Мировоззренческая функция философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мировоззренческая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что философия предоставляет ученым-правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой.

Особую ценность для правовой науки имеют: 1) всеобщие знания об организации и о функционировании человеческого общества, его движущих силах, источниках и формах развития и — самое главное — о роли в этом процессе государства и права; 2) положения, выводы о месте человека в обществе, его социальном и правовом статусе, способах взаимодействия с другими социальными индивидами и обществом в целом; 3) философская характеристика сущности и процессов познания, форм и методов познания закономерностей общества, критериев, уровней и форм научного знания, соотношения научного с религиозным, иными формами ненаучного знания.

Имея непосредственным предметом лишь внешние связи политико-правовых явлений с иными сферами общества, правовая наука не исследует проблемы организации общества как целостного организма, функционирующего и развивающегося по своим законам и при этом действенно влияющего на все свои части, в том числе государство и право. Каждое философское учение сообразно своим основаниям дает уникальную информацию относительно способов организации общества, его основных сфер, хотя и не достигает цели социальной философии: исследует общество односторонне и не раскрывает конкретных законов функционирования и развития общества.

Например, современный позитивизм рассматривает общество как систему взаимосвязанных социальных институтов, призванных взаимодействовать таким образом, чтобы обеспечить стабильность всей социальной системы, нормальное функционирование всех ее частей. Психологическое направление социальной философии рассматривает общество, его институты через призму психологических явлений и процессов, пытается раскрыть особенности организации современного общества, исходя из данных индивидуальной психологии: желания и воли индивида, психологического настроя отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. В социальной философии М. Вебера в качестве основной организующей и движущей силы общества выделяется поведение и деятельность как индивидов, так и отдельных социальных групп, а основное назначение социальной философии сводится к пониманию самих действий и их мотивов, основанных на соответствующих духовных ценностях.

В философских учениях, не поднимающихся до уровня познания социальных законов, знания об обществе и о роли в нем государства и права излагаются в описательной форме и чаще всего представляют собой апологию существующего общества и правопорядка. Даже великий немецкий философ Г. Гегель, раскрывая Диалектику права, не удержался от соблазна представить свое родное прусское полицейское государство в качестве вершины и образца разумности реально действующего права. Равным образом современные социальные философии видят вершину и конечный путь развития человеческого общества в существующем буржуазном (гражданском) обществе, полностью воплощающем его идеалы свободы, равенства и материального благополучия.

Наиболее развитые системные знания закономерного хода развития общества, государства и права содержит исторический материализм — необходимая часть диалектического материализма. Материалистическое решение основного вопроса философии о первичности материи и вторичности сознания было распространено К. Марксом и Ф. Энгельсом на исследования общества. Они показали, что основу общества составляют материальные экономические отношения, что именно они определяют собой все остальные социальные сферы общества, в том числе государство и право. При этом в обществе действуют объективное право и отражающие его законы государства. Объективное право представляет собой юридическую форму экономических отношений и не зависит от субъективного усмотрения лиц, причастных к законотворческому и правотворческому процессу. Экономически господствующий класс рано или поздно берет государственную власть в свои руки для того, чтобы в форме законодательства закрепить свою волю в качестве общеобязательных велений и тем самым обеспечить наиболее полное удовлетворение своих материальных и иных интересов. В силу названных причин действующее в классовом обществе законодательство по преимуществу представляет собой волю господствующего класса, а не действительное объективное право. Наиболее широкие возможности для воплощения объективного права в законодательстве может предоставить только социалистическое государство как выразитель воли и интересов наиболее широких трудящихся масс.

Центральное место во всех социальных философских учениях занимает человек, с его интересами, потребностями, мерой свободы и социальными связями с другими индивидами, социальными группами и обществом в целом. При этом предпринимаются попытки раскрыть социальный идеал общества, в которой личность признавалась бы высшей социальной ценностью, а в ее отношениях с другими индивидами, социальными группами, обществом н целом полностью воплощались бы такие всеобщие социальные Ценности, как добро, справедливость, равенство, свобода. Общественный идеал, отмечал П. И. Новгородцев, имеет основой понятие личности, представляющей ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Личность не может рассматриваться в качестве средства достижения общественной гармонии; «напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели»[2].

С позиций созданного общественного идеала личности каждая социальная философская доктрина критикует имеющиеся недостатки, присущие современному гражданскому обществу, и вырабатывает пути, как правило, эволюционного развития гражданского общества и формирования условий для всестороннего и свободного развития личности. В достижении общественного идеала значительная роль отводится праву. Поэтому представления философов о путях и способах повышения роли права в обеспечении свободного развития и творческой деятельности личности оказывают прямое и непосредственное влияние на формирование основополагающих принципов правовой науки, понимание природы права, его роли в современном обществе и основных направлений его дальнейшего развития.

Частью мировоззрения ученых-правоведов являются их взгляды на процесс научного познания объекта и предмета правовой науки, критерии научного знания, пути и способы получения достоверных, объективных знаний, которые они также формируют под непосредственным влиянием философии, имеющей предметом всеобщие закономерности развития познания. Философия права уделяет первостепенное внимание таким проблемам, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания. В составе философии содержатся и регулятивные принципы — всеобщие принципы научного познания, которым должно удовлетворять любое научное исследование, а также совокупность общих логических методов: анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, герменевтика, феноменологический метод и др. Значительная часть современных философских учений признают методологический плюрализм, т. е. исследователь имеет право по своему усмотрению выбирать методы научного познания, которые, по его мнению, являются наиболее эффективными в познании и будут обеспечивать получение необходимых знаний.

Воздействие философии на правовую науку не ограничивается одной мировоззренческой функцией, поскольку одного знания и даже признания тех или иных философских положений для успешного развития конкретных наук явно недостаточно. Советские правоведы без каких-либо сомнений признавали диалектический и исторический материализм философской основой своих исследований и правовой науки в целом. Однако они не сумели провести положения марксистской доктрины в своих исследованиях государства и права и оставались марксистами только в собственном воображении. На деле же советская правовая наука продолжила лучшие традиции дореволюционной юридической науки и оставалась сугубо позитивистской, если можно так выразиться, лишь слегка подпорченной марксизмом.

Чтобы обеспечить действительную реализацию своих положений, выводов, составляющих основу мировоззрения ученых-правоведов, философия выполняет иные функции, среди которых особое значение имеют теоретическая, логическая и гносеологическая функции.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.