу на практических занятиях, к модульным контрольным работам, тестированию, зачету/экзамену. Она включает проработку лекционного материала – изучение рекомендованных источников.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, может быть подробным. Объем конспекта определяется самим обучающимся.
В процессе работы с учебной и научной литературой обучающийся может:
– делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);
– составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);
– готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);
– создавать конспекты (развернутые тезисы).
Необходимо отметить, что работа с литературой не только полезна как средство более глубокого освоения дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности будущего выпускника.
Организация самостоятельной работы обучающихся
В зависимости от места и времени проведения самостоятельной работы обучающихся (СРО), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами СРО подразделяется на следующие виды:
– самостоятельную работу обучающихся в период контактной работы с преподавателем (практических и лабораторных занятий, представления проектов, плановых консультаций, зачётов, экзаменов);
– самостоятельную работу при выполнении обучающимся домашних заданий учебного, реферативного и творческого характера.
Основными принципами организации СРО являются: максимальная индивидуализированность, систематичность, непрерывность, сотрудничество преподавателя и обучающегося.
Виды и формы организации самостоятельной работы обучающихся
Виды СРО | Руководство преподавателя |
Конспектирование | Выборочная проверка |
Аннотирование книг, нормативных документов | Образцы аннотаций и проверка |
Углублённый анализ научно-методической литературы и электронных источников | Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации |
Участие в дискуссии, работе круглого стола, подготовка конспектов и презентаций выступлений, реферативных сообщений, выполнение заданий | Разработка плана практического занятия, рекомендация литературы, проверка знаний |
Основные задачи управления самостоятельной работой обучающихся:
1. Развитие у обучающихся практических умений самостоятельного изучения учебной литературы, электронных источников с обязательным сопоставлением теоретических положений с практической деятельностью.
2. Развитие у обучающихся практических умений аналитического обзора учебно-методической и нормативной литературы.
3. Ознакомление обучающихся с содержанием и особенностями конкретных документов организационно-управленческого характера и практикой их применения.
Самостоятельная работа обучающихся должна носить систематический характер. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при проведении промежуточной аттестации по дисциплине.
Формы предъявления результатов самостоятельной работы:
– устный опрос;
– письменные работы;
– электронные презентации;
– творческие проекты.
Текущий контроль
В течение освоения дисциплины преподавателем проводится текущий контроль успеваемости обучающихся по дисциплине.
Отсутствие пропусков занятий, активная работа на практических занятиях, общее выполнение графика учебной работы являются основанием для получения положительной оценки по текущему контролю.
Текущий контроль по дисциплине представлен подготовкой к практическим занятиям. Практические занятия проводятся по основным темам дисциплины с целью более глубокого изучения материала, формирования практических навыков делового общения в устной и письменной форме.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
В процессе осуществления образовательного процесса по дисциплине применяется следующее программное обеспечение:
Ø Microsoft Windows Professional 7 (Лицензия N 46299305)
Ø Microsoft Windows Vista Business (Лицензия № 43634375)
Ø Microsoft Office 2007 (Лицензия N 46299305)
Ø Microsoft Exel 2007 (Лицензия № 43219434)
Информационные технологии применяются для:
– сбора, хранения, систематизации и выдачи учебной и научной информации;
– обработки текстовой, графической и эмпирической информации;
– подготовки, конструирования и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;
– самостоятельного поиска дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;
– использования электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.
Информационные справочные системы применяются для решения различного рода познавательных и практико-ориентированных задач.
В ходе реализации целей и задач дисциплины обучающиеся могут при необходимости использовать возможности информационно-справочных систем, электронных библиотек и архивов.
Рекомендуемые информационно-справочные системы:
– электронная библиотека УрГПУ. URL: http://elar.uspu.ru/;
– сайт министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/;
– справочная система Образование. URL: http://vip.1obraz.ru/.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
При изучении дисциплины используется следующее материально-техническое обеспечение:
№ аудитории (кабинета) | Основное назначение аудитории (кабинета) | Оборудование |
233 | Учебная аудитория для занятий лекционного типа, учебная аудитория для занятий семинарского типа | Оверхед 1 мультимедийная система: Компьютер 1, цифровой проектор, Экран стац. - 1 |
321 | Учебная аудитория для занятий лекционного типа, учебная аудитория для занятий семинарского типа | Телевизор Toshiba - 1 В/магнитофон «Supra» - 1 Видеофильмы –10 |
324 | Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры: 12 – Р4 1,8 Gb, 1 – Celeron 1300, 1 сканер – HP 4300C Switch 16-Port - 1 |
337 | Учебная аудитория для занятий лекционного типа, учебная аудитория для занятий семинарского типа | Мобильная мультимедийная система: Цифровой проектор BENQ PB8250 – 1 Ноутбук Asus – 1 Экран стац. - 1 |
425 | Учебная аудитория для занятий лекционного типа, учебная аудитория для занятий семинарского типа | Мобильная мультимедийная система: Цифровой проектор BENQ PB8250 – 1 Ноутбук Asus – 1. Электронная доска |
При изучении дисциплины используются следующие учебно-наглядные пособия:
1. Структура сезонов и их этапов бесснежной половины года в окрестностях г. Екатеринбурга
2. Совмещенный график «Времена года».
КАРТЫ
1. Физическая карта мира
2. Фенологические карты. /Атлас Свердловской области. Екатеринбург, Роскартография. Уральский государственный педагогический университет. 1997, с.15
Лабораторное оборудование
1. Компасы, линейки (20)
2. Лопата (3)
3. Снегомерная рейка (15)
4. Весовой снегомер (2)
5. Рулетка 25 м (2)
6. Гербарные папки (2)
7. Весы электронные (1)
8. GPS-навигатор (2)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 719.