Пантаклями называются символические фигуры, составленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Пантакль помогает понять и запомнить какую-нибудь систему. Это — краткая формула, которую можно развивать по желанию. Пантакли нередки в трактатах алхимии. В сочинениях В.Валентина «Двенадцать ключей мудрости» и Г.Кунрата «Зрелище вечной мудрости» содержится их большое количество. В сочинении Бархузена «Химические элементы» (Barchusen. «Les Elements chimiques» [Бархузен. «Химические элементы» (фр.)]) содержится трактат о философском камне, где ход операции изображён в 78 пантаклях. Четыре большие фигуры Ианитора Пансофуса (Ianitor Pansophus [Ианитор — от греч. ιαινω греть, и Пансофус — от греч. παρ всё и σοφος мудрый: Всемудрый Нагреватель]) резюмируют всю герметическую философию. Мы будем иметь случай дать краткое объяснение многих из этих фигур.
В этой главе мы рассмотрим символы, или пантакли, которыми алхимики резюмировали свои теории.
Греки изображали первичную материю змеем, кусающим свой хвост. Это — Уроборос гностиков. В середине круга, составленного таким образом, они писали формулу «единое — всё». Эта фигура находится в Хризопее Клеопатры («Chrysopee» Cleopatre), см. Berthelot «Origines de l'Alchimie». Далее, единство материи изображалось просто крестом.
Три начала имеют свои специальные знаки: знак «Меркурия мудрых» изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу — крест; так же представляют обыкновенную ртуть. «Сера философов» изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. «Соль» изображалась перечёркнутым посередине кругом. Три начала символизированы тремя лицами: Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти принципы представлены также тремя змеями или одним змеем с тремя головами, чтобы показать, что они имеют только один корень — материю, подобно Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. Мы уже видели, что три начала сводились к двум: «Сере» и «Меркурию»; их изображали тогда двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял «Меркурия», женское, летучее; другой, без крыльев, изображал «Серу», мужское и устойчивое.
Четыре элемента имеют следующие знаки: «воздух» изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечёркнутым линией, параллельной основанию; «вода» — треугольником вершиной книзу; «огонь» — треугольником вершиной кверху; «земля» — треугольником, поставленным вершиной книзу и перечёркнутым линией, параллельной основанию. Шестиконечная звезда и четырёхугольник символизируют четыре элемента. Элементы эти были символизированы ещё следующим образом: «воздух» изображался птицей; «вода» — кораблём, рыбой или сосудом, наполненным водой; «огонь» — саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажжённым факелом; «земля» — горой, львом — царём зверей — или человеком. Таким образом они изображены в главе «Gloria mundi» [«Слава мира» (лат.)] сочинения «Museum hermeticum» [«Герметический музей» (лат.)]. В знаке «меркурия» видели изображение кадуцея — жезла греческого бога или египетского бога с головой ибиса, над которой находится диск солнца и рога, символизирующие плодородие [См. Приложение ко второй части — второй ключ Василия Валентина].
Алхимики изображают часто металлы под видом олимпийских богов: Сатурн, вооружённый косой, представляет свинец; Марс в каске и с мечом — железо; Меркурий с кадуцеем и крыльями на ногах и голове — ртуть и т.д. Это представлено на картине, находящейся в соч. «Viatorium spagyricum» [«Спагирический путеводитель» (лат.). Спагирики или спагиристы (от греч. — σραω выделять и — αγειρο собирать) — средневековые последователи иатрохимии, полагавшие в основу своей философии принцип чисто химического истолкования всех феноменов природы и чисто химического (в их понимании — чисто научного) объяснения всех загадок жизни и смерти]. На гравюре в сочинении «Pretiosa margarita» [«Драгоценная жемчужина» (лат.)] металлы изображены в виде шести юношей, стоящих на коленях перед королём, сидящим на троне и представляющим седьмой металл, самый совершенный — золото. Текст гласит, что каждый просит у короля царства. После ряда видоизменений, символизирующих Великое Делание, король исполняет их просьбу, и последняя фигура изображает их коронованными, то есть превращёнными в золото; но это, скорее, относится к Великому Деланию, о котором мы будем говорить в следующих главах.
Глава III
Дата: 2018-12-21, просмотров: 338.