Раздел 3. Фенологическая характеристика сезонов года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая фенология и методы фенологических

 исследований в школе»

для ОПОП «44.03.05 – Педагогическое образование»

профиль «География и история»

 

 

 

Екатеринбург 2017

 

 Рабочая программа дисциплины  «Общая фенология и методы фенологических исследований в школе»

 

Составитель:

Янцер Оксана Васильевна, доцент кафедры географии и МГО, к.г.н., УрГПУ


Скок Наталия Васильевна, доцент кафедры географии и МГО, к.г.н., УрГПУ

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры географии и методики географического образования УрГПУ

 

 

Протокол № 3 от 12.10.17

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Наименование дисциплины «Общая фенология и методы фенологических исследований в школе»

1.2. Цели и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины - формирование систематизированного, целостного представления об основных фенолого-географических закономерностях, о пространственном изменении сезонной динамики геокомплексов и умения организовать исследовательскую деятельность обучающихся путем использования различных методов фенологических наблюдений.

Задачи изучения дисциплины:

· сформировать представление о зарождении и раз­ви­тии фенологии с древних времен до совре­менности;

· изучить методы фенологических наблюдений;

· углубить знания о пространственно-географиче­ских за­кономерностях;

· охарактеризовать особенности разных типов фе­нологи­ческих карт и методов фенологического картографирования;

· дать представление о генерализации и типах моде­лиро­вания фенологических закономерно­стей;

· ознакомиться с основными понятиями индикацион­ной фенологии и типами фенологи­ческих прогнозов;

· рассмотреть возможности использования феноло­гиче­ских наблюдений и выводов по ним в школьном курсе географии.

· осуществлять патриотическое и экологическое воспитание студентов через показательные примеры достижений выдающихся российских фенологов и через изучение особенностей сезонного развития природы Свердловской области;

· развивать дисциплинированность и наблюдательность студентов при помощи ежедневного ведения календаря природы (при выполнении самостоятельных контрольных заданий).

Цель и задачи определяют содержание курса. Он включает семь разделов. Первый из них раскрывает вопросы структуры и практиче­ского значения фенологии, истории развития фенологии как науки в разные периоды. Второй крупный раздел является основным в данном курсе, т.к. он ориентирован на практическое применение. В нем изу­ча­ются вопросы методики сбора и обработки данных фено­логических наблюдений. В третьем - дается фенологиче­ская характеристика сезо­нов года и деление их на ступени по Батманову В.А. В следующем разделе изуча­ются вопросы фенологического картографирования. В пятом разделе рас­крываются основные пространственные закономерности и фак­торы среды, их определяющие. Шестой раздел знакомит студентов с вопросами моделирования и прогнозирования фенологических зако­номерностей. Завершает курс седьмой раздел - методика применения фенологических наблюдений в школе. Каждый из разделов включает теоре­тические вопросы, методику фенологических наблюдений и обработки мате­риала.

1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина является дисциплиной по выбору.  Курс является промежуточным звеном в системе географического образования сту­дентов. В курсе общей фенологии сту­денты изучают весь геокомплекс в динамике, что позволяет прово­дить его мониторинг.

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО:

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способен руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· способы, приемы и формы организации учебно-исследовательской деятельности со школьниками;

· принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геокомплексов и их сезонной динамики;

· классификацию фенологических методов и методику фенологических наблюдений;

Уметь:

· организовать и провести исследования следующими методами: классическим, первичным описательным, интегральным описательным, индикаторов урожайности, экометрическим первичным и интегральным;

· математически обработать, проанализировать и правильно оформить результаты наблюдений;

· выявлять цепочки взаимосвязей и взаимозависимостей между сезонными изменениями компонентов живой и неживой природы геокомплекса.

Владеть:

- Основными навыками проведения полевых исследований фенологического состояния природных комплексов.

- Методами фенологических исследований и их обработки.

- Навыками чтения фенологических карт.

- Приемами использования полученных знаний по общей фенологии в исследованиях со школьниками.

1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

     1.6. Форма обучения. Очная.

1.7. Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

п/п

Наименование

раздела

Всего

трудоем

кость

Аудиторные часы

лабораторные работы

Са­мо­стоя­тель­ная ра­бота  
Все го лек­ции Практические

 

1. Введение. Исто­рия развития феноло­гии 20 8 4 4   12  
2. Методика фенологических на­блюдений и об­работки данных 22 10 10     12  
3. Фенологическая характеристика сезонов года 20 8 4 4   12  
4. Фенологическое карто­графирова­ние 22 10 4 6   12  
5. Общие фено­лого-геогра­фи­ческие закономерности 16 6 6     10  
6. Генерализация, моделирование и прогнозирование фенологических закономерностей 22 10 4 6   12  
7. Использование материалов фе­нологических наблюдений в школьном курсе географии 22 8 8     14  
  Итого 144 60 40 20   84  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение. Исто­рия развития феноло­гии

1.1 Введение. Определение фенологии. Фенология как наука. Объект и предмет исследования. Структура фенологии по Батманову В.А. Практиче­ское значение фе­нологии: для сельского хозяйства (сроки посева культур, их правильное размещение в зависимости от рельефа; борьба с насекомыми-вредителями, отгонно-пастбищное животноводство); для лесного хозяйства, охотничье-про­мыслового хозяйства, медицинской фенологии. Основные понятия фенологии.

1.2. История развития фенологии. Зарождение эле­ментов наблюдений за сезонным развитием у древнейших народов Земли. Труды Феофраста и Плиния Младшего. Пословицы и приметы как отражение народного опыта в отыскании взаимосвязей между различными сезонными явлениями. Зарождение научной фенологии в 18 веке. Ос­новоположники фенологии: М. Реомюр и К. Линней. Зна­чение их трудов для развития фенологии.

1.3. Развитие фенологии в 18-19 века в зарубежных странах. Программы наблюдений за сезонными явлениями природы для массовых респондентов А. Кетле и Фритчем. Появление первых ботанических фенологических карт (Г. Гофман, Р. Хульт). Организация сети фенологических на­блюдений.

1.4. Развитие фенологии в 18-19 века в России: ра­боты П. Палласа, И. Фалька, А. Болотова, А.И. Во­ейкова, Д.Н. Кайгородова, О. Клера. Роль Русского Гео­графического Обще­ства в развитии фенологии. Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Основные направления в фенологии конца 19 века: фенологи – гео­графы (Ш. Анго, Э. Ине, Э. Хопкинс, Д.Н. Кайгородов) и фенологи – биологи (Ж.Б. Буссенго, Г. Гофман, К Линсер, А. Эттинген).

1.5. Фенология в 20 веке. Создание фенологических служб в ряде стран Европы и Японии. Представители аг­рометеорологии Дж. Ацци, М. Натансон и Ф. Шнелле. Учение о фенолого-гео­графических закономерностях Э. Ине и Э. Хопкинса. Исследования по горной фенологии Б. Примо и М. Роллером. Развитие фенологии в России: об­щественное краеведческое движение. Работы Д.О. Свят­ского, А.И. Здановского, Н. С. Щербиновского, А.П. Ши­манюка. Ведомствен­ные государственные фенологические службы. Развитие биоценологии: В.Н. Сукачев, Г. Н. Вы­соцкий, А.П. Шенников, М. Н. Римский-Корсаков. Агро­метеорологическая школа. П.И. Бро­унов и Г. Т. Селяни­нов. Учение о сезонной ритмике ландшафтов как целост­ных систем (Л.С. Берг, С.В. Калесник, В. Б. Сочава, Н.Н. Галахов). Создание Добровольной фенологической сети Географического Общества СССР.

1.6 Развитие фенологии на Урале. Роль В. А. Бат­манова в воссоздании массовой сети кор­респондентов-фе­нологов. Создание методики фенологического картогра­фирования и составле­ние им ряда фенологических карт. Разработка В.А. Батмановым методики фенологических на­блюдений.

Современное состояние и перспективы развития фенологии.

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Введение. История развития фенологии в зарубежных странах. Развитие фенологии в России. Уральская фенологическая школа.
 

Раздел 2. Методика фенологических наблюдений и об­работки данных

2.1. Искомое и феноуказатель. Элементы фенологиче­ского наблюдения: место, время и фе­нологическое состоя­ние объекта. Временной и вещественный показатели фено­логического состояния объекта. Классификация фенологи­ческих методов по В.А. Батманову. Ошибки наблюдения.

2.2 Первичный метод группы регистраторов срока (классический метод). Правило полного отчета. Обработка наблюдений. Рассчет феноаномалий. Оформление резуль­татов наблюдений. Основные достоинства и недостатки методов группы.

2.3 Методы описательной группы. Первичный опи­сательный метод: сущность, объект и ха­рактеристика фе­носостояния объекта. Оформление результатов наблюде­ний. Интегральный описа­тельный метод: сущность, объект и его характеристика. Специальные термины: межа и учетная единица, их признаки. Обработка и оформление результатов наблюдений. Средняя ошибка определения процента. Показатель существенности разницы. Построе­ние эта­лона межи. Основные достоинства и недостатки ме­тодов группы.

2.4 Методы группы индикаторов урожайности. Общая характеристика. Сущность. Пер­вичный метод ин­дикаторов урожайности. Шкала глазомерной оценки. Оформление результатов наблюдений. Интегральный ме­тод индикаторов урожайности: сущность и объект наблю­дений. Характери­стика феносостояния объекта. Обработка и оформление результатов наблюдений. Вычисление сред­ней арифметической величины показателя и среднего квадратического отклонения (δ). Средняя ошибка средней арифметической. Коэффициент вариации. Уровни измен­чивости признаков по классификации Мамаева С.А. Оценки урожая ягодников, выражаемые количеством ягод на единицу площади. Основные достоинства и недостатки методов данной группы.

2.5 Методы экометрической группы. Общая харак­теристика. Сущность. Экометрический первичный и эко­метрический интегральный методы: сущность и характе­ристика феносостояния объектов. Сплошные и маршрут­ные съемки. Обработка результатов экометрической съемки с качественной оценкой феносостояния объекта и с количественными показателями. Оформление результа­тов наблюдений. Экометрические съемки с использова­нием интегрального описательного метода. Обработка и оформление результатов наблюдений. Основные достоин­ства и недостатки методов данной группы.

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Классификация фенологических методов. Характеристика фенологических методов

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Изучение и анализ структуры снежного разреза. Характеристики снежного покрова (плотность, загрязненность, запасы воды в снеге).

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Сезоны года. Зима как сезон.

Темы лекционных занятий

Лекция 1-2. Методика использования фенологических наблюдений при проведении уроков географии. Тематическое планирование.

4.перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

4.1. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Янцер, О. В. Общая фенология и методы фенологических исследований [Текст] : [учебное пособие] / О. В. Янцер, Е. Ю. Терентьева ; Урал. гос. пед. ун-т, Географо-биолог. фак., Каф. физ. географии. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 216 с. (15 экз.)

2. Современное состояние фенологии и перспективы ее развития [Текст] : материалы Всерос. науч.- практ. конф., г. Екатеринбург, посвящ. 110-летию со дня рождения выдающегося совет. фенолога В. А. Батманов / Урал. гос. пед. ун-т, Геогр.-биол. фак. ; науч. ред. В. Г. Капустин, О. В. Янцер. — Екатеринбург : [б. и.], 2010. — 203 с. (11 экз.)

3. Янцер, О. В. Лабораторный практикум по фенологии [Текст] : учеб.- метод. пособие для студентов геогр.- биол. фак. / Янцер О. В.; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2007. — 64 с. (30 экз.)

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает наука фенология? Почему фенология относится к циклу физико-гео­графи­ческих дисциплин?

2. Каково практическое значение фенологии?

3. Оцените значение трудов М. Реомюра и К. Линнея для раз­вития фенологии.

4. Охарактеризуйте роль русских ученых в развитии фенологии.

5. Какова специфика уральской фенологической школы?

6. Охарактеризуйте классификацию методов фенологических наблюдений, предложенную В.А. Батмановым.

7. Назовите преимущества методов описательной группы пе­ред классическим методом.

8. При работе каким методом используются тер­мины «учетная единица» и «межа»? Преиму­щества данного метода перед первичным описа­тельным методом.

9. Преимущества и недостатки метода суммированных фе­нологических характеристик по сравне­нию с другими методами данной группы.

10. Сходства и отличия интегрального метода инди­като­ров урожайности от интегрального описа­тельного ме­тода.

11. При работе какими методами наблюдатель получает результаты, обладающие наибольшей степенью точно­сти? Ответ обоснуйте, подтвердите конкретными при­мерами.

12. При работе какими методами результаты наблюдений не поддаются математической обработке?

13.

14. Выделение границ сезонов года астрономами, метеоро­логами, фенологами.

15. Приведите конкретные примеры феноиндикаторов. Объясните, какова их роль в определении границ сезо­нов года.

16. Назовите зональные фенологические индикаторы для г. Екате­ринбурга.

17. Назовите причины выделения ступеней сезонов по В.А. Батма­нову. Отличия данного деления сезонов от других.

18. Какие сезоны года можно выделить на Земле при усло­вии распо­ложения земной оси перпендикулярно плос­кости орбиты?

19. Как была бы освещена Земля в пози­циях, идентичных современным дням равноден­ствий и солнцестояний?  

20. Назовите виды фенологических карт, их научное и практическое зна­чение.

21. В чем суть классификации фенологических карт по Ф. Шнелле, Г.Э. Шульцу, Н.Г. Харину, В.А. Батманову.

22. Какие типы фенологических карт вы можете назвать?

23. Каковы черты сходства и разли­чий феносиноптических и синоптических карт.

24. Назовите особенности методики составления крупно­масштабных фенологических планов.

25. Каковы особенности протекания сезонных явлений природы, определяемые экзогенными факторами сезонной динамики? 

26. Назовите примеры эндогенных приспособлений в органическом мире, определяемые ходом экзо­генных факторов.

27. Как разделяются организмы по от­ношению к термическому ре­жиму. Приведите примеры их размещения по климатическим поясам.

28. Объясните, почему весной в среднегорьях происходит запаздывание, а осенью, наоборот, опережение в сезонном развитии раститель­ности в подгольцо­вом высотном поясе, по сравнению с горно-таежным.

29. Назовите сходства и различия широтного, долготного и высот­ного фенологических градиентов.

30. Приведите конкретные примеры фенологических индикаторов. Какова их роль в определении границ сезо­нов года, в определении сроков проведения полевых работ?

31. Назовите известные вам математические модели, применяемые в фенологии. Какие из них вы считаете наиболее точными? Ответ обоснуйте.

32. Какая фенологическая модель и почему, является более пригодной для фенологических прогнозов. Ответ обоснуйте.

33. Какие феноклиматические показатели вы считаете целесообразным использовать в качестве математических мо­делей (приведите примеры, объясните свою точку зрения).

34. Назовите этапы организации и проведения фенологических экскурсий в природу со школьниками.

35. В каких классах на уроках географии и биологии наиболее полно возможно использование знаний по фенологии? Приведите подтверждающие примеры тем уроков.

36. Для чего необходим календарь природы своей местности? При изучении каких тем школьной географии и биологии необходимо использовать такой календарь?

Задания для самостоятельной работы

См. метод.рекомендации

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение обучающихся

1. Осенние явления в природе.
2. Оправдываемость осенних фенологических примет
3. Зимние явления в природе.
4. Определение характеристик снежного покрова по ступеням зимы в раз­ных районах г. Екатеринбурга.
5. Оправдываемость зимних фенологических примет.
6. Весенние явления в природе.
7. Оправдываемость весенних фенологических примет.
8. Проведение наблюдений за зеленением березы пушистой при помощи интегрального описательного метода.
9. Составление фенологических экскурсий в природу со школьниками.

10. История развития фенологии.

11. Анализ фенологических карт.

Темы курсовых работ

1.Фенологические особенности осени (зимы, весны, лета) текущего года в г. Екатеринбурге и его ок­рестностях.

2.Фенологические приметы как метод прогнозирования (на примере окрестностей г. Екатеринбурга).

3.Фенологические наблюдения в ландшафтных исследова­ниях.

4.Влияние географических условий на сезонную динамику растений.

5.Влияние экологических условий на сезонную динамику геокомплексов низшего ранга.

7. Использование фенологических показателей при характеристике сезонной динамики ландшафтных геокомплексов низшего (среднего) рангов.

8. Влияние экологических условий на ход пожелтения (зеленения) березы.

9. Влияние различных условий на изменение высоты снежного покрова в геокомплексах низшего ранга.

10. Географические закономерности развития отдельных видов растений в Свердловской области (на Урале, в России).

11. Применение математических моделей при изучении сезонного развития отдельных индикаторных видов растений.

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине представлен в приложении к рабочей программе дисциплины.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Основная учебная литература

1. Янцер, О. В. Общая фенология и методы фенологических исследований [Текст] : [учебное пособие] / О. В. Янцер, Е. Ю. Терентьева ; Урал. гос. пед. ун-т, Географо-биолог. фак., Каф. физ. географии. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 216 с. (15 экз.)

2. Куприянова, М. К. Фенологическая тропа В. А. Батманова [Текст] : учеб. пособие [природ.-краевед. путеводитель для осн. шк.] / М. К. Куприянов, Т. П. Нездолий. — Екатеринбург : Учеб. кн., 2004. — 64 с. (10 экз.)

3. Янцер, Оксана Васильевна. Лабораторный практикум по фенологии [Текст] : учеб.- метод. пособие для студентов геогр.- биол. фак. / Янцер О. В.; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2007. — 64 с. (30 экз.)

6.2.Дополнительная учебная литература

1. Современное состояние фенологии и перспективы ее развития [Текст] : материалы Всерос. науч.- практ. конф., г. Екатеринбург, посвящ. 110-летию со дня рождения выдающегося совет. фенолога В. А. Батманов / Урал. гос. пед. ун-т, Геогр.-биол. фак. ; науч. ред. В. Г. Капустин, О. В. Янцер. — Екатеринбург : [б. и.], 2010. — 203 с. (11 экз.)

2. Исследования природных и социально-экономических систем Урала. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования [Текст] : материалы Регион. науч.- практ. конф., посвящ. 57-летию геогр.- биол. фак., 24 нояб. 2011 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т, Геогр.- биол. фак. ; ред. В. Г. Капустин, О. В. Янцер. — Екатеринбург : [б. и.], 2011. — 185 с. (5 экз.)

3. Исследования природных и социально-экономических систем Урала. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования [Текст] : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 5 декабря 2013 года, Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т, Географо-биол. фак. ; [науч. ред. А. П. Дьяченко, О. В. Янцер, С. Н. Поздняк]. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — 323 с. (5 экз.)

4. Митрошенкова, А.Е. Полевой практикум по ботанике : учебно-методическое пособие / А.Е. Митрошенкова, В.Н. Ильина, Т.К. Шишова. - Изд. 3-е, стереотип. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 240 с. : ил. - Библиогр.: с. 226-235. - ISBN 978-5-4475-4015-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278880 (13.08.2018).

6.3. Печатные и (или) электронные ресурсы
для лиц с ОВЗ

Печатные и (или) электронные ресурсы в формах, адаптированных к нарушениям здоровья лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, представлены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.

В Центре представлено специализированное оборудование, такое, как:

1. Читающая машина SARA CE

2. Видео-увеличитель стационарный электронный TOPAZ XL-20

3. Персональный компьютер с брайлевским дисплеем «Эверест».

Центр располагает также следующим программным обеспечением:

· программой экранного доступа JAWS версия 13.0;

· программой для чтения книг в текстовых форматах и перевода их в звуковые файлы БАЛАБОЛКА;

· программой экранного доступа NVDA;

· системой распознавания текста ADDYY Fine Reader;

· голосовым модулем АЛЁНА (ACAPELA GROUP).

Учебно-методические материалы для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и особенностям восприятия и обработки поступающей учебной информации.

Для обучающихся с нарушениями зрения:

· в печатной форме увеличенным шрифтом и с необходимой контрастностью;

· в форме электронного документа (версия для слабовидящих);

· в форме аудиофайла;

· в печатной форме на языке Брайля.

Обучающиеся могут воспользоваться официальным сайтом Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: http: //sosbs.ru/

Для обучающихся с нарушением слуха:                         

· в печатной форме;

· в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа;

  • в форме аудиофайла.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

http://library.uspu.ru Сайт ИИЦ-Научной библиотеки
http://opac.biblio.uspu.ru Электронный каталог ИИЦ-Научной библиотеки
http://elar.uspu.ru Электронная библиотека УрГПУ
http://biblioclub.ru ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
http://e.lanbook.com ЭБС издательства ЛАНЬ
http://elibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://dvs.rsl.ru Электронная библиотека РГБ диссертаций
http://www.consultant.ru "КонсультантПлюс"
https://xn--b1a3bf.xn--p1ai Школа цифрового века
https://icdlib.nspu.ru Межвузовская электронная библиотека

 

http://cyberleninka.ru - Научная электронная библиотека «Киберленинка»

https://scholar.google.ru - Академия Google

http://window.edu.ru -Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://opac.urfu.ru/consensus -ConsensusOmnium: Корпоративная сеть библиотек Урала.

https://arbicon.ru/services/mars_analitic.html - Межрегиональная аналитическая роспись статей - сводный каталог периодики библиотек России

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

       Янцер О. В. Лабораторный практикум по фенологии : учеб.- метод. пособие для студентов геогр.- биол. фак. / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург : [б. и.], 2007 .- 64 с. (10)

Организационные требования к освоению дисциплины

Освоение содержания дисциплины осуществляется на практических и лабораторных занятиях, в процессе контактной работы с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся. Для своевременной помощи обучающимся при изучении дисциплин кафедрой организуются индивидуальные и групповые консультации, устанавливается время приема выполненных работ. По итогам освоения дисциплины осуществляется промежуточная аттестация обучающихся. 

Для обучающихся предъявляются следующие организационные требования:

– обязательное посещение обучающимися всех видов занятий, предусмотренных учебным планом;

– качественная самостоятельная подготовка к практическим и лабораторным занятиям, активная работа на них;

– активная, ритмическая, самостоятельная работа обучающихся;

– своевременная сдача преподавателю отчётных документов по всем видам работ;

– в случае наличия пропущенных обучающимися занятий, необходимо получить консультацию по подготовке и оформлению отдельных видов заданий;

– обучающимся, пропускающим занятия, выдаются дополнительные задания – представить конспект пропущенного занятия с последующим собеседованием по теме занятия;

– обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию в соответствии с графиком сессии, должны ликвидировать задолженность в установленном порядке.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Подготовка обучающихся к практическим занятиям осуществляется с учетом общей структуры учебного процесса. На практических занятиях преподавателем осуществляется входной и рубежный контроль в виде контрольных работ и тестов, по основным понятиям дисциплины. Подготовка к практическим занятиям подразумевает выполнение домашнего задания к очередному занятию по заданиям преподавателя, выдаваемым в конце предыдущего занятия. Для осуществления работы по подготовке к занятиям, необходимо ознакомиться с литературой и электронными ресурсами, с рекомендациями по подготовке, вопросами для самоконтроля.

При подготовке к практическим занятиям следует:

– выяснить тему предстоящего занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию;

– изучить текст соответствующего раздела учебника;

– ознакомиться с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале – основной, затем – дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение);

– составить развёрнутый план выступления с особенностями каждого вида практических занятий;

– проработать вопросы по изучаемой теме.

При подготовке к практическим занятиям необходимо обратить внимание на усвоение текста. Можно посоветовать следующее:

– прочесть небольшой, но цельный кусок текста, выражающий некоторую законченную мысль;

– закрыть книгу (конспект) и обязательно письменно, не заглядывая в книгу воспроизвести все рассуждения текста до конца;

– сравнить с книгой. Если всё получилось двигаться дальше. В противном случае вновь перечитать текст. А потом снова записать его.

Рекомендации по работе с научной и учебной литературой

Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к устному опросу на практических занятиях, к модульным контрольным работам, тестированию, зачету/экзамену. Она включает проработку лекционного материала – изучение рекомендованных источников. 

Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, может быть подробным. Объем конспекта определяется самим обучающимся.

В процессе работы с учебной и научной литературой обучающийся может:

– делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);

– составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);

– готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);

– создавать конспекты (развернутые тезисы).

Необходимо отметить, что работа с литературой не только полезна как средство более глубокого освоения дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности будущего выпускника.

Организация самостоятельной работы обучающихся

В зависимости от места и времени проведения самостоятельной работы обучающихся (СРО), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами СРО подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу обучающихся в период контактной работы с преподавателем (практических и лабораторных занятий, представления проектов, плановых консультаций, зачётов, экзаменов);

– самостоятельную работу при выполнении обучающимся домашних заданий учебного, реферативного и творческого характера.

Основными принципами организации СРО являются: максимальная индивидуализированность, систематичность, непрерывность, сотрудничество преподавателя и обучающегося.

Виды и формы организации самостоятельной работы обучающихся

Виды СРО Руководство преподавателя
Конспектирование                    Выборочная проверка
Аннотирование книг, нормативных документов Образцы аннотаций и проверка
Углублённый анализ научно-методической литературы и электронных источников Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации
Участие в дискуссии, работе круглого стола, подготовка конспектов и презентаций выступлений, реферативных сообщений, выполнение заданий Разработка плана практического занятия, рекомендация литературы, проверка знаний

Основные задачи управления самостоятельной работой обучающихся:

1. Развитие у обучающихся практических умений самостоятельного изучения учебной литературы, электронных источников с обязательным сопоставлением теоретических положений с практической деятельностью.

2. Развитие у обучающихся практических умений аналитического обзора учебно-методической и нормативной литературы.

3. Ознакомление обучающихся с содержанием и особенностями конкретных документов организационно-управленческого характера и практикой их применения.

Самостоятельная работа обучающихся должна носить систематический характер. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при проведении промежуточной аттестации по дисциплине.

Формы предъявления результатов самостоятельной работы:

– устный опрос;

– письменные работы;

– электронные презентации;

– творческие проекты.

Текущий контроль

В течение освоения дисциплины преподавателем проводится текущий контроль успеваемости обучающихся по дисциплине.

Отсутствие пропусков занятий, активная работа на практических занятиях, общее выполнение графика учебной работы являются основанием для получения положительной оценки по текущему контролю.

Текущий контроль по дисциплине представлен подготовкой к практическим занятиям. Практические занятия проводятся по основным темам дисциплины с целью более глубокого изучения материала, формирования практических навыков делового общения в устной и письменной форме.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

В процессе осуществления образовательного процесса по дисциплине применяется следующее программное обеспечение:

Ø Microsoft Windows Professional 7 (Лицензия N 46299305)

Ø Microsoft Windows Vista Business (Лицензия № 43634375)

Ø Microsoft Office 2007 (Лицензия N 46299305)

Ø Microsoft Exel 2007 (Лицензия № 43219434)

Информационные технологии применяются для:

– сбора, хранения, систематизации и выдачи учебной и научной информации;

– обработки текстовой, графической и эмпирической информации;

– подготовки, конструирования и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;

– самостоятельного поиска дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;

– использования электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.

Информационные справочные системы применяются для решения различного рода познавательных и практико-ориентированных задач.

В ходе реализации целей и задач дисциплины обучающиеся могут при необходимости использовать возможности информационно-справочных систем, электронных библиотек и архивов.

Рекомендуемые информационно-справочные системы:

– электронная библиотека УрГПУ. URL: http://elar.uspu.ru/;

– сайт министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/;

        – справочная система Образование. URL: http://vip.1obraz.ru/.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

При изучении дисциплины используется следующее материально-техническое обеспечение:

№ аудитории (кабинета) Основное назначение аудитории (кабинета) Оборудование
233             Учебная аудитория для занятий лекционного типа, учебная аудитория для занятий семинарского типа Оверхед 1 мультимедийная система: Компьютер 1, цифровой проектор, Экран стац. - 1
321 Учебная аудитория для занятий лекционного типа, учебная аудитория для занятий семинарского типа Телевизор Toshiba - 1 В/магнитофон «Supra» - 1 Видеофильмы –10
324 Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры: 12 – Р4 1,8 Gb, 1 – Celeron 1300, 1 сканер – HP 4300C Switch 16-Port - 1
337 Учебная аудитория для занятий лекционного типа, учебная аудитория для занятий семинарского типа Мобильная мультимедийная система: Цифровой проектор BENQ PB8250 – 1 Ноутбук Asus – 1 Экран стац. - 1                      
425 Учебная аудитория для занятий лекционного типа, учебная аудитория для занятий семинарского типа Мобильная мультимедийная система: Цифровой проектор BENQ PB8250 – 1 Ноутбук Asus – 1. Электронная доска

           

 

При изучении дисциплины используются следующие учебно-наглядные пособия:

1. Структура сезонов и их этапов бесснежной половины года в окрестностях г. Екатеринбурга

2. Совмещенный график «Времена года».

КАРТЫ

1. Физическая карта мира

2. Фенологические карты. /Атлас Свердловской области. Екатеринбург, Роскарто­графия. Уральский государственный педагогический университет. 1997, с.15

Лабораторное  оборудование

1. Компасы, линейки (20)

2. Лопата (3)

3. Снегомерная рейка (15)

4. Весовой снегомер (2)

5. Рулетка 25 м (2)

6. Гербарные папки (2)

7. Весы электронные (1)

8. GPS-навигатор (2)

 

Янцер Оксана Васильевна

кандидат географических наук

доцент кафедры географии и МГО УрГПУ

Рабочий телефон 235-76-18

Скок Наталия Васильевна

кандидат географических наук

доцент

доцент кафедры географии и МГО УрГПУ

Рабочий телефон 235-76-18

Приложение

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

 

 

Название дисциплины
«Общая фенология и методы фенологических исследований в школе»

 

Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины, с указанием  этапов их формирования, показателей и критериев оценивания

Формируемые компетенции

Уровень сформированности компетенции Результаты обучения   Этапы формирования компетенций  

способен руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК 12)

пороговый   Знает: содержание основных понятий и методов, общую логику организации сезонных исследований, выбора объектов изучения в зависимости от уровня подготовки обучающихся; факторы и географические закономерности развития сезонных процессов репродуктивный  
    Продвинутый Умеет: Составить программу исследований, экскурсий в природу со школьниками, характеризовать сезонную динамику конкретного года, систематизировать, обобщать, обосновывать, прогнозировать основные тенденции сезонного развития объектов, тенденции сезонного развития географических объектов Владеет: - базовыми знаниями и обучающими технологиями урочной и внеурочной деятельности в области физической географии; приемами анализа, систематизации, обобщения фенологической информации.

продуктивный

           

 

Примерный перечень оценочных средств

 

Наименование оценочного средства Характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в ФОС
1 Доклад, сообщение Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы Темы докладов, сообщений (см. в РПД)
2 Семинар Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. Вопросы по темам/ разделам дисциплины (см. Лабораторный практикум)
3 Контрольная работа Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу Комплект контрольных заданий по вариантам
4 Лабораторный практикум Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. Лабораторный практикум, самостоятельные и практические работы по фенологии (2007), Янцер О.В.
5 Реферат Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Темы рефератов (см. раздел РПД)
6 Решение комплектов задач Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Комплект разноуровневых задач и заданий
7 Индивидуальное собеседование Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Вопросы по темам/разделам дисциплины
8 Тест Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Фонд тестовых заданий (примерные задания приведены ниже)

 

Темы курсовых работ

1. Фенологические особенности осени (зимы, весны, лета) текущего года в г. Екатеринбурге и его ок­рестностях.

2. Фенологические приметы как метод прогнозирования (на примере окрестностей г. Екатеринбурга).

3. Фенологические наблюдения в ландшафтных исследова­ниях.

4. Влияние географических условий на сезонную динамику растений.

5. Влияние экологических условий на сезонную динамику геокомплексов низшего ранга.

6. Использование фенологических показателей при характеристике сезонной динамики ландшафтных геокомплексов низшего (среднего) рангов.

7. Влияние экологических условий на ход пожелтения (зеленения) березы.

8. Влияние различных условий на изменение высоты снежного покрова в геокомплексах низшего ранга.

9. Географические закономерности развития отдельных видов растений в Свердловской области (на Урале, в России) в 20..-20.. гг.

10. Применение математических моделей при изучении сезонного развития отдельных индикаторных видов растений.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая фенология и методы фенологических

 исследований в школе»

для ОПОП «44.03.05 – Педагогическое образование»

профиль «География и история»

 

 

 

Екатеринбург 2017

 

 Рабочая программа дисциплины  «Общая фенология и методы фенологических исследований в школе»

 

Составитель:

Янцер Оксана Васильевна, доцент кафедры географии и МГО, к.г.н., УрГПУ


Скок Наталия Васильевна, доцент кафедры географии и МГО, к.г.н., УрГПУ

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры географии и методики географического образования УрГПУ

 

 

Протокол № 3 от 12.10.17

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Наименование дисциплины «Общая фенология и методы фенологических исследований в школе»

1.2. Цели и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины - формирование систематизированного, целостного представления об основных фенолого-географических закономерностях, о пространственном изменении сезонной динамики геокомплексов и умения организовать исследовательскую деятельность обучающихся путем использования различных методов фенологических наблюдений.

Задачи изучения дисциплины:

· сформировать представление о зарождении и раз­ви­тии фенологии с древних времен до совре­менности;

· изучить методы фенологических наблюдений;

· углубить знания о пространственно-географиче­ских за­кономерностях;

· охарактеризовать особенности разных типов фе­нологи­ческих карт и методов фенологического картографирования;

· дать представление о генерализации и типах моде­лиро­вания фенологических закономерно­стей;

· ознакомиться с основными понятиями индикацион­ной фенологии и типами фенологи­ческих прогнозов;

· рассмотреть возможности использования феноло­гиче­ских наблюдений и выводов по ним в школьном курсе географии.

· осуществлять патриотическое и экологическое воспитание студентов через показательные примеры достижений выдающихся российских фенологов и через изучение особенностей сезонного развития природы Свердловской области;

· развивать дисциплинированность и наблюдательность студентов при помощи ежедневного ведения календаря природы (при выполнении самостоятельных контрольных заданий).

Цель и задачи определяют содержание курса. Он включает семь разделов. Первый из них раскрывает вопросы структуры и практиче­ского значения фенологии, истории развития фенологии как науки в разные периоды. Второй крупный раздел является основным в данном курсе, т.к. он ориентирован на практическое применение. В нем изу­ча­ются вопросы методики сбора и обработки данных фено­логических наблюдений. В третьем - дается фенологиче­ская характеристика сезо­нов года и деление их на ступени по Батманову В.А. В следующем разделе изуча­ются вопросы фенологического картографирования. В пятом разделе рас­крываются основные пространственные закономерности и фак­торы среды, их определяющие. Шестой раздел знакомит студентов с вопросами моделирования и прогнозирования фенологических зако­номерностей. Завершает курс седьмой раздел - методика применения фенологических наблюдений в школе. Каждый из разделов включает теоре­тические вопросы, методику фенологических наблюдений и обработки мате­риала.

1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина является дисциплиной по выбору.  Курс является промежуточным звеном в системе географического образования сту­дентов. В курсе общей фенологии сту­денты изучают весь геокомплекс в динамике, что позволяет прово­дить его мониторинг.

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО:

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способен руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· способы, приемы и формы организации учебно-исследовательской деятельности со школьниками;

· принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геокомплексов и их сезонной динамики;

· классификацию фенологических методов и методику фенологических наблюдений;

Уметь:

· организовать и провести исследования следующими методами: классическим, первичным описательным, интегральным описательным, индикаторов урожайности, экометрическим первичным и интегральным;

· математически обработать, проанализировать и правильно оформить результаты наблюдений;

· выявлять цепочки взаимосвязей и взаимозависимостей между сезонными изменениями компонентов живой и неживой природы геокомплекса.

Владеть:

- Основными навыками проведения полевых исследований фенологического состояния природных комплексов.

- Методами фенологических исследований и их обработки.

- Навыками чтения фенологических карт.

- Приемами использования полученных знаний по общей фенологии в исследованиях со школьниками.

1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.

     1.6. Форма обучения. Очная.

1.7. Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

п/п

Наименование

раздела

Всего

трудоем

кость

Аудиторные часы

лабораторные работы

Са­мо­стоя­тель­ная ра­бота  
Все го лек­ции Практические

 

1. Введение. Исто­рия развития феноло­гии 20 8 4 4   12  
2. Методика фенологических на­блюдений и об­работки данных 22 10 10     12  
3. Фенологическая характеристика сезонов года 20 8 4 4   12  
4. Фенологическое карто­графирова­ние 22 10 4 6   12  
5. Общие фено­лого-геогра­фи­ческие закономерности 16 6 6     10  
6. Генерализация, моделирование и прогнозирование фенологических закономерностей 22 10 4 6   12  
7. Использование материалов фе­нологических наблюдений в школьном курсе географии 22 8 8     14  
  Итого 144 60 40 20   84  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение. Исто­рия развития феноло­гии

1.1 Введение. Определение фенологии. Фенология как наука. Объект и предмет исследования. Структура фенологии по Батманову В.А. Практиче­ское значение фе­нологии: для сельского хозяйства (сроки посева культур, их правильное размещение в зависимости от рельефа; борьба с насекомыми-вредителями, отгонно-пастбищное животноводство); для лесного хозяйства, охотничье-про­мыслового хозяйства, медицинской фенологии. Основные понятия фенологии.

1.2. История развития фенологии. Зарождение эле­ментов наблюдений за сезонным развитием у древнейших народов Земли. Труды Феофраста и Плиния Младшего. Пословицы и приметы как отражение народного опыта в отыскании взаимосвязей между различными сезонными явлениями. Зарождение научной фенологии в 18 веке. Ос­новоположники фенологии: М. Реомюр и К. Линней. Зна­чение их трудов для развития фенологии.

1.3. Развитие фенологии в 18-19 века в зарубежных странах. Программы наблюдений за сезонными явлениями природы для массовых респондентов А. Кетле и Фритчем. Появление первых ботанических фенологических карт (Г. Гофман, Р. Хульт). Организация сети фенологических на­блюдений.

1.4. Развитие фенологии в 18-19 века в России: ра­боты П. Палласа, И. Фалька, А. Болотова, А.И. Во­ейкова, Д.Н. Кайгородова, О. Клера. Роль Русского Гео­графического Обще­ства в развитии фенологии. Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Основные направления в фенологии конца 19 века: фенологи – гео­графы (Ш. Анго, Э. Ине, Э. Хопкинс, Д.Н. Кайгородов) и фенологи – биологи (Ж.Б. Буссенго, Г. Гофман, К Линсер, А. Эттинген).

1.5. Фенология в 20 веке. Создание фенологических служб в ряде стран Европы и Японии. Представители аг­рометеорологии Дж. Ацци, М. Натансон и Ф. Шнелле. Учение о фенолого-гео­графических закономерностях Э. Ине и Э. Хопкинса. Исследования по горной фенологии Б. Примо и М. Роллером. Развитие фенологии в России: об­щественное краеведческое движение. Работы Д.О. Свят­ского, А.И. Здановского, Н. С. Щербиновского, А.П. Ши­манюка. Ведомствен­ные государственные фенологические службы. Развитие биоценологии: В.Н. Сукачев, Г. Н. Вы­соцкий, А.П. Шенников, М. Н. Римский-Корсаков. Агро­метеорологическая школа. П.И. Бро­унов и Г. Т. Селяни­нов. Учение о сезонной ритмике ландшафтов как целост­ных систем (Л.С. Берг, С.В. Калесник, В. Б. Сочава, Н.Н. Галахов). Создание Добровольной фенологической сети Географического Общества СССР.

1.6 Развитие фенологии на Урале. Роль В. А. Бат­манова в воссоздании массовой сети кор­респондентов-фе­нологов. Создание методики фенологического картогра­фирования и составле­ние им ряда фенологических карт. Разработка В.А. Батмановым методики фенологических на­блюдений.

Современное состояние и перспективы развития фенологии.

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Введение. История развития фенологии в зарубежных странах. Развитие фенологии в России. Уральская фенологическая школа.
 

Раздел 2. Методика фенологических наблюдений и об­работки данных

2.1. Искомое и феноуказатель. Элементы фенологиче­ского наблюдения: место, время и фе­нологическое состоя­ние объекта. Временной и вещественный показатели фено­логического состояния объекта. Классификация фенологи­ческих методов по В.А. Батманову. Ошибки наблюдения.

2.2 Первичный метод группы регистраторов срока (классический метод). Правило полного отчета. Обработка наблюдений. Рассчет феноаномалий. Оформление резуль­татов наблюдений. Основные достоинства и недостатки методов группы.

2.3 Методы описательной группы. Первичный опи­сательный метод: сущность, объект и ха­рактеристика фе­носостояния объекта. Оформление результатов наблюде­ний. Интегральный описа­тельный метод: сущность, объект и его характеристика. Специальные термины: межа и учетная единица, их признаки. Обработка и оформление результатов наблюдений. Средняя ошибка определения процента. Показатель существенности разницы. Построе­ние эта­лона межи. Основные достоинства и недостатки ме­тодов группы.

2.4 Методы группы индикаторов урожайности. Общая характеристика. Сущность. Пер­вичный метод ин­дикаторов урожайности. Шкала глазомерной оценки. Оформление результатов наблюдений. Интегральный ме­тод индикаторов урожайности: сущность и объект наблю­дений. Характери­стика феносостояния объекта. Обработка и оформление результатов наблюдений. Вычисление сред­ней арифметической величины показателя и среднего квадратического отклонения (δ). Средняя ошибка средней арифметической. Коэффициент вариации. Уровни измен­чивости признаков по классификации Мамаева С.А. Оценки урожая ягодников, выражаемые количеством ягод на единицу площади. Основные достоинства и недостатки методов данной группы.

2.5 Методы экометрической группы. Общая харак­теристика. Сущность. Экометрический первичный и эко­метрический интегральный методы: сущность и характе­ристика феносостояния объектов. Сплошные и маршрут­ные съемки. Обработка результатов экометрической съемки с качественной оценкой феносостояния объекта и с количественными показателями. Оформление результа­тов наблюдений. Экометрические съемки с использова­нием интегрального описательного метода. Обработка и оформление результатов наблюдений. Основные достоин­ства и недостатки методов данной группы.

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Классификация фенологических методов. Характеристика фенологических методов

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Изучение и анализ структуры снежного разреза. Характеристики снежного покрова (плотность, загрязненность, запасы воды в снеге).

Раздел 3. Фенологическая характеристика сезонов года

3.1. Се­зоны года и их границы. Феноиндикаторы в атмосфере, гидро­сфере, на поверхности почвы, в литосфере и биосфере.

3.2. Выделение сезонов метеороло­гами, агрометеорологами, фенологами. Ступени сезонов по Батманову В.А.

Темы лабораторных занятий

Занятие 1. Сезоны года. Зима как сезон.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 886.