Копилка
Активных приемов
На уроках в начальной школе
Составитель: Шеньшина О.Н., учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Ленинское
С. Ленинское, 2015 г
Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. АМО характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
В составе метода обучения следует выделять приемы. Приём – это элемент метода.
Прием «Свободный аукцион знаний».
Название приема | «Свободный аукцион знаний» |
Цель активного приема | Формирование навыков самостоятельного поиска дополнительной информации по предложенной теме; умения выступать перед аудиторией; «проживание» ребёнком ситуации успеха. |
Этап урока | Обобщение и систематизация знаний |
Конечный продукт | Слушатели получают много интересной разнообразной информации, а выступающий – награду (диплом) за свою работу. |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Листы для выставления баллов (по количеству обучающихся в классе), ручки. Дипломы (по количеству выступивших). |
Описание приема | Заранее объявляется тема предстоящего занятия. Ребята собирают информацию об этой теме, дома готовясь к выступлению (достаточно просто рассказать о каком-то интересном факте или продемонстрировать иллюстрацию по теме со своим комментарием и т.п.). На уроке учитель предлагает поделиться результатами поисков. Желающие выходят к доске и рассказывают. Одноклассники в это время слушают всех выступающих и оценивают их, например, по 10-бальной шкале, ставя оценку на отдельный лист. После всех выступлений листы с баллами сдаются учителю, который подводит итоги. Следующий урок начинается с «Минуты славы»: учитель (может быть, кто-то из администрации или из родителей) вручает каждому ребёнку диплом об участии в «Свободном аукционе знаний», где указаны набранные школьником баллы. Данный диплом вкладывается в портфолио. |
Методический комментарий | Выбор темы зависит от модуля и замысла учителя. |
Прием «Крестословица».
Название приема | Крестословица | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель активного приема | Приём позволяет осуществить терминологическое повторение материала. Развивает смекалку, память внимание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Обобщение и систематизация знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конечный продукт | Кроссворд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Лист в клетку, карандаш. Массовый вариант использования приёма возможен с помощью проектора и компьютера. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание приема |
Обучающиеся разбиваются на пары (объединяются учащиеся, сидящие за одной партой). Объявляется время (10 мин.). Первое слово записывается в середине листа по горизонтали, оно должно быть длинным( не менее 5 букв, причём каждая буква записывается в отдельной клетке). Затем каждый по очереди пишет слово по теме, которое пересекается с предыдущими словами по горизонтали и (или) по вертикали ( по типу кроссворда). При этом записываются очки по числу пересечений. Предположим, изучается тема «Имя прилагательное». Первый участник записывает по горизонтали слово «Прилагательное». Второй пишет по вертикали слово «признак», записывая себе одно очко, так как получилось одно пересечение. Первый участник пишет по вертикали слово «волнистая» и ставит себе одно очко. Второй участник записывает по вертикали другое слово и ставит себе одно очко, так как получается одно пересечение. Если получается 2 пересечения, тогда ученик ставит себе2 очка. Когда заканчивается время, подсчитываются очки, определяется победитель в паре и в классе.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методический комментарий | Выбор темы зависит от модуля, реализуемого учителем. |
Прием «Шпаргалки».
Название приема | Шпаргалки |
Цель активного приема | Усвоение содержания обучения и творческое овладение информацией |
Этап урока | Обобщение и систематизация знаний |
Конечный продукт | шпаргалки |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Листы бумаги, ручки, карандаши, тексты. |
Описание приема | Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики. |
Методический комментарий | Выбор текста зависит от модуля, реализуемого учителем и его педагогического замысла. |
Прием «Выбери три слова».
Название приема | «Выбери три слова» |
Цель активного приема | Цель: Проследить за формированием навыка логического мышления и развитие этических чувств. |
Этап урока | Обобщение и систематизация знаний |
Конечный продукт | Книжка-раскладушка по курсу. |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Набор терминов по теме (на отдельных листочках каждый), скотч, лист картона (для наклеивания). |
Описание приема | Обучающийся выбирает слова, объединенные общим смыслом (например, относятся к понятию «Добро» или «Честь»), прикрепляет на лист картона, а затем аргументирует свой выбор, приводя примеры. Можно предложить это задание для пары, но тогда потребуется большее количество терминов. |
Методический комментарий | Выбор терминов зависит от модуля, целей урока. |
Прием «Лоскутное одеяло».
Название приема | Лоскутное покрывало |
Цель активного приема | Формирование ценностного отношения к гражданственности, осознание того, что быть гражданином или членом коллектива – значит следовать правилам и выполнять свои обязанности. Это также значит быть ответственным за самого себя, чтобы другим не приходилось выполнять твою работу |
Конечный продукт | Лоскутное покрывало, посвящённое становлению высоконравственного, хорошего гражданина. |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Листы бумаги или картона А4, клей, ножницы, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, картинки с изображением хороших дел , открытки, для украшения покрывала узорами. |
Описание приема | Обучающиеся в группах или самостоятельно создают лоскутное покрывало. Ребятам предлагается подумать о том, частью каких групп людей они являются. Для каждой группы обучающиеся определяют одну часть покрывала, и пишут в ней название этой группы и то, что они могли бы сделать, чтобы помочь этой группе быть лучше (можно использовать метод коллажа). В квадратах, которые ребята не заполнили, они рисуют красивые узоры. Необходимо украсить покрывало как можно красивее. |
Методический комментарий | Название групп и их количество зависит от замысла учителя. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их… и нитка, второе скрученная, не скоро порвётся». |
СЕМЬЯ | ГОСУДАРСТВО | |||
ШКОЛА | СЕЛО | |||
КОМАНДА | ||||
Прием «Театр миниатюр
Название приема | Театр миниатюр |
Цель активного приема | Формирование ценностного отношения к нормам поведения в обществе в отношении между мужчиной и женщиной |
Конечный продукт | Миниатюра по сценарию на морально-этическую тему |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Задание с ситуациями для каждой группы; элементы костюмов, атрибуты |
Описание приема | Обучающимся в группах предлагаются ситуации на морально-этическую тематику. Каждая группа составляет сценарий развития ситуации, распределяет роли, выбирает необходимые элементы костюмов, атрибуты. Представляют «зрителям» варианты решения ситуации. «Зрители» дают оценку правильности решения заданной ситуации, мастерству игры «актёров». |
Методический комментарий | Выбор ситуаций зависит от тех «болевых» проблем, наблюдаемых в конкретном классе. |
Прием «Ковер идей».
Название приема | «Ковёр идей». |
Цель активного приема | Пользуясь этим методом, можно выявить проблемы, найти пути их решения, индивидуализировать действия и оценить их. |
Конечный продукт | «Ковер разноцветный» на доске |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Фломастеры |
Описание приема | Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы. Первый этап - понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап - поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий этап - индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию. |
Прием «Ассоциации».
Название приема | Ассоциации. |
Цель активного приема | Формирование ценностного отношения к семье, своему роду, человечеству на основе изучения значения данных явлений в жизни личности, общества и государства |
Конечный продукт | Словарь понятий по теме |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Иллюстрации понятий: род, семья, человек, человечество и др. иллюстрации. Карточки с названием данных понятий и других понятий. |
Описание приема | Обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме. |
Методический комментарий | Выбор названия и количества понятий зависит от темы, реализуемого учителем и его педагогического замысла. |
Прием «Мудрые совы»
Название приема | «Мудрые совы» |
Цель активного приема | Содействовать осознанию учащимися необходимости соблюдения социальных норм на основе развития умений работы с текстом |
Конечный продукт | Иллюстрации, рабочий дневник |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Учебник, бумага, фломастеры, цветные карандаши. Журналы: таблица, где в первой графе вписаны задания (см. следующий пункт) |
Описание приема | Работа в группах. 1. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. 2. Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, т.к. противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. 3. Запишите ту информацию, которая является для вас новой. 4. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? 5. Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной. 6. Проиллюстрируйте основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. 7. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Сформулируйте их. 8. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке. |
Методический комментарий | Возможно индивидуальная работа, если группы небольшие |
Прием «Картинная галерея».
Название приема | Картинная галерея |
Цель активного приема | Вызвать у обучающихся учебную активность и учебную мотивацию в изучении предмета и темы занятия. |
Конечный продукт | С помощью картинок, подготовленных самими ребятами, посредством размышления и обсуждения их на уроке, ребята самостоятельно приходят к осознанию новых терминов, понятий изучаемой темы. |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Доска, на которой будет размещаться картинная галерея. Магниты, с помощью которых будут прикрепляться картинки. Мел (разного цвета) для написания понятий и главных их признаков. |
Описание приема | 1. Учитель задаёт задание, подобрать иллюстративный материал по следующей теме, которая планируется для изучения. 2.Учитель вывешивает на доске 4-5 картинок (фото), содержащие признаки основного понятия или явления. 3. Объединив учащихся в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которые изображены на картинках. 4. После завершения работы в группах представители называют один признак, связанный с темой. Учитель записывает на доске, а ребята в тетрадь. |
Методический комментарий | Учитель может дополнить картинную галерею ребят своими картинками. В том случае, если ребята подберут одноплановые картинки или их будет мало, для того, чтобы подойти к определённому понятию. |
Прием «Лото».
Название приема | Лото |
Цель активного приема | Получить информацию об уровне усвоения учебного материала со слабоуспевающими ребятами. |
Конечный продукт | Составленное учащимся из отдельных фрагментов определение пройденного понятия. |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Необходимы: плотная бумага или картон, фломастер, ножницы. |
Описание приема | 1.Учитель на листе плотной бумаги или картона большими буквами записывает формулировку определения понятия, которое было изучено на прошлом уроке (можно отпечатать на компьютере). 2. Учитель разрезает заготовку так, чтобы на каждой части остались отдельные слова, которые нужно собрать ученику за определённое время. В игру можно ввести судью, который оценит и прокомментирует результат. |
Методический комментарий | *Учитель может усложнить задание, включив слова, не относящиеся к определению понятия, а значит, учащийся должен самостоятельно их исключить, сделав правильный выбор. |
Прием «Дерево мудрости».
Название приема | Дерево мудрости |
Цель активного приема | Привитие интереса к чтению и пониманию прочитанного через умение формулировать вопросы и задания. |
Конечный продукт | Дерево мудрости |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к заготовленному заранее дереву, листочки, вырезанные из цветной бумаги, фломастеры. |
Описание приема | Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст. (Учащимся дается время на чтение текста.) Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор. (Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.) Пожалуйста, прикрепите листок скрепкой к «дереву». Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, снимет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя. |
Методический комментарий | Ценность данного методического приема в том, что ученики узнают ответы на все поставленные вопросы к изучаемому материалу. |
Прием «Путешествие по…»
Название приема | Путешествие по (масленичной неделе) |
Цель активного приема | Возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам, способствовать пробуждению национального чувства, развивать воображение, творческие способности детей, формировать положительное отношение к традициям своего народа, побуждать детей к изучению обычаев и традиций предков. |
Конечный продукт | Театрализованное представление, посвященное праздникам (Масленице) |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Дети объединены в семь групп (по дням недели), каждая группа готовит представление своего дня недели(по материалам сценария). Изготовить таблички с названиями дней недели, вырезать из бумаги солнце, в одежде детей по возможности использовать элементы русского национального костюма, испечь блины. |
Описание приема | Обучающиеся в группах готовят то, что требуется по сценарию, представляют свои сценки, песни. |
Методический комментарий | Выбор названия и количества праздников зависит от модуля, реализуемого учителем и его педагогического замысла. |
Прием «Ажурная пила».
Название приема | Ажурная пила |
Цель активного приема | Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей. |
Конечный продукт | Картины, газеты, книги – по выбору группы. |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Работа в группах |
Описание приема | Этапы работы: 1. Новый материал разделить на равные части. 1. Все учащиеся делятся на группы (групп столько, сколько частей материала). К по данному вопросу каждый участник получает одну из частей материала – он становится экспертом по данному вопросу. Каждый член группы находит материал по своей части и самостоятельно изучает ее – 10 мин. 2. Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы, для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим (конспект, выводы, план ответа). 3. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, обмениваются информацией как эксперты. Это называется «встреча экспертов». 4. Затем все собираются в первоначальные группы и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе. 5. Контрольный опрос. Учитель проводит опрос, чтобы выяснить: как усвоен материал, задать вопрос любому участнику, выставить итоговую оценку группе. |
Методический комментарий | Метод Jigsan - в дословном переводе с английского "ажурная пила, машинная ножовка". На уроке использование этого метода заменяет объяснение нового материала. |
Прием «Ромашка».
Название приема | Ромашка |
Цель активного приема | 1. Формирование понятия на основе детального анализа |
Конечный продукт | Ромашка. |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Заготовки: 1 вариант: 1. яркая большая сердцевина ромашки; 2. отдельные лепестки ромашки (их количество зависит от количества заданий и понятий); 3. маркеры; 4. выдержки из произведений + текст с объяснением 5. карточки – задания; 5. скотч или магниты для того, чтобы крепить лепестки к сердцевине; |
Описание приема | Дети работают или в парах, или по одному. 1 вариант 1 шаг: детям раздаются выдержки из произведения и чистые лепестки ромашки. Ребята внимательно читают текст и определяют о каком качестве характера главного героя идет речь, крупно фиксируют его на лепестке. 2 шаг: учитель раздает им текст (из той же книги) с объяснением тех положительных качеств характера человека, которые они определили для более полного представления о нем. 3 шаг: в центре доски учителем крепиться сердцевина ромашки, которая с помощью детей «обрастает» лепестками с качествами характера: по очереди, каждый ребенок крепит свой лепесток к сердцевине и одновременно объясняет смысл данного качества (передает смысл этого качества и его значение в жизни человека), другие ребята дополняют, исходя из своего опыта. ↓ в итоге получается ромашка, состоящая из тех качеств, которыми обладает главный герой. И добавляется теми качествами, которыми должен обладать порядочный человек (при необходимости). 4 шаг: учитель в целях обобщения предлагает детям дать имя ромашке, исходя из ее содержания, и оно крупно фиксируется в сердцевине ромашки. В данном случае уместно будет подвести ребят к тому, чтобы написать понятие Человек, именно с большой буквы, т.е. определить, что таковым является только тот, кто нравственен, и что каждый человек должен стремиться стать таковым. 2 вариант 1 шаг: дети получают лепестки и отдельные задания к ним, выполняют их и определяют то, положительное качество, о котором идет речь. Крупно фиксируют его на лепестке. Примеры заданий: - решить несложный ребус или маленький кроссворд, в итоге должно получиться понятие - положительное качество; - работа с пословицей (вставить пропущенное слово или определить о каком качестве идет речь); - прочитать небольшой рассказ (например, «Волшебное слово») и определить качество, о котором идет речь; - прочитать, вспомнить сказку и ответить на вопрос, который подведет ребенка вычленению качества и т.д.. Последующие шаги такие же, как в первом варианте, начиная с 3 шага. 3 вариант (для классного часа) Ромашка будет содержать информацию о России как многонациональной стране и о принципах ее домостроительства. На лепестках путем выполнения подобранных заданий фиксируются слова «дружба», «солидарность», «любовь к Родине», «мир», «согласие» и т.д. В сердцевине ромашки должно появиться ее имя, фраза,… в зависимости от предложений ребят и цели учителя (например, «Россия – общий дом», «Наша Родина - Россия»,…) |
Методический комментарий | Данный прием дает следующие возможности: 1. для дифференцированного подхода: задания можно подготовить для каждого индивидуально, учитывая учебные возможности детей, тем самым, делая работу ребят интересной и выполняемой; 2. путем индивидуального и коллективного, детального анализа положительных качеств достигнуть более глубокого понимания их сути и значения для каждого человека; 3. использовать индивидуальные, групповые, коллективные формы работы; 4. для создания благоприятного психологического климата в классном коллективе (работа построена не на соперничестве, а на сотрудничестве, речь идет только о положительных качествах…); 5. для получения общего результата работы: дети все вместе, сотрудничая, создают общую картину нравственного человека или основ правильного сосуществования российских народов. 1. оставить ромашку как памятку в классе или на школьном стенде. |
Прием «Ромашка».
Название приема | Ромашка |
Цель активного приема | Этот прием дает возможность ответить слабым детям, адаптироваться и комфортно чувствовать себя в классном коллективе. |
Конечный продукт | Создание банка вопросов по теме, сформулированных обучающимися (в виде лепестков цветка Ромашки) |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | 5 листов формата А3 (желательно разного цвета), ножницы; соединительная лента (скотч); маркеры; фломастеры. |
Описание приема | На листиках ромашки готовятся учащимися несложные вопросы друг для друга по заданной теме, не требующие длительной подготовки, раздаются всем детям, 3 минуты на подготовку и ответ. |
Методический комментарий | Количество лепестков Ромашки зависит от количества обучающихся и объёма изучаемого материала. |
Прием «Ромашка».
Название приема | Ромашка |
Цель активного приема | Помогает неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении, учебном процессе |
Конечный продукт | |
Материалы и оборудование, необходимые для реализации данного приема | Ватман или листы А-4; ножницы; соединительная лента (скотч); маркеры; фломастеры. |
Описание приема | Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие. |
Методический комментарий | Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив данный метод |
Копилка
Активных приемов
На уроках в начальной школе
Составитель: Шеньшина О.Н., учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Ленинское
С. Ленинское, 2015 г
Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. АМО характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
В составе метода обучения следует выделять приемы. Приём – это элемент метода.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 428.