Онтологическая функция философии выражается в применении в правовой науке, во-первых, универсальной характеристики организации общества и, во-вторых, философских законов и категорий.
Универсальная картина организации общества, его структуры и закономерностей функционирования и развития выступает исходным началом правовой науки, поскольку определяет место государства и права в обществе и, соответственно, характеризует их основополагающие, сущностные стороны, связи, закономерности развития. Благодаря философии правовая наука освобождается от обязанности самостоятельно исследовать проблемы организации и функционирования общества как целостного организма, дающего начало и смысл праву и государству, изучать всю совокупность внешних объективных воздействий на эти явления иных социальных компонентов. Однако подобное упрощение предмета правовой науки является оправданным и целесообразным при условии, что философия в состоянии обеспечить надлежащим образом взятую на себя миссию раскрытия закономерной связи государства и права с другими социальными компонентами и обществом в целом.
Тот факт, что правовая наука до сих пор не может определить действительную сущность права, понять его смысл и место в социуме, бесспорно, свидетельствует о том, что пока ни одно из философских направлений со своей задачей раскрытия закономерного характера воздействия общества на государство и право не справилось. Объективная картина организации и взаимодействия общества с его компонентами для философии остается тайной за семью печатями.
Наиболее близко к раскрытию закономерностей организации и функционирования общества как органически целостного организма приблизилась материалистическая философия, однако и она имеет ряд нерешенных вопросов. Представители данного философского направления также не в состоянии вывести правовую науку на исходные рубежи познания внутренних закономерностей современного государства и права. В их исследованиях философия как основание правовой науки выступает не в своей истинной сути, а в качестве ее превращенной формы и является одним из решающих факторов, препятствующих превращению наличных знаний о государстве и праве в действительно рациональное объективное знание, в Науку с большой буквы. Значительно больших успехов философия добивается в сфере применения ее законов и категорий для познания особенных закономерных связей политико-правовых явлений и процессов.
В отличие от философских воззрений на общество и его компоненты законы и категории философии используются непосредственно в исследованиях политико-правовых явлений и процессов для установления специфики проявления в них всеобщих сторон, связей, закономерностей. Каждое явление, процесс представляют собой единство всеобщего и конкретного. Всякое непосредственно существующее явление, процесс, личность, будучи одним из моментов непосредственных форм проявления всеобщего в непосредственном бытии, реальной жизни, с необходимостью содержит это всеобщее. Особую ценность в научном познании представляют законы и категории диалектики. В их число входят законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, а также категории «сущность» и «явление», «содержание» и «форма», «причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность».
Законы и категории диалектики, отражая отдельные всеобщие стороны, связи, законы реально существующего мира (природы, общества и мышления), в совокупности, системе дают целостное и полное представление о том, каким должен быть любой материальный или духовный феномен, лишенный материальной, телесной оболочки и существующий в абстрактном виде, чем-то вроде души, освобожденной от материального, физического тела.
С позиций диалектики любое реально существующее явление (процесс) предстает сложным системным образованием, состоящим из той или иной совокупности взаимосвязанных элементов. Одновременно явление (процесс) представляет собой единство сущности, содержания и формы. Явление (процесс) возникло под воздействием определенных причин, при определенных конкретно-исторических условиях и способно существовать ровно столько, сколько будут действовать породившие его условия. Оно же способно к самодвижению, развитию. Источник такого развития — единство и борьба противоположностей. В процессе своего развития явление (процесс) под влиянием количественных изменений может переходить в новое качество, само же развитие чаще всего идет не прямолинейно, а по спирали, и т. д.
Абстрактная философская конструкция всеобщей организации и функционирования явлений и процессов материального и духовного мира, закономерностей их развития находит широкое применение в правовой науке и оказывает решающее воздействие на ход познания ее объекта и предмета. Конструкция используется на всех стадиях и во всех процедурах научного правового исследования. Наиболее ярко теоретическая роль законов и категорий диалектики проявляется на стадии формулирования предмета, целей, основных направлений и оценки полученных результатов исследования.
Во-первых, законы и категории диалектики позволяют верно определить исходные теоретические и методологические посылки исследования, верно сформулировать гипотезы и сконцентрировать внимание на их научном, теоретико-правовом обосновании. Опираясь на философскую конструкцию организации и развития явлений и процессов, правовед не будет задерживать своего внимания на теориях, положениях, явно не соответствующих законам и категориям материалистической диалектики, в частности не будет пытаться искать диалектику права в ходе формально-логического изучения текстов нормативных правовых актов. Позитивистский, нормативный подход к пониманию и сущности источников и закономерностей функционирования права нарушает один из важнейших принципов диалектики — всеобщности связи и зависимости явлений объективного мира, первичности материи и вторичности сознания, — и поэтому для юриста-марксиста неприемлем.
Во-вторых, абстрактная философская конструкция всеобщей организации и функционирования явлений и процессов материального и духовного мира выступает действенным средством научного целеполагания, обеспечивает постановку научно обоснованных целей исследования и способствует определению оптимальных путей их реализации. Законы и категории философии ориентируют исследователя на то, что конечные результаты познания должны завершаться познанием наиболее значимых сторон, связей исследуемых правовых явлений, каковыми являются его форма, содержание и сущность; что в процессе достижения таких знаний необходимо самым тщательным образом изучить соотношение формы и содержания, причины и следствия, отличать внешнее воздействие социальных явлений от его структурных, внутренних связей, переход количественных изменений в качественные и т. д.
В-третьих, законы и категории диалектики выступают объективным критерием оценки фактов и теоретических знаний, полученных в ходе исследования. Объяснение как логическая процедура подведения под общее достоверное знание вновь выявленных явлений, их компонентов неизменно включает в себя стадию проверки полученных знаний на соответствие законам и категориям диалектики. Признание того, что новые знания не противоречат всеобщим философским положениям, дает весомые гарантии их достоверности, но этот вывод все же не является окончательным. Действительная диалектика правового явления, процесса может быть раскрыта лишь в ходе всестороннего и полного анализа исследуемого, взятого в его конкретно-исторических условиях и историческом развитии, самодвижении.
Проявление всеобщего в конкретном не всегда обнаруживается очевидно и бесспорно. Например, все юристы уверены в том, что право, как и любое иное явление, обладает сущностью, но до сих пор не могут выявить эту сущность, ищут действительное понимание права. Дискуссии среди юристов ведутся и относительно содержания и сущности юридической ответственности, понятий «источник права», «правоотношение», «правопорядок». Сложность поисков всеобщего в конкретном объясняется тем, что всеобщее не имеет своей особой формы, а проявляется в виде свойств, связей, сторон конкретного явления, процесса. Для познания же конкретных связей, свойств явления, составляющих его сущность, содержание, являющихся необходимыми либо случайными, требуется проведение специальных научных исследований.
В целях облегчения процесса выявления всеобщих черт, признаков диалектики конкретных правовых явлений советские правоведы предлагали провести специальные исследования, призванные выявить специфику проявления всех категорий диалектики в правовой науке. Разработка специфики применения законов и категорий материалистической диалектики к изучению государства и права рассматривалась в качестве важнейшей методологической проблемы юридической науки в середине 1960-х гг. Предлагалось создать нечто вроде подотрасли материалистической диалектики, в которой всеобщее содержание философских категорий было бы дополнено некоей совокупностью специфических признаков, связей, присущих только правовым явлениям. В результате предполагалось, что такие адаптированные к специфике правовой материи категории диалектики должны были облегчить процесс раскрытия диалектики конкретных правовых явлений. Однако попытки реализовать подобную идею не привели к ожидаемым результатам.
Философские законы и категории подлежат применению в познании всей совокупности явлений и процессов, исследуемых как в общей теории, так и в остальных многообразных юридических науках. Поэтому выделение юристами общих диалектических признаков, которые были бы характерны всему многообразию политико-правовых явлений и процессов и одновременно входили бы в содержание философских категорий, оказалось делом не только невозможным, но и методологически несостоятельным.
Попробуйте, например, найти дополнительные признаки, которые бы характеризовали специфику применения философской категории «сущность» в познании таких явлений, как норма права, правонарушение, федеральный налог на имущество граждан, гражданско-правовой договор купли-продажи, право государственной собственности на землю и обязанность граждан воспитывать своих детей. А подобная процедура, если последовательно исходить из идеи создания философии права, должна быть проделана и со всеми остальными категориями диалектики. В условиях многообразия правовых явлений можно лишь проиллюстрировать процесс действия философских категорий на примере какого-либо явления, процесса, но невозможно раскрыть диалектику действия права.
Процесс выведения всеобщего из особенного, равно как и раскрытие диалектики конкретного явления, представляет собой самостоятельные научные исследования. Между философским и специальным знанием имеется качественное различие. Всеобщее абстрагируется полностью от особенностей каждого процесса, тогда как каждый предмет, явление характеризуется спецификой проявления диалектики. Поэтому формально-логическая подгонка конкретного под законы и категории диалектики не имеет ничего общего с наукой, является, как говорил Ф. Энгельс, «ребяческим занятием». Для раскрытия специфики проявления диалектики на уровне конкретного явления важно не только знание всеобщего, но и конкретного, которое может быть получено в ходе специальных исследований с применением арсенала современных методов научного познания.
Таким образом, в правовой науке теоретическая функция законов и категорий диалектики как опорных пунктов, ступенек на пути отыскания новых знаний проявляется на всех стадиях научного познания и значительно облегчает и сокращает путь к истине, постижению объекта и предмета данной науки. Аналогичную роль в познании государства и права могут играть законы и категории других философских направлений при условии, что они верно отражают всеобщие объективные связи природы, общества и мышления. Ложные, субъективные философские конструкции не помогают, а затрудняют процесс научного познания конкретного тем, что вуалируют действительные проблемы научного познания плотным забором из вымышленных, субъективных суждений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.